Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 11:25, реферат

Описание работы

За последние три года в правовой жизни нашего общества в сфере создания и использования произведений науки, литературы и искусства произошли существенные изменения. С принятием 10 июня 1996 года закона РК "Об авторском праве и смежных правах" завершилось формирование казахстанской системы авторского права как системы норм, предусматривающих очень высокий уровень охраны прав авторов, полностью соответствующий требованиям Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений, являющейся своеобразным мировым эталоном защиты авторских прав.

Содержание работы

Введение 3
1 Авторское право 4
1.1 Понятие и значение авторского права 4
1.2 Принципы авторского права 4
2 Основные категории авторского права 5
2.1 Объекты авторского права 5
2.2 Основные разновидности объектов авторского права 6
2.3 Субъекты авторского права 7
2.4 Субъекты авторского права на зависимые произведения 9
2.5 Иные субъекты авторского права 9
3. Права авторов и их защита 10
3.1 Права авторов, их содержание и осуществление 10
3.2 Основные способы защиты авторских прав 12
3.3 Органы защиты авторских прав 12
4 Авторско-правовая охрана программной продукции ЭВМ 13
4.1 Понятие программной продукции 13
4.2 Гражданско-правовые способы охраны программной продукции 14
4.3 Авторско-правовая охрана программной продукции 15
Заключение 16

Файлы: 1 файл

авторское право.docx

— 61.40 Кб (Скачать файл)

идее, новой научной концепции.

В отличие от новизны творческой деятельности, есть  новизна  произведения творчества,  получившего   объективированное   выражение.   Она   составляет обязательный и самостоятельный признак, установленный  законом  в  отношении изобретений, промобразцов и т.д., т.е. результатов научного  и  технического творчества.

Применительно к объектам авторского права закон не называет признака новизны. В юридической литературе новизну произведения связывают с его темой, идеей, содержанием, формой.

Другой признак произведения - объективная форма выражения.  Пока  замысел автора  не  проявился  вовне,  нет  объекта   охраны.   Его   воплощение   в произведение  литературы,  науки  и   искусства   требует   соответствующего правового  регулирования,  объективная  форма  произведения  означает  любое выражение вовне  идеи,  образа,  мысли,  доступной  для  восприятия  других. Каждое  произведение  имеет  конкретную  форму  выражения.  Оно  может  быть

устным, письменным, в форме  рукописи, чертежа и т.д.

Для признания произведения объектом  авторском  права  закон  не  требует завершенности   работы.   Произведение   может   быть   незаконченным, но обеспечивается  правовой  охраной.  В  перечне  объектов  авторского   права названы эскизы, планы и т.д., которые,  как  правило,  используются  автором при создании произведения.

Закон связывает объективную  форму  выражения  произведения  творчества  с возможностью его  воспроизведения,  повторения.  Так,  рукопись,  в  которой воплощен замысел автора, может быть издана,  экранизирована, использована иным  образом,  объективный  труд  может   быть   воспроизведен   различными способами.

К  формам  воплощения  произведения  закон   относит  рукопись,   чертеж, изображение, различные виды механической записи и т.д. Произведение,  должно быть  облечено  в  такую  объективную  форму,  которая  позволяла   бы   его воспроизводить другим лицам  без  участия  автора.  Если  ту или   другую форму воплощения творческого замысла практически  невозможно  воспроизвести, то такой результат творчества не  может  быть  признан  объектом  авторского

права.

 

2.2 Основные разновидности объектов авторского права

 

Литературные   произведения  составляют   значительную   часть   объектов авторского права. Особенность их в том, что мысли, чувства,  идеи  и  образы выражаются  посредством  слова  в  оригинальной  композиции  и  оригинальном изложении.

В  структуре  литературного  произведения   выделяется   тема,   материал, идеология,  образная  система,   сюжет,   язык,   заглавие.   Эти   элементы литературного произведения разделяются  на  юридически  безразличные,   т.е.  тему,   материал,  сюжет,  идейное  содержание,  и    юридически  значимые - образная система и язык. Использование  значимых  элементов  произведения  в ряде случаев требует согласия автора.

Литературная обработка  как вид творческой деятельности возникла в связи  с необходимостью записи рассказов "бывалых людей",  мелодий  народных  певцов, т.е.  людей,  не  имеющих  опыта  литературной   или   музыкальной   работы. Записанный и  обработанный  литературный  материал  отвечает требованиям, предъявляемым   законом   к литературным или музыкальным произведениям. 

Вместе  с  тем  в  законе  нет  специальной  нормы,  регулирующей  отношения "бывалых людей" и литературных  (музыкальных)  обработчиков.   На   практике первые признаются авторами  произведения,  вторые  -  авторами  литературной записи.

Наряду с произведениями литературы  можно  выделить  группу  произведений искусства:

музыкальные, хореографические, сценические,  произведения изобразительного искусства, кинофильмы, телефильмы и др.

Музыкальные   произведения выражаются  в  сочетаниях  звуков,  образующих мелодию и связанных ритмом и гармонией. Они имеют форму ораторий,  симфоний, сонат,  квартетов  и   т.п.   Кроме   музыкальных   существуют   музыкально- драматические произведения, которые создаются  на  литературно-драматической основе (либретто) и исполняются на сцене в виде опер, балетов, оперетт.

Музыкальные  произведения  записываются  композитором  особыми   знаками, позволяющими фиксировать его творческий замысел. Нотная запись  музыкального произведения образует клавир, представляющий собой  переложение  оркестровой пьесы,  оперы  для  фортепьяно,  или  партитуру,   содержащую   все   партии многоголосого музыкального произведения.

Музыкальное произведение может  воспроизводиться путем  переписки  нот  от руки, копирования их на множительной технике, издания  в  печати,  публичном исполнения и т.д.

Обработка  чужих произведений, оркестровка,   переложение относятся  к  объектам  авторского  права,   если   они   содержат   элемент творчества.

Хореографические  произведения   и   пантомимы   создаются   при   помощи пластических  движений   человеческом тела.   В   сочетании   с   музыкой хореографическое   произведение   образует музыкально-сценическое произведение.

Из  числа  произведений   изобразительного   искусства   можно   выделить произведения  живописи,   скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства,  иллюстрации,  рисунки   и  т.д.  Художники,  скульпторы  создают оригинальные   произведения,   которые могут воспроизводиться путем изготовления копий либо самими авторами, либо иными лицами.

Архитектурные  произведения,  отнесенные  к  объектам  авторском   права, представляют  собой  синтез  инженерного   искусства,   бионики,   живописи, скульптуры, науки, архитектуры.  В  них  слиты  наука,  техника,  искусство. Эскизный  архитектурный  проект,  в  котором  воплощается  замысел  зодчего, содержит решение будущего сооружения, внутреннее  развитие  его  сочлененных

пространств, их объемы, фактуру  и цвет. На основе  эскизного  архитектурного проекта строятся здания, сооружения, ансамбли и т.д.

В юридической литературе бытует  мнение,  что  авторское  право  охраняет материальные носители, в которых выражен результат  творчества  архитектора. Это  мнение   представляется   спорным,   ибо   авторское   право   охраняет совокупность идей и образов. Что же касается материальных носителей, то  они являются предметами, в отношении которых действует вещное право с  присущими ему способами охраны.

 

2.3 Субъекты авторского права

Субъектами авторском  права выступают лица, создавшие  творческим трудом произведения литературы, науки и искусства (авторы).

Возникновение  субъективных  авторских  прав  у гражданина не зависит  от возраста, состояния здоровья, имущественного  положения,  места  создания  и выпуска произведения в свет и т.д.

Иностранный  гражданин  может  быть  субъектом  казахстанского  авторского права, если его произведение впервые выпущено в свет  на  территории  страны либо не выпущено, но находится на ее  территории  в  какой-либо  объективной форме. Когда произведение иностранного автора впервые  выпущено  в  свет  за границей или находится там в  объективной  форме,  он  становится  субъектом

казахстанского авторского права только в силу заключенных  РК соглашений и  в пределах, ими установленных.

Субъективные авторские  права возникают у автора в  результате факта создания произведения. Его права в юридической литературе принято называть первоначальными.

Наряду с авторами к  субъектам авторского права относятся  лица (граждане и организации), которые не  участвуют  в  создании  произведений   литературы, науки  и  искусства. Их  называют  правопреемниками.   К  правопреемникам переходит  определенный  круг   авторских   правомочий   по использованию произведения автора. Основаниями такого перехода служат закон,  наследование

или договор  с  автором. Правопреемниками становятся наследники. государство, организации (издательства, театры и др.), оформившие с  автором договорные отношения по использованию его произведения.

Круг правомочий указанных  лиц уже, чем у автора, а по характеру правомочия производны, так как переходят от автора.

Наследники   как субъекты  авторского  права  приобретают  права  в  силу закона или завещательных распоряжений. По закону и по  завещанию  наследнику принадлежит  право  на  опубликование,  воспроизведение  и   распространение произведения,  право на вознаграждение. Наследник вправе  решить  вопрос  об использовании изданных произведений, а также тех,  что  еще  не  выходили  в свет.

Различия прав наследника и действительного автора проявляются  не только в их объеме, но и в сроке действия. Авторские права наследников действуют в течение 25 лет после смерти автора.

Государство   становится   субъектом   авторского   права  в  определенных случаях:   при   принудительном   выкупе   авторского   права, объявлении произведения   достоянием   государства,   ликвидации   юридического   лица, обладавшего авторским правом.

Согласно ст. 497  ГК,  принудительно  выкуплено  государством  может  быть авторское право  на  издание,  публичное  исполнение  и  иное  использование произведения.  В  каждом  случае  принимается  постановление  правительства, которое   определяет   порядок   и   условия   использования   произведений. Государство становится обладателем не всей совокупности  авторских  прав,  а лишь отдельных правомочий.

Другим  основанием  признания  государства  субъектом   авторском   права является объявление произведений достоянием государства. Закон имеет в  виду произведения, в отношении которых истек срок действия авторского права  (ст. 496 ГК). И в этом случае принимается постановление правительства, • которое определяет  порядок  и  условия  использования   произведений,   объявленных достоянием государства.

Действующее законодательство закрепляет авторское право за юридическими лицами в случаях и пределах, специально установленных законодательством.

Гражданский  Кодекс  признает за   издательствами,   выпускающими энциклопедии,  газеты,  журналы,  сборники  научных трудов и другие продолжающиеся  издания, право   на  использование  произведения  (книги, журнала, сборника, газеты) в целом ( ст. 479 ); за кино-  и  телестудиями  -

право на использование фильма в целом (ст. 480); за  организациями  эфирного вещания - право  разрешать  другим   организациям   ретрансляцию,  запись  и воспроизведение   их   передач,   а   также   право   разрешать публичное воспроизведение телепередач  (ст.  480).  Однако  эти  права  не  называются законом авторскими.

Такой подход дает основание  закрепить в законе авторские  права за  членами творческого  коллектива,   объединившего   автора   сценария,   композитора, художника,   режиссера-постановщика,   оператора   и других творческих работников.   Ведь.   строго   говоря, влюбом случае  произведение создается творческим трудом конкретных граждан, а юридические   лица   могут становиться субъектами авторских  правоотношений   лишь   в   случаях использования ими произведений, а не в качестве авторов (создателей).

 

2.4 Субъекты авторского права на зависимые произведения

 

Субъектом авторского  права  выступает  составитель  сборника.  Его  труд выражается в том,  что он   организует, обрабатывает,  систематизирует либо восстанавливает те или иные произведения.  При  составлении сборника литературных произведений с текстологической подготовкой составитель  наряду с  отбором  материала  для  включения  в   сборник   проводит   определенную исследовательскую работу.

Составители   используют   произведения,  составляющие предмет  чьего-либо авторского права или таковым не являющиеся. При формировании  сборника  из произведений, имеющих авторов, составитель должен получить их  согласие.  Он пользуется авторским правом на сборник при условии соблюдения прав  авторов, чьи произведения обработал или систематизировал ( ст. 487 ГК).

Сборники   могут состоять  из  произведений,   не   являющихся  предметом чьего-либо авторского права:  законы,  судебные  решения,  иные  официальные документы,   произведения народного творчества, авторы  которых  неизвестны, произведения, не охраняемые авторским правом, и др.  Подготовившему  сборник из   названных   произведений   принадлежит   авторское   право,   если   он самостоятельно их обработал или систематизировал.

Согласно ст. 485 ГК, перевод - самостоятельный объект авторского права, а лицо, его осуществившее, признается субъектом  авторскою  права.  Переводчик обладает рядом правомочий

на выполненный перевод:   на  обозначение  своего  имени, опубликование, воспроизведение и распространение перевода, на авторское  вознаграждение  и т. д.

Для перевода требуется согласие  автора  оригинального произведения.  Автор и переводчик пользуются авторским правом  на  отдельные объекты (оригинальное произведение  и  выполненный  перевод).  Использование перевода допускается с согласия переводчика.

Право автора разрешать перевод  своего произведения на другой язык в  целях дальнейшего  использования  дает  ему  право  получать   вознаграждение   за использование произведения на другом языке. Размер, условия и порядок выплаты вознаграждения  предусматриваются в постановлениях правительств республик.

 

2.5 Иные субъекты авторского права

 

Развитие  творческой   деятельности,   технических   форм воспроизведения ее результатов давно поставили  на  повестку  дня  вопрос  о расширении круга участников   авторских   правоотношений   за   счет включения в  их  число, например, артистов-исполнителей, режиссеров-постановщиков,   изготовителей фонограмм, вещательных  организаций,  использующих  современные   средства   приема   и передачи звука и изображения (в частности, спутники,  кабельное  телевидение и т.п.).

Информация о работе Авторское право