Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:30, реферат
Барон Энтони Гидденс— британский социолог, 1938 года рождения . Созданная им теория структурации позволяет проанализировать взаимосвязи современного общества. Гидденс считает, что ни действие, ни структура не могут существовать независимо друг от друга. Социальные действия создают структуры и их воспроизводят. Для описания взаимодействия структур и социальных действий Гидденс использует термин «Structuration», «структурация», подчеркивая двойственность структуры: структуры делают возможным социальное действие, а социальное действие создает те же самые структуры.
Барон Энтони Гидденс— британский социолог, 1938 года рождения .Родился в Англии, в городе Лондон Созданная им теория структурации позволяет проанализировать взаимосвязи современного общества. Гидденс считает, что ни действие, ни структура не могут существовать независимо друг от друга. Социальные действия создают структуры и их воспроизводят. Для описания взаимодействия структур и социальных действий Гидденс использует термин «Structuration», «структурация», подчеркивая двойственность структуры: структуры делают возможным социальное действие, а социальное действие создает те же самые структуры. Это положение Гидденс иллюстрирует на примерах речи и языка. Чтобы язык сохранился, на нем должны говорить и писать в соответствии с существующими правилами. Язык — это структура, состоящая из правил общения, которая кажется независимой от любого индивида. Язык изменяется: появляются новые слова, забываются старые. Это пример того, как люди своими действиями могут трансформировать и воспроизводить структуры.
Объясняя природу социальных систем или институтов, Энтони Гидденс представляет социальную систему как образец социальных отношений, существующий в определенное время и в определенном пространстве. Системы и институты тесно связаны с деятельностью людей, которых Гидденс зачастую называет агентами, подразумевая при этом их изначально активную позицию в обществе. Структура влияет на поведение человека благодаря знанию об обществе, которым располагают агенты. В обществе есть большое количество «общего знания» о том, как вести себя и как поступать с вещами. Это позволяет агентам ориентироваться в повседневной жизни и оперировать окружающими предметами. В своем поведении агенты используют знание правил общества, зафиксированных в его структуре. Они также пользуются материальными и властными ресурсами, являющимися частями структуры общества.
Гидденс считает, что люди наделены стремлением к стабильности в социальной жизни. У них есть потребность в онтологической безопасности или уверенность, что природа и социальный мир останутся такими, какие они есть, что, может быть, связано с естественной заботой о физическом сохранении тела. Согласно теории Гидденса, существование общего знания и потребность в онтологической безопасности способствуют воспроизводству предписанных образцов в социальной жизни. Образцы поведения повторяются, благодаря чему воспроизводятся структуры общества, социальная система и институты. Однако в этом процессе всегда заключена возможность изменения общества. Люди постоянно думают, что они делают, и оценивают, достигаются ли их цели. Если они не достигаются, агенты могут изменить свое поведение. При этом могут меняться образцы взаимодействия, ас ними и социальная структура. Для социолога само понятие «агент» предполагает людей, способных трансформировать окружающий их мир посредством своих действий, а также воспроизводить его. Именно таким образом социальные системы и существуют — через целостную непрерывность социальных практик, исчезающих во времени. Определенным социальным позициям в обществе соответствует «социальная идентичность, влекущая за собой определенный (однако расплывчато заданный) круг прав и обязанностей, которые актор, соответствующий этой идентичности (или «лицо», занимающее эту позицию), может активировать или выполнить: эти права и обязанности формируют ролевые предписания, связанные с той или иной позицией».
В обществе поведение людей, по Гидденсу, сдерживается наличием властных отношений, ибо все социальные действия так или иначе связаны с этими отношениями. При этом он рассматривает власть как инструмент, с помощью которого агенты-люди могут изменить положение вещей или действия других людей (сдерживать их или ограничить их свободу). В то же время власть увеличивает свободу действий тех агентов, которые ею обладают; следовательно, то, что ограничивает одного, позволяет другому действовать более разнообразно.