Бедность и методы борьбы с ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 05:43, реферат

Описание работы

В России сегодня нельзя эффективно решить проблему бедности, не совершенствуя политики оплаты труда. Признавая безусловную необходимость разработки программ адресной социальной помощи населению, отметим, что в современных условиях такие программы в значительной мере направлены на борьбу со следствием, т.е. высоким уровнем бедности значительной части трудоспособного населения, а не с порождающей его причиной. Поэтому необходимо детально исследовать те механизмы рынка труда, которые «способствуют» возникновению бедности и создают риск попадания в категорию бедных трудоспособного населения.

Файлы: 1 файл

Bednost_metody_borby_s_bednostyu.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Выполнение  задачи преодоления бедности требует  комплексного подхода и реализации системных мер как общегосударственных, так и на региональном и местном  уровнях. При этом главная роль в  комплексе мероприятий по сокращению бедности должна принадлежать мерам предупредительного характера.

Это, прежде всего, реализация макроэкономической и отраслевой политики, благоприятствующей экономической  стабилизации и росту.

Следующей составной  частью  государственной стратегии  борьбы с бедностью явилась «антикризисная программа Правительства РФ в части мер поддержки населения, которые замедлили падение заработной платы и способствовали значительному росту пенсий даже в кризисном 2008 г. Согласно данной программе «в 2009 г. реализовано:

•двукратное увеличение минимальной заработной платы в январе 2009 г.;

•повышение максимального размера пособия по безработице в 1,5 раза;

•повышение заработной платы федеральным работникам бюджетной сферы;

•неоднократное повышение размера пенсий;

•повышение ряда социальных пособий за счет их индексации по уровню инфляции;

•проведение дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, таких как опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, организация общественных и временных работ, оказание адресной поддержки в виде организации переезда в другие населенные пункты, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости»

Борьба с  бедностью предполагает наличие  достоверной информации о ее масштабах, формах и тенденциях. В условиях обострения процессов социальной стратификации стало труднее среднестатистическими показателями отслеживать реальную картину уровня жизни населения. Поэтому на первый план выдвигается задача дифференцированного подхода к изучению уровня жизни и благосостояния различных групп населения. И прежде всего, необходимо установить уровень дохода, считающийся «порогом бедности», чтобы определить, сколько людей живет за этим «порогом» и, исходя из наличия финансовых ресурсов, в какой степени можно повысить доход этих людей. Следовательно, черта бедности является инструментом планирования и практическим средством разработки системы социальной защиты.

 

Создание  условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения

Наличие огромной массы малоквалифицированного труда (рабочих мест) и низкой заработной платы в большинстве видов  экономической деятельности — основная причина массовой бедности в среде  работающих. Именно это служит тормозом развития экономики, причиной низкого уровня производительности труда, низкой платежеспособности большинства населения и негативно влияет на формирование социальных фондов государства.

В России сегодня  нельзя эффективно решить проблему бедности, не совершенствуя политики оплаты труда. Признавая безусловную необходимость разработки программ адресной социальной помощи населению, отметим, что в современных условиях такие программы в значительной мере направлены на борьбу со следствием, т.е. высоким уровнем бедности значительной части трудоспособного населения, а не с порождающей его причиной. Поэтому необходимо детально исследовать те механизмы рынка труда, которые «способствуют» возникновению бедности и создают риск попадания в категорию бедных трудоспособного населения.

Основным направлением снижения масштабов распространения  бедности в России следует считать  подготовку и воплощение совокупности мер по переходу от политики социального  обеспечения к политике вовлечения в трудовую деятельность социально незащищенных категорий населения на рынке рабочей силы. Поэтому решение всех сложных вопросов занятости, оплаты труда, преодоления или сокращения бедности трудоспособного населения может идти по двум направлениям:

  1. Развитие и совершенствование рынка труда, включая вопросы занятости, мотивации труда, совершенствования системы оплаты труда, роста его производительности и легализации теневых доходов.
  2. Государственная поддержка тех трудоспособных, которые не в состоянии самостоятельно выйти из бедственного положения. Особые меры должны приниматься в случаях массовой безработицы, порождаемой банкротствами предприятий, а также вызванной техногенными и природными катастрофами. Необходимо создать условия для модернизации системы профессионального образования, для привлечения к труду трудоспособных инвалидов и других категорий людей с ограниченными возможностями.

Поскольку мероприятия  по созданию условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев  населения на современном российском рынке труда предусматривают и привлечение предприятий, отметим приоритетные направления по систематизации и приданию динамичности процессу формирования в регионах институтов социально-ответственных работодателей:

1) Формирование  социально ответственного поведения  бизнесменов на рынке труда (подразумевается пропаганда и популяризация принципов социальной ответственности). Одно из основных условий создания «этической экономики» видится в формировании нового типа экономического мышления и, как следствие, ответственных поведенческих реакций бизнеса на рынке труда. Современный бизнес должен мыслить масштабно и перспективно, понимать, что социальная ответственность перед обществом не только обязательна, но и прибыльна. В частности, выгодно инвестировать в человеческий капитал, потому что в будущем образованные и здоровые работники будут трудиться более эффективно. Об этом свидетельствует как зарубежный, так и отечественный опыт. Американские специалисты в области менеджмента К.Клок и Дж. Голдсмит считают исходными тезисы: «человеческий капитал – главный ресурс развития», «превыше всего — интеллект персонала».

2) Установление  взаимоответственности общества, государства  и предпринимательских структур, работодателей, менеджеров и наемных работников (т.е. всех участников социального партнерства). Это предполагает разработку технологий, критериев, мотиваций, стимулов, способствующих достижению главной цели — формированию социально-ответственного бизнеса.

3) Институционализация  концепции социальной ответственности  бизнеса, предусматривающая принятие  новых законов, определяющих нормы государственно-частного партнерства; разработку кодексов корпоративной ответственности, внедрение критериев социальной ответственности бизнеса.

Перечисленные меры по официальному росту денежных доходов населения и поддержке  бедного населения в комплексе с активными программами занятости должны вписываться в новую стратегию, связанную с усилением роли государства в социально-экономическом развитии. Однако это может дать результат только при условии, если оно станет эффективным, избавившись от коррупции. В равной мере это относится и к развитию института социального партнерства, трансформации предпринимательства в социально-ответственный институт, а профсоюзов – в действенный институт защиты социально-трудовых прав.

 

Меры  содействия сокращению бедности среди социально

уязвимых групп  населения

Реформирование  системы социальной защиты населения  требует перехода «от политики социальной помощи, носящей в основном заявительный характер, к превентивной (предупреждающей) социальной политике защиты различных групп населения. В этой связи должны быть усилены действия органов и учреждений социальной защиты, направленные на социальную реабилитацию таких групп: инвалидов, многодетных семей, безработных, лиц без определённого места жительства и т.д. Любые действия, адресованные этим группам, должны быть направлены на усиление их экономических и социальных позиций в обществе и исключение «ловушек» бедности».

Здесь важно  расставить приоритеты, учитывающие  реальные потребности населения: какой  объем финансовых ресурсов распределять в виде социальной помощи, кому предоставлять ресурсы (бедным детям, остронуждающимся пенсионерам и др.), в какой пропорции их делить, следует выработать критерии их распределения. В действительности социальная защита распространяется на две категории населения:

- социально-подавленные  группы (нетрудоспособные граждане, в том числе пенсионеры по возрасту, инвалиды различных категорий; потерявшие кормильца; дети; многодетные и неполные семьи);

- социально-отвергнутые  группы (безнадзорные дети, лица  без определенного места жительства, наркоманы, алкоголики и др.).

Корректно определить социально-отвергнутые группы не представляется возможным, поскольку отсутствуют достоверные данные. Кроме того, наркоманы и алкоголики не причисляются к объектам «социальной защиты», а лишь считаются «социально больными» и выпадают из поля зрения целенаправленной политики. По всей видимости, следует внести изменения в структуру системы социальной защиты, пересмотреть формы и методы работы с различными категориями населения.

В настоящее  время предусмотрены следующие  виды пособий: пособие по временной  нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; пособие при рождении ребенка; пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособие на ребенка; пособие на погребение; пособие по безработице и др.

Однако не для  всех из установленных в законодательстве о социальном обеспечении пособий  можно применять при характеристике их целевого предназначения в обществе – защиту населения от бедности. Связано это с тем, что каждый вид социальных пособий имеет свою цель. Вот почему нельзя напрямую включать, например, такие пособия, как пособия по временной нетрудоспособности или пособия по беременности и родам в обозначенную группу.

Эффективная система  поддержки социально уязвимых бедных слоев общества должна обеспечиваться нижеследующими мерами.

  1. Повышение эффективности социальной защиты и усиление адресности социальной помощи бедным.
  2. Выравнивание уровня социальной обеспеченности и обеспечение равного доступа населения к социальным услугам.
  3. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
  4. Преобразования отечественной пенсионной системы и стабилизация уровня пенсионного обеспечения.

 

 

 

 

Заключение

  1. Бедность — это значимый феномен каждого общества, который возникает в результате нарушения объективно обусловленных пропорций воспроизводства: пропорций производительной деятельности (соотношения социально неоднородных видов труда, соотношения занятого и незанятого в общественном производстве населения), пропорций состояния (дифференциации населения по уровню обеспеченности материальными, духовными и социальными благами). В основе этих пропорций лежит ключевая пропорция между производительной и потребительной силой общества, выражением которой является соотношение рабочего и свободного времени.
  2. Бедность как экономическую категорию необходимо рассматривать с двух ее сторон — экономической и социальной, а именно с точки зрения отсутствия экономической возможности доступа индивида к материальным и духовным благам массового спроса.
  3. Относительность понятия бедности и ее непреодолимость как социального явления показывают выявленные противоречия множественных форм бедности (первичная и вторичная, временная и устойчивая, эндемическая и локальная, экономическая и социальная бедность, бедность по доходам и социологическая бедность), поскольку, с одной стороны (соответствует первая форма бедности), бедность может быть преодолена, а с другой стороны (соответствует вторая форма), бедность неискоренима.
  4. Многочисленные попытки оценить масштабы распространения бедности сводятся к признанию необходимости определения так называемой черты бедности - установленного уровня жизни, положение ниже которого означает состояние бедности, и представляют достаточно противоречивую картину.
  5. Значительное влияние на рост бедности оказал такой фактор как рост межрегиональной дифференциации по уровню экономического и социального развития в силу разных стартовых условий и специфики регионов. Выделение типов регионов по профилю бедности, в основном отражающих наиболее явные региональные различия социально-экономического развития в целом, позволяет утверждать, что наиболее высокая доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума сосредоточена в тех российских регионах, где наблюдается низкая эффективность использования экономического потенциала.
  6. Культурологический подход к анализу феномена бедности в России позволяет более глубоко осмыслить бедность малоимущих как социальное явление и понять механизмы ее воспроизводства. Существуют субкультурные факторы российской бедности, которые определяют характерные черты, присущие субкультуре бедности россиян (неверие в честный труд как средство выхода из ситуации бедности и достижения благосостояния; отсутствие честолюбивых установок; ориентация всей хозяйственной деятельности индивидов на выживание, а не на развитие и накопление и пр.).
  7. Дифференциация доходов и заработной платы населения обуславливают и дифференциацию потребительских расходов, которые являются выражением спроса соответствующей группы населения на соответствующем типе рынка.
  8. Заработная плата является формой дохода большинства населения — работников наемного труда, которые превалируют в структуре занятого населения. Сравнительный анализ уровня заработной платы в различных отраслях и секторах российской экономики показывает, что дифференциация заработной платы складывается за счет межотраслевого и внутриотраслевого неравенства в оплате труда, хронические очаги бедности сформировались в бюджетной сфере и в ряде стагнирующих отраслей промышленности. Низкий уровень оплаты труда этих секторов экономики — главная причина бедности работающего населения.
  9. Проблему бедности следует решать в двух направлениях одновременно: путем создания условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения и оказывая социальную защиту социально уязвимым группам общества. В целях преодоление бедности трудоспособного населения предлагается комплекс мероприятий по совершенствованию политики занятости, трудовой мотивации, совершенствованию оплаты труда, роста его производительности, что должно обеспечить повышение качества трудовых ресурсов, преодоление межтерриториальных различий в развитии трудовых ресурсов, рынка труда и уровне занятости населения, развитие рынка труда и содействие эффективной занятости.

Направление социальных программ «помощь бедным» связано с поддержкой тех, кто в данный момент нуждается в жизненных средствах. Роль государства здесь заключается в повышении эффективности социальной защиты и усилении адресности социальной помощи; выравнивании уровня социальной обеспеченности и обеспечении равного доступа населения к социальным услугам; реформировании жилищно-коммунального хозяйства; преобразовании отечественной пенсионной системы и стабилизации уровня пенсионного обеспечения.

Подготовка  и воплощение совокупности мер по переходу от политики социального обеспечения к политике трудовой деятельности, осуществляемой в защиту социально незащищенных категорий населения на рынке рабочей силы, позволят исключить возможность постоянного воспроизводства бедности.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Бобков В.Н., Зинин В.Г., Разумов А.А. Политика доходов и заработной платы. Доклад в рамках проекта МОТ «Преодоление бедности, содействие занятости и местное экономическое развитие в Северо-Западном федеральном округе РФ». М., 2004.
  2. Вавилина Н.Д. Бедность в России как социальное явление и социальная проблема: Монография.- Новосибирск: Изд-во Сибирской академии государственной службы, 2000
  3. Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х / Под ред. Т.М. Малевой / Н.В. Зубаревич, Д.Х. Ибрагимова и др.; Независимый институт социальной политики. — М.: НИСП, 2007. 432с.
  4. Овчарова Л.Н. Теоретические и практические подходы к оценке уровня, профиля и факторов бедности: российский и международный опыт / Л.Н. Овчарова ; Учреждение Российской акад. наук Ин-т соц.-эконом. проблем народонаселения РАН. — М.: М-Студио, 2009. 268с.

Информация о работе Бедность и методы борьбы с ней