Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 05:43, реферат
В России сегодня нельзя эффективно решить проблему бедности, не совершенствуя политики оплаты труда. Признавая безусловную необходимость разработки программ адресной социальной помощи населению, отметим, что в современных условиях такие программы в значительной мере направлены на борьбу со следствием, т.е. высоким уровнем бедности значительной части трудоспособного населения, а не с порождающей его причиной. Поэтому необходимо детально исследовать те механизмы рынка труда, которые «способствуют» возникновению бедности и создают риск попадания в категорию бедных трудоспособного населения.
Введение
Выполнение
задачи преодоления бедности требует
комплексного подхода и реализации
системных мер как
Это, прежде всего, реализация макроэкономической и отраслевой политики, благоприятствующей экономической стабилизации и росту.
Следующей составной частью государственной стратегии борьбы с бедностью явилась «антикризисная программа Правительства РФ в части мер поддержки населения, которые замедлили падение заработной платы и способствовали значительному росту пенсий даже в кризисном 2008 г. Согласно данной программе «в 2009 г. реализовано:
•двукратное увеличение минимальной заработной платы в январе 2009 г.;
•повышение максимального размера пособия по безработице в 1,5 раза;
•повышение заработной платы федеральным работникам бюджетной сферы;
•неоднократное повышение размера пенсий;
•повышение ряда социальных пособий за счет их индексации по уровню инфляции;
•проведение дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, таких как опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, организация общественных и временных работ, оказание адресной поддержки в виде организации переезда в другие населенные пункты, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости»
Борьба с бедностью предполагает наличие достоверной информации о ее масштабах, формах и тенденциях. В условиях обострения процессов социальной стратификации стало труднее среднестатистическими показателями отслеживать реальную картину уровня жизни населения. Поэтому на первый план выдвигается задача дифференцированного подхода к изучению уровня жизни и благосостояния различных групп населения. И прежде всего, необходимо установить уровень дохода, считающийся «порогом бедности», чтобы определить, сколько людей живет за этим «порогом» и, исходя из наличия финансовых ресурсов, в какой степени можно повысить доход этих людей. Следовательно, черта бедности является инструментом планирования и практическим средством разработки системы социальной защиты.
Создание условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения
Наличие огромной массы малоквалифицированного труда (рабочих мест) и низкой заработной платы в большинстве видов экономической деятельности — основная причина массовой бедности в среде работающих. Именно это служит тормозом развития экономики, причиной низкого уровня производительности труда, низкой платежеспособности большинства населения и негативно влияет на формирование социальных фондов государства.
В России сегодня нельзя эффективно решить проблему бедности, не совершенствуя политики оплаты труда. Признавая безусловную необходимость разработки программ адресной социальной помощи населению, отметим, что в современных условиях такие программы в значительной мере направлены на борьбу со следствием, т.е. высоким уровнем бедности значительной части трудоспособного населения, а не с порождающей его причиной. Поэтому необходимо детально исследовать те механизмы рынка труда, которые «способствуют» возникновению бедности и создают риск попадания в категорию бедных трудоспособного населения.
Основным направлением снижения масштабов распространения бедности в России следует считать подготовку и воплощение совокупности мер по переходу от политики социального обеспечения к политике вовлечения в трудовую деятельность социально незащищенных категорий населения на рынке рабочей силы. Поэтому решение всех сложных вопросов занятости, оплаты труда, преодоления или сокращения бедности трудоспособного населения может идти по двум направлениям:
Поскольку мероприятия по созданию условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на современном российском рынке труда предусматривают и привлечение предприятий, отметим приоритетные направления по систематизации и приданию динамичности процессу формирования в регионах институтов социально-ответственных работодателей:
1) Формирование
социально ответственного
2) Установление
взаимоответственности
3) Институционализация
концепции социальной
Перечисленные меры по официальному росту денежных доходов населения и поддержке бедного населения в комплексе с активными программами занятости должны вписываться в новую стратегию, связанную с усилением роли государства в социально-экономическом развитии. Однако это может дать результат только при условии, если оно станет эффективным, избавившись от коррупции. В равной мере это относится и к развитию института социального партнерства, трансформации предпринимательства в социально-ответственный институт, а профсоюзов – в действенный институт защиты социально-трудовых прав.
Меры содействия сокращению бедности среди социально
уязвимых групп населения
Реформирование системы социальной защиты населения требует перехода «от политики социальной помощи, носящей в основном заявительный характер, к превентивной (предупреждающей) социальной политике защиты различных групп населения. В этой связи должны быть усилены действия органов и учреждений социальной защиты, направленные на социальную реабилитацию таких групп: инвалидов, многодетных семей, безработных, лиц без определённого места жительства и т.д. Любые действия, адресованные этим группам, должны быть направлены на усиление их экономических и социальных позиций в обществе и исключение «ловушек» бедности».
Здесь важно расставить приоритеты, учитывающие реальные потребности населения: какой объем финансовых ресурсов распределять в виде социальной помощи, кому предоставлять ресурсы (бедным детям, остронуждающимся пенсионерам и др.), в какой пропорции их делить, следует выработать критерии их распределения. В действительности социальная защита распространяется на две категории населения:
- социально-подавленные группы (нетрудоспособные граждане, в том числе пенсионеры по возрасту, инвалиды различных категорий; потерявшие кормильца; дети; многодетные и неполные семьи);
- социально-отвергнутые
группы (безнадзорные дети, лица
без определенного места
Корректно определить социально-отвергнутые группы не представляется возможным, поскольку отсутствуют достоверные данные. Кроме того, наркоманы и алкоголики не причисляются к объектам «социальной защиты», а лишь считаются «социально больными» и выпадают из поля зрения целенаправленной политики. По всей видимости, следует внести изменения в структуру системы социальной защиты, пересмотреть формы и методы работы с различными категориями населения.
В настоящее время предусмотрены следующие виды пособий: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; пособие при рождении ребенка; пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособие на ребенка; пособие на погребение; пособие по безработице и др.
Однако не для
всех из установленных в
Эффективная система поддержки социально уязвимых бедных слоев общества должна обеспечиваться нижеследующими мерами.
Заключение
Направление социальных программ «помощь бедным» связано с поддержкой тех, кто в данный момент нуждается в жизненных средствах. Роль государства здесь заключается в повышении эффективности социальной защиты и усилении адресности социальной помощи; выравнивании уровня социальной обеспеченности и обеспечении равного доступа населения к социальным услугам; реформировании жилищно-коммунального хозяйства; преобразовании отечественной пенсионной системы и стабилизации уровня пенсионного обеспечения.
Подготовка и воплощение совокупности мер по переходу от политики социального обеспечения к политике трудовой деятельности, осуществляемой в защиту социально незащищенных категорий населения на рынке рабочей силы, позволят исключить возможность постоянного воспроизводства бедности.
Список использованной литературы: