Безработица как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ рынка труда, а также проблем безработицы и путей их решения.
Объектом исследования являются безработные.
Предметом исследования является социальная защита безработных.

Файлы: 1 файл

ДОК.docx

— 71.86 Кб (Скачать файл)

При этом специальные вакансии для инвалидов  работодатели для инвалидов в  службу занятости предоставляют  редко. Организация рабочих мест для инвалидов и показанных им условий труда предполагает существенные финансовые затраты работодателей. Поэтому работодатели пока не готовы трудоустраивать на работу инвалидов  и создавать им особые условия  труда и принимают их на малозатратные  и низкооплачиваемые работы.

Для работы с  инвалидами служба занятости предпринимает  меры для привлечения их в сферу  предпринимательства и самозанятости. Решением многих проблем трудоустройства  инвалидов может стать квотирование рабочих мест. Организация сотрудничества службы занятости и общественных объединений инвалидов будет  способствовать более эффективному включению граждан с ограниченными  возможностями в профессиональную деятельность.

 

   

Глава 3. Пути государственного регулирования  уровня безработицы  в Российской Федерации.

 

3.1. Пути государственного регулирования занятости и снижения безработицы.

 

Формирование механизма регулирования  занятости предусматривает специальные  меры, способные контролировать процессы, происходящие в сфере труда, и  осуществлять оперативные и взаимосвязанные  действия, позволяющие добиваться устранения диспропорций между спросом и предложением рабочей силы, а также предотвратить обострение проблем занятости. С одной стороны, - это проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости, введение системы стимулирования развития предпринимательства малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности. С другой стороны,  - изменение структуры спроса на рабочую силу путем сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест, регулирование предложения и повышение качества рабочей силы путем ее профподготовки, переподготовки, переквалификации, перемещения и трудоустройство экономически активных и трудоспособных, а с третьей – обеспечение социальной защищенности и материальной поддержки оставшихся без работы. В целях реализации политики занятости в Российской Федерации разрабатываются и реализуются Программы по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики, содействия занятости населения, борьбы с безработицей и помощи безработным. Ведущую роль в регулировании рынка труда занимает служба занятости. Основными направлениями ее деятельности являются трудоустройство граждан, квотирование рабочих мест для слабо защищенных категорий граждан, организация сезонных или общественных работ, профориентация и профессиональное обучение, выплата пособий по безработице. Трудоустройством экономически активных  и трудоспособных граждан, оставшихся без работы занимаются и биржи труда, в чьи функции входит изучение рынка труда, а также определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюнктуре рынка труда возможны в будущем.

 



 

 


 

 

 

 

Направления государственной  политики на рынке труда

При рассмотрении задач регулирования  рынка труда на региональном уровне следует заметить, что основные направления этого регулирования определены на общегосударственном, или макроуровне. Во-первых, регулирование рынка труда и здесь не может не входить в число основных приоритетов всей региональной политики, но должно осуществляться, и это понятно, в рамках своей компетенции при установленном Конституцией Российской Федерации порядке разграничения полномочий между федеральными и местными органами. Во-вторых, в регионах субъектами регулирования выступают теперь не высшие, а муниципальные органы законодательной и исполнительной власти. В-третьих, поскольку региональный уровень регулирования в иерархии занимает среднее положение между макро - и микроуровнями, то устанавливаемые ими правила регулирования не только взаимосвязаны с ними в порядке соподчинения, но идет противоречивый процесс взаимодействия этих уровней по корректировке предпринимаемых мер при столкновении интересов. В усилении процессов регионализации просматривается и другая сторона, нежелательная для развития рынка труда. В конце 90-х годов одновременно с регионализацией происходит «размывание» централизованных основ национального рынка и становится реальным фактом изолированность основ региональных. Ослабляется действие принципа федерализма в регулировании. Происходит ломка вертикальной связи в управлении рыночными процессами. Это является своего рода следствием усиления неравномерности социально-экономического уровня развития регионов. В случае успешного решения этих проблем политика занятости на российском рынке труда может постепенно трансформироваться в форму, свойственную высокоразвитым странам.

Состав элементов регулирования  рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть названных выше направлений  регулирования осуществляется преимущественно  властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической  политики (курс рубля, уровни пошлин, лицензии и квоты). В значительной степени  на федеральном уровне регулируются основные направления финанасово-кредитной политики. Принципиально по сравнению с федеральным уровнем регионы могут регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни – уровень предложения рабочей силы в регионе; могут регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и, в конечном счете, смертности трудоспособного населения), миграционные процессы. На региональном уровне в интересах рынка труда осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных (в том числе муниципальных и др.) закупок продукции предприятий всех форм собственности; целевое предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального и малого бизнеса. Подобно тому, как на федеральном уровне проблемы рынка труда должны стать наивысшими приоритетами наравне с ведущими направлениями реформ, региональное регулирование должно не просто учитывать интересы рынка труда, а сделать их равными с другими приоритетами региональной политики.

В число задач данного блока  на региональном уровне входят информационное обеспечение, повышение эффективности  трудоустройства, в том числе  за счет развития временных и общественных работ, развитие систем подготовки и  переподготовки рабочей силы, совершенствование  социальной поддержки безработных, самой структуры органов регулирования. Региональный уровень регулирования  рынка труда в отличие от государственного устанавливает местные специфические  особенности.

Несмотря на различное социально-экономическое  положение и состояние региональных рынков труда сохраняется множество проблем в обеспечении занятости. К ним относятся:

  • недостаточная реформированность трудовой сферы, приведшая к преобладанию неэффективной занятости, к наличию значительного числа неформально занятых, к отсутствию экономически обоснованной зависимости доходов работника от его трудового вклада;
  • снижение трудового потенциала квалифицированных кадров за счет сокращения производства в оборонно-промышленном, аграрном комплексах, сельхозмашиностроении и станкостроении, науке и научном обслуживании;
  • продолжающееся падение спроса на рабочую силу, дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда области;
  • медленное наращивание новых рабочих мест, особенно в производственных отраслях;
  • недостаточность инвестиций в новые технологии усугубляется негибкостью налоговой системы, серьезными недостатками в механизме ценообразования;
  • система государственного, профессионального образования медленно перестраивается, а у работодателей нет заинтересованности во внутрифирменном переобучении и повышении квалификации персонала;
  • недостаточность рынка жилья и низкие доходы населения ограничивают мобильность рабочей силы;
  • недостаточен контроль государственных органов за соблюдением отдельными работодателями норм трудового законодательства о режиме, охране и оплате труда;
  • трудоустройство отдельных социально-демографических групп населения (инвалидов, матерей-одиночек, лиц пенсионного возраста, граждан, вернувшихся из мест лишения свободы и т.д.) остается чрезвычайно сложным;
  • усиление дифференциации локальных рынков труда.

И в заключение я хочу еще раз  подчеркнуть приоритетные направления  регулирования рынка труда. В  первую очередь, - это трудоустройство  незанятых граждан, во-вторых,  их подготовка или переподготовка к современным видам деятельности и, в-третьих,  материальная поддержка безработных и нетрудоспособных граждан.

Объективная реальность, таким образом, обязывает пересмотреть не только основные позиции в регулировании рынка  труда, но и найти такие решения, которые позволили бы привести в  действие формы экономической активности в сфере занятости:

  • предпринимательство и самозанятость как высшие формы активности населения предпочтительнее с точки зрения развитости и регулирования рынка труда;
  • наемный труд, как рыночная категория, касается преобладающей части населения, которая на сегодня, в основном, и является объектом регионального регулирования;
  • безработица – это промежуточная форма экономической активности, выражающаяся в активном поиске и готовности работать и требующая от государственного регулирования самого пристального внимания и организации.

 

3.2. Пути преодоления безработицы в Российской Федерации.

 

В настоящее  время в свете трансформации  экономической системы в нашей  стране сложилась специфическая  ситуация, когда традиционные методы малоэффективны или не эффективны вообще. Для уяснения этого рассмотрим традиционные мероприятия на микроуровне:

1) Создание  новых рабочих мест параллельно с уже существующими.

2) Расширение  сферы услуг. Ввиду значительного  падения уровня жизни спрос  на услуги сокращается. Растут  лишь услуги госсектора, что является  негативным явлением.

3) Дотации  на создание рабочих мест, льготы  при найме, помощь малому и  среднему бизнесу и других  мероприятия, требующие расходов  из бюджета или сокращения  поступлений в бюджет.

4) Переобучение  кадров. Эта мера помогает, когда  одни отрасли угасают, а другие  развиваются, то есть при структурной  перестройке хозяйства. Сейчас  же идет спад во всех отраслях, который обусловлен общественным  кризисом.

5) Инвестиционные  фонды министерств и ведомств. Эти фонды, по мнению российских  аналитиков, превращаются лишь в  кормушку для чиновников.

Макроэкономика. Очевидно, что финансовая стабилизация, не подкрепленная стабилизацией  производства, обречена на провал, так  как вызовет катастрофический рост безработицы. Поэтому центральным  элементом политики занятости должна стать экономическая политика, направленная на оживление деловой активности, проводимая одновременно с подавлением  инфляции, сменой физически и морально устаревшего производственного  аппарата и устранение причин, породивших его низкую эффективность (общественная собственность).

Указанные процессы по трансформации экономики  РФ должны проходить на фоне монетаристской политики, потому что в противном  случае инфляция сведет на нет усилия реформаторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В заключение своей курсовой работы, я хотела бы подвести некоторые итоги.

Проблема  безработицы является одной из фундаментальных  в развитии и функционировании человеческого  общества.

Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает  сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения  в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.

Безработица, как свидетельствуют многие социологические  и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д, ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. В связи с этим исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние. На мой взгляд, главным в социальной политике является (т.е. должно быть) упреждение массовой безработицы, что обеспечивается, прежде всего, нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.

Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда, ведь именно нам, кому в будущем придется взять на себя бразды правления государством, и нужно будет решать проблемы, ставшие неотложными уже на сегодняшний день.

Необходимо  расширять сеть учебных центров  профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения  квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. Государственная  программа уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной поддержке. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости, как важной социальной гарантии для экономически активного населения, является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Таким образом, комплексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений.

Информация о работе Безработица как объект социальной работы