Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:53, реферат
Считается, что в нормально функционирующем в условиях рынка обществе средний уровень безработицы может составлять 5—7%. На его величину оказывают влияние как общее состояние экономики в стране, так и особенности локального рынка.
Введение 1
Безработица в обществе 3
Служба занятости, ее задачи и функции 10
Государственная политика в области занятости населения 13
Состояние занятости в мире и в России 18
Индикаторы труда в России в 2002—2010 гг. 23
Заключение
Введение
Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.
Согласно определению Междунаро
Уровень безработицы — количественный показатель, позволяющий сравнить безработицу для разной численности населения (для разных стран или для разных периодов одной и той же страны). Уровень безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к общему числу занятых в хозяйстве или к численности интересующей группы населения (безработица среди женщин, молодёжи, сельского населения и т. п.). Чаще всего выражается в процентах.
В традиционных обществах заработная плата за работу не выплачивалась, так как деньги вообще не использовались. Люди жили за счёт земли, и земля принадлежала всем, либо никому. Разделение труда было малоощутимым. Когда были изобретены деньги и началось строительство городов, люди стали зависеть от них, покупая еду у продавцов, вместо того, чтобы выращивать, собирать или охотиться на еду самостоятельно. Зависимость от работы как от источника денег для приобретения еды и жилища является основой безработицы.
Количество исторических источников, посвящённых проблеме безработицы ограничено, так как наблюдения велись не всегда и не везде. В определённый исторический период индустриализация привела к отчуждению средств производства от работников и свела к минимуму возможность их самозанятости. Таким образом, работник, который, по каким-то причинам, не имел возможности устроиться на предприятие, не мог самого себя обеспечить работой и становился безработным. Ситуация усугубилась тем, что работники индивидуальных профессий, например врачи, фермеры, ранчеры, прядильщики, мелкие торговцы, стали образовывать крупные закрытые профессиональные объединения и тем, кто не входил в них, приходилось работать в условиях жёсткой конкуренции или становиться безработными.
Безработица как явление
стала постепенно входить в экономическую
мысль по мере усиления индустриализации
и бюрократизации. Процесс формирования
этого понятия можно
|
Безработица является одной из главных социальных проблем рыночного общества, которая обусловлена экономическими причинами. В условиях безработицы, во-первых, общественные ресурсы недоиспользуются и, во-вторых, часть населения имеет очень низкие доходы. Экономически безработицу можно считать закономерным явлением, так как она связана с нормальным действием механизма рынка: избыток (как и недостаток) рабочей силы ведет к развитию прогрессивных и эффективных видов деятельности и к исчезновению предприятий-банкротов. Но с социальной точки зрения безработица, несомненно, является злом: она ведет к обострению социальных проблем и общественной напряженности, в том числе вызывает рост преступности. Потеря работы воспринимается человеком как психическая травма, которая сопровождается сильным стрессом. Человек без работы, не принося пользы обществу, живет на средства вспоможения от государства, которые позволяют поддерживать его существование на минимальном уровне. Поэтому безработица — сложная и серьезная проблема даже для экономически развитых стран. Безработица характеризует такое состояние общества, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти себе работу по специальности или вообще трудоустроиться. Различают несколько видов безработицы:
Кроме указанных, различают безработицу среди наиболее незащищенных слоев населения: женщин, молодежи, лиц старшего возраста, инвалидов, мигрантов и др. В зависимости от времени нахождения без работы безработица может быть продолжительной, длительной и застойной. Продолжительная безработица наблюдается при отсутствии работы в течение 4—8 месяцев. Для продолжительной безработицы характерны начало деквалификации работника, потеря (в определенной степени) культуры труда, появление неуверенности в себе, нежелание искать работу самостоятельно, привыкание к низкому уровню жизни. Длительной считается безработица продолжительностью 8—18 месяцев. В этих условиях начинаются общая деквалификация работника, потеря трудовых навыков и способности интенсивно работать в течение необходимого времени. Происходит утрата работником психологической уверенности в себе. Застойная безработица продолжается более 18 месяцев. В этих условиях наступает деградация трудового потенциала человека. Общие меры трудовой реабилитации дают незначительные результаты. Считается, что для восстановления у человека прежнего отношения к труду необходим индивидуальный, подход. Учет лиц, потерявших работу, по длительности времени безработицы позволяет службам занятости вести более адресную работу с различными слоями населения. Время нахождения без работы
учитывается также при Для анализа состояния
безработицы рассчитывается ее уровень.
Уровень безработицы (Уб) определяется
отношением числа официально зарегистрированных
безработных к числу Уб = Б/ЭАН * 100% где Б — официально зарегистрированные
безработные; Считается, что в нормально функционирующем в условиях рынка обществе средний уровень безработицы может составлять 5—7%. На его величину оказывают влияние как общее состояние экономики в стране, так и особенности локального рынка. Безработным считается трудоспособный человек, не имеющий места работы и заработка, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы, ищущий ее и готовый приступить к ней. Таким образом, человек признается безработным, если он не только не имеет работы, но и занимается ее поиском и готов к ней приступить. Не относятся к числу безработных: граждане, не достигшие 16 лет; лица, получающие пенсии по старости; лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу — от двух предложений по профессиональной переподготовке или места работы, в том числе временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды. Человек, не зарегистрированный службой занятости, имеет право снова обратиться в нее через две недели. Решение о признании гражданина безработным принимает служба занятости по месту его жительства не позднее 11 дней после обращения. При обращении с просьбой о регистрации гражданин должен предъявить паспорт, трудовую книжку, документ, удостоверяющий его профессиональную квалификацию, и справку о средней заработной плате за последние три месяца работы, а для лиц, впервые ищущих работу, еще и документ об образовании. Работа, предлагаемая безработному,
должна быть подходящей. Подходящая работа,
в том числе временная, соответствует
профессиональной пригодности работника,
т. е. учитывает уровень его
Предусмотрены следующие виды государственных гарантий социальной поддержки безработных:
Предусматривается следующий
порядок установления размера пособия
по безработице. Пособие по безработице
устанавливается в процентном отношении
к среднему заработку, исчисленному
за последние три месяца по последнему
месту работы. Для граждан, ищущих
работу впервые, пособие назначается
в размере минимальной
Максимальный размер пособия не должен превышать среднюю заработную плату по области (республике), но и не быть ниже минимальной заработной платы. Устанавливается срок выплаты пособия: в большинстве случаев — не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 1,5 года, т. е. с учетом возможного обучения, болезни или иной уважительной причины пособие безработному выплачивается не более 18 месяцев. Выплата пособия производится не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации. Выплата пособия может быть прекращена, приостановлена или сокращен его размер. Выплата пособия по безработице может быть прекращена в случаях:
Выплата пособия по безработице может быть приостановлена до истечения трех месяцев в случаях:
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:
Выплата пособия по безработице не производится в периоды:
Размер стипендии за время обучения безработного определяется следующим образом:
Кроме того, устанавливаются минимальные и максимальные границы размера стипендии. Размер стипендии может быть уменьшен на 25% или ее выплата приостанавливается до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий обучаемым безработным без уважительной причины, Время нахождения без работы для официально зарегистрированного безработного включается в его общий трудовой стаж. При установлении порядка назначения и выплаты пособия по безработице во многих странах в целом применяют единые подходы. Прежде всего учитываются предыдущий трудовой стаж, средняя заработная плата работника и число иждивенцев в семье. В ряде стран порядок выплаты пособия имеет свои особенности. Например, во Франции и в Дании отсутствует государственная система обеспечения пособиями; здесь действуют частные системы страхования от, безработицы под контролем профсоюзов. В Великобритании и Германии работник должен предварительно регулярно выплачивать так называемые страховые взносы от безработицы. В Бельгии, Дании и Ирландии работник, уволенный с предприятия за участие в забастовке, не может быть зарегистрирован службой занятости в качестве безработного. В настоящее время в России проводится работа по совершенствованию практики выплаты пособия по безработице с учетом опыта, накопленного зарубежными странами.
|
|
Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения — сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества. Государственная
политика в области занятости должна
решать два основных вопроса: Политика российского
государства в области
Государственная политика занятости
в стране направлена не только на регулирование
общих процессов в сфере труда,
но и на осуществление их в рамках
мер, разработанных для Государственная политика регулирования
занятости в различных странах
выработала различные подходы к
решению проблемы. Например, в Германии
принят закон о содействии занятости,
предусматривающий оказание помощи
во временной занятости пожилым
людям и инвалидам, По закону фирме,
нанимающей работников старше 50 лет, предоставляются
займы и субсидии, направляемые в
дальнейшем на доплаты этим работникам.
Подобный подход применяется и по
отношению к молодежи, В США
государство полностью При проведении государственной
политики занятости все большее
значение приобретают конвенции
и рекомендации Международной организации
труда (МОТ). Разрабатываются различные
конвенции в области труда и его оплаты
на основе применения современных правил
и подходов. Международная организация
труда была создана в 1919 г. с целью содействия
общественному прогрессу, повышения благосостояния
населения, улучшения условий труда и
защиты прав человека на основе установления
и поддержания эволюционным путем социального
мира между различными слоями общества.
Деятельность МОТ ведется как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Меры макроэкономического характера охватывают область минимальной заработной платы, уровень жизни работников, инфляционные процессы. Меры микроэкономического характера охватывают область переобучения, создания системы непрерывного образования и др. Результатом работы МОТ являются конвенции и рекомендации, которые применяют правительства многих стран, заботящихся о собственном авторитете. Конвенция МОТ — это международный договор, который должен быть ратифицирован и соблюдаться государствами-членами. Рекомендация МОТ представляет собой ориентир для отдельного государства в выработке политики, разработке национального законодательства и практических мер в социально-трудовой сфере. Разработками МОТ могут пользоваться как правительственные структуры, так и представители организаций трудящихся и предпринимателей. В настоящее время МОТ стала, по существу, международным координатором работ по организации труда, ведутся работы в области охраны, гигиены труда и производственной среды. В вопросах заработной платы МОТ не ставит своей целью унификацию подходов. Главное — достижение гарантий оплаты труда, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни и признание принципа равенства вознаграждения за равный труд. Уделяется внимание индексации заработной платы, оценке и оплате труда по результатам. | ||
|
|
В конце XX в. определились новые
тенденции, оказывающие влияние
на развитие социума. Усиливаются негативные
процессы, связанные с ростом безработицы,
увеличением численности В мировой практике применяются разные модели управления занятостью. Так, американская модель предполагает создание рабочих мест с низкой производительностью труда для значительной части трудоспособных граждан. В результате формально уменьшается безработица, но появляется обширный класс "новых бедных", т. е. работающей бедноты. Скандинавская модель ориентируется на обеспечение занятости практически для всей рабочей силы путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними, удовлетворительными условиями труда и оплаты. Модель рассчитана только на государственные финансовые средства, при ограничении которых возможно сокращение числа рабочих мест. Европейская модель основывается на сокращении числа занятых при повышении производительности труда и соответственно росте доходов работающей части населения. Модель предусматривает создание широкой системы пособий для увеличивающегося количества безработных, требующих значительных средств. Негативными последствиями применения европейской модели могут быть длительная и устойчивая безработица и тяжелая ноша социальных и финансовых издержек, связанных с нею. Государственное управление
занятостью в различных странах
связано с темпами В условиях развития конкуренции
и дальнейшего научно- Растет занятость в
индустрии услуг. В настоящее
время в промышленно развитых
странах в этой сфере работает
почти 60% всех занятых. Повсеместно
действует тенденция сокращения
численности Просматривается зависимость
безработицы от уровня образования.
В начале 90-х годов уровень
безработицы среди лиц с В перспективе возможна серьезная
угроза для промышленно развитых
стран со стороны так называемых
новых индустриальных стран с
дешевой рабочей силой: из развивающихся
стран усиливается приток сравнительно
дешевых товаров, что влияет на занятость
населения. Возможно активное перемещение
капиталов в страны с низкими
издержками, что повлияет на динамику
количества рабочих мест. Меняется роль бизнеса
в решении социальных проблем, в
том числе проблем занятости.
Правительства многих европейских
стран ориентируют частных Изменение внутрифирменной
политики в области занятости
связано со стремительным ростом
издержек на рабочую силу. Экономический
спад заметно усилил этот процесс. Политика
предпринимателей направлена на традиционное
сдерживание роста заработной платы,
удлинение продолжительности
Свои особенности имеют
и локальные рынки труда
Как видно из данных таблицы, в 2002 г. численность занятого населения в России была меньше уровня 2008 г. По расчетам, общий потенциал безработицы определяется в 10,1 млн. человек, или 13,5% экономически активного населения. Реальный уровень безработицы составляет 12,5%, с учетом официально зарегистрированных безработных — около 13%. В настоящее время на одно свободное место претендуют в среднем 6 безработных. В перспективе уровень безработицы может возрасти до 15%. Основными причинами безработицы
в России, которая постепенно начинает
приобретать черты структурной,
являются: спад производства, низкая инвестиционная
активность, незавершенность Можно отметить еще ряд причин, влияющих на сокращение занятости: неограниченные права работодателей, часто увольняющих работников по собственной инициативе; подмена бессрочных контрактов срочными; несоблюдение правила о предупреждении работника об увольнении за два месяца; дискриминация при найме определенных слоев населения (беременных женщин и лиц предпенсионного возраста и т. д.). Сложное складывается положение
с занятостью населения на Северном
Кавказе, особенно в Ингушетии, Дагестане
и Калмыкии, в Мордовской и Чувашской
республиках, в Ивановской, Псковской,
Владимирской, Ярославской, Кировской,
Костромской, Ленинградской и Архангельской
областях. В этих регионах официальный
уровень безработицы составляет
от 4 до 19%. В Чувашии уровень безработицы
почти в два раза превышает
средний по стране. В этой республике
наблюдаются относительный На высокий уровень
безработицы влияют структурные
перестройки в экономике В настоящее время в России примерно 4 млн. человек работают в режиме неполной занятости и считаются резервом для пополнения армии безработных. Российский рынок труда
характеризуется интенсивным 2. Спрос на рабочие места: занятые 67,1 безработные 5,7 3. Экономически неактивное население 9,8 в том числе обучающиеся с отрывом от производства, занятые в домашнем хозяйстве и др. 7,9 В предстоящие годы ожидается,
что спрос на рабочую силу будет
возрастать. Предприятия увеличат прием
на работу в связи с оживлением
рынка и нормализацией Ожидается увеличение числа экономически активного населения примерно на 700 тыс. человек за счет беженцев из стран ближнего зарубежья. В 2008 г. в стране использовалось около 300 тыс. иностранных работников, особенно в приграничных районах страны. Ожидается увеличение предложения рабочей силы за счет сокращения численности армии — примерно на 150 тыс. человек в год. Темпы роста безработицы несколько замедлятся, но увеличатся сроки поиска работы, которые сейчас в среднем составляют около 6 месяцев. Для полной занятости экономически активного населения в стране должно быть около 70 млн. рабочих мест, но фактически имеется лишь 66,5 млн. мест. Происходит интенсивная смена места работы по собственному желанию. Кроме того, наблюдается косвенное вытеснение работников с предприятий, испытывающих финансовые трудности. На рынок труда влияет
качество рабочей среды. Не-удовлетворительное
состояние рабочей среды Следствием перемен на рынке труда, результатов приватизации в стране, возникновения финансовых проблем, задержек в выплате заработной платы и невысокого ее размера в ряде отраслей стала существенная диверсификация видов занятости. Это способствует формированию гибкого рынка рабочей силы, что дает возможность поддерживать доходы населения, а в ряде случаев позволяет сохранять ядро трудовых коллективов и предотвращать массовую безработицу. В ближайшие пять лет ситуация на рынке труда может ухудшиться. По прогнозу, увеличивается численность населения в трудоспособном возрасте: к 2012 г. — на 3,2 млн. человек, к 2015 г. — на 3 млн. человек. При отсутствии эффективных мер поддержки отечественных товаропроизводителей, в частности в обрабатывающих отраслях промышленности, агропромышленном комплексе и в сфере малого бизнеса, уровень безработицы к концу 2015 г. может составить 15— 20% экономически активного населения. В табл. 2 представлены прогнозные данные, составленные экспертами Министерства труда России, о состоянии рынка труда страны в 2000 г. и 2005 г. По прогнозу, предстоит
сокращение численности работников
металлообрабатывающих и Государственная политика на рынке труда в России должна быть направлена на решение комплекса взаимосвязанных задач:
Заключение Считается, что в нормально функционирующем в условиях рынка обществе средний уровень безработицы может составлять 5—7%. На его величину оказывают влияние как общее состояние экономики в стране, так и особенности локального рынка. Безработным считается трудоспособный человек, не имеющий места работы и заработка, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы, ищущий ее и готовый приступить к ней. Таким образом, человек признается безработным, если он не только не имеет работы, но и занимается ее поиском и готов к ней приступить. Не относятся к числу безработных: граждане, не достигшие 16 лет; лица, получающие пенсии по старости; лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу — от двух предложений по профессиональной переподготовке или места работы, в том числе временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды. Человек, не зарегистрированный службой занятости, имеет право снова обратиться в нее через две недели. Решение о признании гражданина безработным принимает служба занятости по месту его жительства не позднее 11 дней после обращения. При обращении с просьбой о регистрации гражданин должен предъявить паспорт, трудовую книжку, документ, удостоверяющий его профессиональную квалификацию, и справку о средней заработной плате за последние три месяца работы, а для лиц, впервые ищущих работу, еще и документ об образовании. Работа, предлагаемая безработному,
должна быть подходящей. Подходящая работа,
в том числе временная, соответствует
профессиональной пригодности работника,
т. е. учитывает уровень его |
Содержание
Введение 1
Безработица в обществе 3
Служба занятости, ее задачи и функции 10
Государственная политика в области занятости населения 13
Состояние занятости в мире и в России 18
Индикаторы труда в России в 2002—2010 гг. 23
Заключение