3.Причины безработицы
с точки зрения различных экономических
школ
Вопрос о причинах появления
безработицы не приобрел в
научном плане однозначной трактовки.
Более того, в рамках различных
школ глубина анализа данной
проблемы оказалась весьма дифференцированной.
а)Школа марксистской
политической экономии
Наличие избыточного предложения
труда - характерная черта капитализма.
В основе лежат экономические
причины. Феномен безработицы
предопределен процессом капиталистического
накопления и вытекающим из
него ростом органического строения
капитала. Для капиталиста труд -
фактор производства, который подлежит
сочетанию с другими факторами
в соответствии с принципом
замещения. Существует тенденция
к замещению живого труда прошлым
(рост органического строения
капитала). Если уровень заработной
платы поднимается выше стоимости
рабочей силы, капиталисту выгоднее
заменить труд работников использованием
машины. Вывод: в связи с действием
закона роста органического строения
капитала потребность в труде
(переменный капитал) увеличивается
медленнее, чем потребность в
станках и оборудовании (постоянный
капитал). Естественным итогом уменьшающегося
спроса на рабочую силу становится
безработица.
б)Неоклассическая
школа
Рынок труда действует на основе
ценового равновесия. Основной регулятор
на данном рынке - заработная
плата. Именно она воздействует
на спрос и предложение рабочей
силы, регулирует их соотношение
и поддерживает необходимое между
ними равновесие. Цена на рабочую
силу способна быстро и гибко
реагировать на изменение рыночной
конъюнктуры. В зависимости от
реальной потребности она увеличивается
или уменьшается. Безработица
может появиться, но только
в случае отказа работников
трудиться за меньшую заработную
плату. Таким образом, безработица
носит добровольный характер
и связана с поиском более
высоко оплачиваемого места. Вывод:
причина безработицы -в нежелании
работника выполнять данный вид
труда на основе предлагаемого
предпринимателем уровня заработной
платы.
в)Кейнсианская школа
Рыночный механизм не обладает
возможностью полного саморегулирования.
Способности к самокоррекции
в значительной мере утрачены
вследствие появления новых факторов,
в частности - господства монополий. Масштабные
явления незанятости - новая реальность
экономики. Необходимо государственное
регулирование экономики для достижения
стабилизации. Во избежание нарастания
социальной напряженности в обществе
государство должно разработать программу
занятости, социальной защиты безработных.
Регулирование процесса занятости должно
сроиться не на базе рыночной цены на труд,
а через воздействие на совокупный спрос
или совокупное предложение. Вывод: причины
безработицы - в потере рыночным механизмом
способности к самокоррекции.
4.Экономические реформы
и рынок труда
Важнейшим
компонентом рыночной экономики выступает
рынок труда. Развитый рынок труда позволяет
наиболее полно и эффективно использовать
вещественный, научный и человеческий
потенциал страны, преодолевать сложившиеся
деформации в сфере занятости, регулировать
проблемы безработицы.
Рынок
труда в России в настоящее время характеризуется
следующими явлениями:
- быстрым сокращением
численности экономически активного
населения;
- сдвигами в структуре
занятости – ее перераспределением
в сферу услуг, где работает
более половины занятых, и частный
сектор – 37% занятых. Вне госсектора
работает 63% занятых;
- высокой концентрацией
занятости на крупных и средних
предприятиях (67% всех занятых);
- высокой трудовой мобильностью
работающих (отношение суммы выбытий
и приемов на работу к среднегодовой
численности занятых превышает
30%. Но при этом миграция по
трудовым мотивам низкая –
20% всех мигрантов);
- несоответствием роста
и дифференциации реальной начисленной
заработной платы росту и дифференциации
производительности труда;
- преобладанием латентных
процессов над открытыми (неоплачиваемые
или частично оплачиваемые отпуска,
вынужденные переводы на режимы
неполного рабочего времени, задержки
с выплатой заработной платы,
неформальная занятость за счет
основного времени);
- активизацией высвобождений
в связи с сокращением численности
работников (до сих пор менее
10% среди причин безработицы);
- увеличением средней
продолжительности безработицы.
Безработица определяется соотношением
двух основных сторон рынка
труда: спроса на рабочую силу
и ее предложения.
Предложение рабочей силы определяется
также социально – экономическими
и психологическими факторами:
заработной платой и уровнем
доходов, отношениями распределения,
потребностью в труде как средстве
самовыражения, уровнем образования
и специальной подготовки, социальной
политикой, т.е. условиями, которые
вынуждают потенциальную рабочую
силу искать место на рынке
труда.
Предложение
рабочей силы, а следовательно,
уровень и структура безработицы,
зависят, прежде всего, от воспроизводства
населения, рождаемости, смертности,
миграции (определяющих численность
населения в трудоспособном возрасте
в стране и регионах), а также
от численности различных демографических
групп (женщин, молодежи, пожилых
людей в населении трудоспособного
возраста). При анализе ситуации
на рынке труда и перспектив
ее изменения, при выработке
приоритетов и государственной
поддержки безработных необходимо учитывать
и потенциальные возможности домохозяйств,
и возрастающую посредническую роль семьи,
членами которой являются безработные.
5.Уровень безработицы.
Уровень безработицы — отношение численности безработных
определенной возрастной группы к численности
экономически активного населения соответствующей
возрастной группы, %.
а)Формула уровня
безработицы.
Уровень безработицы — это доля безработных в общей
величине рабочей силы.
Он измеряется в процентах
и рассчитывается по формуле:
— уровень безработиц
— число безработных
— рабочая сила (занятые и безработные)
б)Статистика уровня
безработицы в России по годам.
Уровень безработицы (отношение
общей численности безработных
к экономически активному населению,
%) покан на рис.2.4
Рис. 2.4. Динамика безработицы
в России с 1992 по 2008 г.
Минимальный уровень безработицы
за анализируемый период был
в 1992 г. — 5,2%. Своего максимального
значения уровень безработицы
достиг в 1998 г. — 13,2%. К 2007
г. уровень безработицы снизился
до 6,1 %, а в 2008 г. процент безработных
увеличился до 6,3%. Необходимо отметить,
что наиболее остро проблема
безработицы проявляется не в
целом по крупным регионам, а
на локальном уровне: в малых
и средних городах с концентрацией
военной и легкой промышленности,
на незавершенных стройках крупных
предприятий, в горнорудных поселках
Крайнего Севера, «закрытых» зонах
и т.д.
6.Кто и как считает
показатели безработицы в РФ
В России подсчетом показателей
безработицы занимаются такие
ведомства, как:
- Федеральная служба по
труду и занятости - Федеральная
служба государственной статистики
- Министерство здравоохранения
и социального развития Российской
Федерации.
Методика подсчета заключается
в том, чтобы учитывалась также
латентная и скрытая безработица.
Так же учитываются все безработные,
не получающие пособие по безработице
и не состоящие на учете
биржи труда. В начале лета
2009 года состояние уровня безработицы
по различным оценкам составляло
от 9 до 10,5 процентов. Федеральная
служба государственной статистики
вычислила уровень безработицы
в мае 2009 года равный 8,5%, который
был гораздо ниже показателей,
полученных с помощью опросов
населения и предприятий, а
также методом социального исследования.
7.Методы борьбы с
безработицей.
После распада СССР в основу
программ перехода к рыночной
экономике в России были положены
монетаристские модели экономической
политики. К факторам, влияющим на
общий уровень безработицы, относятся
процессы, связанные со структурными
сдвигами в экономике, развитием
новых хозяйственных форм, приватизацией,
с введением принципа добровольности
труда, а также факторы, замедляющие
вовлечение рабочей силы в
процесс труда. Тяжелее всего
было положение в тяжелой промышленности
и добывающих отраслях, ориентированных
на внутренний рынок. Сильное
влияние на занятость и безработицу
в России оказывают региональные
диспропорции.
В России 2010 год был назван
годом борьбы с безработицей.
В некоторых регионах для безработных
были организованы общественные
работы, увеличилось кредитование
малого бизнеса, организованы
курсы по переобучению. Максимальный
размер пособия по безработице
был увеличен до 4300 рублей. В 2011
году планируется его очередное
повышение.
Эффективность мер по организации
общественных работ подвергается
критике. Эти работы в основном
заключались в уборке улиц, благоустройстве
территорий, обслуживании общественного
транспорта, ремонте памятников
культуры. Возможно, организация работ
по ремонту и строительству
дорог и других объектов инфраструктуры
дала бы лучшие результаты.6,2 миллиарда
рублей в 2011 году будет выделено
на стимулирование среднего и
малого бизнеса. Это востребованная
мера как по снижению социального
недовольства, так и по общему
оздоровлению экономики.
Пособие на открытие собственного
дела увеличено с 58 800 рублей (2009 год) до
более чем 100 000 рублей. Ключевое условие
для получения большего пособия — создание
новых рабочих мест для безработных.
«В следующем году безработный,
открывающий свое дело, сначала получит
все те же 58 800 рублей. Но если в дальнейшем
он создаст дополнительные рабочие места
и примет на работу официально зарегистрированных
безработных, ему выплатят еще 58 800 рублей.
Четкий порядок предоставления дополнительных
субсидий безработным предпринимателям
регионы будут определять самостоятельно
при подготовке программ содействия занятости.»— Максим Топилин. В 2009 году минимальное пособие
по безработице составило 850 рублей, максимальное
— 4300 рублей. На последнее могли претендовать
граждане Российской Федерации, уволенные
в течение 2009 года и работавшие на последней
работе не менее 26 недель. Такие меры снижают
социальное напряжение в обществе, одновременно
лишая безработных стимулов к труду. Повышенные
пособия увеличивают нагрузку на более
активную экономически часть населения.
Одной из мер снижения напряженности
на рынке труда в 2011 должна
стать организация стажировок
для выпускников вузов, находящихся
под риском не трудоустройства.
В 2011 году стажировки смогут
пройти 85,3 тысячи выпускников образовательных
учреждений. Трудоустроить стажёров
не очень сложно, ведь работодатели
зачастую мало платят стажёрам,
а иногда и не платят вообще.
Принято решение выделять субсидии
30 000 рублей предприятиям, предоставляющим
рабочие места инвалидам. Эта
мера может снизить хроническую
безработицу. Но такой дотации
может быть недостаточно, чтобы
заинтересовать работодателей. Ранее
предприятиям предоставлялись иные
выгоды — налоговые льготы
за принятие ограниченно трудоспособных
в штат, что привело к тому,
что инвалиды формально зачислялись
в штат, получая минимальную зарплату.
В 2009 году 189 тысяч человек прошли
переобучение. Этого количества
недостаточно, так как по данным
Центра социальной политики, в
этом в России нуждаются ещё
10 миллионов человек.
Заключение
Важнейшим показателем – индикатором
социально-демографической безопасности
выступает уровень безработицы.
Возникновение безработицы в
России связано с развитием
рыночных отношений и, прежде
всего, рынка труда. В качестве
материальной предпосылки безработицы
выступают спад производства
и структурные преобразования
в экономике. Масштабы безработицы
оцениваются по ряду критериев:
регистрация безработных в службе
занятости; незанятость и активный
поиск работы независимо от
факта регистрации (по методологии
МОТ); отсутствие работы, независимо
от наличия официального статуса
занятости (в случае отпусков
и неполного рабочего дня по
инициативе нанимателя). Показательно,
что в нашей стране безработица
измеряется не с помощью обследования,
а количеством безработных, зарегистрированных
государственной службой занятости.
Опыт прибалтийских стран свидетельствует,
что такое прямое измерение
приводит к недооценке действительного
уровня безработицы, поскольку
из-за низких пособий по безработице,
люди не спешат регистрироваться.
Если западные страны обеспокоены
щедростью социальных пособий
по безработице, что может снижать
стимулы к поиску нового рабочего
места и увеличивает продолжительность
безработицы, то в России нищенские
пособия способствуют сохранению
невысокого официального уровня
безработицы. Таким образом, низкий
уровень безработицы в большей
мере связан с действующей
системой регистрации безработицы,
чрезвычайно низким пособием
по безработице, ограниченными
возможностями переподготовки безработных
и низкой вероятностью последующего
трудоустройства, предложением, как
правило, низкооплачиваемых рабочих
мест, которое сдерживает поступление
квалифицированной рабочей силы
на рынок труда.