Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:12, курсовая работа
Цель работы предполагает решение следующих задач:
определить место и роль рынка труда как элемента современного рыночного хозяйства, играющего особую роль в решении экономических и социальных проблем;
изучить зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда;
провести анализ рынка труда и выделить механизмы реализации государственной политики на рынке труда в РФ и РТ и т.д.
Введение 3
Глава 1. Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе
1.1. Основные задачи государственного регулирования 5
1.2. Политика занятости и регулирования рынка труда 11
Глава 2. Причины безработицы и ее формы
2.1. Определение полной занятости 15
2.2. Безработица как социально-экономическое явление 17
Глава 3. Занятость в России
3.1. Занятость в России 23
3.2. Занятость в Татарстане 29
Заключение 39
Список литературы
На диаграмме (рис.1) представлена динамика занятости населения России в 2011-2012 годах.
Рис.1 - Динамика изменения экономически активного населения и количества безработных в России за 2011-2012 гг.
На диаграмме (рис.1) очевидно, что практически значения ЭАН и безработных в течение двух лет находятся в одних пределах, благодаря государственному регулированию рынка труда.
Структура экономически активного населения (в среднем за год) приведена в таблице 2.
Таблица 2
Структура экономически активного населения (в среднем за год), %
Наименование показателей |
2011 г. |
2012г. |
Абсолютное изменение (+,-) |
Темп роста, % |
Экономически активное население: - мужчины - женщины |
100
51,09 48,91 |
100
51,17 48,83 |
+0,08 -0,04 |
100,16 99,84 |
в т.ч. |
||||
- занятые в экономике - безработные |
93,50
6,50 |
94,54
5,46 |
+1,04
-1,04 |
101,11
84 |
В структуре экономически активного населения по результатам таблицы 2 произошли незначительные изменения:
1. Показатель ЭАН (мужчины) (0,16%) в 2012 году по отношению к данному показателю предыдущего периода, относительный показатель женщин снизился на эту же величину и составил 99,84%.
2. Количество занятых в экономике увеличилось на 1,11%.
3. Безработные в 2012 году составили 5,46% ЭАН, снижение их количества составило 16% по отношению к 2011 году.
Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности за 2011-2012 годы представлена в таблице 3.
Из таблицы 3 очевидно, что ЭАН в оптовой и розничной торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (порядка 18%), в обрабатывающих производствах (примерно 15%), в организациях, осуществляющих финансовую деятельность (1,7-1,8 процента); деятельность в области рыболовства, рыбоводства (1,6 процента); в образовании (8,4-8,6 процентов); деятельность по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (5,9 процента); в организациях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (8,1-8,3 процента); в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (3,7 процента); в деятельности гостиниц и ресторанов (1,8 процента).
Таблица 3
Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности за 2011-2012 годы
Наименование показателей |
2011 г. |
2012г. |
Абсолютное изменение (+,-) |
Темп роста, % | |||
Тыс.чел. |
% |
Тыс.чел. |
% | ||||
Экономически активное население |
67727 |
100 |
67969 |
100 |
+242 |
100,34 | |
в т.ч. по видам экономической деятельности |
|
|
|
|
|
| |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
147 |
0,2 |
142 |
0,2 |
-5 |
96,60 | |
рыболовство, рыбоводство: |
1063 |
1,6 |
1068 |
1,6 |
+5 |
100,47 | |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
1950 |
2,9 |
1960 |
2,9 |
+10 |
100,51 | |
обрабатывающие производства |
10281 |
15,2 |
10230 |
15,1 |
-51 |
99,50 | |
строительство |
5474 |
8,1 |
5581 |
8,2 |
+107 |
103,72 | |
оптовая и розничная торговля; ремонт |
12174 |
18,0 |
12400 |
18,2 |
+226 |
101,86 | |
транспорт и связь |
5361 |
7,9 |
5381 |
7,9 |
+20 |
100,37 | |
финансовая деятельность |
1182 |
1,7 |
1215 |
1,8 |
+33 |
102,79 | |
гостиницы и рестораны |
1218 |
1,8 |
1250 |
1,8 |
+32 |
102,63 | |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
5514 |
8,1 |
5657 |
8,3 |
+143 |
102,59 | |
образование |
5789 |
8,6 |
5711 |
8,4 |
-78 |
98,65 | |
здравоохранение и социальные услуги |
4604 |
6,8 |
4597 |
6,8 |
-7 |
99,85 | |
Продолжение таблицы 3 | |||||||
гостиницы и рестораны |
1218 |
1,8 |
1250 |
1,8 |
+32 |
102,63 | |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
3801 |
5,6 |
3760 |
5,5 |
-41 |
98,92 | |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
2529 |
3,7 |
2532 |
3,7 |
+3 |
100,12 |
3.2. Анализ показателей занятости по Республиканской программе содействия занятости населения за 2011-2013 гг.
Среди факторов, которые оказывают наиболее значительное влияние на рынок труда республики, необходимо выделить следующие:
наличие внутрирегиональных диспропорций в сфере занятости населения и уровнях безработицы;
поток нелегальных трудовых мигрантов в Республику Татарстан;
создание недостаточного количества новых эффективных рабочих мест;
сохранение дефицита кадров по рабочим профессиям.
В целях предотвращения напряженности на рынке труда и не превышения уровня регистрируемой безработицы в целом по республике к концу 2013 года более 1,73 процента Программой были предусмотрены мероприятия, финансирование которых осуществлялось за счет бюджета Республики Татарстан, бюджетов муниципальных образований, а также иных внебюджетных источников, не запрещенных законом. Социальная поддержка безработных граждан полностью финансировалась за счет средств, выделяемых в виде субвенций из федерального бюджета.
Основанием финансирования
мероприятий Программы из федерального
бюджета, бюджета Республики Татарстан
и местных бюджетов, а также
за счет средств работодателей
Объемы ассигнований на реализацию делегированных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации, в том числе и для Республики Татарстан в области государственной политики занятости населения на 2011 − 2013 годы, определены Федеральной службой по труду и занятости с учетом Методики расчета норматива затрат для определения объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий в области содействия занятости населения, в соответствии с численностью безработных граждан и действующих размеров минимальной и максимальной величин пособий по безработице, ежегодно устанавливаемыми постановлением Правительства Российской Федерации:
1. Организация и проведение
Указанными мероприятиями
С учетом ситуации на рынке труда и особенностями, связанными с содействием занятости отдельных категорий лиц, организуются специализированные ярмарки для женщин, молодежи, инвалидов, специалистов высокой квалификации, выпускников учебных заведений, школьников.
2. Организация временного
трудоустройства безработных
В рамках указанных мероприятий выпускникам, зарегистрированным в центрах занятости населения в качестве безработных, может быть предложено временное трудоустройство по полученной специальности.
В 2011 − 2013 годах численность безработных граждан из числа выпускников, участвующих во временных работах, составило порядка 250 человек ежегодно. На эти цели предусматривалось привлечение средств и бюджета Республики Татарстан, которые направлены на материальную поддержку участников работ. Оплата труда участников временных работ производилась за счет средств бюджетов муниципальных образований и средств работодателей.
3. Организация временного
Реализация мероприятия позволи
Средства бюджета Республики Татарстан направлены на материальную поддержку участников работ. За счет средств местных бюджетов и работодателей производилась оплата труда несовершеннолетних граждан.
4. Компенсация расходов работодателей на создание специальных рабочих мест для инвалидов.
В соответствии с Законом Республики Татарстан от 24.07.2006 № 60-ЗРТ «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» предусматривалось компенсация расходов работодателей на создание специальных рабочих мест для инвалидов за счет средств бюджета Республики Татарстан.
Реализация данного положения Закона в 2011 − 2013 годах позволила создать 45 специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
5. Организация исследования
социально-экономического и
В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.1999 № 232 «Об организации ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации организует ежегодный мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.
6. Развитие и совершенствование информационных технологий в органах службы занятости населения Республики Татарстан.
Реализация указанного мероприятия способствовало внедрению высокоэффективных информационно-коммуникационных технологий, базирующихся на современной надежной и производительной технике и программном обеспечении, автоматизирующем все направления деятельности органов занятости населения. На эти цели предусматривалось привлечение средств бюджета Республики Татарстан.
7. Предоставление безработным гражданам и гражданам, ищущим работу, возможности самостоятельного подбора работы на основе ознакомления с информацией службы занятости и сайтов о свободных рабочих местах, с информацией работодателей о вакансиях.
Выделение средств из бюджета Республики Татарстан позволило улучшить качество оказываемых информационных услуг о состоянии и перспективах развития рынка труда, ходе реализации мероприятий Программы, направлениях государственной политики занятости.
Издание и распространение
буклетов, брошюр, информационных листов,
вкладышей республиканских