Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы предполагает решение следующих задач:
определить место и роль рынка труда как элемента современного рыночного хозяйства, играющего особую роль в решении экономических и социальных проблем;
изучить зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда;
провести анализ рынка труда и выделить механизмы реализации государственной политики на рынке труда в РФ и РТ и т.д.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе
1.1. Основные задачи государственного регулирования 5
1.2. Политика занятости и регулирования рынка труда 11
Глава 2. Причины безработицы и ее формы
2.1. Определение полной занятости 15
2.2. Безработица как социально-экономическое явление 17
Глава 3. Занятость в России
3.1. Занятость в России 23
3.2. Занятость в Татарстане 29
Заключение 39
Список литературы

Файлы: 1 файл

2-определение полной занятости.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

 

На диаграмме (рис.1) представлена динамика занятости населения России в 2011-2012 годах.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1  - Динамика изменения  экономически активного населения  и количества  безработных в  России за 2011-2012 гг.

 

На диаграмме (рис.1)  очевидно, что практически значения ЭАН и безработных в течение двух лет находятся в одних пределах, благодаря государственному регулированию рынка труда.

Структура экономически активного населения (в среднем за год) приведена в таблице 2.

Таблица 2

Структура экономически активного населения (в среднем за год), %

Наименование

показателей

2011 г.

2012г.

Абсолютное изменение 

(+,-)

Темп роста,

%

Экономически активное население:

- мужчины

- женщины

100

 

51,09

48,91

100

 

51,17

48,83

 

 

+0,08

-0,04

 

 

100,16

99,84

в т.ч.

       

- занятые

в экономике

- безработные

93,50

 

6,50

94,54

 

5,46

+1,04

 

-1,04

101,11

 

84


 

В структуре экономически активного населения  по результатам таблицы 2 произошли незначительные изменения:

1. Показатель ЭАН (мужчины) (0,16%) в 2012 году по отношению к данному показателю предыдущего периода, относительный показатель женщин снизился на эту же величину и составил 99,84%.

2. Количество занятых в экономике увеличилось на 1,11%.

3. Безработные в 2012 году составили 5,46% ЭАН, снижение их количества составило 16% по отношению к 2011 году.

Среднегодовая численность  занятых в экономике по видам  экономической  деятельности за 2011-2012 годы представлена в таблице 3.

Из таблицы 3 очевидно, что ЭАН в оптовой и розничной торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (порядка 18%), в обрабатывающих производствах (примерно 15%), в организациях, осуществляющих финансовую деятельность (1,7-1,8 процента);  деятельность в области рыболовства, рыбоводства (1,6 процента); в образовании (8,4-8,6 процентов); деятельность по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (5,9 процента); в организациях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (8,1-8,3 процента); в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (3,7 процента); в деятельности гостиниц и ресторанов (1,8 процента).

Таблица 3

Среднегодовая численность  занятых в экономике по видам  экономической  деятельности за 2011-2012 годы

Наименование

показателей

2011 г.

2012г.

Абсолютное изменение 

(+,-)

Темп роста,

%

Тыс.чел.

%

Тыс.чел.

%

Экономически активное население

67727

100 

67969

100 

+242

100,34

в т.ч. по видам экономической деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сельское хозяйство, охота и  лесное хозяйство

147

0,2

142

0,2 

-5

96,60

рыболовство, рыбоводство:

1063

1,6

1068

1,6

+5

100,47

производство и распределение 

электроэнергии, газа и воды

1950

2,9

1960

2,9

+10

100,51

обрабатывающие производства

10281

15,2

10230

15,1

-51

99,50

строительство

5474

8,1

5581

8,2

+107

103,72

оптовая и розничная торговля; ремонт

12174

18,0

12400

18,2

+226

101,86

транспорт и связь

5361

7,9

5381

7,9

+20

100,37

финансовая деятельность

1182

1,7

1215

1,8

+33

102,79

гостиницы и рестораны

1218

1,8

1250

1,8

+32

102,63

операции с недвижимым

имуществом, аренда

и предоставление услуг

5514

8,1

5657

8,3

+143

102,59

образование

5789

8,6

5711

8,4

-78

98,65

здравоохранение и социальные услуги

4604

6,8

4597

6,8

-7

99,85

 

Продолжение таблицы 3

гостиницы и рестораны

1218

1,8

1250

1,8

+32

102,63

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

3801

5,6

3760

5,5

-41

98,92

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2529

3,7

2532

3,7

+3

100,12


 

 

 

3.2. Анализ показателей занятости по Республиканской программе содействия занятости населения за 2011-2013 гг.

Среди факторов, которые оказывают наиболее  значительное  влияние  на рынок  труда республики,  необходимо выделить следующие:

наличие  внутрирегиональных  диспропорций в сфере занятости населения и уровнях безработицы;

поток нелегальных  трудовых мигрантов в Республику Татарстан;

создание недостаточного количества новых эффективных рабочих  мест;

сохранение  дефицита кадров по рабочим профессиям.

В целях предотвращения напряженности на рынке труда и не превышения уровня регистрируемой безработицы в целом по республике к концу 2013 года более 1,73 процента Программой были предусмотрены мероприятия, финансирование которых осуществлялось за счет бюджета Республики Татарстан, бюджетов муниципальных образований, а также иных внебюджетных источников, не запрещенных законом. Социальная поддержка безработных граждан полностью финансировалась за счет средств, выделяемых в виде субвенций из федерального бюджета.

Основанием финансирования мероприятий Программы из федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан  и местных  бюджетов, а также  за счет средств работодателей являются  Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в  Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», Закон Республики Татарстан  от 30.11.2011 № 96-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», Закон Республики Татарстан от 24.07.2006 № 60-ЗРТ «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите».

Объемы ассигнований на реализацию делегированных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации, в том числе и для Республики Татарстан в области государственной политики занятости населения на 2011 − 2013 годы, определены Федеральной службой по труду и занятости с учетом Методики расчета норматива затрат для определения объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий в области содействия занятости населения, в соответствии с  численностью безработных граждан и действующих размеров минимальной и максимальной величин пособий по безработице, ежегодно устанавливаемыми постановлением Правительства Российской Федерации:

1. Организация и проведение ярмарок  вакансий, в том числе специализированных, и учебных рабочих мест.

Указанными мероприятиями создаются  оптимальные условия для встречи  граждан, ищущих работу или желающих ее сменить, с представителями множества  предприятий и организаций, имеется  возможность ознакомиться с компьютерным банком данных о вакансиях, получить комплекс консультационных услуг по наиболее актуальным для них вопросам труда и занятости. Участие граждан в мероприятиях, проводимых в рамках ярмарок вакансий, повышают их самооценку и стимулируют мотивацию к труду. Работодатели, в свою очередь, могут осуществлять подбор кадров из большего количества претендентов. Таким образом, ежегодно в среднем обеспечивается  трудоустройство 3,0 тыс.человек. 

С учетом ситуации на рынке  труда и особенностями, связанными с содействием занятости отдельных категорий лиц, организуются специализированные ярмарки для женщин, молодежи, инвалидов, специалистов высокой квалификации, выпускников учебных заведений, школьников.

2. Организация временного  трудоустройства безработных граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, выпускников общеобразовательных учреждений и учреждений высшего профессионального образования, ищущих работу впервые.

В рамках указанных мероприятий выпускникам, зарегистрированным в центрах занятости населения в  качестве безработных, может быть предложено временное трудоустройство по полученной специальности.

В 2011 − 2013 годах численность безработных  граждан из числа выпускников, участвующих во временных работах, составило порядка 250 человек ежегодно. На эти цели предусматривалось привлечение средств и бюджета Республики Татарстан, которые направлены на материальную поддержку участников работ. Оплата труда участников временных работ производилась за счет средств бюджетов муниципальных образований и средств работодателей.

3. Организация временного трудоустройства  несовершеннолетних граждан в  возрасте от 14 до 18 лет.

Реализация мероприятия позволило трудоустроить в свободное от учебы время ежегодно порядка 29 тысяч несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прежде всего подростков, особо нуждающихся в социальной защите (дети-сироты, дети, лишенные попечения родителей, дети-инвалиды, подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей и др.).

Средства бюджета Республики Татарстан  направлены на материальную поддержку  участников работ. За счет средств местных  бюджетов и работодателей производилась оплата труда несовершеннолетних граждан.

4. Компенсация расходов работодателей на создание специальных рабочих мест для инвалидов.

В соответствии с Законом  Республики Татарстан от 24.07.2006 № 60-ЗРТ  «О квотировании и резервировании рабочих  мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» предусматривалось  компенсация расходов работодателей на создание специальных рабочих мест для инвалидов за счет средств бюджета Республики Татарстан.

Реализация данного положения  Закона в 2011 − 2013 годах позволила создать 45 специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

5. Организация исследования  социально-экономического и правового  положения, уровня материального  положения и правовой защищенности  граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, ветеранов военной службы в современных условиях.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.1999  № 232 «Об организации ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации организует ежегодный мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.

6. Развитие и совершенствование информационных технологий в органах службы занятости населения Республики Татарстан.

Реализация указанного мероприятия способствовало внедрению высокоэффективных информационно-коммуникационных технологий, базирующихся на современной надежной и производительной технике и программном обеспечении, автоматизирующем все направления деятельности органов занятости населения. На эти цели предусматривалось привлечение средств бюджета Республики Татарстан.

7. Предоставление безработным гражданам и гражданам, ищущим работу, возможности самостоятельного подбора работы на основе ознакомления с информацией службы занятости и сайтов о свободных рабочих местах, с информацией работодателей о вакансиях.

Выделение средств из бюджета Республики Татарстан позволило улучшить качество оказываемых информационных услуг о состоянии и перспективах развития рынка труда, ходе реализации мероприятий Программы, направлениях государственной политики занятости.

Издание и распространение  буклетов, брошюр, информационных листов, вкладышей республиканских периодических  изданий, размещение сведений о вакантных  рабочих местах в специализированных периодических изданиях службы занятости и на официальном сайте Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан повысили шансы самостоятельного поиска работы граждан, не имеющих работу, а также занятых на низкооплачиваемых рабочих местах, на «сером» рынке труда.

Информация о работе Безработица в России