Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:08, реферат
Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного равви¬на. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его пред¬ков, обучая древнееврейскому языку. Торе и Талмуду. Однако он довольно рано отказался продол¬жить семейную традицию. Био¬графы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это ре¬шение оказала его школьная учи¬тельница-католичка. Короткое время он испытывал склонность к католицизму мистического толка.
1. Жизненный путь ученого
2. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии
3. «Социологизм» как философское обоснование социологии
4. В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии
5. Выводы
Коллективная форма научной работы, характерная для школы Дюркгейма, была новым явлением в академической сфере, существенно отличавшимся от прежних форм, основанных исключительно на отношении «учитель-ученик». Это был именно коллектив исследователей, каждый из которых, разделяя с другими некоторые общие теоретические воззрения, в то же время сохранял свою самостоятельность и творческую индивидуальность.
Наряду со школой Дюркгейма во французской социологии конца 19-начала 20 в. существовали и другие, конкурирующие направления: школы «социальной науки» к «социальной реформы», следовавшие традициям Ф. Ле Пле; органицистское и психологическое направления, объединенные вокруг выходившего во Франции «Международного обозрения социологии» (с I893 г.); «католическая» социология. Но именно дюркгеймовская школа занимала ключевые позиции во французской академической системе вплоть до начала второй мировой воины. Правда, к 30-м годам она уже не представляла собой единого целого. В середине 20-х годов Марсель Мосс предпринимает попытку возобновить издание «Социологического ежегодника», но ему удается выпустить только два тома (1925, 1927 гг.). В выходящей с 1949 г. третьей серии «Социологического ежегодника» характерные черты школы утрачены, и дюркгеймовская традиция сосуществует с другими.
В последние десятилетия наследие Дюркгейма и его школы в разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. Научное сообщество продолжает считать это наследие актуальным и плодотворным для развития социологического знания.
Использованная литература.
1.Эспинас А. Социальная жизнь животных. СПб., 1882.
2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М„ 1991.
3. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.
4. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1974.
5.Дюркгеим Э. Ценностные и «реальные» суждения // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
6.Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
7. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1912.
8. Дюркгейм Э. и Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений. // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М„ 1996.
9. Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965.
1