Бюджет времени студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:27, практическая работа

Описание работы

В работе описаны дела, на которые человек тратит время помимо того, которое уходит на поддержание жизнедеятельности. Исследование заключается в опросе студентов.
В условиях постоянных перемен в современном обществе особо актуальным становится вопрос, связанный с рациональным использованием бюджета рабочего времени, который является одним из основных показателей условий жизни не только работающего населения но и студентов в процессе обучения в высших учебных заведениях. Рациональное использование своего времени позволяет экономно распределить свои умственные и физические возможности в процессе учебного дня на протяжении всего периода обучения.

Файлы: 1 файл

Бюджет времени студента.docx

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Украины

Одесский национальный политехнический  университет

Кафедра социальной работы и кадрового менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа социологического исследования

на тему:

«Бюджет времени студента»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили:

Ст. группы

 

 

                                                                           

              

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

Одесса 2011

  1. Методологический раздел.

 

1.2 Проблема исследования

 

В условиях постоянных перемен  в современном обществе особо  актуальным становится вопрос, связанный  с рациональным использованием бюджета  рабочего времени, который является одним из основных показателей условий жизни не только работающего населения но и студентов в процессе обучения в высших учебных заведениях. Рациональное использование своего времени позволяет экономно распределить свои умственные и физические возможности в процессе учебного дня на протяжении всего периода обучения.

 Под влиянием интенсивной  умственной деятельности в организме  человека происходят типичные, закономерно повторяющиеся изменения, которые, как правило, свидетельствуют об утомлении, выражающемся в ухудшении целого ряда физиологических функций организма. Они приводят к нарушению равновесия, процессов возбуждения в центральной нервной системе, в результате чего понижается умственная работоспособность. Поэтому актуальным является изучение режима дня студентов включая временные затраты на обучение, выполнение домашних заданий, активный и пассивный отдых, сохранение здоровья.

Бюджет времени является наиболее обобщенным показателем условий жизни различных групп населения. При изучении бюджета времени основное внимание обращается на продолжительность различных видов деятельности. В то же время с практических позиций представляется наиболее важной оценка рациональности распределения режимных моментов в суточном бюджете времени для разработки оптимального режима дня.

 

 

1.3Объект исследования – студенты ОНПУ проживающие в общежитии№4,     количество 30 человек.

1.4Предмет исследования – бюджет времени студента.

1.5Цель исследования - изучить бюджет времени студента, выявить особенности режима дня и распределение времени по видам деятельности студентов.

1.6Задачи исследования:

- Изучить продолжительность и структуру рабочего и свободного времени студентов.

- Оценить рациональность использования бюджета времени.

- Изучить факторы, влияющие  на формирование бюджет времени.

- Установить влияние организации учебного процесса на бюджет времени.

-Изучить организацию  активного досуга студентов.

 

 

 

 

 

    

1.7. Интерпретация понятий.

 

Бюджет времени - система показателей, характеризующая распределение затрат времени по видам его использования как отдельного работника и его семьи, так и определенной группы населения. На основе анализа бюджета времени разрабатываются меры по рационализации труда и организации быта и отдыха.

Самостоятельная работа

Домашнее хозяйство

Транспорт

Отдых

Занятия по расписанию

активный

пассивный

бюджет времени студента

 

 

     1.8. Выдвижение гипотез:

    • Большинство студентов лучше планируют своё свободное время, чем время для самостоятельной подготовки.
    • Студенты старших курсов(3,4,5) более рационально используют своё время.
    • Материальное положение студентов оказывает влияние на структуру бюджета времени.
    • Введение кредитно-модульной системы уменьшило время, затрачиваемое студентами на самостоятельную подготовку.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

Процедурный раздел

 

2.1. Принципиальный план  исследования

 

а) Характер исследования  -     разведывательный.

     б) Тип исследования - описательный.

     в) Используемые приемы - статистический сбор материала, его обработка и анализ.

  

   Этапы:

    а) Определение  структуры бюджета времени выбранных студентов.

    б) Выяснение влияния на бюджет времени студента различных факторов.

 

   Методы:

    а) Основной метод – Опрос в форме анкетирования

   б) Вспомогательный метод – метод наблюдения

 

Исследование  выборочное,  трёхступенчатое (Выборка проходит по возрасту,      полу и социальному положению)

   

  2.2 Определение выборочной совокупности

 

          Генеральная совокупность - 900.

           Выборочная совокупность -28.

           Тип выборки – избирательная, случайная.

 

   2.3 Единица наблюдения - студент.

   2.4. Инструментарий – анкета.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНКЕТА 

Мы,  студенты III-курса  ИЕКСУ, Ваше мнение исключительно важно  для нас, поэтому  убедительно  просим Вас, уделите  немного Вашего времени и ответьте  на  вопросы,  чтобы  помочь социалогическому исследованию на тему “Бюджет времени студента».

Просим отвечать искренне и не спеша.  Все вопросы подразумевают  однозначный

ответ, поэтому отвечать на один вопрос двумя ответами не стоит. Обведите кружочком выбранный Вами ответ или впишите свой вариант, если это необходимо. Анонимность гарантируем!

 

1) С какой целью Вы решили поступить в ВУЗ?

   а) Для получения  специальности (0101)

   б) Для получения  диплома (1202)

   в) Так все делают (0103)

   г) Необходимость  (армия, родители, после школы  делать было нечего…) (0104)

   д) Ваш вариант___________________________________________ (0105)

 

2)Устраивает Вас выбранная специальность?

   а) Это мечта  моего детства(0201)

   б) Это возможность  получить престижную высокооплачиваемую  работу(0202)

   в) Нет, при поступлении  я руководствовался мнением близких(0203)

   г) Как-то не  задумывался об этом, главное  получить диплом(0204)

 

3) Планируете ли Вы своё время?

   а) У меня всё  расписано по минутам (0301)

   б) Намечаю,что  нужно сделать за день (0302)

   в) Планирую только  важные дела (0303)

   г) Не люблю что  либо планировать (0304)

 

4)Сколько времени у вас занимают бытовые хлопоты?

   а) Времени достаточно (0401)

   б) Времени в обрез (0402)

   в) Нехватает времени (0403)

   д) Ваш вариант______________________________________________ (0404)

 

 

5) На транспорт я ежедневно  трачу:

   а) до 30 минут (0501)

   б) 30 минут - 1час (0502)

   в) 1 – 2 часа (0503)

   г) более 2 часов (0504)

 

6) В среднем на занятия  в Политехе у меня уходит:

   а) 3 часа (0601)

   б) 4 часа (0602)

   в) 5 часов (0603)

   г) более 5 часов (0604)

 

7) Какие источники дополнительной  информации Вы используете?

   а) Интернет(0701)

   б) Книги, научные  журналы(0702)

   в) Смотрю документальные  фильмы(0703)

   г) Считаю это  бесполезной тратой времени(0704)

 

 

8) Как часто Вы посещаете  театры, музеи и т.д.?

   а) Несколько раз  в месяц, люблю расширять свой  гругозор(0801)

   б) Хожу иногда, если собирается компания(0802)

   в) В силу своих  финансовых возможностей(0803)

   г) Не помню,  когда это было в последний  раз(0804)

 

 

9) Что Вас получается  планировать лучше?

   а) Время для  учебы и самостоятельной подготовки (0901)

   б) Время на отдых (0902)

   в) Время для  дел, не связанных с учебой (0903)

   г) Одинаково планирую  всё (0904)

 

10) Как, по сравнению  с младшими курсами, Вы используете  своё время?

   а) Сейчас более  тщательно выбираю, на что его  тратить (1001)

   б) Раньше я более  рационально использовал(-ла) своё  время (1002)

   в) Нет разницы;  что раньше, что сейчас одинаково. (1003)

   г) Ваш вариант______________________________________________(1004)

 

11) Как Вы чаще всего  отдыхаете?

   а) Самый лучший  отдых – это сон (1101)

   б) Спортивные игры (1102)

   в) Прогулки, беседы  с друзьями (1103)

   г) Театр, кино, музей……… (1104)

   д) Если есть  компьютер, больше ничего не  надо (1105)

   е) Ваш вариант_____________________________________________ (1106)

 

12) Влияет ли материальное  положение на Ваш бюджет времени?

   а)Влияет на всё (1201)

   б)Нет, не влияет (1202)

   в)В основном влияет  на отдых (1203)

  

13) Сколько времени Вы  тратите ежедневно на самостоятельное  обучение(чтение учебников, конспектов  и т.д.)?

   а)менее 30 минут (1301)

   б)30 – 50 минут (1302)

   в)более 1 часа (1303)

   г)мне хватает того, что я хожу на пары (1304)

 

14) Имеете ли Вы дополнительный  заработок?

   а) Да, это мой  основной источник доходов(1401)

   б) Нет, моё дело  получать знания(1402)

   в) Не имею в  этом необходимости, но иногда  подрабатываю(1503)

   г) Стипендии не  хватает, ищу другие источники  дохода(1404)

 

15) Считаете ли вы, что  копьютерные игры и Интернет  забирают больше Вашего времени,  чем следовало бы?

   а) Да, но ничего  с этим не могу поделать (1501)

   б) Да, но не вижу  в этом ничего страшного (1502)

   в) Нет, я сижу  за компьютером ровно столько  времени, сколько нужно (1503)

   г) Ваш вариант______________________________________________(1504)

 

 

16) Хотели бы Вы изменить  свой распорядок дня?

   а)Да, кординально. (1601)

   б)Хотел(-ла) бы внести  незначительные коррективы (1602)

   в)Нет, и так  всё хорошо. (1603)

 

17) На каком курсе Вы учитесь?

   а)  I (1701)

   б) II (1702)

   в) III (1703)

   г) IV (1704)

   е)  V (1705)

 

 

18) Ваш пол

   а)мужской (1801)

   б)женский (1802)

 

19)Ваш возраст 

  а)18-19 лет (1901)

  б)20 лет (1902)

  в)21 год (1903)

  г)22 года (1904)

  д)23 и выше (1905)

 

20) Считаете ли Вы, что Ваша жизнь бьёт ключом?

  а) Да, жизнь полна  сюрпризов и неожиданностей(2001)

  б) Нормально, как  у всех(2002)

  в) В моей жизни  чего-то не хватает(2003)

  г) Нет, изо дня  в день одно и то же, ничего  интересного(2004)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Код

Количество ответов

Процентное соотношение,%

0101

0102

0103

0104

0105

21

8

0

0

1

70

27

0

0

3

0201

0202

0203

0204

1

21

4

4

3

70

13.5

13.5

0301

0302

0303

0304

12

13

3

2

40

43

10

7

0401

0402

0403

0404

1

16

10

3

3

54

33

10

0501

0502

0503

0504

17

6

4

3

57

20

13

10

0601

0602

0603

0604

3

7

14

6

10

23

47

20

0701

0702

0703

0704

21

2

4

3

70

7

13

10

0801

0802

0803

0804

2

13

6

9

7

43

20

30

0901

0902

0903

0904

3

6

9

12

10

20

30

40

1001

1002

1003

1004

11

4

15

0

37

13

50

0

1101

1102

1103

1104

1105

1106

7

3

15

0

1

4

23

10

50

0

3

14

1201

1202

1203

12

5

13

40

17

43





   

Код

Количество ответов

Процентное соотношение,%

1301

1302

1303

1304

6

12

5

7

20

40

17

23

1401

1402

1403

1404

5

8

9

8

16

27

30

27

1501

1502

1503

1504

12

5

12

1

40

17

30

3

1601

1602

1603

2

21

7

7

70

23

1701

1702

1703

1704

1705

2

0

27

0

1

7

0

90

0

3

1801

1802

15

15

50

50

1901

1902

1903

1904

1905

5

18

5

2

0

17

60

17

6

0

2001

2002

2003

2004

12

7

9

2

40

23

30

7

2101

2102

2103

2104

5

14

11

0

17

47

36

0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ:

 

В ходе исследования нам  удалось сделать такие выводы:

 

- Гипотеза о том, что большинство студентов лучше планируют своё свободное время, чем время для самостоятельной подготовки, оказалась совершенно верной т.к. большинство ответов, связанных с этой гипотезой, были сконцентрированы на свободном времени, эти ответы были  конкретно и четко выделены студентами, в отличии от ответов, связанных с планированием времени для учебы.(4,6,7,8,9,11,13,15,16)

 - Гипотеза о том, что студенты старших курсов(3,4,5) более рационально используют своё время - подтвердилась, но не полностью соответствует действительности т.к. большинство студентов считают, что рациональность планирования не меняется с течением времени.(2,3,4,6,8,9,10,11,13,14,16,17)

- Гипотеза о том, что материальное положение студентов оказывает влияние на структуру бюджета времени – подтвердилась в полной мере т.к. все ответы на эту тему были практически однозначны.(1,3,4,5,6,7,8,11,14,20)

 

 Установить, насколько изменяется система ценностей студента за два года и насколько четко они планируют свое время, не удалось. Это говорит либо о неправильной постановке вопросов, либо действительно за такой промежуток времени система ценностей и распорядок дня не переносит заметных изменений.

 


Информация о работе Бюджет времени студента