Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 23:28, реферат
Для своей работы я выбрал теории Вебера и Маркса, которые, являясь классическими, основополагающими для последующей социологии и политологии, дают абсолютно противоположные толкования бюрократии.
Объект исследования: бюрократия.
Предмет: феномен бюрократии.
Цель: раскрыть сущность теорий бюрократии.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
* Изучить источники и сушность бюррократии
* Изучить и дать характеристику теории рациональной бюрократии Макса Вебера;
*Проанализировать критическую теорию бюрократии Карла Маркса
Введение2
ГлаваI. Бюрократия: источники и сущность.3
1.1. Источники появления и генезис бюрократии. 4
1.2. Типология бюрократии и ее сущность.9
ГлаваII. Теория бюрократии Макса Вебера и Карла Маркса11
2.1.Теория рациональной бюрократии Макса Вебера11
2.2. Теория бюрократии Карла Маркса17
Заключение25
Список используемых источников и литературы26
Оглавление
Введение2
ГлаваI. Бюрократия: источники и сущность.3
1.1. Источники появления и генезис бюрократии.
4
1.2. Типология бюрократии и ее сущность.9
ГлаваII. Теория бюрократии Макса Вебера
и Карла Маркса11
2.1.Теория рациональной бюрократии Макса
Вебера11
2.2. Теория бюрократии Карла Маркса17
Заключение25
Список используемых источников и литературы26
Введение
Государственная бюрократия призвана
осуществлять функцию посредника между
государством и населением. Бюрократия
занимает важное место в современном обществе,
поэтому важно понять формы бюрократии
и степень воздействия бюрократии на общественные
процессы. Только сильная власть, принимающая
разумные решения и способная обеспечить
своевременное и полное их исполнение,
в состоянии реализовать свое предназначение
и выполнить свои обязанности перед обществом.
Бюрократия в современном мире проникает
во все сферы жизнедеятельности человека.
Это относится не только к России, но и
к большинству государств. Поэтому тема
бюрократии актуальна для изучения в практическом
плане. Это позволит не только разобраться
в сущности этого явления, но и поможет
уменьшить негативное влияние бюрократии
на жизнь общества. Проблема бюрократии
рассматривалась в работах многих социологов,
политологов. Одними из первых этот вопрос
изучили Макс Вебер в своем труде «Хозяйство
и общество» (1921 год) и Вудро Вильсон в
«Изучение администрации» (1887 год). Они,
по сути, сформулировали аналогичные парадигмы
бюрократии, а их труды стали основой работ
социологов на протяжении всего XX века.
Для своей работы я выбрал теории Вебера
и Маркса, которые, являясь классическими,
основополагающими для последующей социологии
и политологии, дают абсолютно противоположные
толкования бюрократии.
Объект исследования: бюрократия.
Предмет: феномен бюрократии.
Цель: раскрыть сущность теорий бюрократии.
Для достижения поставленной цели были
определены следующие задачи:
* Изучить источники и сушность бюррократии
* Изучить и дать характеристику теории
рациональной бюрократии Макса Вебера;
*Проанализировать критическую теорию
бюрократии Карла Маркса;
Глава I. Бюрократия: источники и сущность.
Слово “Бюрократия” в буквальном переводе
означает господство канцелярии(от фр.
bureau - бюро, канцелярия), власть аппарата
управления[13]. Само по себе это слово не
несет никакой негативной нагрузки. Различные
учреждения и конторы, как звенья государственного
аппарата, органы управления предприятий
и организаций, создаются для управления
происходящими в подведомственных структурах
процессами, для организации связей между
участниками общественной жизни и между
ними и обществом в целом. При этом, вполне
логично, что эти органы наделены определенной
властью в рамках своей компетенции. Но,
в свою очередь, предполагается, что они
стремятся не к собственным выгодам, а
действуют в интересах прежде всего тех,
кто уполномочил их управлять, удовлетворяют
потребности самих управляемых. Исходя
из буквального значения слова “бюрократия”,
его часто употребляют как синоним административного
управления. Кроме того, термином “бюрократия”
нередко обозначается рационально организованная
система управления, в которой работают
компетентные служащие на должном профессиональном
уровне.
Такое понимание бюрократии во многом
связано с работами немецкого социолога
Макса Вебера (1864-1920), оставившего заметный
след в теории управления[15]. В широком
же, и наиболее часто употребляемом применении,
а также в политической лексике термин
“бюрократия” и все производные от него
употребляются в ярко выраженном негативном
смысле, как своеобразное “контруправление”.
То есть акцент смещается в сторону извращенных
форм управления (раздутость и запутанность
аппарата управления, многописание, подмена
законов подзаконными актами, волокита,
консерватизм, недоступность, протекционизм
и др.). Поэтому необходимо четко дифференцировать
само понимание термина “бюрократия”,
так как возникает возможность нивелировать
различия самих принципов управления
и отрицательных черт их проявления. То
есть “бюрократизм” необходимо воспринимать
как врожденный, тяжелый и хронический
недугорганов управления, который свойственен
любому обществу, не взирая на различия
в социально-политическом устройстве.
Этот недуг всеобъемлющ. При изменении
форм управления он способен к мутации
и приспособляемости. Такая непотопляемость
бюрократизма обусловливается прежде
всего источниками его появления, его
социальной, экономической и политической
базой.
1.1. Источники появления и генезис бюрократии.
В определении источников появления бюрократии
есть несколько подходов,
иногда диаметрально противоположных.
Это определяет и различие во взглядах
на генезис этого явления и возможность
его преодоления. Из-за недостаточного
объема данной работы, представляется
возможным представить только две крайние
точки зрения на эту проблему. Если кратко
определить сущность марксистского подхода,
можно сказать: бюрократия - это социальный
организм-паразит на всем протяжении своего
исторического существования, результат
социально-классовых антагонизмов и противоречий
и материализация политического отчуждения.
Бюрократия органически связана с экономическими
отношениями, политическими структурами
и идеологическими формами сознания. Марксистский
подход имеет свою систему понятий (“бюрократическое
отношение - государственный формализм
- политический рассудок”) и ключевые
принципы анализа (целостность, конкретность,
монизм, классовость и революционное отношение
к классовому обществу и государству).
Бюрократическое отношение обусловлено
экономически, не зависит от интересов,
сознания и воли индивидов, определяет
их действия, и потому объективно. Бюрократическое
отношение - форма проявления социальных
противоречий между государством и обществом,
аппаратом управления и гражданами. Чиновники,
включенные в систему государственного
аппарата обладают своего рода монополией
на политический разум и мораль, и стараются
снять с себя вину за социальные противоречия
и переложить ее на общество и граждан.
Причем высшие уровни доверяют опыту и
разуму низших, а низшие делегируют высшему
знание всеобщего. Классики марксизма
пришли к выводу, что бюрократизмприобретает
тем большие масштабы, чем авторитарнее
политический режим, а степень его ограничения
зависит от степени демократичности. В
условиях авторитарного режима государство
сводится к “...выделенному из человеческого
общества аппарату управления... особого
разряда людей специалистов, чтобы управлять...”.
В этих условиях государственный аппарат
приобретает определенную степень самостоятельности
по отношению к обществу, которое делегирует
этому аппарату властные полномочия. А
эта самостоятельность питает почву для
процветания бюрократии. У бюрократа “государственная
цель превращается в его личную цель, в
погоню за чинами, в делание карьеры”,
в удовлетворение своих материальных
потребностей. Такое безразличие к общественным
делам выражается в государственном формализме,
т.е. превращение политических целей в
канцелярские задачи, и наоборот. Социальная
почва государственного формализма - отношения
собственности (частной и государственной),
материальные интересы и разделение труда,
которое порождает корпоративные интересы.
Необходимость их защиты
культивирует устойчивые организационные
формы. “Государственный аппарат не может
быть слишком простым. Ловкость жуликов
всегда в том и заключается, чтобы усложнить
этот аппарат и сделать его загадочным”.
Политический рассудок есть форма мысли,
которая отражает бюрократические отношения
и государственный формализм. Политический
рассудок определяется материальным положением
индивидов, групп и классов. А чем более
политика довлеет над экономикой, тем
бюрократичнее государство. Бюрократизм
возник еще в рабовладельческом обществе
и особенно развился в восточных деспотиях,
базировавшихся в соответствии с терминологией
К. Маркса на “азиатском способе производства”
с характерным для него большим значением
централизованно управляемых ирригационных
работ. Бюрократизм развивался на почве
исторически закономерного процесса выделения
управления в особый вид общественной
деятельности, профессионализации аппарата
управления и наделение его необходимыми
для управления властными полномочиями.
По мнению марксистов он достигнаивысшего
расцвета в буржуазных государствах, прежде
всего в тех, которые и на капиталистической
стадии развития сохранили многое от аппарата
управления абсолютной монархии. Не случайно
анализ К. Марксом прусского бюрократизма
40-х гг. XIX в. и анализ В.И. Лениным российского
бюрократизма в конце XIX и начале XX в. долгое
время оставались единственным приемлемым
в нашей стране взглядом на природу бюрократии.
Таким образом, социально-политические
корни бюрократизма, с точки зрения марксистской
парадигмы, так как он сформировался в
эксплуататорском, главным образом в буржуазном
обществе, заключаются в чрезмерном обособлении
аппарата управления от общества, утверждении
чиновничьего эгоцентризма, использовании
работниками аппарата предоставленных
им властных полномочий для обеспечения
своих собственных групповых и индивидуальных
интересов, которые определяются прежде
всего их материальным положением. Совсем
иные истоки проявления бюрократии в общественно-политической
и хозяйственной жизни описывает М. Вебер
в своем итоговом, в буквальном смысле
этого слова, труде “Хозяйство и общество”,
который к сожалению остался незавершенным.
Общим для Вебера и марксизма был взгляд
на бюрократию, как аппарат господства.
Но если марксисты рассматривали этот
аппарат прежде всего как инструмент военно-политического
господства, то М. Вебер видел в этом организационный
аспект господства, обеспечивающий целостность
существования общества. Социальная структурированность,
по мнению М. Вебера, необходима не только
для сил (социальных групп, сословий и
т.д.), находящихся непосредственно в системе
аппарата управления и заинтересованных
в его консервации, но и для всех членов
общества. В этом аспекте господство получает
свое функциональное оправдание, дающее
право на применение прямого насилия узкой
группой лиц в интересах всего общества,
а не того или иного класса. Источник дальнейшего
развития бюрократии, пронизывающей все
сферы общественной деятельности, М. Вебер
видит в процессах концентрации (социальной,
политической, экономической и др.), которыесопровождаются
отчуждением непосредственного исполнителя
(“производителя”) от средств производства.
Это приводит к необходимости в посреднике,
обеспечивающем восстановление этой связи.
То есть, корни бюрократии по мнению М.
Вебера более глубокие и лежат не столько
в плоскости экономических отношений
и вопросов собственности, а исходят из
онтологической потребности человека
в социальной структурированности и организации
для обеспечения своей повседневной безопасности.
Поэтому М. Вебер считает, что бюрократия
не является “надстройкой” над “отношениями
эксплуатации и частной собственности”.
Он видит глубокую внутреннюю связь процессов
бюрократизации, огосударствления собственности
и потребности в социальной организации
общества вообще. Если говорить о политической
истории России, то в ней ярко видны глубокие
корни и традиции российской бюрократии,
обладающей своими специфическими особенностями.
Гражданского общества европейского образца
в России никогда не существовало. Государство
всегда господствовало над обществом.
Поэтому бюрократия обладала преимуществом
по сравнению с другими, даже привилегированными
сословиями. Экономические преобразования
в значительной степени осуществлялись
сверху, путем государственного принуждения,
причем превыше всего ставились интересы
государства, потребности обороны и экспансии,
и эти интересы не всегда совпадали с интересами
привилегированных сословий. В.П. Макаренко
считает, что неизбежным следствием этого
принципа является монополия государства
на любые социальные инициативы. Формы
социальной жизни и организации, не навязанные
государством, решительно пресекались.
На этой почве формировалась бюрократическая
традиция политической мысли и практики:
гражданин есть собственность государства
и все его действия либо определяются
властью, либо являются покушением на
власть.Государство становится всеобъемлющим
инструментом для реализации задач, направленных
на свое воспроизводство. Все сферы общественной
жизни требуют в этом случае тотальной
подконтрольности со стороны государства.
Без этого их существование становитсяневозможным.
В свою очередь необходимость в полном
контроле и соблюдении интересов государства
требуют постоянного воспроизводства
аппарата, который сможет осуществлять
этот контроль и блюсти эти интересы. Классики
марксизма считали, что при переходе к
социализму утрачивается главная опора
бюрократии - система капиталистических
общественных отношений. Но реальность
показала, что бюрократия может существовать
и без этой “главной” опоры, питая свои
корни в более благодатной и непоколебимой
почве - в самом государстве. Достаточно
полный анализ советской бюрократии содержит
работа кандидата экономических наук
Каратуева А.Г. Советская бюрократия вполне
успешно приспособила методы “обобществления”
производства, а также идеологическое
единение государства и государственного
аппарата. В экономической сфере, а А.Г.
Каратуев рассматривает методы господства
советской бюрократии именно сквозь призму
экономической деятельности, государственная
бюрократия смогла проводить конфискационную
экономическую политику, которая исключала
возможность конкуренции и на первое место
выдвигала фетиш “плана”, приоритетность
выполнения “показателей”, поклонение
регламентирующим документам. Такая политика
обеспечила формирование военно-полицейского
характера экономики, который подразумевал
невозможность экономической свободы
предприятий, а также простых граждан,
которые были практически лишены источников
независимого от государственной службы
существования. В такой ситуации тотальной
зависимости от государства, и прежде
всего от аппарата управления этим государством,
складывалась возможность осуществления
полного контроля, максимального использования
властных полномочий через монополизацию,
консервацию и постоянное воспроизводство
бюрократической машины, якобы в интересах
всего “общества”. Очень интересно объясняется
перманентная бюрократизация управленческого
аппарата в замечательной работе английского
публициста Сирила Норткота Паркинсона
“Закон Паркинсона”. Истоки этого феномена
он рассматривает сквозь призму социально-психологической
ориентации чиновника.Его Закон выражается
в форме двух “почти аксиоматических
положений”:
1) чиновник множит подчиненных, но не соперников;
2) чиновники работают друг на друга.
Если кратко расшифровать эти тезисы,
то перед нами предстанет вполне реальная
картина. Чиновник, находясь на определенном
этапе своей жизни, жалуется на перегрузку,
и, как правило, просит себе в помощь двух
подчиненных. Причем обязательно двух,
ни в коем случае не меньше, “чтобы каждый
придерживал другого, боясь, как бы тот
его не обскакал”. С течением времени
возникнет необходимость разгрузить и
этих подчиненных, назначив каждому в
помощники еще по два исполнителя. Таким
образом, первый чиновник будет иметь
определенный административный вес, а
его подчиненные будут трудится в поте
лица, причем независимо от того, увеличилось
количество дел или нет. При выполнении
разросшимся в геометрической прогрессии
штатом сотрудников по существу того же
объема работ, что раньше выполнял первый
чиновник, весь штат оказывается загруженным
полностью, а чиновник-вершина пирамиды
занят больше, чем прежде. Не менее интересен
обзор “болезни Паркинсона”, которая
может поразить практически любое учреждение
и способно загубить всякую его работоспособность.
Эта болезнь проходит стадии. Первый признак
заболевания проявляется в том, что среди
сотрудников учреждения появляется человек,
сочетающий полную непригодность к своему
делу с завистью к чужим успехам. Опасность
увеличивается, когда этот человек, не
справляясь со своей работой, суется в
чужую и пытается войти в руководство.
Когда ему это в какой-то степени удается,
наступает вторая стадия заболевания.
Он начинает выживать тех, кто способнее
его, и не дает продвинуться тем, кто может
заменить его в будущем. И в конечном итоге
штаты заполняются людьми, которые глупее
начальника. Если он второго сорта, они
будут третьего, а их подчиненные четвертого.
А чтобы жить спокойной жизнью в этом учреждении
все принимают эти правила игры и пытаются
выглядеть глупее, чем они есть. Коматозного
состояния учреждение достигает на третьей
стадии, когда в немснизу доверху не встретишь
и капли разума. Из этого состояния выхода
практически уже нет и учреждение обречено
на гибель или неплодотворное существование.
Различия во взглядах на истоки феномена
бюрократии отражаются на классификации
и типологии бюрократии, и на определении
ее сущности.
1.2. Типология бюрократии и ее сущность.
Б.П. Курашвили, как представитель марксистского
подхода, различает два типа бюрократизма
- добросовестный (патерналистский) и своекорыстный.
Формула добросовестного (патерналистского)
бюрократизма: максимум общественной
пользы при максимуме задаваемого сверху
порядка и минимуме доверия к управляемым,
минимуме их самостоятельности и инициативы
в их собственном деле и в общественной
жизни в целом. Формула своекорыстного
бюрократизма: максимум карьеры и корыстного
использования служебного положения при
минимуме заботы об общественной пользе.
Надо также сказать, что Б.П. Курашвили
отождествляет своекорыстный бюрократизм
прежде всего с капитализмом, а при социализме
он “сохраняется во враждебной ему среде”,
хотя “исторически загнан в угол”. Представителями
патерналистского (“отеческого”) бюрократизма
Б.П. Курашвили считает добросовестных
и честных чиновников, которые тем не менее
пропитываются “эгоцентристским духом
аппарата, профессиональным снобизмом,
технократическим высокомерием”. В социалистическом
обществе они существуют также не в чистом
виде - в виде местничества и ведомственности.
Одним из обоснований бюрократического
отчуждения аппарата управления от управляемых
Б.П. Курашвили видит в необходимости профессионализма
в управлении, который нередко порождает
у чиновников чувство превосходства над
“простыми” людьми.Как отмечает А.П. Бутенко,
одно из извращений социализма состоит
в том, что подменяется “механизм двусторонней
связи управляющих и управляемых... механизмом
одностороннего командования сверху”.
Этот механизм неизбежно вызывает к жизни
своекорыстное обособление и отчуждение
аппарата управления от общества, использование
в корыстных (групповых или индивидуальных)
интересах предоставленных имвластных
полномочий, элитарно-кастовые тенденции
в их среде, что в совокупности составляет
социально-политическую сущность бюрократизма.
Организационно-техническую сущность
этого явления Б.П. Курашвили, апеллируя
к работам классиков марксизма-ленинзма,
видит в сплошной формальной заорганизованности
всего и вся, и в стремлении бюрократии
выдать формальное за содержание, а содержание
- за формальное, когда весь принцип управления
приобретает призрачный характер и сводится
к обожествлению “показателей” как инструмент
для измерения эффективности аппарата
управления. Немаловажен, по мнению сторонников
марксистской точки зрения, при определении
социально-политической сущности бюрократизма
и вопрос о “правовой” основе бюрократии,
которая уделяет исключительное внимание
“правовому обеспечению” своего воспроизводства,
созданию юридической базы для своего
существования. Несколько другую классификацию
бюрократии приводит в своей работе “Хозяйственная
этика мировых религий” Макс Вебер. Он
различает два типа бюрократии: традиционную
“патримониальную”, которой свойственно
иррациональное начало, и современную
рациональную. Первый тип зародился и
развивался, проникая постепенно во все
сферы общественной жизни, вместе с зарождением
и развитием государственной машины. Он
охватывал прежде всего область государственного
управления и поддержания общественного
порядка. Среди традиционной бюрократии
М. Вебер вычленяет “бюрократию древнекитайских
мандаринов” и древнеегипетских, позднеримских,
а также византийских чиновников. Древнекитайский
мандарин отличался от чиновника “египетского,
позднеримского и византийского типа”
тем, что он вообще не был специалистом
управления, а скорее “литературно-гуманитарно
образованным джентльменом”. Рациональная
бюрократия сформировалась в эпоху Нового
времени, первоначально охватывая сферу
частно-хозяйственной деятельности и
прежде всего сферу внутрихозяйственного
управления наиболее крупных предприятий.
Постепенно влияние рациональной модели
бюрократии распространилось и на другие
сферы общественной жизни, постепенно
вытесняяпатримониальную. Но тем не менее,
общегосударственная бюрократия, приобретая
черты рациональности, четко отделялась
М. Вебером от бюрократии частно-хозяйственной,
т.к. существовал принцип невмешательства
государства в частно-хозяйственную область
и разграничение экономической и государственно-политической
деятельности. Современный М. Веберу бюрократ
отличается по его мнению от патримониального
бюрократа второго типа гораздо большей
“рациональной предметной специализированностью
и вышколенностью”, т.к. произошло вливание
рационального начала частно-хозяйственной
бюрократии. Социально-политическую сущность
бюрократии М. Вебер определяет через
онтологическую потребность общества
в социальной организации, структурированности
и упорядочения вообще и видит глубокую
внутреннюю связь процесса бюрократизации
с процессом огосударствления собственности.
Эти процессы порождают неминуемое возникновение
угрозы исчезновения элементов свободы
в экономической и других сферах. Государственная
бюрократия начинает вмешиваться во внутрихозяйственное
управление предприятий, подрывая его
мелочной опекой и вступая в противоречие
с экономической рациональностью и рентабельностью.
Такая ситуация вмешательства и тотального
контроля с целью обеспечения фискальных
интересов и укрепления военной мощи государства
была, к примеру, очень характерна для
системы органов управления горнозаводской
промышленностью Урала XVIII-XIX вв., когда
частные предприятия организовывались
и функционировали под неусыпным надзором
государства. Сфера деятельности этих
предприятий также строго регламентировалась
и направлялась в русло военной промышленности.
Выполнение заказов военного ведомства
пользовалось неоспоримой приоритетностью,
а вопросы экономической целесообразности
и, тем более, рентабельности волновало
государство в меньшей степени.
ГлаваII. Теория бюрократии Макса Вебера
и Карла Маркса
2.1.Теория рациональной бюрократии Макса
Вебера
Основным источником, в котором представлена
теория бюрократии Вебера, служит его
фундаментальный труд «Хозяйство и общество».
Длярассмотрения проблемы власти бюрократии
важное значение имеет также статья Вебера
«Парламент и правительство в преобразованной
Германии». В этой статье и в некоторых
других своих работах Макс Вебер описывает
систему государственного управления,
существовавшую в Германии в начале XX
века. В исследованиях современных ученых
подчеркивается, что анализ бюрократии
в веберовских политических статьях, как
и концепция патримониальной бюрократии,
служит важным дополнением идеально-типической
бюрократии.
В теории бюрократии Макса Вебера важным
элементом выступает понятие патримониальной
бюрократии. Но для дальнейшего развития
социологии наибольшее значение имел
другой элемент данной теории – разработанная
идеально-типическая модель рациональной
бюрократии.
Рациональная бюрократия характеризуется
Вебером в ходе анализа легального господства.
Отличительной чертой данного типа господства
служит наличие системы формальных правил,
регулирующих деятельность управленческого
персонала. Причем эти правила могут быть
изменены. В этом заключается одно из важнейших
отличий легального господства от традиционного:
в традиционном возможность законотворчества
ограничена существующими традициями,
а в легальном не существует никаких ограничений,
кроме соблюдения всех соответствующих
формальностей. «Решающим является то,
что подчинение теперь основано не на
вере и преданности харизматической личности,
пророку или герою,...но на лишенном личного
характера объективном «служебном долге»,
который определен посредством установленных
норм (законов, предписаний, правил)». Предполагается,
что повиноваться следует формальным
правилам, а не лицу, обладающему властью.
На смену принципу личной преданности,
имеющему важнейшее значение при традиционном
господстве, приходит ориентация на безликие
нормы. Вебер считал, что само по себе легальное
господство не обладает в глазах подчиненных
достаточной легитимностью. Поэтому оно
должно быть дополнено традиционными,
патермониальными элементами. Впрочем
в реальности легальное господство в чистом
виде и не существует, оно неизменно проявляется
лишь всочетании с другим типом. Легальное
господство обладает рядом отличительных
черт, среди которых Вебер особо выделяет
следующие:
1. должностные обязанности выполняются
на постоянной основе и регулируются установленными
правилами;
2. обязанности разделены между функционально
различными сферами;
3. должности образуют иерархию, в которой
определены возможности контроля за исполнением
приказаний;
4. правила, регулирующие деятельность,
подразделяются на технические инструкции
и правовые нормы, однако для исполнения
и тех и других необходим специально подготовленный
персонал;
5. должностное лицо не может присвоить
свою должность;
6. легальное господство может принимать
различные формы, но при более чистом типе
используется бюрократический управленческий
персонал;
При легальном господстве с бюрократическим
управленческим аппаратом лишь глава
организации занимает свое положение
в результате выборов. Бюрократический
аппарат состоит из чиновников, которые
действуют в соответствии со следующими
принципами:
1. чиновники лично свободны и подчинены
власти только в том, что касается их должностных
обязанностей;
2. чиновники организованы в четко установленную
иерархию должностей;
3. каждая должность обладает определенной
сферой полномочий;
4. чиновник занимает должность на основе
добровольного договорного соглашения;
5. кандидаты отбираются на основании их
квалификации и при этом назначаются на
должность, а не выбираются;
6. вознаграждением служит постоянное
денежное жалование;
7. должность рассматривается как единственный
или, по крайней мере, основной род занятий
чиновника;
8. существует система карьерного продвижения
в соответствии с заслугами;
С точки зрения Вебера, рациональная бюрократия
не тождественна легальному господству.
С одной стороны, легальное господство
может осуществляться и небюрократическими
органами управления. С другой стороны,
бюрократический административный аппарат
может использоваться и в тех случаях,
когда руководство не следует принципу
легальности.
Вебер выделил специфические черты рациональнойбюрократической
администрации, проводя сопоставления
современной бюрократии с традиционными
формами управления, в которых подобные
черты полностью отсутствовали либо были
слабо выражены. Некоторые из этих признаков
впервые проявились в системе государственного
управления в странах Запада. К их числу
относится прежде всего специализация
чиновников и их профессиональная компетентность.
Вебер писал: «Конечно, «чиновник», даже
специализировавшийся в определенной
области, издавна известен различным культурам.
Однако полной зависимости всей жизни,
всех ее политических, технических и экономических
предпосылок от организации профессионально
подготовленных чиновников … не было
ни в одной стране, кроме современного
Запада».
Наряду со специализацией чиновников,
важным отличительным признаком современной
бюрократии, не существовавшим в прошлом,
выступает отделение чиновника от собственности
на средства управления. Такое отделение
вело к тому, что получение индивидом средств
к существованию зависело от организации,
тем самым подчиняя его организационной
дисциплине.
Вебер особо подчеркивает контрактно-договорный
характер отношений между отдельными
чиновниками и организацией в современной
бюрократии. Он отмечает также роль образовательной
подготовки чиновников, уровень которой
должен проверяться экзаменами и удостоверяться
соответствующим дипломом, что в значительной
мере определяет рациональный характер
бюрократии. С точки зрения М. Вебера, специфическую
рациональность придает бюрократии то,
что она действует в соответствии с четко
сформулированными правилами и обладает
специальными знаниями, которые применяются
ею в процессе управления.
Кроме того, следует отметить, что бюрократия
представляет собой иерархию чиновников,
назначенных на их должности вышестоящими
органами. Организация, состоящая из выборных
чиновников, не является, согласно Веберу,
бюрократической в строгом смысле слова.
Таких чиновников, имеющих свой собственный
источник легитимности вне организации,
невозможно подчинить дисциплине, отличающей
подлинную бюрократию.
Важной особенностьюбюрократического
управления является то, что глава организации
может быть уверен, что его распоряжения
будут переданы по каналам коммуникации
и исполнены в соответствии с существующими
правилами. Бюрократическую организацию
отличает строгая дисциплина. Именно объединение
специальных знаний и дисциплины образует
основу бюрократической администрации.
Как полагал Вебер, бюрократические организации,
в большей или меньшей степени приближающиеся
к чистому типу, можно обнаружить в самых
различных сферах жизни современного
общества: в аппарате государственного
управления и в политических партиях,
в учебных заведениях, в армии и на крупном
капиталистическом предприятии. Но наибольшее
развитие бюрократизация получает в государстве
и массовой политической партии.
Повсеместное распространения бюрократии
вызвано прежде всего тем, что она оказывается
более эффективной, чем любая другая форма
управления. Все это делает бюрократию
совершенно незаменимой в современном
обществе. Развитие современных форм организации,
как считает Вебер, практически совпадает
с распространением бюрократического
управления.
Превосходство бюрократии над иными формами
управления обусловлено главным образом
тем, что она выступает носителем специальных
знаний, которые необходимы для нормального
функционирования любой крупной организации.
Как отмечает Вебер: «Бюрократизация предоставляет
прежде всего оптимальную возможность
проведения в жизнь принципа специализации
административных функций в соответствии
с чисто объективными критериями. Управление
осуществляется функционерами, которые
обладают специальной подготовкой и в
ходе непрерывной практики развивают
свои навыки».
Утверждение Вебера о наивысшей эффективности
бюрократии нередко подвергалось критике.
По мнению некоторых социологов, Вебер
не учел возможности появления в бюрократических
организациях разного рода «дисфункций».
При этом имелось в виду, что следование
бюрократическим нормам могло привести
к снижению эффективности управленческой
деятельности. Такая точка зрения высказывалась
в ряде работ Р. Мертона, который не подвергалсомнению
веберовский идеальный тип рациональной
бюрократии, но все же указал на то, что
функционирование бюрократической организации
сопровождается некоторыми побочными
последствиями, противоречащими целям
данной организации.
К числу социальных последствий бюрократизации
Вебер относит тенденцию к уравниванию
статусных различий, которая проявляется
в результате устранения чиновников, управляющих
в силу статусных привилегий и присвоения
административных средств и полномочий.
Следствием бюрократизации является установление
в отношениях между людьми «формальной
безличности», когда из официального ведения
дел устраняются все личностные и эмоциональные
элементы. Рациональная бюрократия действует
исходя из объективных критериев, а не
личных симпатий и предпочтений. Как пишет
Вебер: «Бюрократия получает тем большее
развитие, чем более она «дегуманизирована»
и чем в большей степени она достигает
устранения из официального ведения дел
любви, ненависти и всех чисто личных,
иррациональных и эмоциональных элементов».
Чиновник должен исполнять свои обязанности
«без гнева и пристрастия». Он подчинен
дисциплине, предполагающей последовательное
и методичное выполнение приказаний, в
ходе которого не допускается какая-либо
критика содержания этих приказаний. Объективность,
бесстрастность, формализм – таковы характеристики
бюрократии, заложенные в идеальном типе.
Государственную службу Вебер рассматривает,
подобно науке и политике, как «профессию
и призвание». Это находит выражение в
том, что занятие должности требует длительной
специальной подготовки. Не меньшее значение
имеет то, что чиновник возлагает на себя
определенные обязательства, связанные
с исполнением его «служебного долга».
Если для патримониального чиновника
было естественным рассматривать свою
должность прежде всего как источник дохода,
то при легальном господстве первостепенное
значение для чиновника приобретают те
цели, осуществлению которых служит его
деятельность.
В легально-рациональной бюрократии верность
чиновника служебному долгу не предполагает
личной преданности поотношению к главе
организации, как это имеет место в патримониальных
и феодальных властных структурах. Согласно
Веберу, в условиях легального господства
деятельность чиновника подчинена безличным
и чисто функциональным задачам. Организация
может выступать в некотором роде заменой
индивидуального господина в качестве
объекта преданности. При этом чиновник
полностью зависит от той организации,
которой он служит. Как отмечает Вебер,
профессиональный чиновник «… привязан
к своей деятельности во всем своем экономическом
и идеологическом существовании. В большинстве
случаев он всего лишь винтик непрерывно
действующего механизма, который предписывает
ему направление движения».
Такова идеально-типическая модель рациональной
бюрократии Макса Вебера. Однако веберовский
анализ бюрократического феномена не
исчерпывается данной моделью. Идеальный
тип рациональной бюрократии представляет
собой лишь один из элементов более общей
концепции бюрократии, содержащейся в
работах Вебера. Он сознавал, что отклонения
от идеального типа являлись неизбежными
и носили систематический характер. Связано
это с тем, что чиновничество представляло
собой особую социальную группу со своими
собственными интересами, которую отличало
также и стремление к расширению своей
власти.
Как считает Вебер, современная бюрократия,
подобно чиновничеству прошлых эпох, образует
особую статусную группу, занимающую привилегированное
положение в обществе. Этому нисколько
не противоречит тот факт, что бюрократия
подчинена в своей деятельности централизованному
контролю и дисциплине. Вебер пишет: «Осознание
чиновником своего высокого статуса не
только совместимо с его готовностью подчиняться
вышестоящим, но и исполняет функцию компенсации,
позволяя ему сохранять самоуважение».
Статусные группы отличает особый образ
жизни, в котором находит отражение социальный
престиж их членов. В большинстве случаев
статусные группы стремятся к монополизации
каких-либо ценностей, а также к ограничению
доступа в свои ряды. Как отмечал Вебер,
установление разного рода ограничений
на допуск в ряды чиновников особеннохарактерно
для патримониальных бюрократий, но эта
тенденция не исчезает и в современных
административных структурах.
2.2. Теория бюрократии Карла Маркса
В работах Маркса, написанных в 1842 – 1843
гг., вычленен ряд объектов исследования
бюрократии классово-антагонистического
общества, сформулировано исходное положение
теории бюрократии, определена совокупность
понятий и категорий для анализа этого
феномена и поставлены вопросы, нуждающиеся
в дальнейшем исследовании. Лишь после
того, как были осуществлены эти важнейшие
теоретические и методологические процедуры,
Маркс переходит к анализу и критике гегелевской
философии права. В.С. Нерсесянц отмечает,
что при критике гегелевской философии
права Маркс вкладывал в гегелевское понятие
«разумного государства» качественно
иное, революционно-демократическое содержание.
Гегелевскую концепцию государства и
бюрократии можно рассматривать как эмпирическое
описание места и роли чиновничества в
государстве. Государственный аппарат
управления, с одной стороны, выполняет
функции. Необходимые для достижения всего
объема целей государства, с другой –
чиновничество рассматривается Гегелем
как воплощение идеи государства и идеал
государственной власти.
В гегелевской философии права Маркс обнаруживает
как теоретические положения все те феномены
бюрократической деятельности и сознания
– закон иерархии, государственный разум,
теория разделения граждан на два класса,
которые в период работы в «Рейнской газете»
были зафиксированы им на практике.
Конкретизируя категорию государственного
формализма, Маркс указывает ряд объектов
исследования, непосредственно (система
гарантий от бюрократических злоупотреблений
властью) и опосредованно (институты политического
представительства) обусловленных бюрократическими
отношениями.
Многообразие исследовательской проблематики
находит выражение в системе Марксовых
определений бюрократии как особой формы
отношений, деятельности и сознания. Вот
основные из них: бюрократия – это новый
принцип организации гражданского общества
и государства; государство, котороесделало
себя гражданским обществом; особое, замкнутое
общество в государстве; государственный
формализм гражданского общества.
Резюмируя все эти определения, Маркс
называет бюрократию совокупностью государственных
слуг. Аппарат государственной власти
и управления, таким образом, становится
совокупностью государственных слуг,
если каждый из чиновников материально
и духовно связан с государством как формализмом,
обладает монополией на управленческое
и политическое знание и связанные с ним
привилегии, осуществляет действия, направленные
на освящение государства и чиновничества
как «тела» государства. Лица, занятые
профессионально в сфере государственной
власти, вопреки Гегелю, не обладают действительным
разумом, а являются носителями и выразителями
«деловой рутины» и «горизонта ограниченной
сферы».
Для уяснения политического значения
бюрократии необходимо учитывать, что
политика государства в значительной
степени определяется бюрократией, поскольку
это частное сословие выступает в роли
всеобщего. Бюрократия, согласно Марксу,
не может вырабатывать и проводить разумную
политику из-за того, что она движима материальными
интересами и своекорыстием, обладает
особым разумом, противостоящим действительному
разуму, а служба правительству не является
критерием действительной всеобщности
и политической значимости данного сословия.
В то же время деятельность по управлению
государством существует в единстве с
политической мотивировкой этой деятельности
– действительным сознанием бюрократии.
Бюрократия непосредственно сращена с
государством как особой формой отношений,
деятельности и сознания. Политический
фактор входит в состав бюрократических
отношений и охватывает различные виды
государственных властей. Марксовы определения
бюрократии дают возможность описать
гносеологические, социологические и
политические характеристики бюрократии
посредством применения категории «государственный
формализм» в качестве исходной. В рукописи
«К критике гегелевской философии права»
можно обнаружить и иной, более глубокий,
смысл категории «государственный формализм».
Этотсмысл устанавливается Марксом в
процессе критики гегелевской концепции
организма государства.
Государство, по Гегелю, органично, если
оно определяет гражданское общество
и как всеобщее господствует над единичным.
Приоритет отношения господства государства
над гражданским обществом у Гегеля оказался
связан с потерей в философии права ряда
социально-политических противоречий:
между государством и гражданским обществом,
между политическим консерватизмом и
политической оппозицией как различными
моментами законодательной власти. Маркс,
наоборот, строит свою систему взглядов
на государство путем тщательного анализа
различных моментов государственного
формализма, имеющего глубокие корни в
бытии и сознании гражданского общества.
Конкретизируя свое понимание органичности
государства, Маркс вводит фигуры «политического
материалиста» и «государственного идеалиста»
для обозначения неразрывной связи государства
с абстрактным и конкретным в индивиде.
В действиях и мыслях политического материалиста
воспроизводятся детерминация и все составные
части бюрократического отношения. Государственный
идеалист как существо, противоположное
действительности, есть множество конкретных
и политически значимых индивидов, действие
и сознание которых не деформировано стандартами
бюрократического действия и мышления.
Марксова концепция организма государства
базируется на фиксировании противоречий
между политическим материалистом и государственным
идеалистом. Множество субъективных, но
конкретных мнений индивидов – основа
государства и взаимного доверия между
государством и индивидами. И в действии
индивидов, и в теории, согласно Марксу,
должно постоянно удерживаться различие
между государством, бюрократией и правительством.
Индивиды должны постоянно требовать
политических гарантий того, что умонастроение
бюрократии не является «политическим
умонастроением» и что отсутствует тождество
бюрократических и политических отношений
в деятельности государственной власти.
Для обозначения тождества бюрократических
и политических отношений, образовавшихся
в результатесовпадения сословных и политических
различий, Маркс пользуется понятиями
«рефлективное отношение» к государству,
«частичный» политический разум и «призрачная
форма» участия в политике.
Рефлективное отношение к государству
означает, что существует противоречие
между гражданской и политической значимостью
сословий и индивидов, отсутствует взаимосвязь
между политическим представительством
народа и правительственной властью, что
политическая возможность не преобразуется
в политическую действительность. Если
какое-либо из сословий (типа бюрократии)
или индивидов (типа чиновника) специально
посвящает себя служению правительству,
а разум этого сословия или индивида признается
как всеобщий, то данное сословие, по сути
дела, является частным, а его разум –
частичным политическим разумом. Закономерность
заключается в том, что лица и сословия,
профессионально занятые в политической
и управленческой сфере, являются носителями
преобразования частных интересов, воли
и разума во всеобщие интересы, волю и
разум. Маркс многократно подчеркивает,
что такое преобразование неизбежно.
Что же противопоставляет Маркс гегелевской
концепции организма государства? Каков
основной критерий органичности государства?
В рукописи «К критике гегелевской философии
права» Маркс стремится выявить множество
противоречий социально-политической
действительности и тем самым приблизить
разум к действительности, одновременно
оторвав его от мнимых, мистифицированных
политических форм и не менее мнимых форм
отражения действительности.
Противоположность Марксова понимания
разума гегелевскому вытекает из всего
содержания Марксовой критики гегелевской
философии права.
Для анализа разумности государственного
строя, в котором преодолены бюрократические
отношения, Маркс пользуется понятиями
«подлинное государство», «разумное государство»,
«органическое государство».
В рукописи Маркса фундаментально разработаны
две основные методологические проблемы:
проблемы отношения разума к действительности
и проблема взаимосвязи всеобщих, особых
и единичных интересов в гражданском обществе
иполитическом государстве. Обе эти проблемы
разрабатывались Марксом в единстве, обусловленном
предшествующим этапом его теоретической
и практической деятельности, а также
целями «К критике гегелевской философии
права».
На первый взгляд они содержатся в гегелевской
философии права. Однако подход Маркса
к их исследованию обусловлен его несогласием
с теми решениями, которые предлагал Гегель.
Это несогласие созрело в период работы
Маркса в «Рейнской газете», когда он занимался
критикой повседневной социальной и политической
эмпирии прусской монархии. Статьи Маркса,
опубликованные в «Рейнской газете» -
начало процесса развития разногласий
Маркса с Гегелем относительно природы
гражданского общества и государства,
в том числе природы бюрократии.
Конкретизация данных разногласий обусловила
расширение проблематики исследования
и критики бюрократии в рукописи «К критике
гегелевской философии права». В период
работы в «Рейнской газете» Маркс считал,
что бюрократическое отношение конституируется
тремя элементами: законом иерархии, государственным
разумом и теорией разделения граждан
на два класса. В процессе критики философии
Гегеля обнаружилось, что указанные элементы
содержатся в концепции Гегеля на правах
теоретических положений. Следовательно,
философия права Гегеля может рассматриваться
как теоретическая платформа необходимости
и правомерности бюрократических отношений
в обществе, тотальной бюрократизации
общественной и политической жизни.
Эта теоретическая концепция должна быть
разрушена – так можно определить основную
цель Марксовой критики гегелевской философско-правовой
теории. В целях такого разрушения Маркс
последовательно анализирует социальные
предпосылки бюрократических отношений,
проблему взаимосвязи разума и интереса,
понятие всеобщего, гегелевскую концепцию
индивида, намечает ряд проблем анализа
бюрократической деятельности и на этой
основе критикует гегелевскую концепцию
организма государства в целом.
Эта установка Маркса способствовала
появлению новых моментов в его взглядах
на бюрократию, по сравнению с предыдущим
этапом егоисследования.
К числу нового следует, прежде всего,
отнести попытку обнаружить в отношениях
собственности социальные предпосылки
бюрократических отношений. Маркс показывает,
что иерархия как составной элемент бюрократических
отношений определяется отношениями собственности.
Фиксирование отношений собственности
как предпосылки бюрократических отношений
свидетельствует о начале окончательного
перехода Маркса на позиции материализма
в истолковании общественных явлений.
Данным переходом объясняется и значительное
расширение проблематики исследования
бюрократии. Проблема взаимосвязи разума
и интереса анализируется Марксом в контексте
критики государственного разума и теории
разделения граждан на два класса как
составных элементов бюрократического
отношения. Гегель считал, что носителями
государственного разума являются только
члены государственного аппарата управления.
На этом основании выделялась бюрократия
как всеобщее сословие, управляющее отношениями
людей в гражданском обществе. Маркс исходит
из того, что носителями разума являются
индивиды в качестве членов семьи и гражданского
общества. По Гегелю, носителями разума
являются надындивидуальные силы (государство,
государственный аппарат). Маркс считает,
что ни одна из надындивидуальных сил
не может быть носителем разума. Поэтому
категория всеобщего должна включать
в свой состав определения сущности, существования,
отношений и целей деятельности индивидов.
Проблема заключается в поиске таких феноменов
социального бытия, которые способствуют
преобразованию всеобщих характеристик
человека в иррациональные силы, недоступные
сознательному контролю.
Изучая эту проблему, Маркс вводит методологически
и теоретически емкую категорию государственного
формализма для формулировки ряда проблем
анализа бюрократической всеобщности.
Введение этой категории – новый момент
в развитии взглядов Маркса на бюрократию.
Данная категория позволяет более подробно
анализировать явления, отмеченные Марксом
на предыдущей стадии исследования бюрократии,
и указать ряд новых объектов исследования
(система гарантий отбюрократических
злоупотреблений властью). Множество объектов
исследования позволяют Марксу дать систему
гносеологических, социологических, политических
характеристик бюрократии, расширяющих
прежние представления о специфике этого
феномена социальной и политической действительности.
Если в период работы в «Рейнской газете»
Маркс считал, что бюрократическое отношение
конституируется законом иерархии, государственным
разумом и теорией разделения граждан
на два класса, то в рукописи «К критике
гегелевской философии права» бюрократическое
отношение предстает как более сложная
практически-духовная целостность, обусловленная
отношениями собственности, существованием
надындивидуальных сил, преобразованием
всеобщих интересов в особые, определенными
формами сознания (политическое умонастроение,
корпоративный дух, государственный разум)
и формами социальной организации, государственным
формализмом, включающим существующие
системы гарантий от бюрократических
злоупотреблений властью.
Учет всего многообразия проблематики,
исследованной Марксом в «К критике гегелевской
философии права» позволяет сделать выводы
о специфике Марксовой методологии анализа
бюрократии в период начала окончательного
перехода Маркса к материализму и коммунизму.
Содержание Марксовой критики философии
права Гегеля показывает, что Маркс не
сводит анализ бюрократии к эмпирическому
описанию деятельности и сознания членов
государственного аппарата управления.
Наоборот, за каждым эмпирическим фактом
бытия и сознания бюрократии и за каждым
положением теории (философии права Гегеля),
оправдывающей данное бытие и сознание,
открывается ряд предметов исследования.
Учет социальных предпосылок и диалектика
социальных интересов – основа принципов
отбора эмпирических фактов и отношений
при анализе бюрократии. Отношения собственности,
специфически преломленные в диалектике
социальных интересов, позволяют ввести
в сферу анализа носителей взаимосвязи
единичных, особых и всеобщих интересов
и изучать различные аспекты отношений,
деятельности, и сознания данного носителя.
Изучение бюрократии темсамым становится
частью анализа общества в целом.
Если Макс Вебер в своей трактовке бюрократии
выступает как ценностно-нейтральный
позитивист, то Маркс с его открыто-ценностным
отрицанием универсальной социальной
полезности государства стоит в своем
отношении к бюрократии на прямо противоположных
позициях. Здесь он полный нигилист. Бюрократия
в его описании выглядит абсолютным злом.
Даже простой перечень Марксовых пунктов
критики бюрократии выглядит впечатляюще.
Здесь и подмена общественного интереса
частным интересом власти и конкретного
чиновника, «присвоение государства»
чиновничеством; и органическая неспособность
решать подлинные проблемы, отсутствие
государственного разума у бюрократии;
предвзятость и произвол, возрастающие
по мере продвижения к вершине бюрократической
иерархии; и корпоративность, своекорыстие
этой иерархии; карьеризм как образ ее
жизни, притязания на монопольную компетентность
и формализм бюрократии. В целом бюрократия,
по мнению Маркса, есть организм-паразит,
принципиально неспособный быть ни носителем
разума, ни выразителем всеобщих интересов.
Рассмотрев во второй главе теорию бюрократии
Маркса, хочется отметить, что его критика
отличается глубиной и большой обобщающей
силой. И это даже несмотря на то, что она
опиралась на анализ весьма ограниченного
материала. Маркс точно обозначил негативные
компоненты бюрократии. Его суждения в
той или иной мере применимы и к большинству
современных бюрократий.
Точка зрения Маркса на эту проблему содержит
лишь один принципиальный дефект. Это
– его идеологизированная односторонность,
ограниченность. Маркс не видит ничего
хорошего в современной ему форме государственного
управления. Но если принять такого рода
критику за полный анализ, то остается
непонятным, каким образом и почему современные
бюрократические аппараты в разных странах
не только не «рушатся под тяжестью собственных
преступлений», но и достаточно успешно
справляются с решением сложнейших проблем
и к тому же пользуются довольно высоким
авторитетом у граждан.
Заключение
Бюрократия – это многозначное,многостороннее
явление, которое нельзя оценивать с одной
точки зрения. Это подтверждается существованием
различного рода концепций. В изучении
бюрократии можно выделить две основополагающие
теории, дающие прямо противоположные
определения бюрократии и абсолютно по-разному
характеризующие ее. Это теория рациональной
бюрократии Макса Вебера и критическая
концепция Карла Маркса. В ходе написания
работы мною были изучены не только произведения
Вебера и Маркса, но и различные монографии,
а также критические материалы по данной
теме. Изучение феномена бюрократии необходимо,
так как она позволяет рассмотреть сущность
бюрократии, ее функции, а также место
бюрократии в обществе. В настоящее время
много говорят о негативных чертах бюрократии,
критикуют ее. Однако, как я уже отмечал,
современные бюрократические аппараты
достаточно развиты и вполне успешно справляются
со своими обязанностями. Поэтому односторонняя
оценка этого явления невозможна. Тема
феномена бюррократии очень обширна, и
рассмотреть ее в рамках одной работы,
как мне кажется, невозможно. Однако в
процессе выполнения все поставленные
задачи были выполнены, а значит цель –
раскрыть сущность теорий бюрократии
– достигнута.
Список используемых источников и литературы
1. Вебер М. Избранные произведения. М.,
1990.
2. Гегель Г. Философия права. М., 1990.
3. Зверев А.Ф. Маркс о сущности бюрократии
в работе «К критике гегелевской философии
права» // Советское государство и право.
1997. №8.
4. Макаренко В.П. Анализ бюрократии классово-антагонистического
общества в ранних работах Карла Маркса
(Очерк проблематики и методологии исследования).
Ростов-на-Дону: издательство Ростовского
университета. 1998.
5. Макаренко В.П. Вера, власть и бюрократия
(Критика социологии М. Вебера). Ростов-на-Дону:
издательство Ростовского университета.
1988.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений.
[Электронный ресурс]. HTML формат. URL: http://www.infanata.org/
7. Масловский М.В.Теория бюрократии Макса
Вебера и современная политическая социология:
Монография. Н.Новгород: издательство
ННГУ. 1997.
8. Оболонский А. Бюрократия и бюрократизм
(к теории вопроса) // Государство и право.
1993. №10.
------------------------------
[ 1 ]. Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом.
- М., 1988. - С. 4.
[ 2 ]. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы
бюрократии у Макса Вебера. //
Вопросы философии. 1991. № 3.
[ 3 ]. Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм.
- Ростов-на-Дону, 1989. - С.
14.
[ 4 ]. Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм.
- Ростов-на-Дону, 1989. - С.
16.
[ 5 ]. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.
1. - С. 271.
[ 6 ]. Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм.
- Ростов-на-Дону, 1989. - С.
20.
[ 7 ]. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.
7. - С. 529.
[ 8 ]. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы
бюрократии у Макса Вебера. //
Вопросы философии. 1991. № 3. - С. 177.
[ 9 ]. Каратуев А.Г. Советская бюрократия:
Система политико-экономического
господства. - Белгород, 1993.
[ 10 ]. Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом.
- М., 1988. - С. 9.
[ 11 ]. Бутенко А.П. Противоречия развития
социализма как общественного строя.
// Вопросы философии. 1997. № 10. - С. 18.
[ 12 ]. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы
бюрократии у Макса Вебера. //
Вопросы философии. 1991. № 3. - С. 178.
[ 13 ]. Вебер М. Избранное. Образ общества.
С.71.
[ 14 ]. Albrow M. Op.cit. p.44.
[ 15 ]. Dandeker Ch. Surveillance, power and modernity. Cambridge, 1990.
P.10
[ 16 ]. Блау П. Исследования формальных организаций
// Американская социология: перспективы,
проблемы, методы. М., 1972. С.100-102.
[ 17 ]. Нерсесянц В.С. Гегелевская философия
права: история и современность. М.: Наука.
1974.
[ 18 ]. Гегель Г. Философия права. М., 1990.
[ 19 ]. Работа Маркса в «Рейнской газете»
- 1842-1843 гг.
[ 20 ]. Оболонский А. Бюрократия и бюрократизм
(к теории вопроса) // Государство и право.
1993. №10.