Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:03, реферат
Бюрократия (от франц. bureau – канцелярия и греч. кратос – власть) – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮРОКРАТИИ
1.1. Понятие и признаки бюрократии
Рассмотрим, что именно представляет собой понятие «бюрократия».
Бюрократия - от французского bureaucratиe, буквально - господство канцелярии или от bureau - бюро, канцелярия и греческого - власть, то есть высшие чиновники, служащие средних звеньев государственного аппарата, чиновники. Специфические особенности работы органов власти (бюрократии) во многом объективные - разрастание и усложнение функций (отсюда и расширение кадров управления и контроля), владение техникой административной работы, владение информацией и документацией, возможность готовить, составлять и интерпретировать государственные решения и акты, переписываться с населением, отвечать на его запросы.
Бюрократия (от франц. bureau – канцелярия и греч. кратос – власть) – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления.
Впервые понятие «бюрократия»
возникло в 1745. Термин был образован
французским экономистом
1.2. Основные концепции теории бюрократии
Ограничение бюрократизма в
сфере государственной службы необходимо
рассматривать в широком
Существование данных противоречий
в государственной системе
Рациональные концепции бюрократии. В начале XX ст. выдающийся немецкий социолог М. Вебер разработал концепцию бюрократии как основной организации современного типа, которая пришла на смену организации традиционной и патримониальнои (патриархальных). Бюрократическая организация пришла на смену системе патриархата, средневековой администрации, при которой обычной рядовой человеку без денег и связей добиться справедливости было практически невозможно. Возникновение бюрократической структуры, в соответствии с теорией М. Вебера, связано с проявлениями приватногосподарськои деятельности, с необходимостью существования посредника между производителями и средствами производства.
В идеале бюрократии присущи
ведение технических дел
Для того, чтобы рассмотреть концепции бюрократии М. Вебера, необходимо упомянуть о двух основных категориях его учения. Это идеальные типы и легитимное господство. Идеальные типы, по М. Веберу, это не есть реальность, подкрепленная эмпирической адекватностью, а теоретические конструкции, которые позволяют глубже понять ту или иную проблему. Легитимное господство М. Вебер делил на три группы.
1. Традиционное - этот тип господства основывается на священности традиции, устоявшихся норм и правил.
2. Харизматическое - основывается на необыденных качествах какой-либо личности.
3. Легальное, для которого закон является руководством к деятельности властвующих структур. И, исходя из своей типологии, Вебер моделирует свою концепцию патримониальный и рациональной бюрократии. Анализ бюрократии хорошо описан в его итоговой, но, к сожалению, не завершенной работе «Хозяйство и общество».
По М. Веберу, бюрократизация общества есть судьба и решить проблему бюрократии невозможно ни революционным, ни эволюционным путем. Как указывает М.В. Масловский, понятие «патримониальная бюрократия» в работах М. Вебера обозначает, по-видимому, не идеальный (чистый) тип, а лишь конкретные примеры управленческих структур, обладающих определенными рациональными аспектами, но действующих в условиях традиционного господства.
1.3. Формирование бюрократии
Бюрократия может
1. Бюрократическая структура
вырастает вокруг видного
2. Бюрократическая структура
возникает вокруг группы людей.
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ БЮРОКРАТИИ
2.1. Достоинства бюрократии
Первым, кто продемонстрировал достоинства бюрократии как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. После этого в ситуациях плохой работы чиновников (волокита, требующая оформления многих лишних документов и долгого ожидания решения) стали вести речь не о бюрократии, а о бюрократизме, разведя два этих понятия. Если первоначально понятие «бюрократия» употребляли только в связи с правительственными учреждениями, то сейчас его используют при определении любой крупной организации, имеющей большой и разветвленный штат управленцев («корпоративная бюрократия», «профсоюзная бюрократия» и др.).
М.Вебер высоко оценивал возможности бюрократии и считал ее развитие положительной перспективой исторического процесса.
Главное достоинство бюрократии,
по Веберу, — это высокая хозяйственно-
2.2. Недостатки бюрократии
Главный недостаток бюрократии, по Веберу - игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсутствие необходимой деятельности.
Существует опасность вырождения бюрократических систем управления, когда они не повышают, а тормозят эффективность своей деятельности.
Ученые выделяют три основные проблемы, порождаемые бюрократической организацией управления.
1. Отчуждение от человека.
Бюрократия призвана решать
2. Ритуализм. Стандартная процедура принятия решений зачастую, проходя все необходимые инстанции и согласования, занимает столько времени, что само решение становится уже устаревшим и ненужным. Для описания этой ситуации Р.Мертон ввел специальный термин – «бюрократический ритуализм», обозначающий такую поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей организации.
3. Инерция. Хотя бюрократия
создается для решения
Широкое развитие бюрократической власти приводит к тому, что бюрократ становится «хозяином» над теми людьми, которыми он должен руководить. В этих условиях расцветает коррупция.
Для уменьшения негативных последствий бюрократизации управления необходима система внешнего контроля за деятельностью чиновников – со стороны граждан (клиентов бюрократии) и/или руководителей. Как правило, оба эти метода сочетаются: гражданам предоставляют право жаловаться на бюрократов в правоохранительные органы, хотя и эти органы сами могут подвергнуться бюрократическому перерождению. Трудность организации контроля над бюрократией является весомым аргументов сторонников анархии, стремящихся отказаться от деления общества на управляемых и профессиональных управляющих. Однако на современном этапе развития общества отказаться от профессионализации управления не представляется возможным. Поэтому некоторая бюрократизация управления воспринимается как неизбежное зло.
Пример в РМ:
***
Как ранее сообщило одно из молдавских изданий, крупнейший инвестор в Бельцкой свободной экономической зоне компания Draexlmaier, создавшая в Молдове 2 600 рабочих мест и планировавшая открыть еще 2 000 – отказалась от проекта по строительству завода в Бельцкой СЭЗ, объем которого равен 15 млн евро.
Компания объявила, что переносит свой проект из Молдовы в Румынию. Свое решение руководство компании объясняет в значительной мере вымогательством по отношению к инвестору со стороны налоговой службы.
Данный пример полностью противоречит обещаниям премьера Филата об обеспечении нынешней властью самых привлекательных условий для инвесторов.
Известно, что компания Draexlmaier планировала создать в Молдове порядка 11 тыс новых рабочих мест к 2014 году. Помимо этого компания обеспечивала развитие сопутствующих секторов, численность работников которых достигает 5 тыс единиц. В прошлом году только размер заработной платы, выплаченной компанией своим работникам равнялся 160 млн леев, в том числе 38 млн составили выплаты в бюджет.
***
"Мы работаем с иностранным
партнером несколько лет на
юге Молдовы - обрабатывая землю
с применением современных
По его словам, все это мешает развивать
бизнес, загоняет иностранных инвесторов
в тупик, из-за чего они не видят перспектив
в экономике Молдовы". Мариан Баник,
словацкий предприниматель, сообщил на
форуме, что возглавляемая им компания
представлена в Молдове уже шесть лет.