Благотворительность как форма социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Цель – выявление культурно-исторических предпосылок зарождения и развития благотворительности в России и ее влияние на становление социальной работы.
Задачи: 1) изучить основные периоды в становлении и развитии благотворительности.
2) выявить взаимосвязь между благотворительностью и социальной работой.
3) выявить взаимосвязь благотворительности и социальной политики.
4) выявить специфические черты благотворительности в XXI веке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие благотворительность. История становления благотворительности в России…………………………………… ….6
1.1 Благотворительность на ранних этапах своего становления и развития………………………………………………………………….6
1.2 Благотворительность в XIX- начале XX вв……………………..15
Глава 2 Влияние благотворительности на социальную работу…..22
2.1 Взаимосвязь благотворительности и социальной политики….22
2.2 Современная благотворительная деятельность как система социальной поддержки населения в России…………………………27
Заключение……………………………………………………………….32
Список используемой литературы…………………………………….34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА соц работа.docx

— 48.51 Кб (Скачать файл)

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология первых революции не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».

Потом функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (распространенные формы - субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцеев, помощь пенсионерам) приветствовался. [6]

Как видим, история нашего Отечества богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. Выработанные традиции не утратили своего значения и в наши дни, когда особенно остро встала потребность в дальнейшем совершенствовании как существующих государственных структур общественного призрения и создания новых, так и в развертывании различных форм общественной и частной благотворительности.[4] Для наиболее успешного решения возникающих проблем нужно не только развивать благотворительную деятельность, но и разрабатывать эффективную социальную политику самого государства.

 

Глава 2

Влияние благотворительности на социальную работу

2.1 Взаимосвязь благотворительности  и социальной политики

В последние десятилетие XX века в связи с произошедшими кардинальными экономическими изменениями, повлекшими за собой формирование частных капиталов и, как следствие, огромное расслоение населения, тема благотворительности в России вновь стала актуальной.

Появилась возможность создания российских благотворительных фондов, которые специализируются в различных сферах. Наиболее привлекательными сферами являются: поддержка научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и др.

Наиболее известными благотворительными организациями являются: Благотворительный фонд Владимира Потанина, Фонд Дмитрия Зимина «Династия», Некоммерческое партнерство грантодающих организаций «Форум Доноров», Российский Фонд культуры, фонд милосердия и Здоровья, детский фонд «Знамение», общество помощи беженцам, ассоциация «Гуманизм и милосердие». Общий ежегодный объем пожертвований в стране на настоящий момент достигает 1,5 млрд. долларов и продолжает увеличиваться.

На сегодняшний день необходимо определиться, на что должна ориентироваться современная социальная работа: на западный опыт или на собственные дореволюционные традиции благотворительности? На мой взгляд успешность функционирования социальной работы будет напрямую зависеть от того на сколько нам удастся восстановить оптимальные черты российских традиций благотворительности. Необходимо учитывать, что благотворительная деятельность в России эволюционировала от стихийных форм благотворительности к организованной социальной работе. Как уже было сказано, что в России до 1917 года существовала прекрасная сеть организаций оказывающих социальную помощь населению, а именно городские благотворительные общества, деревенские земства, общества призрения для крестьян, ясли-приюты, церковно-приходская благотворительность, частная благотворительность в лице промышленников и богатых купцов.

Следовательно, нужно заниматься тем, чтобы возродиться имеющиеся положительные традиции, а не заимствовать западный опыт без учета специфики российской действительности. По моему мнению, надо лишь обогатить существующие традиции международным опытом социальной работы.

Также произошло осознание того, что невозможно только лишь одной благотворительностью решить все проблемы общества, необходимо непосредственное и тесное влияние государства. Это влияние осуществляется c помощью социальной политики.

Наиболее важной функцией социальной политики является служение обществу, обеспечение социальной безопасности, удовлетворение потребностей населения. В самом общем виде можно представить социальную политику как взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-конфессиональных групп и социальных общностей.

Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также и на уровне отдельных организаций, предприятий, учреждений. Все уровни (федеральный, региональный, местный) находятся в непрерывном взаимодействии, взаимообусловлены и составляют единое целое.

Социальная политика является затратным и дорогостоящим видом деятельности. Каждое направление социального развития требует больших финансовых вложений, и чем более масштабной является социальная политика, чем более значимые цели она себе ставит, тем больше средств должно выделяться на ее реализацию. В России традиционно шло выделение средств на реализацию социальной политики по «остаточному принципу».

В современных условиях прослеживается смещение акцента с государственных средств, необходимых для достижения целей социальной политики, на финансовые средства внебюджетных социальных фондов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, населения, общественных, благотворительных, церковных и международных организаций. Иначе говоря, происходит перераспределение финансовых средств на социальные нужды с государственного бюджета на частные сбережения людей.

В процессе возрождения российской благотворительности, начало которой было положено в середине 80-х годов, возникло большое число общественных организаций, создаваемых в порядке добровольного объединения граждан, действующих независимо от государства, по собственным программам для решения жизненно важных проблем особо нуждающихся категорий населения. Это могло быть связано с тем, что государство в первую очередь ориентировало стратегию государственного развития на решение экономических задач, а не на социальные последствия воплощения этих решений на практике. Как результат не были проведены реформы, необходимые для обеспечения эффективного функционирования государства в новых рыночных условиях, потому что было предусмотрено снижение роли государства в социальной сфере, что выражалось в сокращении государственной помощи предприятиям в финансировании их социальной инфраструктуры.

Эти действия привели к постепенному разрушению традиции финансирования предприятиями социальных учреждений. Кроме того, государство фактически отказалось от монополии на предоставление социальных услуг и тем самым в определенной степени стимулировало решение социальных проблем самими гражданами без его участия. Этим государство способствовало процессу формирования и активизации деятельности благотворительных организаций, объединений, фондов и др.

Таким образом, можно предположить, что возрождение благотворительности позволит государству в современных условиях решить многие социальные проблемы, что будет способствовать снижению социальных конфликтов и напряженности, развитию демократии и самоуправления в России. Это очень важно сегодня как для достижения гражданского мира, так и для ориентации населения на социальную активность и социальную ответственность. [15]

Для эффективного развития благотворительности в стране существует несколько серьезных препятствий. Главные из них:

- неблагоприятная для  благотворителей и благополучателей система налогообложения;

- несформированная позиция  государства по отношению к  благотворительности;

- недоверчивое, часто негативное  отношение к благотворительности  и ее представителям со стороны  российского общества, которое за 70 лет Советской власти утратило представление о филантропии и милосердии как о неотъемлемой части общественной жизни и необходимом элементе гражданского общества.[6]

Преодоление этих противоречий возможно лишь при значительной поддержке российской системы благотворительности.

Таким образом, на протяжении длительного периода исторического развития нами накоплен огромный опыт по созданию различных форм социальной поддержки населения, где благотворительность занимает важное место.

Государство, будучи заинтересованным в поддержании устойчивых социальных отношений, должно видеть в благотворительности один из важнейших рычагов управления в решении социальных проблем и, таким образом, способствовать развитию благотворительной деятельности, создавая благоприятные политические, экономические, правовые и организационные условия для ее развития.

 

2.2 Современная благотворительная  деятельность как система социальной  поддержки населения в России

Появление в нашей стране современных форм социальной защиты поставило перед российской теорией и практикой вопрос: «Возможно ли применение опыта стран Запада для строительства современной системы социальной защиты и поддержки населения в России?»

Сейчас часто пытаются приспособить к нашим условиям зарубежные системы благотворительности с их крепкой материальной базой и богатым финансированием.

Сегодня настало время, когда необходимо использовать богатый российский опыт, накопленный в области социальной поддержки населения, в современной практической деятельности региональных органов управления, а также ответить на вопрос: что в ней должно преобладать - сохранение системы советского государственного социального обеспечения или возрождение традиций, принципов и форм российской благотворительности, или же соединение их в одно целое.

За последние пять лет (1999 - 2003) система социального обслуживания охватила медицинскую помощь, как стационарную, так и поликлиническую, содержание и обслуживание на дому, протезную помощь и обеспечение транспортными средствами, организацию труда на специально созданных предприятиях, жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание.

Правда, следует заметить, что медицинская помощь производится финансово не в полном объёме, т.к. зачастую страховой полис оказывается недостаточным для получения какой-либо медицинской помощи.

Трудоустройство и профессиональное обучение граждан в настоящее время в основном - на коммерческой основе, т.е. для малоимущих граждан вход в престижные средние и высшие учебные заведения «закрыт».

К счастью, к началу 90-х годов в России уже сформировалась система социальных служб.

За прошедшее десятилетие она не была окончательно разрушена, а даже получила в какой - то степени своё дальнейшее развитие.

Сейчас формируется законодательная база социального обслуживания населения. Создаются новые его формы, такие, как:

-геронтологические центры;

-центры психолого-педагогической  помощи;

-специализированные центры  для лиц без определённого  места жительства;

-социально - реабилитационные  центры.

Однако, сохранив свои формы , эта система из - за резкого снижения государственного финансирования ухудшилась по своему качеству.

Существовавшая система социального обеспечения оказалась неприспособленной к решению новых задач, появившихся в результате «нового экономического курса».

В частности, она по своей сути не предусматривала большого увеличения числа получателей и видов пособий, льгот и гарантий.

Появились такие категории населения как беженцы, вынужденные переселенцы, безработные, к ним прибавились многодетные семьи, жертвы политических репрессий, участники локальных войн и конфликтов.

Я думаю, этим людям нужны были не только и не столько социальное обеспечение, сколько социальная защита и социальные гарантии.

В конце 1992 года Министерством социальной защиты населения Российской Федерации была разработана концепция социальной защиты населения, которая:

1.Предусматривает разработку  федеральных программ по социальной  защите;

2. Предоставляет большие  права органам исполнительной  власти на местах в принятии  решений установления различных  видов пособий:

-по бедности;

-на приобретение продуктов  питания;

-на оплату жилья и  коммунальных услуг;

-семьям с детьми;

3. Предусматривает новые  формы натуральной и денежной  помощи;

4. Предоставляет услуги  малоимущим категориям граждан, оплачиваемых из местных бюджетных  и внебюджетных средств.

Сегодня социальная защищённость граждан зависит и от уровня экономического развития общества и от лежащих в её основе принципов и механизмов их реализации.

Одним из главных условий проведения эффективной социальной политики является её разумный консерватизм.

Реформирование социальной сферы, которое не опирается на позитивные результаты предшествующего развития своей страны, в данном случае на опыт государственного социального обеспечения, обречено на провал.

Использование советской государственной системы социального обеспечения в новых экономических условиях противоречиво и создаёт много трудностей из - за отсутствия необходимого количества государственных средств.

Но именно сохранение институтов государственной социальной поддержки населения является стабилизирующим фактором, сдерживающим процессы социальной деградации населения.

Это относится:

-к пенсионному обеспечению;

-к социальному обслуживанию  граждан с ограниченными физическими  и умственными способностями;

-государственным пособиям  на детей;

-государственной помощи  многодетным семьям.

Преемственность в социальной сфере, сохранение институтов государственного социального обеспечения и институтов социального страхования, сложившихся к началу экономических реформ, не мешает процессу трансформации системы социальной поддержки, появлению новых её принципов и форм.

Информация о работе Благотворительность как форма социальной работы