Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:34, контрольная работа
Воззрения на бедность и благотворительность глубоко укоренены в российской национальной и религиозной традиции. Определенные обычаи, бытовавшие в Российской империи вплоть до ХХ столетия, были широко распространены и влияли на поведение всех слоев общества. Именно в контексте этой длительной традиции развивались в течение XYIII-XIX вв. частная благотворительность и общественное призрение. Отношение православия к богатству и бедности выражалось в формуле: "богатство дано от Бога". И потому богатством надлежало делиться с ближним, который беден. В православной традиции нужда не считалась пороком, присущим бедным людям, а выступала скорее как результат неудачного стечения обстоятельств. Кроме того, акт подаяния порождал чувство душевного комфорта у состоятельных людей.
Введение:
Возникновение и понятие благотворительности в России
Благотворительность императорского дома
Список литературы
Содержание:
Введение:
Воззрения на бедность и
благотворительность глубоко
Уже при царе Федоре Алексеевиче (старшем брате будущего Петра Первого) в 1682 г. в Москве возникли две богадельни, к концу века их стало около десяти, а к 1718 г. при Петре уже 90 с 400 "призреваемыми". В их числе знаменитая Матросская Тишина на Яузе.
Екатерина Великая в 1775 г. учредила приказы общественного призрения (прообразы комитетов соцзащиты), но и частые лица при этом поощрялись за устройство благотворительных заведений. Особое значение для становления государственной системы социальной защиты имели указы Петра I: "Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых" (1701 г.), "Об учреждении во всех Губерниях гошпиталей" (1712 г.), в котором, в частности, предписывалось: "по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым; также прием незазрительной и прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены". Благотворительностью активно занималась Лютеранская Церковь в России. Помимо чисто богослужебной практики, в ее ведении находились первоклассные учебные заведения, больницы, дома престарелых, культурные и образовательные общества. Следует подчеркнуть, что плодами деятельности этих учреждений пользовались люди различных конфессий.
Особую
роль в укреплении системы
социальной поддержки сыграла Е
В 1797 г. Павел
I подписал Указ о назначении своей
супруги, Марии Федоровны,
руководителем всех социальных учреждений.
С ее именем связан важный этап в развитии
отечественного благотворения. Само понятие
"благотворительность" родилось
в России более двух веков назад и связано
с именем и деятельностью Императрицы
Марии Федоровны. Ее обширная благотворительная
деятельность составляет целую эпоху
в истории внутренней общественной жизни
России. C 1797 года до самой своей смерти
в 1828 году Императрица Мария
Федоровна "по воле своего супруга
Императора Павла Петровича" начальствовала
над старейшим и крупнейшим благотворительным
Ведомством в России, названным в ее честь.
Начиналось это Ведомство буквально с
нескольких учреждений, созданных в 60-е
годы XVIII века Екатериной II по предложению
Ивана Бецкого, c Воспитательных Домов
в Москве и Петербурге, которые стали прообразами
первых семейных детских домов в России,
и Общества воспитания благородных девиц
в Смольном монастыре - учреждения, положившего
начало женскому образованию в России.
Учебные и благотворительные заведения,
а также странноприимные дома создавались
не только в Санкт-Петербурге, но и в других
российских городах - Москве, Харькове,
Николаеве, Севастополе, Симферополе,
Таганроге.
В том числе:
Учебные заведения
в Санкт-Петербурге: Повивальное училище
Воспитательного Дома (1797);
Училище ордена Св.Екатерины (1798);
Мариинский институт (1800);
Повивальный институт (1800);
Училище глухонемых (1806);
Девичье училище военно-сиротского дома,
переименованное в 1829 году в Павловский
институт (1807);
Училище солдатских дочерей полков №
1 (1819);
Училище солдатских дочерей полков №
2 (1823);
Фельдшерская школа при Обуховской больнице
(1828).
В Москве:
Училище Св.Екатерины (1803);
Коммерческое училище (1804);
Александровское училище (1805);
Повивальный институт (1811).
Губернские:
Харьковский институт благородных девиц
(1817);
Николаевское училище для дочерей нижних
чинов Черноморского флота (1826);
Севастопольское училище для дочерей
нижних чинов Черноморского флота (1826);
Богоугодные и благотворительные
заведения в Санкт-Петербурге:
Мариинская больница для бедных (1803);
Вдовий Дом (1803).
В Москве:
Мариинская больница для бедных (1803);
Вдовий Дом (1803).
Губернские:
Странноприимный дом Таранова-Белозерова
в Симферополе (1821);
Странноприимный дом Депальто в Таганроге
(1824).
Особое внимание
Мария Федоровна уделяла Воспитательным
Домам, условия проживания в которых были
значительно улучшены и воспитанники
могли получать в них профессию и образование;
учреждениям женского образования, которые
стали развиваться не только в столицах
и уставы, в которых были изменены, что
позволяло принимать дочерей купцов всех
гильдий, и даже дочерей нижних морских
чинов в Севастополе и Николаеве. А так
же попечению больниц; Вдовьим Домам, которые
были созданы Императрицей в Петербурге
и Москве (сейчас в бывшем московском Вдовьем
Доме размещается Центр реабилитации
и социальной помощи "Лефортово").
Современники Марии Федоровны восторгались
ее деятельностью. Карамзин считал, что
она была бы лучшим министром просвещения
в России. Плетнев называл ее министром
благотворительности. Жуковский писал
ее дочери после ее кончины: "Отечество,
потеряв ее, должно плакать… Оно знает,
какое сокровище им утрачено". В 1836 году
Пушкин писал в журнале "Современник":
"В истории нет лица, которое бы по всем
отношениям можно было сравнить с покойною
Императрицей… Она в своей Особе, явила
миру изумительный пример смиренномудрия.
В непосредственное ведение свое Она приняла
одну только часть управления, которая
требовала не холодной администрации,
но сердечного участия, нежнейшей попечительности,
где все зависело от ангельского терпения;
и три царствования Она была только Министром
благотворительности". К концу XIX века
Ведомство учреждений Государыни Императрицы
Марии Федоровны насчитывало уже около
500 учреждений. Многие созданные ею заведения
до сих пор работают, в их числе Мариинская
больница в Санкт-Петербурге и Воспитательный
Дом, отметивший своё 230-летие. Деятельность
Императрицы Марии продолжили члены ее
семьи. Мария Павловна (1786 - 1859), герцогиня
Саксен-Веймарская, создала организацию
попечения о народном благосостоянии
в Саксен-Веймаре. Сама она усматривала
истинное значение своей деятельности
в том, что сумела "успешно привести
в движение общественные силы на пользу
добра". Другая дочь Императрицы Марии
Федоровны, Екатерина Павловна (1788 - 1819),
вместе с мужем Принцем Георгом Ольденбургским
во время Отечественной войны 1812 года
основала в Твери госпитали. И, конечно,
нельзя не вспомнить сына Екатерины Павловны
- Принца Петра Георгиевича Ольденбургского,
имя которого заняло почетное место возле
священного имени его бабки. 25-летняя служба
Петра Георгиевича по Ведомству учреждений
Марии Федоровны была удостоена высокой
оценки Императора. В день столетия Ведомства
Императрицы Марии в 1897 году газета "Московские
Ведомости" писала: "…Такие высокие
дела благотворения не замерли с кончиной
Августейшей Покровительницы. Благодаря
непрерывным заботам ее преемниц Императрицы
Александры Федоровны и Марии Александровны,
разнообразные благотворительные заведения
продолжали расти и крепнуть, так что образовали
обширное управление…" Еще в 1874 году
в журнале "Русская старина" появилась
статья под названием "Памятник Императрице
Марии", автор которой И. Р. Фон-дер-Ховен
писал: "Почти 50 лет прошло со дня кончины
Императрицы Марии Федоровны, и бесчисленным
питомцам основанных ею благотворительных
и учебных заведений пора воздать должное
ее службе России, пора воздвигнуть памятник…
Что же касается до средств, то нет сомнения,
что вся Россия откликнется на призыв
к пожертвованиям, так как во всех концах
нашего обширного Отечества существуют
основанные Императрицей учреждения".
В Известиях Санкт- Петербургской Городской
Думы в 1897 году (год столетнего юбилея
Ведомства Императрицы Марии) помещен
доклад Городской Управы, в котором сообщалось,
что высочайше учрежденный Комитет по
сооружению памятника Императрице, руководствуясь
указанием блаженной памяти Императора
Александра III, избрал местом для постановки
памятника аллею перед Смольным Институтом.
В 1911 году в Известиях С-Петербургской
Городской Думы представлен доклад Общего
Присутствия С-Петербургской Городской
Управы: "…Состоящий под председательством
Его Высочества Принца Петра Александровича
Ольденбургского Комитет по сооружению
памятника в Бозе почивающей Императрицы
Марии Федоровны остановился на мысли
поставить сей памятник в Аллербергском
сквере между Лафонской площадью и зданием
Императорского воспитательного общества
благородных девиц (Смольный Институт),
на линии так называемой Леонтьевской
аллеи…" В 1914 году в журнале "Нива"
была опубликована фотография проекта
памятника работы скульптора Е.И.Черемисиной.
Однако последовавшие исторические события
прервали традицию благотворительности
в российском обществе, и до сих пор в Санкт-Петербурге
памятника Императрице Марии Федоровне
нет. Очевидно, исправить ошибку и отдать
дань памяти родоначальнице российской
благотворительности предстоит нам, ныне
живущим россиянам, восхищенным и благодарным
потомкам.
Середина XIX в. отмечена поисками нетрадиционных для нашей страны подходов к организации социальной помощи. Так, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, созданное в 1846 г. по инициативе князя В.Ф.Одоевского, привлекало людей к помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой - обращаясь к чувству общественного долга. Вторая половина 60-х годов связана с расширением меценатства и благотворительности. Возникающие благотворительные общества и фонды пытались объединить вокруг себя людей, не согласных с существующим распределением материальных ценностей и социальным расслоением. Стали появляться организации, объединявшие людей по месту жительства, уровню образования, виду трудовой деятельности (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Особое развитие получили воскресные народные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей - безвозмездным. Основной причиной бедности их организаторы считали невежество, неграмотность масс, поэтому социальную помощь ограничивали рамками просвещения. Однако их усилия не могли радикально изменить социальное самочувствие широких масс. Во второй половине XIX века стала развиваться земская благотворительность. К 1890 году земства расходовали на нее около 10 процентов своего бюджета, или в целом по Российской империи 3 миллиона рублей в год, не считая затрат на медицинскую помощь, что было весьма значительной суммой. Они создавали профессиональные школы, строили помещения для бездомных с раздачей пищи – "питательные станции", странноприимные дома для переселенцев и др. Но подлинный расцвет филантропии во второй половине XIX века был связан с частной благотворительностью купечества и нарождающегося нового класса российских предпринимателей. В Крымской, Русско-Турецкой и Русско-Японской войнах стали возникать общины сестер милосердия. У истоков первой из них Крестовоздвиженской стояли великая княгиня Елена Павловна и знаменитый хирург Пирогов. Впоследствии многие из них перешли к Обществу Красного Креста. В 80-ых годах помещица Анна Адлер устроила типографию для слепых, в которой в 1885 г. была напечатана шрифтом Брайля первая книга на русском языке. Появляются первые печатные издания для инвалидов: журнал «Слепец», газета "Русский инвалид", уделявшая внимание, прежде всего ветеранам и издававшаяся вплоть до Октябрьской революции. К концу XIX века – периоду расцвета российской культуры – к меценатской и благотворительной деятельности оказались привлеченными значительные слои быстро развивающегося российского предпринимательства. Ведущую роль здесь играли наиболее знаменитые промышленные династии России: Щукины, Морозовы, Бахрушины, Рябушинские, Мамонтовы, Мальцевы. Если благотворительность и меценатство были качественной особенностью развития российской дворянской культуры, то в конце XIX – начале XX века они предстают подлинно уникальным явлением содружества предпринимателей и мира искусства. Психологические, социально-культурные и экономические причины этого явления заслуживают специального изучения и описания, но так или иначе беспрецедентная поддержка российским предпринимательством деятелей искусства и науки останется нравственным украшением истории культуры дореволюционной России.
Литература:
1. Бадя Л. Б. Благотворительность и меценатство
в России. Краткий исторический очерк.
М., 1993.
2. Гиляровский В. А. Москва и москвичи.
М., 1979.
3. Ерошкин Н. П. История государственных
учреждений дореволюционной России. Изд.
3–е. М., 1983.