Брак и семья как социальные институты и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:07, реферат

Описание работы

Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга. Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей. Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.

Файлы: 1 файл

Социология.doc.docx

— 35.52 Кб (Скачать файл)

Введение

Социология семьи - одна из старейших  социальных дисциплин. Проблема брака  и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи  всегда находился в центре внимания социологии. Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует  по своим законам. Она зависит  от общества, существующего политического  строя, экономических, социальных, религиозных  и иных отношений.

Семья - социально санкционированное  и относительно постоянное объединение  людей, связанных родством, браком или  усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга. Семья подразумевает  реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением  статусов и ролей. Социология семьи  является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные  труды, так или иначе описывающие  и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать  непреходящее значение семейно-родовой  организации бытия. Семья как  бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности  и образует базовые предусловия  функционирования социума путем  физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

Семья включает в себя разнородные  компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой  взаимоотношений, с нормами и  ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с  институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с  историческими трансформациями  в целом. В связи с этим можно  напомнить знаменитое отступление  от марксизма одного из его основоположников Ф. Энгельса, который считал, что  определяющим моментом в истории  является "ступень развития" труда, с одной стороны, и с другой - семьи. Разрушение крестьянского семейного  хозяйства, семейная дезорганизация и  крах родительского влияния на детей  в городах сыграли, думается, не последнюю  роль в кризисе нашего общества. Втягивание в сферу наемного труда  на государственные предприятия  поголовно всех женщин и мужчин трудоспособного  возраста, ликвидация всех форм частного семейного производства и превращение  семьи в ячейку бытового самообслуживания обескровило экономику страны, разрушило  преемственность семейных поколений  и низвело социализацию детей  до элементарных контактов по поводу физиологического цикла жизни. Все это проявилось в нарушении баланса между личным (частным) и общественным (родовым), что сказывается на всех уровнях социальной структуры, обостряет социальные процессы. Во всяком случае, особенности уклада жизни, сложившиеся за последние 75 лет, наложились на общие тенденции семейных изменений и наряду с другими обстоятельствами привели к краху тоталитаризма. В этой связи подчеркнем, что семья в качестве социального института отнюдь не обречена на пассивность, а способна через изменение семейной и демографической структуры оказывать самостоятельное воздействия на ход социально-исторического развития.

  1. Брак и семья как социальные институты и их функции

Семья как социальный институт выделяется из всей системы существующих в обществе институтов. Трудно найти другой социальный институт, в рамках которого удовлетворялось  бы такое число общезначимых и  повседневных потребностей. Семья выступает  основным носителем культурных образцов, передаваемых по наследству, в ней  человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Более того, в большинстве примитивных  обществ Центральной Африки, народов  Севера семья является единственным реально функционирующим институтом. Семью можно определить как основанное на кровном родстве, браке или  усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственности за воспитание детей.

Наиболее древней формой семейной жизни является тотемический клан, сохранившийся до настоящего времени у некоторых австралийских племен. Все члены рода имеют общее имя, индивидуальные имена у них отсутствуют. Тотемический клан основан на вере в общего предка всех членов рода: обычно таковым считается какое-то животное. Члены клана считают, что им присущи лучшие качества этого предка. В семье такого типа существует групповой брак, и поэтому отец детей установлен быть не может, а происхождение определяется по материнской линии.

Преобладающей формой семьи является нуклеарная (супружеская) семья. Ее основу составляют муж и жена, связанные брачными отношениями, и их дети, которые от них зависят.

Кроме нуклеарной семьи распространена такая форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Она основана не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. По этой причине ее иногда называют расширенной. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с супругами и детьми.

В современном обществе происходит ослабление многих родственных связей, в силу чего нуклеарная семья преобладает над родственной.

Основу семьи составляет, как  правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время  заметно увеличилось. Социологи  вообще отмечают снижение желания и  готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для  современных развитых стран. Кроме  того, есть и неполные семьи, где  отсутствует один из родителей или  родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками  без родителей).

В социологии выделяются три основных типа семьи:

1. Традиционная (патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж - кормилец, жена - хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

2. Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

3. Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозависимость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки  мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактические поведение, либо, наоборот, при демократических  ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего  хозяйства.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт - институт брака - добровольный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Брак представляет собой социально одобряемые образцы поведения, с помощью которых брачующие составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей. Разные общества устанавливают различные образцы брачных связей. Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В современном обществе запрещены браки между родственниками, чтобы избежать кровосмешения. Так, нравственные нормы запрещают мужчине жениться на сестрах, двоюродных сестрах и близких родственниках.

Напротив, существуют противоположные  требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы. Такой культурный образец  брачных связей называется эндогамией. Подобное требование встречается в примитивных обществах. В современных обществах распространена расовая и сословная эндогамия, когда запрещается выбирать партнера из иной расовой группы и нищих слоев общества. Эндогамия характерна для закрытых групп, подобно кастам.

Для большинства современных обществ  существует только одна форма супружества - моногамия, то есть брак одного мужчины  с одной женщиной. Однако в развитии большинства обществ практиковались полигамии, то есть формы брака, при которых существует более одного партнера в супружестве. Выделяют три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся между собой в брачных отношениях. Во-вторых, в обществах Южной Индии и Тибета существует такая форма полигамного брака, как полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужчин в силу того, что численность мужского населения значительно больше женского. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа, и они живут вместе. В-третьих, наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния (многоженство), преобладающая в странах Востока.

2. Социальные, психологические  и экономические мотивы брачно-семейных  отношений

Под браком понимается исторически  обусловленная форма отношений  между мужчиной и женщиной, через  которую общество упорядочивает  их отношения, как в правовом, так  и морально-этическом плане. Можно  сказать, что брак - это правовая форма, через которую общество упорядочивает  и закрепляет права женщины и  обязанности мужчины.

Брачные отношения представляют собой  сложнейшую гамму отношений между  людьми: от естественно-биологических  до экономических, правовых, этических  и т. п. Необходимость их регулирования  со стороны общества определяется тем, что от состояния брачных отношений  зависят рост населения, воспитание подрастающего поколения, а значит, и будущее самого общества и государства.

Содержание брачных отношений  определяется степенью развитости общества. Чем примитивней общественные отношения, тем больше места в семейно-брачном  союзе занимают чисто физиологические  и хозяйственно-экономические моменты. Чем более развито общество, тем  большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные  моменты. Об этом можно судить по таким  показателям, как мотивы вступления молодых людей в брак.

Мотив - это осознанная потребность, обогащенная представлениями о  способах ее удовлетворения и о целях  поведения, которое может ее удовлетворить. Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с  удовлетворением потребностей субъекта.

Мотивы  создания семьи многообразны, например: любовь и секс, эти два явления тесно связаны между собой, но не идентичны. Можно любить и не иметь хорошего секса, можно иметь последний, но не любить. Но это - крайние случаи. Чаще всего имеется и то и другое, но в разных пропорциях. Проблема здесь в том, что для женщин на первом месте стоит эмоциональная сторона любви, а у мужчин - физическая;

- психологические причины - желание иметь детей. Детей хотят и мужчины и женщины, но у женщин этот инстинкт выражен намного сильнее. Если для мужчины конечной целью во взаимоотношениях полов может быть сама женщина, то для женщины конечная цель - ребенок, а мужчина - средство достижения этой цели. О том, что потребность женщины в ребенке больше, чем у мужчин, говорит и тот факт, что женщины рожают детей и не будучи замужем. Берут приемных детей обычно одинокие женщины, но не мужчины;

- экономические причины;

- сложившиеся обстоятельства.

Обычно присутствует не один мотив, но у каждого есть один-два ведущих. Мотивация на создание семьи сильнее  выражена у женщин. Указывается и  на то, что мотивация создания семьи  зависит и от возраста и социального  положения. Большинство молодых  людей обоих полов указывают  любовь как ведущий мотив создания семьи.

Среди мотивов брачно-семейных отношений, к социальным мотивам следует отнести:

  • заключение брака в целях соответствовать социальным нормам;
  • предоставление определенного социального статуса членам семьи;
  • воспроизводство социальной структуры.

К психологическим мотивам:

  • потребность в заботе и любви;
  • получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;
  • стремление найти подобного себе человека (на основе общности взглядов и интересов);
  • реализовать свою потребность руководить кем-то;
  • боязнь одиночества.

Что касается экономических мотивов таковыми следует считать:

  • получение материальных средств одних членов семьи для других;
  • экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

Материальная обеспеченность будущего супруга, наличие у супруга жилплощади может быть мотивом для вступления в брак. Для многих хозяйственных  людей брак является, прежде всего, средством обретения материального  достатка и бытового комфорта. Противоречие между супругами здесь нередко  возникает из-за того, чьими силами все это достигается. Чаще всего - недостаточное участие мужа в  хозяйственных делах и все  взваливается на плечи жены: приготовление  пищи, уборка, стирка, глажение, магазины, дети. Другая крайность - жена зарабатывает больше мужа, для многих это непереносимая  ситуация. Еще один источник напряженности - разная степень хозяйственности  супругов, их отношение к расходованию денег.

Информация о работе Брак и семья как социальные институты и их функции