Брак и семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:53, реферат

Описание работы

Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие «брак» и исторические типы брака 4
2. Эволюция семьи и брака 7
3. Семья как социальный институт 11
4. Классификация семьи 17
5. Социальные функции семьи 19
6. Семья — среда духовного развития личности 21
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Брак и семья.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

 Современная семья сосредоточивает основное внимание на осуществлении своей важнейшей социальной функции — воспитании детей. Семья — активный фактор формирования личности, источник развития ребенка как личности.

Личность ребенка формируется  под влиянием совокупности всех общественных отношений, особенно системы тех конкретных отношений, в которых непосредственно протекает его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, опыт социального общения старших, семейные традиции,— словом, атмосфера в родном доме часто имеет решающее значение в развитии личности как младших, так и старших школьников. Семья как социальная общность аккумулирует в себе богатство всех общественных отношений.

Область семейных отношений  — одна из самых сложных, характер которых определяется не только родственными или супружескими узами, но и общественно-экономическими, национальными, политическими и другими условиями. И единство разнообразных связей в семье образует сложную систему отношений, в которых находится личность ребенка.

У семейного воспитания есть свои преимущества. Именно в семье  выявляется с наибольшей полнотой индивидуальность ребенка, его внутренний мир. Раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни  детей помогает родительская любовь.

В семье воспитываются дети разных возрастных групп. На каждом возрастном этапе есть своя специфика и проблемы воспитания.

Порождает особенности  воспитания и состав, структура семьи. В последние десятилетия снижение рождаемости все больше и больше ведет к распространению одно- и двухдетных семей. Уменьшение числа детей в семье приводит к исчезновению детского коллектива, что особенно заметно в однодетной семье и в семье, где велик интервал между рождением первого и второго ребенка. А. С. Макаренко подчеркивал недостатки семьи с двумя родителями и единственным ребенком. В этой семье меньше взаимосвязей, меньше взаимозависимости и устойчивости. Особенно заметна разнородность ориентации.

Каждая семья может  существовать и развиваться только тогда, когда она имеет какие-то общие для всех ее членов цели и направленность. Успешное выполнение семьей ее функций определяется не только ее внутренним состоянием, но и социальным здоровьем общества7.

 

 

 

 

 Заключение

 

Что является самым главным, чтобы  брак стал прочнее и романтичнее? Согласно последним данным, пары, брак которых удался, и супруги стали действительно близки друг другу, вовсе не стремятся проводить вместе все вечера и выходные дни. Они просто бывают вместе в разное время, встречаясь иногда всего на пять минут, но эти встречи приносят радость.

Общеизвестны факты, свидетельствующие  о росте количества разводов, глубоком кризисе института семьи и  снижении рождаемости. Более того, семейные проблемы увеличивают риск возникновения  душевных и физических недугов как  у взрослых, так и у детей. Проблемы и напряженность в семьях влияют на всех нас. Трудно оспорить то, что многие беды общества уходят корнями к негативным факторам, порожденным супружескими конфликтами и развалом семей.

 Семья составляет существенное звено в цепи социального бытия, ведь каждая нация и государство слагаются из отдельных семей: семья является первым базисом государства.

Семья — это первичная ячейка общества, объединяющая супругов и их потомство. В семье отдельная личность, поступаясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена в некое целое.

Жизнь семьи связана  с половым и возрастным разделением  труда, ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью людей в быту, интимной жизнью супругов, продлением рода, а следовательно, воспроизведением рода, воспитанием нового поколения, а также с нравственно-правовыми и психологическими отношениями.

Семья — важнейший инструмент индивидуального становления личности. Именно здесь ребенок впервые включается в общественную жизнь усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления язык. Иначе говоря, семья — это школа воспитания, передачи опыта и житейской мудрости. Полноценная брачная связь мужчины и женщины предполагает раздельность соединяющейся пары, т.е. такую их связь, в силу которой они не исключают, а взаимно полагают друг друга, находя каждый в другом полноту собственной жизни. Только при этом условии можно говорить об истинной гармонии в семье.

 

 

Список литературы

 

  1. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  2. Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. т. 3.- М.: Изд-во МГУ, 2000.
  3. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Перополис», 1998.
  4. Зацепин В. И. Семья. Социально-психологические и этические проблемы.- К.: Политиздат Украины, 1989.
  5. Земска М. Семья и личность. – М.: Прогресс, 1986.
  6. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001.
  7. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики – М.: Наука. 1993.
  8. Семейно-бытовая культура/ Под ред. Д. И. Водзинского.- Минск: Народная асвета, 1987, с. 5-7.
  9. Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи.- М.: Наука, 1974.
  10. Семья: Книга для чтения. В 2-х кн. /Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. – М.: Политиздат.
  11. Социология: учебник для вузов/ В. Н. Лавритенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова,  Г. С. Лукашова; Под ред. Проф. В. Н. Лавритенко. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  12. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. – М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998.
  13. Фукс Э. История нравов/ Пер. с нем. В. М. Фриче. – Смоленск: Русич, 2002.
  14. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. – М.: Наука, 1996.
  15. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: Прогресс, 1991.

 

1 Зацепин В. И. Семья. Социально-психологические и этические проблемы.- К.: Политиздат Украины, 1989, с. 12-13.

2 Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. Т. 3.- М.: Изд-во МГУ, 2000, 312-313.

3 Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. Т. 3.- М.: Изд-во МГУ, 2000, 328-330.

4Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики – М.: Наука. 1993, 64-70.

5 Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. Т. 3.- М.: Изд-во МГУ, 2000, 293-295.

6 Зацепин В. И. Семья. Социально-психологические и этические проблемы.- К.: Политиздат Украины, 1989, с. 74-80.

7 Семейно-бытовая культура/ Под ред. Д. И. Водзинского.- Минск: Народная асвета, 1987, с. 5-7.




Информация о работе Брак и семья