Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 20:11, контрольная работа
Проблема исследования вытекает из формирования и расширения категории граждан, занимающихся бродяжничеством, оформления явления бродяжничества в самостоятельное социальное образование и отсутствия нормативно-правовой базы для преодоления негативных последствий этого явления. Острота проблемы, влекущей за собой не только деградацию большой прослойки российского общества, но и необходимость предотвращения с их стороны угрозы обществу, требует решения проблемы с участием управленческих структур.
В РФ нет условий для реализации бездомными права на труд, в том числе права на участие в госслужбе. Бездомные не могут официально трудоустроиться. Это объясняется порядком подачи документов необходимых для трудоустройства, в перечне документов указаны такие, которые не могут быть получены бездомными. К ним относятся, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, которое оформляется территориальным органом ПФ по предъявлении документа, подтверждающего факт регистрации по месту жительства на территории, обслуживаемой соответствующим органом.
В рамках государственных программ социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, эти лица, в том числе утратившие жилье в связи с осуждением, могут получать помощь в трудоустройстве и профессиональном обучении и подготовке. Однако, на практике, условием включения в такие программы является регистрация по месту жительства или регистрация по месту пребывания (в том числе в специализированных центрах социальной адаптации). То есть на момент получения помощи в реализации прав, эти люди уже имеют постоянное или временное жилье и не являются бездомными. Бездомные же доступа к таким программам не имеют.
Не имея возможности легально трудиться, бездомные вынуждены работать без официального трудоустройства, нелегально. Вынужденная нелегальность труда бездомных создает почву для их эксплуатации со стороны работодателей. Они вынуждены соглашаться на оплату, ниже оплаты аналогичного труда граждан имеющих регистрацию по месту жительства. Распространен труд бездомных и просто за еду или за возможность неофициального проживания в принадлежащих работодателю помещениях.
Из-за отсутствия возможности легально трудится, бездомные часто вынуждены соглашаться на любую работу, в том числе с нарушением требований безопасности и гигиены, что являются типичным. Нелегальный характер труда бездомных не позволяет им претендовать на соответствующее квалификации продвижение на более высокие должностные или квалификационные ступени.
Кроме того, нелегальный характер труда вынуждает бездомных соглашаться на работу с превышением установленной законом продолжительности рабочего дня и продолжительности рабочей недели, а также на работу в выходные и праздничные дни без дополнительной оплаты за это. Практически никто из бездомных не имеет возможности получать оплачиваемый отпуск.
Законодательство и правоприменительная практика не предусматривали механизм назначения и выплаты пенсий бездомным, достигшим пенсионного возраста, инвалидизированным (стойкая утрата трудоспособности) или имеющим иные основания для пенсионного обеспечения. Характер неофициальных трудовых отношений лишает бездомных возможности производить из своей заработной платы установленные законом отчисления в ПФ. Следовательно, сегодняшние бездомные, не смогут получать накопительную часть пенсии, которая должна была бы сформироваться у них за то время что они трудились, будучи бездомны. Перспектива нищеты бездомных в случае утраты ими трудоспособности в связи с возрастом, травмами или болезнью запрограммирована самой системой государственного пенсионного страхования.
Охрана и помощь, предоставляемые семье, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании, недоступны для бездомных. Отсутствие регистрации по месту жительства не позволяет бездомным женщинам пользоваться услугами женских консультаций. Существующая практика предполагает, что все женщины периодически обследуются в указанных консультациях, а также, что беременные женщины становится там на учет. В консультации беременную женщину обследуют и оказывают ей помощь в подготовке к рождению ребенка. В женской консультации также обследуют женщину в послеродовом периоде и, если нужно, оказывают медицинскую помощь. При необходимости женские консультации направляют женщин в соответствующие стационарные лечебные заведения.
Однако женские консультации обслуживают только тех женщин, которые имеют полисы обязательного медицинского страхования (ОМС). Бездомные беременные женщины из-за отсутствия регистрации по месту жительства не могут получить полисы ОМС и, как следствие, не могут встать на учет в женских консультациях, получить соответствующее обследование и в необходимых случаях лечение. Они лишены возможности пользоваться услугами женских консультаций как в дородовый, так и в послеродовый период.
Результатом недоступности для бездомных женщин квалифицированной и специализированной медицинской помощи являются не только осложнения в родах, дородовом и послеродовом периоде, но также повышенный уровень врожденных заболеваний у новорожденных, рожденных бездомными матерями, в том числе тех заболеваний, возникновение и (или) развитие которых можно легко предупредить за счет своевременных диагностических, профилактических и лечебных мероприятий.
Проблему представляет устройство бездомных детей в муниципальные дошкольные учреждения и учреждения общего образования. Подавляющее большинство бездомных родителей не имеют средств для оплаты услуг частных образовательных и дошкольных учреждений. Бездомные дети, так же, как их бездомные родители, не могут получить полис ОМС, что создает большие сложности в получении медицинской помощи и медицинского обслуживания. Бездомные дети раннего дошкольного возраста не обеспечиваются специальным бесплатным питанием, которое в соответствии с законодательством положено детям этого возраста. В тех случаях, когда законодательством предусмотрено предоставление детям бесплатных лекарств, бездомные дети лишены возможности реализации такого права.
Рыночные отношения в вопросах приобретения жилых помещений и прав на них в России до сих пор не развиты. Большая часть россиян, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеет достаточных средств для такого улучшения за счет совершения сделок на рынке недвижимости и вынуждены ожидать предоставления им муниципального жилья. Для получения муниципального жилья граждане должны обратиться в органы по учету и распределению жилья для постановки на учет. Одним из обязательных условий постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий является длительное (как правило, более 10 лет) проживание в данном населенном пункте на момент обращения в органы по учету и распределению жилья. В качестве документа, подтверждающего факт и срок проживания в населенном пункте, признается справка о регистрации по месту жительства. Не имея регистрации по месту жительства, невозможно встать на учет для получения жилья и как следствие большинство бездомных в современной России не может претендовать на получение какого-либо жилья от государства или муниципальных образований. Вместе с тем, экономическая ситуация не позволяет бездомным самостоятельно приобретать или строить жилье, в том числе с использованием кредитных схем. Даже в тех случаях, когда бездомный имеет неоспоримое право на получение жилья, фактически это означает лишь "право" состоять на учете нуждающихся в получении жилья. Чаще всего это происходит из-за отсутствия законодательной регламентации сроков предоставления жилья. Право по сути превращается в фикцию.
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ5 граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Равенство прав граждан закреплено ст. 19 Конституции РФ. Частью 2 ст. 19 Конституции РФ предусмотрена государственная гарантия прав и свобод граждан независимо от их имущественного положения и места жительства. Принцип равенства избирательных прав граждан вытекает из положений части 1 ст. 19 Конституции РФ и прямо предусмотрен ст.ст. 3 (п.1), 4 (п.2), 5 (п.1) Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Частью 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрено, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исходя из смысла этой конституционной нормы, такое ограничение должно носить характер конкретного запрета. Частью 3 ст. 32 Конституции РФ предусмотрены два основания для ограничения избирательных прав: судебное признание гражданина недееспособным; пребывание гражданина в местах лишения свободы по приговору суда. Те же основания предусмотрены пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Кроме того, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" введен возрастной ценз для активного избирательного права, который совпадает с наступлением совершеннолетия и приобретением гражданином полной гражданской дееспособности (18 лет). Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.
Таким образом, бездомные должны наравне с другими гражданами в полном объеме беспрепятственно пользоваться избирательными правами, предусмотренными Конституцией РФ.
Кроме того, активным избирательным правом закон наделяет только тех граждан, которые имеют место жительства на территории соответствующего избирательного округа, а факт нахождения места жительства на этой территории устанавливается органами регистрационного учета, т.е. подтверждается регистрацией.
Статья 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" дает понятию "место жительства" следующее определение: "Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации".
Из этого определения очевидно, что местом жительства является отвечающее определенным критериям недвижимое имущество, право на которое гражданин имеет как собственник или на иных законных основаниях (является правообладателем).
Таким образом, законодатель поставил возможность реализации гражданами Российской Федерации их права выбирать в прямую зависимость даже не от места их фактического проживания на территории избирательного округа, а от наличия у них прав на недвижимое имущество (жилое помещение), находящегося на соответствующей территории, - от их имущественного положения. То есть ввел своего рода имущественный ценз.
Бездомные оказались дискриминированы в вопросах получения психиатрической помощи, что является одним из аспектов их дискриминации в вопросах реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Психиатрическое освидетельствование проводится для определения, страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи. Психиатрические освидетельствования проводятся по просьбе или с согласия обследуемого. В случае, когда человек, в отношении которого не известно, страдает он психическим расстройством или нет, совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, обуславливающего его беспомощность (то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности) или существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если он будет оставлен без психиатрической помощи, решение о психиатрическом освидетельствовании этого человека без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром с санкции судьи. Однако, если этот человек является бездомным, то с получением санкции судьи могут возникнуть юридические проблемы. Дело в том, что заявление врача-психиатра о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина подается в суд по месту жительства гражданина. Поскольку иного механизма отнесения дел о необходимости психиатрического обследования к подсудности того или иного суда законодательством не предусмотрено, в России нет суда, который по подсудности мог бы принять к рассмотрению такое дело в отношении бездомного гражданина. К каким последствиям это может привести, понятно из указанных выше оснований для принудительного обследования.
В 1991 году из Уголовного Кодекса РСФСР были исключены статьи 198 и 209, предусматривавшие уголовное наказание за проживание без прописки и занятие бродяжничеством или попрошайничеством либо ведение иного паразитического образа жизни. Однако статья 178 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, предусматривающая наказание за проживание без прописки в виде предупреждения или штрафа в размере до одной десятой минимального месячного размера оплаты труда, действовала вплоть до 2002 года. Статья 180 того же Кодекса предусматривала наказание за "допущение гражданами проживания в занимаемых ими жилых помещениях лиц ...без прописки или регистрации" в виде предупреждения или штрафа в размере до одной десятой минимального месячного размера оплаты труда. В 2002 году вступил в силу новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ, в который были включены аналогичные нормы.
Следует учитывать, что штрафные санкции за указанные административные правонарушения налагаются во внесудебном порядке непосредственно органами внутренних дел. При этом правонарушением считается сам факт нахождения без регистрации в населенном пункте. Вопрос о том, есть у конкретного "нарушителя" возможность зарегистрироваться в каком-нибудь жилом помещении в каком-либо населенном пункте на территории Российской Федерации или нет, никем не исследуется и не рассматривается. По сути дела в вопросе административного преследования за проживание без регистрации сложилась устойчивая практика объективного вменения, при которой для наложения взыскания достаточно одного лишь факта отсутствия регистрации. Субъективная сторона дела, от которой зависит квалификация поведения человека (виновное или невиновное поведение), при вынесении решения не исследуется. Бездомные в России подвергаются жесточайшей правовой дискриминации. Российский законодатель страдает своеобразной "слепотой" и при разработке норм, предусматривающих механизмы реализации прав и свобод человека и гражданина, "не видит" бездомных и, соответственно, не предусматривает таких механизмов реализации прав и свобод, которые с учетом специфики бездомного существования обеспечивали бы бездомным равные с прочими гражданами возможности. Но как только встает вопрос о преследовании (уголовном, административном), наш законодатель не просто обнаруживает бездомных наравне с прочими, но и всячески выделяет их, забывая при этом общепризнанные правовые принципы.