Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 16:47, реферат
Что же представляет собой человек бунтующий"? Это человек, говорящий "нет". "Нет" может, например, означать: "слишком долго я терпел", "до сих пор - так уж и быть, но дальше - хватит", "вы заходите слишком далеко" и еще: "есть предел, переступить который я вам не позволю" Вообще говоря, это "нет" утверждает существование границы. Та же идея предела обнаруживается в чувстве бунтаря, что другой "слишком много на себя берет", простирает свои права дальше границы, за которой лежит область суверенных прав, ставящих преграду всякому на них посягательству.
Что же представляет собой человек бунтующий"? Это человек, говорящий "нет". "Нет" может, например, означать: "слишком долго я терпел", "до сих пор - так уж и быть, но дальше - хватит", "вы заходите слишком далеко" и еще: "есть предел, переступить который я вам не позволю" Вообще говоря, это "нет" утверждает существование границы. Та же идея предела обнаруживается в чувстве бунтаря, что другой "слишком много на себя берет", простирает свои права дальше границы, за которой лежит область суверенных прав, ставящих преграду всякому на них посягательству. Таким образом, порыв к бунту коренится одновременно и в решительном протесте против любого вмешательства, которое воспринимается как недопустимое, и в смутной убежденности бунтаря в своей правоте, а точнее, в его уверенности, что он "вправе делать то-то и то-то".Камю последовательно рассматривает историю идеи бунта: «метафизический бунт», «исторический бунт», «бунт и искусство». Посредством анализа бунта – против несправедливости человеческого удела, - он стремится найти ответы на самые острые вопросы нашего времени. "Я бунтую, следовaтельно, мы существуем", - говорил рaб. Метaфизический бунт изменил эту формулу: "Я бунтую, следовaтельно, мы одиноки" - этим определением мы живем и по сию пору. Но если мы одиноки под пустым небом, если мы обречены нa неминуемую смерть, то можно ли утверждaть, что мы и впрямь существуем? Зaдaвшись этим вопросом, метaфизический бунт в свое время попытaлся сделaть бытие из видимости. Бунт у Камю есть, прежде всего, борьба человека за свое человеческое достоинство. И это достоинство человек утверждает уже тем, что он борется, а не мирится со своим униженным положением. В бунте, согласно Камю, проявляется любовь и человеческая солидарность. Он пишет: «Я настаиваю на созидательном порыве бунт. По своей видимости негативный, поскольку ничего не создает, бунт в действительности глубоко позитивен, потому что он открывает в человеке то, за что всегда стоит бороться».
Так что бунт у Камю получается не такой уж бессмысленный и беспощадный. Исторический бунт – это революция. Последняя отличается от простого бунта тем, что в результате революции, как считает Камю, завершается определенный исторический цикл и устанавливается новый общественный строй. Камю уделяет много внимания Великой Французской революции, и общей закономерностью революции считает то, что в ее ходе свобода приносится в жертву справедливости.
«И тогда, - как пишет Камю, - революция завершается большим или малым террором». Нaшa революция - это попыткa зaвоевaния нового бытия посредством деяния, неподвлaстного никaким морaльным зaконaм. Вот почему этa революция обреклa себя нa бытие рaди истории, бытие в условиях террорa. Человек с ее точки зрения есть сущее ничто, если он тaк или этaк не добивaется единодушного одобрения в истории. Что касается искусства, то его гуманистический смысл, согласно Камю, состоит в том, что это воплощенное творчество, которое неотделимо от свободы. Ведь творчество может быть только свободным творчеством. Творчество и рабство несовместимы.
«Всякое творчество, - пишет Камю, - самим своим существованием отрицает мир господина и раба. Гнусное общество тиранов и рабов, в котором мы живем, обретает свою гибель и преображение только на уровне творчества». Бунт для Камю – это не индивидуалистический мятеж, а требование подлинной человеческой солидарности, общего для всех людей смысла существования. Бунтарь встает с колен, говорит «нет» угнетателю, проводит границу, с которой отныне должен считаться тот, кто полагает себя господином. Отказ от рабского удела одновременно утверждает свободу, равенство и человеческое достоинство каждого.
Противопоставление, которое наметил Камю, можно определить как «безрассудное молчание мира» с одной стороны, и «бунт человека» - с другой.
Камю находит ограничения бунта в самом человеке, вышедшем из страданий и вынесшем из них бунт и солидарность. Такой человек знает о своих правах, выражает в бунте свое человеческое измерение и сознание неустранимости трагизма человеческого существования.
Протест против человеческого удела всегда обречен на частичное поражение, считал А.Камю, но он (бунт) необходим человеку.