Бунтующий человек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 16:47, реферат

Описание работы

Что же представляет собой человек бунтующий"? Это человек, говорящий "нет". "Нет" может, например, означать: "слишком долго я терпел", "до сих пор - так уж и быть, но дальше - хватит", "вы заходите слишком далеко" и еще: "есть предел, переступить который я вам не позволю" Вообще говоря, это "нет" утверждает существование границы. Та же идея предела обнаруживается в чувстве бунтаря, что другой "слишком много на себя берет", простирает свои права дальше границы, за которой лежит область суверенных прав, ставящих преграду всякому на них посягательству.

Файлы: 1 файл

бунт.docx

— 16.16 Кб (Скачать файл)

Что же представляет собой человек бунтующий"? Это  человек, говорящий "нет". "Нет" может, например, означать: "слишком долго я терпел", "до сих пор - так уж и быть, но дальше - хватит", "вы заходите слишком далеко" и еще: "есть предел, переступить который я вам не позволю" Вообще говоря, это "нет" утверждает существование границы. Та же идея предела обнаруживается в чувстве бунтаря, что другой "слишком много на себя берет", простирает свои права дальше границы, за которой лежит область суверенных прав, ставящих преграду всякому на них посягательству. Таким образом, порыв к бунту коренится одновременно и в решительном протесте против любого вмешательства, которое воспринимается как недопустимое, и в смутной убежденности бунтаря в своей правоте, а точнее, в его уверенности, что он "вправе делать то-то и то-то".Камю последовательно рассматривает историю идеи бунта: «метафизический бунт», «исторический бунт», «бунт и искусство». Посредством анализа бунта – против несправедливости человеческого удела, - он стремится найти ответы на самые острые вопросы нашего времени. "Я бунтую, следовaтельно, мы существуем", - говорил рaб. Метaфизический бунт изменил эту формулу: "Я бунтую, следовaтельно, мы одиноки" - этим определением мы живем и по сию пору. Но если мы одиноки под пустым небом, если мы обречены нa неминуемую смерть, то можно ли утверждaть, что мы и впрямь существуем? Зaдaвшись этим вопросом, метaфизический бунт в свое время попытaлся сделaть бытие из видимости. Бунт у Камю есть, прежде всего, борьба человека за свое человеческое достоинство. И это достоинство человек утверждает уже тем, что он борется, а не мирится со своим униженным положением. В бунте, согласно Камю, проявляется любовь и человеческая солидарность. Он пишет: «Я настаиваю на созидательном порыве бунт. По своей видимости негативный, поскольку ничего не создает, бунт в действительности глубоко позитивен, потому что он открывает в человеке то, за что всегда стоит бороться».

Так что бунт у Камю получается не такой уж бессмысленный  и беспощадный. Исторический бунт – это революция. Последняя отличается от простого бунта тем, что в результате революции, как считает Камю, завершается определенный исторический цикл и устанавливается новый общественный строй. Камю уделяет много внимания Великой Французской революции, и общей закономерностью революции считает то, что в ее ходе свобода приносится в жертву справедливости.

 «И тогда, - как пишет Камю, - революция завершается  большим или малым террором». Нaшa революция - это попыткa зaвоевaния нового бытия посредством деяния, неподвлaстного никaким морaльным зaконaм. Вот почему этa революция обреклa себя нa бытие рaди истории, бытие в условиях террорa. Человек с ее точки зрения есть сущее ничто, если он тaк или этaк не добивaется единодушного одобрения в истории. Что касается искусства, то его гуманистический смысл, согласно Камю, состоит в том, что это воплощенное творчество, которое неотделимо от свободы. Ведь творчество может быть только свободным творчеством. Творчество и рабство несовместимы.

«Всякое творчество, - пишет Камю, - самим своим существованием отрицает мир господина и раба. Гнусное общество тиранов и рабов, в котором мы живем, обретает свою гибель и преображение только на уровне творчества».  Бунт для Камю – это не индивидуалистический мятеж, а требование подлинной человеческой солидарности, общего для всех людей смысла существования. Бунтарь встает с колен, говорит «нет» угнетателю, проводит границу, с которой отныне должен считаться тот, кто полагает себя господином. Отказ от рабского удела одновременно утверждает свободу, равенство и человеческое достоинство каждого.

Противопоставление, которое наметил Камю, можно определить как «безрассудное молчание мира»  с одной стороны, и «бунт человека» - с другой.

Камю находит  ограничения бунта в самом  человеке, вышедшем из страданий и  вынесшем из них бунт и солидарность. Такой человек знает о своих  правах, выражает в бунте свое человеческое измерение и сознание неустранимости трагизма человеческого существования.

Протест против человеческого удела всегда обречен  на частичное поражение, считал А.Камю, но он (бунт) необходим человеку.

 


Информация о работе Бунтующий человек