Цели, задачи и методы исследования социальных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 02:38, реферат

Описание работы

С давних пор люди задавались вопросом, возможна ли наука об обществе. Причем не как одна из форм идеологии, представляемая в качестве суррогата такой науки, а как набор правил, законов и принципов, овладение которыми позволит целенаправленно влиять на поведение общественных групп, основываясь исключительно на знании структуры и механизмов динамики социальных систем.Основной целью данной работы явилось изучение социальных процессов, методов их исследований и развития данной сферы в нашей стране. Главными трудностями на пути достижения этой цели являются не¬однородность социальной науки, различие отношений к тенденциям ее математизации, факт преломления наблюдаемых процессов через деятельность людей.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.41 Кб (Скачать файл)

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

НА ТЕМУ :

«Цели, задачи и методы исследования социальных процессов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Преподаватель: Мишон Е.В.

                                           Выполнил: студент 2-го курса группы  «23»                                                     Бортникова Ю.В.

 

 

 

 

 

 

 

                                                      ВОРОНЕЖ 2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
С давних пор люди задавались вопросом, возможна ли наука об обществе. Причем не как одна из форм идеологии, представляемая в качестве суррогата такой науки, а как набор правил, законов и принципов, овладение которыми позволит целенаправленно влиять на поведение общественных групп, основываясь исключительно на знании структуры и механизмов динамики социальных систем. 
 
По каким же основным критериям мы получаем представление об обществе? Среди основных направлений научного исследования социальных процессов можно выделить: 
 
(вспомним: законы пропорционального развития, или повышения жизненного уровня при социализме), а констатирующим, поэтому методологическая база социальной науки требует серьезной доработки.

 1.      особенности индивидуального поведения (стереотипы, отклонения и формы проявления); 
 
2.   механизмы формирования и развития социальных общностей; 
 
3.      способы институционального регулирования отношений социальных общностей и систем; 
 
4.      выявление центров социальной активности и исследование процессов социальных перемещений (миграций, трудовой мобильности, карьерного роста). 
 
Научная составляющая социальных знаний проявляется в том, что ученые обратились непосредственно к формулировке законов общественного развития. Следует отметить, что характер этих законов обязан быть не предписывающим  Констатирующий характер социальных законов должен базироваться на подборе адекватных способов сбора и обработки информации. 
 
Выступающие в качестве предмета исследований социальные процессы являются чрезвычайно сложными, динамичными, и поэтому именно в отношении к ним социальное знание мобилизует все свои способности, чтобы обеспечить их понимание, объяснение и возможность управления ими. Эти функции социального знания выступают ключевыми признаками научного подхода в исследовании социальных процессов, используя результаты этих исследований в практических целях. 
 
Основной целью данной работы явилось изучение социальных процессов, методов их исследований и развития данной сферы в нашей стране. Главными трудностями на пути достижения этой цели являются неоднородность социальной науки, различие отношений к тенденциям ее математизации, факт преломления наблюдаемых процессов через деятельность людей. 
Понятие социальных процессов и явлений 
Значительный прогресс наук в XVIII – XIX веках, обусловленный величайшими достижениями научно-технической революции, не мог не обратить внимания научной общественности на низкий уровень знаний о социальных процессах, значительно уступающий сложившимся образцам естественнонаучного знания по степени обоснованности и законосообразности. Объяснялось такое положение исключительной сложностью общественных процессов, многоуровневостью объектов исследования и загадочностью самой природы человека, стоящего за всеми проявлениями общественных процессов. И, тем не менее, разработанный О. Контом[1] проект создания социологической науки стал первой научной концепцией, представившей развитие общества в качестве предмета особого интереса. 
Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с интересами других групп. Такое положение является абсолютно естественным и позволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития, способный консолидировать интересы большинства своих членов. Вследствие этого возникающие в обществе проблемы вызывают изменения, от которых одни категории людей получают пользу, тогда как другие терпят ущерб. Сами люди, являясь непосредственными участниками социальных процессов, тем не менее, не всегда в состоянии оказывать на них влияние. Причина этого заключается в том, что, вызывая соответствующие изменения в обществе, люди утрачивают контроль над ними в силу неготовности или неспособности понять внутренние механизмы этих изменений. 
 
Например, изменения в обществе, ведущие к увеличению доли бедных в стратификационной структуре общества, могут обусловливаться несовершенством экономического механизма, не обеспечивающего оптимального распределения материальных ресурсов между людьми. Постигая сложную природу пауперизации (процесса обнищания отдельных слоев населения), ученые и политики пытаются понять причину этого процесса, факторы, его формирующие, и последствия, к которым он может привести. Решение этой проблемы даже теоретически позволит определить возможные направления сдерживания этого процесса, создав необходимые условия для его фактической элиминации. 
 
Наблюдая за происходящими в обществе изменениями, давая им оценку, не всегда можно точно предсказать последствия, к которым могут привести эти изменения. Увеличение способности общества оценивать и контролировать ход своих изменений становится составным элементом социальной культуры и является важнейшим условием его устойчивости. 
 
Социальный процесс следует отличать от социального явления — понятия в большей степени распространенного в социологической литературе. П. Сорокин[2] так определял содержание этого понятия: «Социальное явление есть социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов, выступая в то же время по содержанию и продолжительности за его пределы. Это то, что многие называют "социальной душой", это то, что другие называют цивилизацией и культурой, это то, что третьи определяют термином "мир ценностей", в противоположность миру вещей, образующих объект наук о природе. Всякое взаимодействие, между кем бы оно ни происходило, раз оно обладает психическим характером (в вышеуказанном смысле этого слова) — будет социальным явлением». 
 
Социальный процесс имеет более выраженную временную составляющую, придающую объективированный характер исследуемому объекту, позволяя рассматривать все свойства последнего в зависимости от времени. Психическое сопровождение социальных процессов отходит при этом на второй план. Временная обусловленность процесса особенно интересна в исследовании социально-экономических и политических процессов, где фактор времени имеет большое значение и служит одним из критериев формализации, объективации процесса. 
Динамика общества описывается через социальные процессы. Одним из самых длительных социальных процессов, с которым сталкивается человек, выступает социализация – продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоение культурных норм и освоение социальных ролей. 
 
Социальные процессы могут характеризовать: 
 
1)                развитие личности (формирование ценностных ориентаций, установок или мотивации поведения); 
 
2)                взаимодействие нескольких индивидов (например, общение)  
 
3)                внутри- и межгрупповое взаимодействие (адаптация, трудовое состязание, конфликты) 
 
К примеру, выборы, голосования, референдумы – всё это разновидности политических процессов и одновременно политического поведения людей.  Люди приходят на избирательные участки и выражают свою политическую волю (предпочтение той или иной партии). Но вместе с тем это важный политический процесс, существующий независимо от сознания и воли людей. Благодаря избирательной системе в демократическом государстве происходит обновление кадров (ротация), сменяются одни элиты на другие, закрепляются права и свободы граждан. 
 
Под социальным явлением надо понимать отдельное, случайное проявление взаимодействия людей, а под социальным процессом – серию таких явлений, связанных между собой структурными или причинными (иначе - функциональными) зависимостями. 
 
Именно функциональные системы переводят социальную систему (относительно жёстко связанную совокупность элементов) из одного состояния в другое. Если такой переход означает прогрессивный сдвиг  или изменение, т.е. происходит накопление положительных качеств, то можно говорить о социальном развитии. 
Структура социологического знания 
Прежде чем переходить непосредственно к методам исследования социальных процессов и явлений, имеет смысл изучить структуру социологического знания в общем. 
В современной методологии – и в нашей стране, и за рубежом – научное знание принято понимать иерархически, и мыслить «здание» социологической науки состоящим из пяти «этажей». Верхний этаж – это научная картина мира (философские предпосылки); четвертый – общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня;  третий – частные, или специальные, теории, обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели социальных процессов. 
 
Второй этаж представлен эмпирическими исследованиями – сравнительными, крупномасштабными, репрезентативными исследованиями, соответствующими самым строгим требованиям науки и способствующими приращению нового знания. Основное предназначение эмпирических исследований – не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надёжную проверку теории, её верификацию. 
 
Нижний этаж – это прикладные исследования, маломасштабные и нерепрезентативные, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для её решения. К прикладной социологии относят все политические опросы, изучение общественного рынка, маркетинговые исследования, управленческое консультирование, деловые игры и ряд других направлений, которые не ориентированы на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания. Четыре верхних уровня социологического знания представленыфундаментальной социологией, а нижний, пятый – прикладной.  
 
На уровне эмпирических исследований мы подходим к такому важному вопросу, как тематическое, проблемное поле науки. Это самый конкретный уровень определения предмета исследования. Что это такое? Совокупность всех эмпирических исследований, проводимых во всех странах в данное конкретное время. Если в стране более 10 или 20 тыс. социологов и каждый занимается своей узкой темой, то общее поле социологии представляет собой сшитое из разных лоскутков одеяло. Где-то его плотность выше, а где-то ниже. Это означает, что некоторые темы, как, например, удовлетворённость трудом, проработаны очень подробно и тщательно, а другие темы затронуты весьма поверхностно. По одним темам проведены десятки и сотни исследований, по другим – единицы. Но и в насыщенных секторах науки, если присмотреться, неизученных проблем более чем хватает. Когда составляется перечень всех исследований, скажем, по адаптации (в советское время их было проведено около 30), то обнаруживается их структурная неполнота. 
 
Во-первых, подавляющее большинство исследований посвящены  производственной и трудовой адаптации, мало, или вообще не затрагивая ее виды, во-вторых, изучены только временные, пространственные и психологические аспекты адаптации, но оставлены без внимания структурные характеристики. К примеру, так и осталось невыясненным, какие группы лучше, а какие хуже адаптируются, из каких элементов состоит социальна адаптация, повышается, или снижается уровень адаптации в кризисные периоды по сравнению со стабильными, от каких социальных характеристик (класса, пола, возраста и др.) адаптация зависит больше, в каких по численности (малы, средних или крупных) коллективах её уровень выше и т.д. 
Прикладные исследования – самый низкий уровень социологии. Это совокупность частных исследований, как правило, однообъектных, которые завершаются разработкой практических мероприятий и иногда их внедрением (однообъектные исследования – практические рекомендации – внедрения). Прикладные – это исследования местных событий. Цель прикладных исследований – не описания социальной реальности, а её изменение. Важно знать инструменты прикладной социологии, её цели и задачи. Если социолог, не зная этого принесёт на предприятие методологию фундаментального исследования и будет изучать, например, динамику ценностных ориентаций, то его не поймут. Потому что практические работники, которые будут выступать заказчиками, в этих категориях не рассуждают, они говорят совершенно другим языком. Перед прикладником, в отличие от академического ученого, стоят совершенно другие проблемы. 
Эмпирические и прикладные исследования – разные типы социологического исследования, у них разные методологии и технологии. Существуют две отличительные черты,  которые позволяют их разграничить: 
 
1.           Приращение новых знаний. Эмпирические исследования, нацеленные на приращение знаний, либо подтверждают, либо опровергают какую-то частную теорию. Прикладные исследования не нацелены на приращение новых знаний, и они используют частные теории, т.е. прикладывают их к конкретному объекту. 
 
2.           Репрезентативность. Эмпирические исследования обязательно должны быть репрезентативными. У них множество объектов, например средние города в разных регионах. Прикладное исследование не обязано быть репрезентативным, оно проводится на одном объекте (одно предприятие). 
 
Для прикладников академическими учёными разрабатываются такие стандартные анкеты и стандартные инструменты, по которым тиражируется опыт по разным предприятиям, например тест Кетелла. Он применяется на многих предприятиях для одной и той же цели: оценки личных и деловых качеств. И никаких новых знаний для науки не добывается, новые знания только для администрации. 
 
Таким образом, социологическое знание в целом не является гомогенной системой и не только потому, что в нем присутствуют разнокачественные уровни – теоретический и эмпирический, но ещё и потому, что сюда органически включено все метатеоретическое (философское) знание. Современная логика науки признаёт как удлинение теоретического цикла познания, так и введение в него новых, дополнительных уровней, что предполагает переориентацию содержания теоретического знания. 
Методы исследования социальных процессов и явлений. 
 
Метод исследования – это способ достижения поставленной цели. Совокупность методов познания позволяет всесторонне рассмотреть все объекты и явления реального мира во взаимосвязи и развитии. Чем шире совокупность используемых методов, тем глубже познание объекта и предмета исследования, тем обоснованнее принимаемое решение. 
 
Социологические методы исследования (т.е. методы исследования социальных процессов и явлений) 
 
Социологические методы занимают особое место в инструментарии исследования социальных процессов. 
 
Областью применения социологических методов является исследование ценностных ориентации членов социальных сообществ по отношению к различным явлениям, изучение которых позволяет выявлять тенденции в развитии общества и определить меры эффективного воздействия на членов этих собществ. 
 
Социологические методы позволяют более полно представить картину исследуемой реальности, включающей наряду с объективными характеристиками внешнего объекта, ценностные ориентации, интересы и сложившиеся стереотипы. 
 
Социологические методы дают точные представления о состоянии и динамике социальных систем. 
 
В основе проблематики современной социологической мысли лежат следующие проблемы. 
 
1. Природа социального процесса: исследование его факторов и внутреннего содержания. Результатом такого исследования является выделение устойчивых тенденций социальных явлений, знание о которых дает возможность управлять ими путем искусственного конструирования или, напротив, предотвращения их наступления. 
 
2. Структура и классификация социальных общностей. Объектом исследования в рамках этого направления являются субъекты социального действия, участвующие в воспроизводстве общественных институтов и определяющие перспективы социальных процессов. 
 
3. Институциональная инфраструктура современного общества. Ее анализ позволит ответить на вопрос, насколько регулируемо поведение ведущих социальных групп в пределах данного социального пространства, насколько адекватен их состав ценностям и нормам социальных общностей. 
 
4. Взаимоотношения между различными уровнями социального действия (индивидов, социальных групп и обществ). В различных социальных условиях имеют место поведенческие различия между социальными уровнями, определяемые сложившимися в данном обществе нормами и законами. Эти различия обусловливают степень активности и общественные ожидания со стороны участников, действующих на этих уровнях в осуществлении социальных процессов. 
 
5. Методология измерения и объективации социальных процессов. Возможность измерения социальных процессов является одним из способов их объективации. Однако процедура измерения должна быть адаптирована к содержанию процесса. Только в этом случае выведенные количественные показатели процесса можно считать элементами его внутреннего содержания. 
 
Главной целью социологии как науки является объяснение и прогноз поведения социальных субъектов в определенных условиях, особенности искусственного конструирования этих условий и диагностика характера взаимоотношений внутри социальной общности. 
 
Социологические исследования призваны определить адекватность социальных условий устанавливаемым в рамках этих общностей целям. 
 
Ключевыми направлениями практического применения социологических методов в исследовании социальных процессов являются. 
 
1.  Выявление факторов, влияющих на проявление и изменение параметров социального объекта. К примеру, управленческая задача усиления трудовой мотивации должна сопровождаться определением факторов, которые определенным образом влияют на мотивационную активность в данный момент, сдерживая или стимулируя эту активность. 
 
2.  Определение факторов, формирующих структуру потребительского спроса и учитываемых в практике маркетинговых исследований. 
 
3.  Подготовка и реализация управленческих решений. В практике управления многое зависит от того, как принимаются решения в социальных группах и насколько ориентации социальной группы способствуют поставленным перед ней задачам. 
 
4.  Определение межличностных взаимоотношений в социальных группах, призванное обеспечить эффективное взаимодействие членов рабочих коллективов при выполнении производственных задач. 
 
5.  Выявление ценностных ориентации личности и социальных групп, участвующих в достижении социально значимых целей, — деятельности, предполагающей наличие единого центра координации и управленческого контроля. Общность ценностных ориентации людей обеспечивает наилучшие условия для организации их совместной деятельности и усиление эффективности управленческой деятельности. 
 
6.  Тестирование общественного мнения на предмет его политических и социальных ориентации. 
 
7.  Экспертная оценка проектов и программ, позволяющая сделать оптимальный выбор альтернативных способов реализации. 
 
8.  Диагностика состояния и функционирования социальных систем. 
 
Решение поставленных задач должно быть обеспечено при помощи трех основных разделов: подготовки программы социологического исследования; организации и проведения опросов, интервью и разработки схемы обобщения и обработки данных. 
 
Основными разделами социологической программы являются теоретический (плановый) и процедурный (эмпирический). Теоретическая часть включает в себя следующие подразделы. 
1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования. 
 
Проблема выражает основное противоречие исследуемого явления, события. Она актуализирует факты несоответствия общественно значимых направлений научных исследований располагаемым обществом ресурсам. Подбор необходимой ресурсной базы и адекватного методологического инструментария позволяет решить поставленную задачу и создает условия для развития дальнейших научных исследований. 
 
Проблемы, попадающие в сферу внимания научных сообществ, имеют две стороны: теоретическую и практическую. Смешение двух этих сторон недопустимо, поскольку не позволяет применить целесообразные для решения данной проблемы методологические средства. 
 
Теоретический аспект проблемы может быть охарактеризован исключительно в рамках эволюции научных представлений об исследуемой проблеме, трудностей ее терминологического описания и представления в контексте сложившихся в научном сообществе традиций. 
 
Практическая сторона означает общественную проблему в том виде, в каком она предстает перед обыденным сознанием. Практическим является такое решение проблемы, которое основывается на уже сложившемся знании. Теоретизация такой проблемы позволяет не только рассмотреть ее в контексте научных подходов к решению, но и определить порядок такого решения, основанный на применении традиционных исследовательских технологий: выборки, типизации, анализа, синтеза и пр. Теоретическое решение научной проблемы означает получение нового знания, которое позволяет по-новому посмотреть на существующую фактологическую базу, лежащую в основе проблемного поля проводимых исследований. 
 
Таким образом, практическая и теоретическая стороны проблемы взаимодополняют друг друга, обеспечивая возможность полного и целостного представления о характере и механизмах проявления проблемы. 
 
Конкретизировать направление научного исследования проблемы позволяет формулировка объекта и предмета социологического исследования. 
 
Объектом исследования выступает фрагмент действительности (деятельность социальных групп, предприятий, процессы, события), заключающий источник противоречия, вызывающего проявление проблемной ситуации. 
 
Предметом исследования выступают наиболее значимые теоретические и практические свойства, признаки исследуемого объекта, выражающие суть выявленного социального противоречия. Предмет исследования составляет сторона объекта, наиболее значимая с точки зрения интересов исследования. 
 
Так, при исследовании миграционных процессов, объектом исследования выступает население различных территориальных единиц (поселков, городов, регионов), тогда как предметами возможных исследований могут быть трудовая и экологическая миграция, маятниковые перемещения, структура и динамика миграционных потоков и пр. Правильно сформулированный предмет исследования способствует глубокому проникновению в суть проблемной ситуации, отбору адекватных методологических инструментов. 
 
Содержания объекта и предмета могут и совпадать, если исследователь ставит задачу познания всей совокупности связей, характеризующих исследуемую реальность. 
2. Определение целей и задач исследования. 
 
Цель представляет собой ожидаемый конечный результат исследования, предполагающий разрешение заявленного противоречия по основным разделам исследования. Достижение заявленной в ходе социологического исследования цели предполагает прохождение двух этапов: теоретико-методологического и практического. 
 
В ходе прохождения теоретико-методологического этапа осуществляется подбор адекватного ожидаемым результатам инструментария, тогда какпрактический этап предполагает интерпретацию полученных в ходе обработки информации результатов и выработку возможных предложений и рекомендаций. 
 
Значение каждого из этапов может быть приоритетным относительно другого, что обусловливает разделение целей на теоретические и прикладные и, как следствие, на теоретический и прикладной характер получаемых результатов. Поэтому образцом теоретической цели может быть такая формулировка: выявить структуру социальных ориентации жителей села, определяющих качество и уклад жизни в сельской местности. Прикладной характер исследовательской цели может быть сформулирован несколько иначе: на основе выявления социальных ориентации жителей села разработать предложения по закреплению населения в сельской местности. 
 
Прикладное исследование чаще всего рассматривается как продолжение теоретического, что подтверждается используемой в ходе реализации первого этапа терминологией. 
 
Цель, положенная в основу социологического исследования, должна быть конкретизирована в перечне задач, структурирующих работу исследователя в достижении им поставленной цели. Задачи позволяют редуцировать степень сложности заявленной цели и перевести ее в исполнение рядом операциональных действий. 
3. Интерпретация и операционализация понятий.       
 
Интерпретация используемых в процессе исследования понятий призвана сопоставить теоретические положения с эмпирическими данными и составить целостное представление об объекте, отображаемом с помощью перечня базовых понятий. 
 
В ходе интерпретации таких понятий исследователь уясняет для себя, по каким направлениям должен осуществляться сбор социологической информации и каким должно быть качество полученного материала. 
 
Операционализация понятий означает также переход от концептуальной формы представления знаний к способу их разложения на отдельные семантические единицы (термины). Получаемые в ходе этого разложения термины детализируют представленные в концепции базовые понятия. 
 
К примеру, использование на концептуальной (теоретической) стадии термина «мотивация» может содержать различные свойства и признаки рассматриваемого явления. Практическая стадия социологического исследования призвана наделить этот термин таким содержанием, которое получит общезначимую трактовку на всех стадиях проведения исследования. Такая общезначимость достигается посредством выбора индикаторов,на основе изменения значений которых отслеживаются тенденции в развитии исследуемого феномена. Индикаторами называются относительно несложные удельные и структурные показатели, представляющие характерные свойства исследуемого явления, учет которых позволяет отслеживать направленность и интенсивность исследуемого процесса. 
 
Так, понятие «мотивации» раскладывается на такие составные единицы, как производительность труда, отношение к труду, содержание труда и пр. Благодаря операционализации происходит не только структурирование исследуемого явления, но и выявляются причины и факторы, определяющие текущее состояние и динамику этого явления. 
 4. Предварительный системный анализ. 
 
Предусматривает расчленение объекта на составные элементы, позволяющие рассмотреть целостный образ исследуемой проблемы. 
 
Методологически предварительный системный анализ можно изобразить в виде блок-схемы, моделирующей взаимоотношения между базовыми понятиями, представляющими объект исследования. 
 
К примеру, пытаясь воссоздать механизм формирования экологического восприятия, сложившегося в конкретном обществе, до того как сформулировать рабочие гипотезы, исследователь разрабатывает теоретическую схему, иллюстрирующую картину причинно-следственных связей в структуре воображаемого механизма (рис. 1). 
 

 
 




 


Информация о работе Цели, задачи и методы исследования социальных процессов