Ценность долга и должностных отношений в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:29, лекция

Описание работы

В Конституции нашего государства человек провозглашен высшей ценностью (Ст. 2), а государство провозглашено социальным (Ст. 7), т.е. государством, для которого достижение каждым человеком максимального блага – важнейшая цель деятельности и развития. Человек в Конституции РФ наделен всеми основными правами и гарантиями: на жизнь, свободу, честь и достоинство, жилье, охрану здоровья, образование, труд, социальное обеспечение в случае утраты трудоспособности и другими. Из Конституции следует, что забота о гражданах и реализации ими их прав – естественная сфера деятельности государства и его долг перед гражданами.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 26.68 Кб (Скачать файл)

В Конституции нашего государства человек провозглашен высшей ценностью (Ст. 2), а государство провозглашено социальным (Ст. 7), т.е. государством, для которого достижение каждым человеком максимального блага – важнейшая цель деятельности и развития. Человек в Конституции РФ наделен всеми основными правами и гарантиями: на жизнь, свободу, честь и достоинство, жилье, охрану здоровья, образование, труд, социальное обеспечение в случае утраты трудоспособности и другими. Из Конституции следует, что забота о гражданах и реализации ими их прав – естественная сфера деятельности государства и его долг перед гражданами.

В любом государстве в любой момент времени имеются граждане, не имеющие по объективным причинам возможности реализовать свои права, и вследствие этого нуждающиеся в дополнительной заботе со стороны государства. Поэтому создание и легитимизация в социальном государстве специфического социального института социальной работы, который на профессиональной основе должен оказывать помощь человеку, есть естественное следствие конституционных деклараций. Но и общество в целом не может оставаться равнодушным, если отдельные граждане или социальные группы нуждаются в помощи. Поэтому социальная работа, рассматриваемая как институт помощи человеку в реализации его прав и гарантий, отвечают представлениям о долге современного общества и государства перед этой категорией граждан. В этой связи социальная работа в целом может рассматриваться как опредмечивание долга общества и государства перед человеком.

Смысл должного поведения, отношений и действий социального работника – достижение блага клиента и общества, а следовательно, обеспечение высокоэффективной, квалифицированной профессиональной деятельности. Для профессионального социального работника требования профессионального долга во многом могут совпадать как с его профессиональными обязанностями, так и с его личными интересами, в силу чего он осознает долг как естественную необходимость и в то же время внутреннюю потребность, моральный долг. Требования профессионального долга, ставшие внутренними убеждениями социального работника, являются определяющим духовным стимулом его деятельности. Требования морального долга заставляют социального работника рассматривать свои обязанности шире, чем этого требует профессиональный долг. В отличие от профессионального долга, профессиональные обязанности могут носить более конкретный характер, т.к. они относятся к выполнению разнообразных требований и задач, возложенных на социального работника в силу его профессионального статуса или на социальную работу как на институт, востребованный обществом.

Деятельность социального работника во всех своих модификациях и компонентах имеет социальную направленность и несет в себе социальные последствия, в связи с чем встает вопрос о долге и ответственности специалиста перед обществом и государством за свою деятельность. Рассматривая этот вопрос в целом, следует отметить, что само выполнение социальным работником его профессиональных обязанностей, достижение поставленных целей совпадает с интересами общества. Решая ту или иную конкретную задачу, социальный работник ситуативно руководствуется различными интересами - интересами клиента, своими личными, общепрофессиональными, которые в главном совпадают с общественными. Однако деятельность социального работника столь сложна и многообразна, содержит в себе возможность возникновения такого огромного количества нестандартных, неформальных ситуаций, что социальный работник довольно часто оказывается в ситуации выбора, как поступить, чьи интересы считать приоритетными – общества и государства или клиента, клиента или свои собственные и т.п. При этом основные этические коллизии возникают на стыке интересов клиента и государства. 

В решении этой задачи необходимо иметь в виду, что общее практически всегда имеет приоритет над частным (именно так формируются нормы, стандарты, представления о должном и т.п.), однако в конкретных случаях могут иметь место исключения. Чаще всего это бывает тогда, кода реальность не соответствует декларациям государства, вследствие чего социальный работник, обязанный от имени государства обеспечить своим клиентам достойную жизнь, сталкивается с ресурсной недостаточностью и вынужден суживать свою деятельность от желаемой до возможной. Тем не менее, государство институциализировало социальную работу как общественно необходимую профессиональную деятельность, возложив на нее определенные задачи и ожидая вполне конкретного конечного результата.

Поручая социальному работнику заботу от своего имени о своих социально уязвимых гражданах, делегируя некоторые необходимые для осуществления этой целенаправленной деятельности свои полномочия, государство и общество тем самым возлагают на специалиста двойную ответственность перед собой - за действия и последствия этих действий самого социального работника и за деятельность его клиента. Долг и ответственность специалиста перед обществом и государством требуют в первую очередь использования всех профессиональных знаний и навыков, таланта и душевных качеств социального работника в интересах общества и государства. Это означает участие в разработке и реализации  социальной политики, предполагает выбор приоритетов деятельности и способов ее осуществления на основании понимания целей и задач, социального смысла и содержания профессии. С учетом того, что не только институт социальной работы должен проявлять заботу о человеке, социальная работа множеством связей соединена со значительным количеством разнообразных социальных институтов, структур. Профессиональный долг социального работника состоит в установлении таких взаимосвязей и отношений в профессиональной деятельности, которые бы оптимально соответствовали требованиям к институту социальной работы.

Совершая для достижения стоящих перед ним целей необходимые действия в рамках профессиональной деятельности, социальный работник привлекает для этого при необходимости все возможные виды ресурсов, и в первую очередь те, которые ему предоставляет государство и общество. При этом он должен заботиться об обеспечении оптимального соотношения между затратами ресурсов и полученным результатом. Эффективность использования ресурсов в социальной работе, их творческое, рациональное расходование, изыскание новых, нетрадиционных и более эффективных видов ресурсов - одна из главных задач социального работника и его профессиональный долг перед обществом и государством. При этом большое значение имеет использование возможностей клиентов, их вовлечение в совместную деятельность, максимальная активизация. Долг социального работника перед обществом и государством состоит не только в том, чтобы по возможности добиться улучшения условий жизнедеятельности определенной части общества – клиентов, но и сделать их активными членами общества. Осознавая глубокие социальные последствия своей профессиональной деятельности и организуя профессиональную практику таким образом, чтобы содействовать достижению блага не только клиентов, но и всего общества, социальный работник выполняет свой профессиональный долг перед обществом и государством.

Социальная работа - молодая в нашем обществе профессия, находящаяся в стадии становления. Однако, несмотря на ее молодость уже стало очевидным, что в обществе высокоразвитой и эффективной, социально направленной рыночной экономики, которым стремится стать российское общество, без социальной работы невозможно продвижение по пути прогресса. Социальные работники, занятые своей профессиональной деятельностью, не только оказывают конкретную помощь клиентам, не только решают проблемы общества, но и утверждают в обществе свою профессию как неотъемлемую сферу жизнедеятельности общества, как необходимую для благополучия и стабильности общества и государства работу. Долг социального работника перед своей профессией - реализация ее гуманистического потенциала в обществе, утверждение социальной работы как необходимого общественного института, имеющего высокую престижность и значимость в глазах общества.

Однако реализация потенциала профессии в обществе не будет эффективной без соответствующего отношения к ней каждого из представителей профессиональной группы. Относиться к своему труду как к главному делу своей жизни, как к деятельности большой социальной ценности и значимости, как к средству реализации своих позитивных, социально значимых способностей, потребностей и социальных идеалов, быть проводником этих идеалов, способствовать утверждению их в общественном сознании - долг социального работника перед профессией. Сегодня словосочетание “социальная работа” перестало быть неологизмом, однако уровень и качество знаний общества об этой профессии все еще недопустимо низки. Поэтому в первую очередь долгом социального работника перед своей профессией является пропаганда знаний о ней, реклама социальных услуг, формирование положительного общественного мнения о ней.

Престиж профессии - это престиж ее представителей, оценка их деятельности и морального облика, их социальной значимости обществом, причем в общественном сознании производится в большей степени оценка не потенциала, а действительного значения профессиональной деятельности. Борьба социального работника за повышение престижа и статуса профессии в обществе является его профессиональным долгом перед профессией. В этой связи социальный работник обязан поддерживать моральную чистоту профессии, заботиться о собственном моральном облике, не допуская никаких проявлений узковедомственных интересов в ущерб интересам дела, подмены ценностей профессии ценностями группы специалистов, отступлений от принципов и норм этики социальной работы. Борьба социального работника за повышение престижа и статуса профессии должна строиться как борьба за максимальное приближение действительного состояния профессиональной деятельности к желаемому и социально необходимому, стремление реализовать весь ее гуманистический социальный потенциал.

Социальная работа является профессиональной деятельностью не только одного конкретного социального работника, но и всего коллектива учреждения социальной защиты, всей совокупной профессиональной группы. Поэтому профессиональным долгом каждого социального работника является поддержание стабильности и сплоченности коллектива, в котором он работает, и всей профессиональной группы, создание атмосферы коллективизма, товарищества и взаимной поддержки, поскольку усилия коллектива как единого целого приносят результаты неизмеримо более высокие, нежели усилия одиночек.

Совокупная профессиональная группа социальных работников состоит из людей разного возраста и пола, с различным образовательным уровнем и жизненным опытом, различными интересами, взглядами и убеждениями, характерами и нравственными идеалами. Однако есть и нечто общее, объединяющее этих разных людей - это в первую очередь цели, которые они перед собой ставят и достижения которых добиваются сообща. Вторым по значимости фактором, объединяющим социальных работников в коллектив, является единство моральных принципов, профессиональных ценностей. Все противоречия, которые могут возникать и возникают в процессе повседневной практической деятельности, должны разрешаться в интересах достижения общих целей и на основе единых моральных принципов и системы ценностей. Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам, коллективу, в котором он работает, совокупной профессиональной группе является подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива и профессиональной группы целям, содействие коллегам в достижении этих целей, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива. Каждый социальный работник несет ответственность за эффективность деятельности всего коллектива. Поддержка деятельности коллег, подчеркивание ее значимости и важности, уважение их профессионального опыта, оказание им всесторонней помощи, открытость, честность, доброжелательность, высокая требовательность к коллегам и еще более высокая - к себе самому - долг социального работника перед ними. Однако выполнение профессионального долга невозможно без критического, беспристрастного отношения к отступлениям от профессиональной морали и ценностей.

Система отношений “социальный работник-клиент” и “социальный работник-окружение клиента” играет в социальной работе важнейшую роль. Эти отношения до некоторой степени детерминированы социальными обстоятельствами: клиент нуждается в содействии социального работника, а социальный работник обязан оказывать помощь. Социальный работник по сути дела не имеет возможности выбирать клиента, а тем более его окружение; клиент же вправе требовать замены социального работника, если для этого есть основания. В силу своего профессионального долга специалист заинтересован в укреплении и совершенствовании отношений с клиентом и его близкими,

Основное содержание профессионального долга социального работника по отношению к клиенту заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами в соответствии с потребностями клиента, и за выполнение этих требований социальный работник несет моральную ответственность. Основными требований профессионального долга социального работника в отношении клиента являются: уважение клиента как личности, поддержка и развитие наиболее значимых его положительных качеств, разумная требовательность к нему, установление не только деловых, официальных, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, поддержание его достоинства и самоуважения, уважения со стороны социального окружения.

Особо следует подчеркнуть такое требование, как изучение внутреннего, духовного мира клиента. Внутренняя, духовная жизнь человека принадлежит только ему самому, является его неотъемлемой собственностью. Приступая к профессиональной деятельности, знакомясь с клиентом и его проблемой, решая (или способствуя решению) этих проблем, социальный работник неизбежно вторгается в личную жизнь индивида, соприкасается с его духовным миром. Поскольку одной из целей социальной работы является способствовать полному раскрытию потенциала личности, ее самореализации, обретению ею самой себя, социальный работник обязан знать внутренний мир своего клиента и умело на него влиять. Однако, поскольку духовный мир человека - наиболее тонкая, деликатная часть его “я”, грубое, бесцеремонное вторжение в него может привести к необратимым негативным последствиям. Внимательное, доброжелательное и чуткое отношение к мыслям, идеям, интересам клиента, его эмоциям и переживаниям на основе уважения личности поможет социальному работнику выполнить этот его профессиональный долг по отношению к клиенту.

При этом социальный работник всегда должен исходить из того, что каждый человек есть ответственная, сознательная личность. Это значит, его клиент, несмотря на то, что он обратился за помощью, признав собственную несостоятельность в решении некоторых вопросов, в значительной мере отвечает сам за себя. В соответствии с этическими принципами клиент вправе принимать решения о своей собственной судьбе, а значит, он должен нести за них ответственность. В таком подходе видна вся сложность взаимоотношений социального работника и его клиента, долга специалиста и его клиента: специалист профессионально подготовлен к своей деятельности, он обладает знаниями, навыками, опытом, имеет соответствующие полномочия и доступ к ресурсам. Его профессиональный долг – оказать клиенту необходимую помощь, используя все свои возможности и ресурсы. Клиент, напротив, не обладает знаниями, или навыками, его полномочия и ресурсы ограничены, казалось бы, он не должен принимать решения и нести за него ответственность. Однако это неверно. Задача социального работника в такой ситуации состоит в том, чтобы обеспечить возможность ответственного принятия клиентом решения, а значит, предоставить ему всю необходимую информацию о возможных способах решения проблемы, последствиях возможных решений, ресурсных затратах, преимуществах и недостатках каждого из возможных решений и т.п. В этом случае он вправе ожидать, что клиент, принимающий решение о своей судьбе, разделит со специалистом и ответственность за все последствия. Таким образом, долг социального работника позаботиться о благе клиента не противоречит ответственности клиента за самого себя.

Информация о работе Ценность долга и должностных отношений в социальной работе