Ценность и ценностные ориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы состоит в изучении ценностных ориентаций молодежи состоящих в студенческих отрядах.
Задачи:
Изучить понятий ценность и ценностная ориентация;
рассмотреть типологию ценностей, ее теоретико-методологические вариации;
провести анализ молодежи как особой социально-демографической группы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретическая часть 6
1.1 Понятие ценности и ценностных ориентаций. 6
1.2 Типологии ценностей: теоретико-методологические подходы. 13
1.3 Молодежь как особая социально-демографическая группа. 17
2.Практическая часть. 21
2.1 Метод незаконченных предложение, как метод, используемый при исследовании. 21
2.2 Результаты исследования. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список используемой литературы: 27

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 56.04 Кб (Скачать файл)

С точки зрения исследователей проблем ценности, особое значение имеет понятие ценностные ориентации, которое наиболее глубокую теоретическую и эмпирическую интерпретацию  получило в работах В. А. Ядова. Понимая  под ценностными ориентациями "разделяемые  личностью социальные ценности, выступающие  в качестве целей жизни и основных средств их достижения", российский ученый видит в них важнейшие  регуляторы социального поведения  индивидов. В своей теории диспозиционной структуры личности В. А. Ядов подчеркивает, что ценностные ориентации образуют высший уровень иерархии предрасположенностей человека к определенному восприятию условий своей жизнедеятельности  и к поведению в долгосрочной перспективе. Именно ценностные ориентации, считает В. А. Ядов, выступают критериями принятия жизненно важных решений в ситуациях морального выбора [27, c. 119].

Однако заметим, что в такой интерпретации  ценностные ориентации практически  отождествляются с ценностями: те же функции (регуляция поведения  личности или социальной группы), тот  же механизм формирования (процесс  социализации), те же критерии классификации  и типологии (по субъекту; по сферам жизнедеятельности; по соотнесенности с потребностями и т.д.).

Сегодня ценностные ориентации (или реже – предпочтения) рассматривают как определенную совокупность иерархически связанных  между собой ценностей, которая  задает человеку направленность его  жизнедеятельности [9, c. 72].

Специалисты обозначают, также, понятием "ценностные ориентации" элементы мотивационной  структуры личности, на основе которой  последняя осуществляет выбор цели, мотива конкретной деятельности с учетом особенностей сложившейся ситуации.

Включение ценностных ориентаций в структуру личности позволяет установить общие социальные детерминанты, мотивирующие поведение, истоки которых следует искать в  социально-экономической природе  общества, его морали, идеологии, культуре, в особенностях социально-группового сознания той среды, в которой  шел процесс формирования социальной индивидуальности и где проходит повседневная жизнедеятельность человека.

В целом, ценностные ориентации – это понятие, отражающее положительную или отрицательную  значимость для личности предметов  или явлений социальной действительности.

Ценностные  ориентации – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные личностным опытом индивида, всей совокупностью  его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного  человека от незначимого, несущественного.

Система ценностей  личности составляет основу ее ценностных ориентаций и ценностных установок, которые, в свою очередь, выступают  в качестве критерия выбора вариантов  деятельности, поведения, принятия решений. Целостная, устойчивая система ценностных ориентаций личности делает ее способной  определить свое отношение к миру, к культуре своего народа, к своей  собственной жизни, сориентироваться в системе координат социального  пространства.

Ценностные  ориентации личности образуют высший уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий  жизни и деятельности, а также  поведению в долгосрочной перспективе, а в ситуациях нравственного  выбора они служат опорными критериями принятия жизненно важных решений.

Непротиворечивость  ценностных ориентаций личности –  показатель ее устойчивости: зрелости, целостности и т.д. Хотя устойчивость ценностных ориентаций достаточно важна  для любого социального субъекта, противоречивость ценностных ориентаций – одно из свидетельств необходимости  пристального внимания к личности, активного включения воздействующего  механизмов, способных стабилизировать  систему ценностных ориентаций. Доминирование  противоречивых систем ценностных ориентаций может привести не только к негативным последствиям для личности, но и  оказать аналогичное воздействие  на социальное окружение индивида.

Ценностные  ориентации человека складываются в  определенную систему, имеющую (в виде подсистем) три основных направления: социально – структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере  различных социальных институтов.

Таким образом, ценностные ориентации – это:

  • Идеологические, политические, моральные, эстетические и другие оценивания конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней;
  • Способ определенной дифференциации индивидом объектов по их значимости.

Не представляется правомерным отождествление понятия "ценностные ориентации" с понятием "установка". В связи с этим абсолютно справедливо замечание  Г. Я. Головных по поводу понятийной основы исследования ценностных ориентаций. Говоря о ценностных ориентациях  как о явлениях не только индивидуально-психологических, но, в первую очередь, социальных, он подчеркивает, что исследовательский  акцент должен быть сделан не на понятии "установка", а на понятии "ориентация". Хотя и первое, и второе понятие  отражают устойчивое отношение субъекта к объекту, ориентация, в отличие  от установки, считает Г. Я. Головных, формируется в процессе сознательного  выбора субъектом жизненно значимых для него объектов [27, c. 119].

 

1.2 Типологии ценностей: теоретико-методологические  подходы.

 

Мир человеческих ценностей невероятно многообразен. Научный анализ этого многообразия непременно предполагает его систематизацию. Классифицировать ценности возможно по многим основаниям. Критерием их классификации  могут быть объективные характеристики явлений, выступающих ценностями (на этом основании ценности делят на материальные и духовные). Дифференцируя  ценности по субъектам и носителям, выделяют ценности общества в целом, социальной группы (например, молодежи), коллектива, индивида. По сферам жизнедеятельности  ценности можно объединить в такие  группы, как моральные ценности, экономические, политические, религиозные, гражданские и т.д.

Ценности  с формальной точки зрения разделяют  на позитивные и негативные (среди  них можно выделить и малоценность), абсолютные и относительные, субъективные и объективные. По содержанию различают вещные ценности, логические и эстетические.

Следует обратить внимание на те ценности, которые социологи  называют базовыми. Они составляют стержень ценностного сознания личности, предопределяя ее поступки в различных  сферах жизнедеятельности. Если соотнести  их с потребностями, как это делали и продолжают делать многие исследователи, то число ценностей может быть весьма небольшим. Как известно, З. Фрейд  свел их к двум, а А. Маслоу — к  пяти потребностям-ценностям. Муррей составил список из 28 ценностей. М. Рокич насчитал 18 терминальных и около сотни  инструментальных ценностей. Таким  образом, базовых ценностей личности (или социальной группы) оказывается  не так уж много. Тем не менее, их типологизация является необходимым  элементом научного анализа.

Типологизация, т.е. построение идеальных моделей  как средства группировки схожих между собой, однородных в содержательном плане объектов, в конечном счете, в "идеале" должна отражать структуру  исследуемого множества этих самых  объектов. Как уже подчеркивалось выше, процедура типологизации является неотъемлемым компонентом, необходимым  этапом любого теоретического, в том  числе социологического анализа  конкретных социальных феноменов.

Типологизация ценностей детерминируется не только целями, задачами, проблематикой конкретного  исследования, но и тем, как понимает данные феномены (ценности) тот или  иной исследователь, какое содержание он вкладывает в эту категорию.

Одной из самых  распространенных и обобщающих типологий  ценностей является их разделение на ценности-цели и ценности-средства. Фундамент этой типологии заложен  этической концепцией немецкого  ученого М. Шелера, который по праву  считается одним из основоположников аксиологии.

В своей типологии  ценностей М. Шелер исходит из того, что все человеческие ценности можно представить в виде двух наслаивающихся друг на друга порядков. Один из них выстраивает ценностную иерархию по критерию моральности, имеющей объективный характер. По восходящей этот порядок представлен, по М. Шелеру, следующим образом: ценности ощущений; витальные ценности; духовные и религиозные ценности [27, c. 125].

Другой порядок  отражает отношение между "высотой" ценности и ее "сущностным" носителем. Здесь М. Шелер выделяет восемь групп  ценностей. Их иерархия (от более высоких  к более низким) следующая: личностные и предметные ценности; собственные  и чужие ценности, обладающие одинаковым статусом; ценности актов, функций, реакций; ценности убеждения, действия, успеха; ценности интенции и ценности состояния; ценности оснований, форм, отношений; индивидуальные и коллективные ценности; наконец, самостоятельные  и производные.

В рамках собственно социологического анализа ценностей  их разделение на ценности-цели и ценности-средства предпринял М. Рокич. Теоретические  посылки, на которых М. Рокич строил свой эмпирический анализ, сводились  к следующему: 1) общее количество действительно значимых и поэтому  мотивирующих человеческое поведение  ценностей невелико; 2) схожие ценности, носителями которых выступают люди, обладают для каждого из них различной  значимостью; 3) все ценности организованы в системы; 4) корни ценностей конкретного человека мы обнаруживаем в культуре тех или иных социальных общностей, социальных институтов, в структуре сознания личности; 5) ценности воздействуют на функционирование целого ряда социальных феноменов, находящихся в фокусе внимания различных социогуманитарных наук [27, c. 126].

Исходя из этого, Рокич делит человеческие ценности на терминальные (для него это главные ориентиры поведения  личности, ее цели и идеалы) и инструментальные (средства достижения поставленных целей  и реализации идеалов). Терминальные ценности М. Рокич, в свою очередь, подразделяет на личностные и социальные, а инструментальные — на ценности морали и ценности компетентности.

Многие исследователи  ХХ века основывали свою типологию  ценностей, исходя из человеческих потребностей, рассматривая их как наиболее глубинные  образования в структуре человеческого  сознания.

Так, Э. Фромм  классифицирует ценности в соответствии с пятью выделенными им группами потребностей. Это потребность в  общении (межличностные связи, любовь, дружба); потребность в творчестве; потребность в безопасности; потребность  в самоидентификации и, наконец, потребность в познании окружающего  мира. Данная классификация базисных потребностей личности оказалась весьма продуктивной, равно как и типология  потребностей, представленная известным  американским психологом А. Маслоу. Фактически отождествляя потребности и ценность, А. Маслоу в своей иерархической  типологии потребностей от физиологических  потребностей (в пище, одежде, жилище, репродуктивная потребность и т.д.), которые он называет первичными элементами в мотивации поведения личности, восходит к потребностям экзистенциональным (потребность в безопасности, уверенность  в завтрашнем дне, стабильности условий  жизнедеятельности и др.), социальным (потребность в общении, заботе о  других людях, привязанность к определенному  коллективу и т.д.), потребностям престижа (потребность в уважении, признании, высокой оценке со стороны других людей в профессиональной карьере, повышении социального статуса  и т.д.) и, наконец, к потребностям самовыражения, реализации духовных потребностей, что, прежде всего, актуализируется  в творчестве. При этом А. Маслоу полагает, что активизация потребностей более высокого ранга происходит лишь при условии удовлетворения потребностей, находящихся в основании  представленной иерархии.

Следует обратиться еще к одной типологии ценностей, а именно: к типологии, построенной  по социокультукному основанию, т.е. в  соответствии с "цивилизационным" критерием. Согласно такому, подходу  обычно выделяют традиционные ценности, то есть ценности, сформировавшиеся в  недрах традиционного общества, и  современные ценности, возникшие  в обществах типа modernity. Зарождающиеся в условиях третьей "волны" цивилизации (назовем ее, по О. Тоффлеру, информационной) постмодерное общество провоцирует становление нового типа ценностей - постмодернистских.

Подытоживая все, что выше сказано можно сделать  вывод о том, что существует большое  множество концепций и теорий по определению ценностей и ценностных ориентаций. Но, главным является, то, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется как  элемент действия индивида и социальной группы. Ценности могут являться как  абсолютными в виде бога, могут  заключаться в виде материальных и нематериальных предметах, либо в  самом человеке, в его биологических  потребностях.

Ценности  играют существенную роль в интеграции системы личности и социокультурной  системы, обеспечивая необходимую  между ними адекватность. В этом плане как личная, так и общественная жизнь с необходимостью требуют  ценностных стандартов, в отношении  которых должно доминировать всеобщее согласие.

Проанализировав понятия "ценности" и "ценностных ориентаций" следует отметить, что  если первое из них (ценности) принадлежит  категориальному аппарату социологии, то второе (ценностные ориентации) - социологии и социальной психологии. То есть ценностные ориентации в большей степени  являются собственно социологическим  понятием, поэтому именно его феномены, прежде всего, подлежат изучению в социологии. Социолог исследует не столько ценности, сколько ценностные ориентации как  процесс и результат интериоризации личностью (группой) этих концептов, поскольку  именно они выступают "связующим  звеном между индивидом и обществом".

 

1.3 Молодежь как особая социально-демографическая  группа.

Термин "молодежь" является многоаспектным в своем  толковании. Это и подростки, уже  считающие себя вышедшими из этого  возраста, а посему не признающие ни внешних регуляторов, ни, тем более, внутренних запретов; и уже обремененные семейными заботами молодые родители.

Одно из первых определений понятия "молодежь" было дано в 1968 г. В.Т.Лисовским: "Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более  зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости  от конкретных исторических условий  возрастные критерии молодежи могут  колебаться от 16 до 30 лет" [17].

Информация о работе Ценность и ценностные ориентации