Ценностные ориентации современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко усилено. Определение средств, форм и методов работы с молодежью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса, проблем и основных тенденций развития молодежной субкультуры в современных условиях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…………3
1. Понятие ценности……………………………………………….………….4
2. Молодежь…………………………………………………………………...5
3. Определение понятия «Ценностные ориентации»……………….………6
4. Ценностные ориентации современной молодежи……….………….……7
4.1 Культурные ценности современной молодежи……….…………….…..7
4.2 Изменение ценностных ориентаций молодёжи………….…………..….8
Вывод…………………………………………………………………………11
Список использованной литературы………………………………….……13

Файлы: 1 файл

молод полит.docx

— 37.64 Кб (Скачать файл)

 

План

Введение…………………………………………………………….…………3

1. Понятие ценности……………………………………………….………….4

2. Молодежь…………………………………………………………………...5

3. Определение понятия  «Ценностные ориентации»……………….………6

4. Ценностные ориентации  современной молодежи……….………….……7

4.1 Культурные ценности  современной молодежи……….…………….…..7

4.2 Изменение ценностных ориентаций молодёжи………….…………..….8

Вывод…………………………………………………………………………11

Список использованной литературы………………………………….……13

 

Введение

Современные изменения социального  порядка в постсоветских обществах  привели к серьезным трансформациям в жизнедеятельности социальных институтов, общественных структур, групп украинского общества. В сложившейся ситуации важен не только аспект содержательных изменений, происходящих в социуме, но и сам факт ломки старых устоев. Такие процессы не могут происходить безболезненно, не затрагивая сущностные, глубинные элементы человеческой природы и социального устройства. Значительная смена "правил игры", попытки поиска себя в изменяющемся, приближенному к хаотичному миру - задача, решить которую не всем по силам. Естественно, что многим не удается это даже в стабильных обществах.

В условиях социально-экономических  и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Бездуховность и ее результат - потребительское - эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.

Внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко  усилено. Определение средств, форм и методов работы с молодежью  находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса, проблем и основных тенденций развития молодежной субкультуры в современных условиях.

Ценностные ориентации - одно из важнейших образований в  структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности.

Однако "иметь значение" и "быть ценностью", вовсе не одно и то же. Думается, что первое, прежде всего, связано с такими феноменами, как оценочные представления.

 

1. Понятие ценности.

Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности).

Различают ценности:

- терминальные (ценности цели)

- инструментальные (ценности средства)

Понятие "ценность" было введено в научный оборот в  середине XIX столетия. Оно весьма широко используется в философской и другой специальной литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

Ф. Знанецкий считал, что ценностям нельзя приписывать свойства абсолютного объектного существования наподобие свойств природных явлений. Культурные явления не могут существовать совершенно независимо от действующих субъектов. По сути ценности не могут быть объективными, как процессы природы они объективированы. Иначе говоря, ценности не существуют "сами в себе", а проявляются как элементы действий индивидов и социальных групп.

Социальные ценности:

1) общественно устанавливаемые  и соблюдаемые правила поведения  (социальные нормы);

2) социальные действия;

3) индивиды и группы  как объекты, на которые направляются  действия других индивидов и  групп.

Интеграция людей в  сложную сеть экономических, политических, социальных и других отношений формирует их определенные интересы и потребности. Социальные ценности как раз и являются выражением этих интересов и потребностей.

2. Молодежь

Что же такое молодежь? Молодежь - это большая общественная группа в возрасте от 14-35 лет, имеющая специфичные социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей. Верхняя и нижняя возрастная граница молодежной группы различна в разных странах и разных отраслях деятельности человека (статистика, демография, социология, образование, криминалистика и т.д.).

Можно заметить, что к  этой общественной группе относится  большое количества населения, и каждый является личностью.

С одной стороны - государство, проводящее определенную молодежную политику. Молодежная политика - политика, проводимая с целью создания реальных условий, стимулов и конкретных механизмов реализации жизненных интересов и устремлений молодых граждан, удовлетворения их потребностей, оказания молодежи помощи в том, чтобы она заняла достойное место в обществе.

С другой стороны - гражданское общество, находящееся в стадии становления и пытающееся объединиться в социальных и общественных институтах, ориентированных на создание условий для социализации молодого поколения - с другой стороны.

И между ними - молодежь, которая  имеет гражданские права лишь номинально, и поэтому ставит вопрос об их расширении.

Молодежь - часть гражданского общества от рождения. И если она  просто активизирует свое участие в его деятельности, это будет уже мощным стимулом развития всего сообщества и демократизации государства. Свободная деятельность молодежи - путь к гражданскому обществу, одновременно это и путь к подлинно демократическому государству, которое может и хочет получить разнообразие молодежных организаций в рамках правового поля. В конечном счете, доктрина должна способствовать разнообразию программ социального действия молодежных организаций и групп в рамках законов Украины.

3. Определение  понятия «Ценностные ориентации»

Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры  личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его  переживаний и отграничивающие  значимое, существенное для данного  человека от незначимого несущественного. Ценностные ориентации, эта главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности.

Основное содержание ценностных ориентаций - политические, философские (мировоззренческие), нравственные убеждения человека, глубокие постоянные привязанности человека, нравственные принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка.

Термин <ценностная ориентация> дополняет термин <ценность>, акцентирует его динамический аспект. Механизм формирования ценностной ориентации выражен в схеме: <интерес - установка - ценностная ориентация>.

В процессе становления личности молодого человека формируется определенная система ценностных ориентаций с более или менее развитой структурой поведения личности. Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка.

 

4. Ценностные ориентации  современной молодежи

Ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части украинского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны. В настоящее время в обществе возрастает интерес к проблемам и культуре молодежи.

Молодежь - специфическая  составляющая украинского общества. Ее интересы, культурная жизнь отличаются от интересов представителей других возрастных групп. Круг интересов современной молодежи весьма широк и разносторонен: от алкоголя и наркотиков до литературы, музыки, театра и кино. Молодые люди активно интересуются религией и модой, живописью и компьютером, спортом и граффити. Одной из особенностей молодежной культуры является ее неоднородность. Наряду с традиционной культурой существует и контркультура, проявляющаяся в различных молодежных движениях, таких как движения хиппи, скинхедов, панков. Молодые люди пытаются найти, проявить себя как-то в жизни, в какой-либо субкультуре.

4.1 Культурные  ценности современной молодежи

Общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом  и философией своего существования, формирует соответствующую культуру и жизненные потребности молодых  людей.

Усваивая поведенческие  стандарты доминирующих социальных отношений, молодой человек может определить границы своей высшей идентификации лишь в рамках массовой культуры, унифицирующей его духовные потребности.

Культ моды, вещизма и  потребления овладевает сознанием  молодежи и приобретает универсальный  характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной. Также становится безразличными для определенной части молодежи понятия «Родина», «родной дом, город».

Продолжается тенденция  дальнейшей дегуманизации и деморализации  социокультурных ценностей. Данная тенденция проявляется в неослабевающем интересе молодежи к восприятию сцен и эпизодов насилия и секса, жестокости и натуралистичности (кинематограф, телевидение, видео, рок-музыка, театр, литература, изобразительное искусство).

В социокультурных ценностях  молодежи превалируют потребительские  ориентации. В результате этого «происходит  тотальное выкорчевывание из культурного  обихода не только отдельных имен, а целых пластов культуры, искусства, науки, образования, которые якобы  не вписываются в общественно-политическую парадигму нынешнего режима». Народная культура (традиции, обычаи, обряды, и т.п.) воспринимается большей частью молодежи как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование у подрастающего поколения любви к Отечеству, знания истории и традиций своего народа.

4.2 Изменение ценностных ориентаций молодёжи.

Изменение ценностных ориентаций - это, бесспорно, достаточно болезненный процесс, и изучение его закономерностей может способствовать выявлению путей влияния на молодую личность.

 Известно, что ценностные  ориентации влияют на определение  места личности в обществе. На  волне интереса к проблеме  формирования системы ценностных  ориентаций студентов и ее  трансформаций было проведено  множество социологических опросов  и психологических исследований, по результатам которых можно  проследить четкую взаимосвязь ценностных ориентаций с социальными условиями, в которых функционирует молодая личность.

Так, к числу первых по важности жизненных ценностей, с точки зрения "советской молодежи, принадлежали: стремление быть полезным обществу, иметь интересную творческую работу, заслужить уважение людей, любить и быть любимым и только после этого - материальное благосостояние; меньше всего ценилась спокойная жизнь, подчиненная собственным интересам, слава. Следовательно, центром всей системы ценностей, способом самоутверждения, совершенствование каждого человека была общественно полезная работа.

Современный этап социализации системы ценностных ориентаций молодежи подвергает значительной трансформации, причем прослеживается прямая связь между изменениями, происходящими в обществе и в системе ценностей. Трем основным стадиям кризиса (дестабилизация социалистического строя, острый конфликт, выход из кризиса) соответствуют определенные изменения в системе ценностных ориентаций.

Процесс трансформации ценностей  происходит через осознанное принятие продиктованных реалиями жизни ценностных ориентаций, попытку руководствоваться ими в жизни и деятельности. А в обществах, которые трансформируются, эта традиционная система не срабатывает, поскольку в условиях существенных сдвигов в общественной системе ценностей для большинства людей настоятельной становится необходимость воспринять новые ориентиры так или иначе перестроить личностную систему ценностей.

Молодёжь руководствуется принципами терпимости, большинство из них разделяет утверждение «терпение - лучшее спасение». Однако другая часть относится к противоположной ориентации, полностью согласна с пословицей «С волками жить - по-волчьи выть».

Как следствие, в молодёжной среде функционирует немало различных моделей самореализации: для многих основными ценностями являются «найти себя в этой жизни», «оставаться человеком», «материальное обеспечение» и т.д.

Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи