Человек и образование в XXI веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 16:53, реферат

Описание работы

Тема моего реферата «Человек и образование в XXI веке». Я считаю, что это довольно актуальная тема в наше время. Дело в том, что данная тема раскрывает значимость образования в XXI веке ( как школьное, так и вузовское). Указывает на особую важность направляемого системного развития совокупности взаимосвязанных, взаимодействующих и содействующих друг другу образовательных учреждений различного вида для содействия реализации стратегий эволюционного развития других социальных институтов, включая и государство.

Файлы: 1 файл

социология ичности.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)


Введение

Тема моего реферата  «Человек и образование в XXI веке». Я считаю, что это довольно актуальная тема в наше время. Дело в том, что данная тема раскрывает значимость образования в XXI веке ( как школьное, так и вузовское). Указывает  на особую важность направляемого системного развития  совокупности взаимосвязанных, взаимодействующих и содействующих друг другу образовательных учреждений различного вида для содействия реализации стратегий эволюционного развития других социальных институтов,  включая и государство.

Цель данной работы – рассмотреть объекты, цели, предметы исследования, значимость образования, влияние образования на человека в XXI веке. Познать духовные и творческие способности учащихся и определить внешние негативные факторы. Так же изучить разнообразные тенденции развития образования, познать и изучить слабые и сильные стороны образовательных учреждений  и образования в целом.

Объект данной работы – человек и образование, предмет – образование и его влияние на человека, образование XXI века: недостатки и преимущества.

Так же данная тема интересна тем, что познаются разные методики обучения студентов и школьников, можно изучить программы развития региональной системы образования в Орловской области, рассмотреть обеспечения качества образования не только в Орловской области, но и в других регионах.

На мой взгляд, в конце работы можно сделать вывод и подумать над множеством интересных вопросов о том , что педагогический процесс влияет на человека, нужно ли повышать эффективность образования,  познакомится с особенностями современной системы образования,  узнать, опасны ли радикальные преобразования в области образования.

Только изучив все это, мы действительно тогда сможем узнать о человеке и образовании в XXI веке.

 

Глава I. Педагогическая наука и образование как социальный институт.

1.1                 Современное состояние педагогической науки и образования как социального института.

Как мы узнали, современной науке свойственен постнеклассический этап эволюции ее методологии,  заключающийся в исследовании человека и  социального института как феноменов. Данная методология присуща и педагогической науке с позиции их самоорганизации. В этом случае человек как объект и субъект воспитания, обучения и социализации рассматриваются ею как текст и как самоорганизующаяся система. Хочется обратить свое внимание и задержаться на некоторых моментах развития педагогической мысли в нашей стране в XX веке и соответственно начале нового столетия.  Приведем пример, в 30-е годы Выготским был предложен подход к обучению ребенка, основанный на развитии психических функций по принципу «внешнее во внутреннее». А вот в 50 –е  Рубинштейн предложил немного иной принцип организации процесса обучения «внешнее через внутреннее».[1] Достоинства этих предложений или подходов не были переведены в интегральную концепцию более высокого уровня, так как в педагогике вплоть до последнего времени  господствуют представления о человеке-феномене.

А вот позднее, в 90 –е годы XX века в России стали появляться уже новые направления. Например, концепция И.С. Якиманской. Ее концепция основана на понятиях индивид, индивидуальность и личность. Так же изучая данную концепцию можно заметить, что в ней не учитывается влияние потенциала  символической личности, родового человека и его видов, человеческий род и его видов на процесс воспитания, обучения и социализации индивида  и его индивидуальности с целью превращения их в активного социального человека и социальную личность. Как раз эти и другие недостатки свойственны не только личностно-ориентированным подходам к обучению и образованию, но и личностно-центрированному образовательному взаимодействию.

Современной педагогикой предпринимается попытка разработать методологию воспитания, обучения и социализации индивидов без учетов потенциала родового человека и символической личности.  Аксиоматика семиотического направления в эволюционном консерватизме  указывает на то, что принятие во внимание цепочки «настоящее < -- > будущее» при  игнорирование прошлого в виде потенциала человеческого рода, родового человека, их видов, и символической личности, не может дать по настоящему полезных результатов[2].

Теперь можно перейти к периодизации возрастного развития конкретного человека,  она обеспечивает обучающихся методами воспитания и обучения, полагающимися для их возрастного развития. В нее входят: период зарождения; период раннего детства; период отрочества; период юности; период ранней зрелости; период зрелости; период старости; период подготовки к смерти. Рассмотрение этих периодов влияют и входят в эволюцию родового человека, носят особенный и универсальный характер и может быть использования при совершенствовании воспитания, обучения и социализации во всех образовательных учреждениях. Так же стоит отметить, что социальные институты должны своей деятельностью содействовать созданию оптимальной внешней среды для проявления и развития нравственного, ментального и телесного потенциала в каждом человеке.

Теперь перейдем к изучению таких понятий как, воспитание, обучение, импрессинг, призвание.  Воспитание – означает исключительно духовное и ментальное воздействие на индивида в целях проявления в нем программ языков и кодов. Обучение – исключительно корректное  духовное и ментальное воздействие  на интеллект индивида в виде глубоко продуманных мероприятий и игры тоже, с целью проявления в нем программ, языков и кодов, представляющих его ментальные и телесные способности. Импрессинг – можно понимать как корректное духовное и ментальное воздействие на ребенка, которое приводит к самореализации программ, языков и кодов в виде четких необратимых стадий формирования стремлений, предпочтений и явлений. Призвание – стремление индивида развивать в себе  осознанные им потенциальные возможности его духовной сферы, менталитета, телесной сферы и системы формирования поведения  и реализации решений для исполнения его миссии на земле.

Сделаем вывод по данной главе: реинтерпритация  известных понятий, новое осмысление принципов, культуросообразности свидетельствуют о различии представлений  о развитии педагогической науки и систем образования в новом столетии от соответствующих феноменологических представлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Образование и его перспективы.

2.1            Развитие образования  как социального института в новое столетие.

Наша цель раскрыть основные тенденции развития образования. Были сформулированы четыре основных принципа образования в XXI веке: научиться жить вместе; научиться приобретать знания; научиться работать; научиться жить

13

 



 

13

 



Но мы знаем, что сейчас обучение эффективное, но обучение методологии науки и специальности  в вузе все равно испытывает некоторые трудности в виду того, что

- выпускники школ в большинстве случаев не обладают творческим мышлением, поскольку господствует первичность и верховенство знания ввиду доминирования подхода к обучению школьников, основанного на развитии психических функций по принципу «внешнее во внутренне»[3].

- современные методы обучения в школах сводится к ЕГЭ, что затрудняет проявление творческого мышления школьников.

Но множество проводимых анализов свидетельствуют о том, что рождающийся на свет конкретный человек программно уже нацелен на результат, на творческую деятельность, которая устремлена в будущее. В связи с тем, что человек является открытой нелинейной системой, склонной к адаптации к изменяющимся внешним условиям, уместно подчеркнуть исключительную важность внешней среды для развития конкретного человека.

Перейдем к другой теме. Всем хорошо известно, что новое поколение отучается от предыдущего. Именно эти отличия служат внутренним фактором необходимых изменений в школе. Внешними факторами, которые обуславливают такие изменения, являются перемены в жизни социума, вызванные разными достижениями в науке, культуре, технике и т.д.

Современная наука занимается изучением чувственного мира. Возникновение нового метафизического этапа эволюции методологии науки указывает на необходимость исследования объектов умопостигаемого мира и чувственного мира в их единстве, что, несомненно, будет содействовать интеграции научных знаний и уменьшению значимости фрагментации и специализации знаний.[4]

Давайте обратимся  к монографии И.М. Ильинского, который исходя из феноменологических представлений об образовании высказывает следующие соображения:

1)     образование уже не может ограничиться только тес, что транслирует знания, отражающие опыт прошлого;

2)     человек начинает жить в ситуации неопределенности;

3)     наука не успевает получить полное знание обо всех сторонах действительности, и, следовательно, образование не может его дать;

4)     мир становится не только менее определенным в настоящем, но и менее предсказуемым.[5]

первое высказывание можно назвать довольно расплывчатым, она не отображает определенную связь программ биологической, символической и физической составляющих родового человека, которые направлены  на будущее и которое содержит в себе методы, способы, приемы и установки. Второе суждение немного не правильно, поскольку эволюция Homo на земле происходила в условиях той или иной неопределенности[6]. Тоже можно сказать и о науке, которая, изучая компоненты Универсума как эмпирические реальности умопостигаемого мира и чувственного мира и развивающейся сверх сложной системы, получает только относительные истины, которые могут которые могут содействовать лишь направляемому развитию социума и социального института. И по этой причине четвертое суждение будет банальным.  

Теперь сформулируем основную тенденцию развития образования как социального института в новее время. Ею является творческая деятельность ученых РАО, направленная на исследование потенциалов символической личности,  родового человека, человеческого рода и их видов в плане эффективного их использования в воспитании, обучении и социализации обучающихся в образовательных учреждениях институционального типа и вида образования. А творческую деятельность образовательных учреждений  по максимальному проявлению и развитию потенциала символической личности, родового человека, человеческого рода и их видов в конкретном человеке и его личности можно рассматривать как вторую основную тенденцию.

Теперь выделим направленность деятельности различных видов образования как социального института. Аксиоматические утверждения:

      ЧР, РЧ и их виды являются посредниками между природой, социумом, СИ, ТМ  и космосом как компонентами Универсума

      Человеческая деятельность является источником и движущей силой эволюционного развития социумома и технический мир

      ЧР, РЧ, их виды и СЛ являются исходными моментами  и критериями оценки политических, социальных, промышленных технологий[7]

Теперь выделим задачи образования как типа и вида социального института:

- максимальное содействие проявлению высших нравственных принципов, гармонии между  эгоистическим началом и альтруистического начала и позитивных архетипов в конкретном человеке и его личности;

- эффективное стимулирование проявления, развития и функционирование  уникального потенциала интеллекта в личности конкретного человека;

-  эффективное стимулирование проявления, развития и функционирования уникального потенциала биологической и физической составляющих в конкретном человеке  и его личности;

- подготовка творчески ориентированного профессионала, склонного к сотрудничеству и коллективизму.

Обратим так же внимание на информационные технологии. Не следует преувеличивать роль новых информационных технологий в деятельности образовательных учреждений различных видов.   Их полезно рассматривать как интеллектуальный инструментарий, грамотное использование которого может содействовать стимулированию интеллекта личности конкретного человека благодаря проявлению таких присущих человеку знаковых средств, как визуальные языки, математический язык, язык движений и действий, язык образов, мелодический и цветовой коды.  Перед персоналом образовательных учреждений различных видов появилось возможность, используя потенциал символической личности, перевести в процессе обучения знание «что» в знание «как» и в экспертное знание, а затем трансформировать в методологию деятельности, живого созерцания и общения.

Сделаем вывод по данной главе: все изложенное свидетельствует о том, что рассмотренные задачи образования как типа и вида социального института полезно рассматривать как вторую основную тенденцию его развития в XXI веке. Так же были рассмотрены основные тенденции развития и функционирования образования как типа и вида социального института в новом столетии.

 

 

Глава III. Способности школьников.

3.1            Проявление внутренних факторов духовности и творческих способностей школьников.

Итак обратимся к преподаванию естественных языков. Многомерное и многоаспектное соотношение всеобщего, особенного и единичного, общественного  и личного ярко проявляется в сущности языка и в способах его познания. Язык как сверхсложная система, обладающая совокупностью свойств и функций, использующихся  при общении людей, принадлежит родовому человеку. В процессе порождения речи и текста используется часть его средств. Это частное, субъективное, принадлежащее отдельной  конкретной личности проявления естественных языков.

Интересно проследить, как осознавалась сущность строя языка, причем одновременно и в теоретическом, и в методологическом аспектах. В самом начале возникновения русской синтаксической теории идеи  ее системного осознания были неразрывно слиты с методами преподавания языка. Идеи некоторых ученых, например Ф.И. Буслаева заложили теоретические основы классического научного синтаксиса,  своеобразную матрицу, отражавшую целостность осознания синтаксического строя на его семантических основах. Теория эта началась с понимания единой семантической основы грамматического - синтаксического знания, той единой понятийно – смысловой базы, которая принадлежала родовому человеку и на которой стало возможным осознание всего естественного языка.  Такое понимание сущности языка соответствует многомерному этапу познания мира и естественного языка ребенком.[8]

Информация о работе Человек и образование в XXI веке