Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 19:51, реферат
Описание работы
Цель моей работы состоит в изучении, как биологической, так и социальной сторон человеческого бытия.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………..3 Глава 1. Человек как биосоциальное существо………………..……..4 1.1. Биологическая природа человека……………………………………..……..6 1.2. Биологическое и социальное в природе человека…………………………..7 Глава 2. Социальная структура общества…………………...............14 2.1. Большие группы, их социальное значение и основные характеристики…16 2.2. Малая группа, ее свойства и особенности………………………………….21 Заключение…………………………………………………………....24 Список используемой литературы
1.2. Биологическое и социальное
в природе человека…………………………..7
Глава 2. Социальная структура
общества…………………...............14
2.1. Большие группы, их
социальное значение и основные
характеристики…16
2.2. Малая группа, ее свойства
и особенности………………………………….21
Заключение…………………………………………………………....24
Список используемой литературы…………………………………..25
Введение.
Неограниченный общественный
прогресс связан с появлением человека
как биосоциального существа, характеризующимся
разумом и ярко выраженной социальной
направленностью. Как разумное существо,
производящее материальные средства производства,
человек существует около 2 миллионов
лет, и почти все это время изменения условий
его существования приводили к изменениям
самого человека - в процессе целенаправленной
трудовой деятельности совершенствовались
его мозг, конечности, развивалось мышление,
формировались новые творческие навыки,
коллективный опыт и знания. Все это привело
к возникновению около 40 тыс. лет тому
назад человека современного типа - Homo
sapiens (человек разумный), который перестал
меняться, но вместо этого стало сначала
очень медленно, а потом все более стремительно
изменяться общество.
Что такое человек? Чем он отличается
от животных? Над этими вопросами люди
задумывались давно, но по сей день не
нашли окончательного ответа. Древнегреческий
философ Платон отвечал на них так: «Человек
– это двуногое животное без перьев».
Через две тысячи лет известный французский
физик и математик Б. Паскаль возразил
Платону: «Человек без ног всё же остаётся
человеком, а петух без перьев человеком
не становится».
Что отличает людей от животных?
Есть, например признак, присущий только
людям: из всех живых существ лишь человек
имеет мягкую мочку уха. Но является ли
этот факт тем главным, что отличает человека
от животных? Несмотря на то, что человек
произошёл от животного и его тело, кровь,
мозг принадлежат природе (он биологическое
существо), великие мыслители пришли к
выводу: самый важный признак человека
заключается в том, что он существо общественное,
или социальное (латинское слово socialis
означает общественный). Определяющим
условием превращения животного предка
в человека был труд. А труд возможен только
как коллективный, т.е. общественный. Лишь
в обществе, в общении между людьми труд
повлёк за собой формирование новых, человеческих
качеств: языка (речи) и способности мыслить.
Следовательно, цель моей работы
состоит в изучении, как биологической,
так и социальной сторон человеческого
бытия.
А так как, для правильного понимания
процессов, происходящих в человеке, определения
его места в природе, в жизни и развитии
общества необходимо научное обоснование
вопроса о происхождении человека, то
задачей моей работы является рассмотрение
вопроса о происхождении человека, а также
понятие его сущности.
Человек как биосоциальное
существо.
С момента появления на Земле
и до начала XXI в. века человек прошел длительный
путь развития. Если мы мысленно посмотрим
весь пройденный путь человечества, то
увидим, какие огромные изменения произошли
в образе жизни людей, в их внешнем облике,
формах общения и в окружающей среде. Ученые
уверены, что ни одно живое существо на
планете за это время так сильно не изменилось.
Только человек смог столь значительно
преобразиться сам и преобразовать окружающий
мир.
Существует множество версий
появления человека на Земле. Наиболее
распространенными из них являются божественная,
космическая и эволюционная теории. Божественная
теория утверждает, что человек, как и
все живое на нашей планете, был создан
Богом. Космическая теория говорит о том,
что жизнь на нашу планету была привнесена
из космоса, из иных миров. Эволюционная
теория отмечает, что человек возник в
ходе естественной и длительной эволюции
жизни на Земле.
Но, несмотря на такое многообразие
теорий по проблеме происхождения человека,
наука с достаточной степенью достоверности
утверждает, что древнейшие люди появились
на Земле около 3 миллионов лет тому назад
в Африке. При этом, первобытный человек
значительно отличался от современных
людей. Он не умел говорить, а лишь издавал
звероподобные звуки, его внешний вид
сильно напоминал обезьяну (низкий, скошенный
лоб, выдающаяся вперед челюсть, сильно
выраженные надбровные дуги, сутулость),
объем его мозга был значительно меньше,
чем у человека нашего времени. Но при
этом, древнейшие люди жили и трудились
сообща и отличались от животных умением
изготовлять и использовать простейшие
орудия труда. По мнению ученых, именно
трудовая деятельность способствовала
выделению человека из мира животных.
Формирование человека современного
вида шло следующими путями:
1) прямохождение;
2) совершенствование руки;
3) совершенствование мозга;
4) формирование трудовых
навыков.
Такой человек (в науке его называют
«homo sapiens» — «человек разумный») появился
около 40 тыс. лет тому назад. К этому времени
человек научился говорить, добывать огонь,
шить одежду и строить жилище. В коллективной
трудовой деятельности человек развивался
как существо общественное, социальное.
Вопрос о природе человека —
это вопрос о его отличии от всех других
живых существ. Человек является частью
природы, существует как биологическое
тело в пределах определенной окружающей
среды. Он, с одной стороны, материальный
организм, живет в среде себе подобных,
обладает врожденными инстинктами и жизненными
потребностями. Но в то же время, в отличие
от животных, человек обладает членораздельной
речью, сознанием, самосознанием и абстрактным
(логическим) мышлением. Человек — единственное
существо на планете, в котором соединились
природа и дух, он — биосоциальное существо.
Биологическое в человеке —
это то, что дано ему от природы — физические
особенности (возраст, пол, вес, внешность
и т.д.), инстинкты, темперамент и т.д. Как
природное биологическое существо человек
рождается, растет, взрослеет, стареет
и умирает.
Социальное в человеке — это
то, что приобретается им в процессе жизни
в обществе: речь, мышление, культурные
навыки, навыки общения и т.д. При этом
главным отличием выступает сознание.
Сознание — это отражение в головном мозге
человека окружающего мира. Сознание включает
в себя психику (чувства, память, эмоции,
волю) и мышление.
Человека от животного отличают
следующие черты:
человек производит свою собственную окружающую среду (жилища, орудия труда предметы быта);
человек изменяет окружающий мир не только по потребностям, но и по законам нравственности и красоты;
человек может действовать не только по потребностям, но и по своей воле, фантазии и выбору;
человек способен действовать универсально, а не только применительно к конкретным обстоятельствам;
человек относится осмысленно к своей жизнедеятельности, целенаправленно изменяет и планирует свои действия.
Вышеуказанные отличия человека
от животного характеризуют его природу:
она, являясь биологической, не заключается
в одной лишь природной жизнедеятельности
человека. Человек выходит за пределы
своей биологической природы, он способен
на такие действия, которые не приносят
ему никакой пользы: ему свойственен альтруизм,
он различает добро и зло, справедливость
и несправедливость, он способен к самопожертвованию.
Таким образом, человек — не
только природное, но и общественное существо,
живущее в особом мире — в обществе. Он
рождается с набором биологических черт,
присущих ему как биологическому виду.
Человеком же разумным он становится под
воздействием общества. Он обучается языку,
воспринимает общественные нормы поведения,
усваивает общественно значимые ценности,
регулирующие общественные отношения,
выполняет определенные общественные
функции.
Все вместе эти качества — как
прирожденные, так и приобретенные в обществе
— характеризуют биологическую и социальную
природу человека.
1.1. Биологическая
природа человека.
Являясь частью природы, человек
принадлежит к высшим млекопитающим и
образует особый вид — Homo sapiens. Как любой
биологический вид, Homo sapiens характеризуется
определенной совокупностью видовых признаков,
каждый из которых может изменяться у
различных представителей вида в довольно
больших пределах. На подобное изменение
могут влиять как природные, так и социальные
процессы. Подобно другим биологическим
видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации
(разновидности), которые, когда речь идет
о человеке, обозначаются чаще всего понятием
расы. Расовая дифференциация людей предопределена
тем, что их группы, населяющие различные
районы планеты, адаптировались к конкретным
особенностям среды их обитания и у них
появились специфические анатомические,
физиологические и биологические признаки.
Но, относясь к единому биологическому
виду Homo sapiens, представитель любой расы
обладает такими свойственными этому
виду биологическими параметрами, которые
позволяют ему с успехом участвовать в
любой из сфер жизнедеятельности всего
человеческого общества.
Биологическая природа человека
составляет ту основу, на которой происходит
формирование собственно человеческих
качеств. Биологи и философы называют
следующие анатомические, физиологические
и психологические особенности человеческого
организма, которые составляют биологическую
основу деятельности человека как существа
социального:
а) прямая походка как анатомическая
особенность, позволяющая человеку шире
охватывать взглядом окружающую обстановку,
освобождающая передние конечности даже
во время передвижения и позволяющая использовать
их для труда лучше, чем это могут сделать
четвероногие;
б) цепкие руки с подвижными
пальцами и противопоставленным большим
пальцем, позволяющие выполнять сложные
и тонкие функции;
в) взгляд, направленный вперед,
а не в стороны, позволяющий видеть в трех
измерениях и лучше ориентироваться в
пространстве;
г) большой мозг и сложная нервная
система, дающие возможность высокого
развития психической жизни и интеллекта;
д) сложный механизм голосовых
связок, строение гортани и губ, способствующие
развитию речи, т. е. произнесению определенного
количества дифференцированных звуков;
е) длительная зависимость детей
от родителей, а следовательно, долгий
период опеки со стороны взрослых, медленный
темп роста и биологического созревания
и поэтому долгий период обучения и социализации;
ж) пластичность врожденных
импульсов и потребностей, отсутствие
жестких механизмов инстинктов, таких,
какие имеют место у других видов, возможность
приспособления потребностей к средствам
их удовлетворения — все это способствует
развитию сложных образцов поведения
и адаптации к различным условиям среды;
з) устойчивость сексуального
влечения, влияющая на формы семьи и на
ряд других социальных явлений.
Будучи, безусловно, природным
существом, живущим по законам природного
мира, полноценно жить и развиваться человек
может только в обществе подобных ему
людей. Такие важные факторы жизнедеятельности
человека, как сознание, речь, не передаются
людям в порядке биологической наследственности,
а формируются у них прижизненно, в процессе
социализации, т. е. усвоения индивидом
общественно-исторического опыта предшествующих
поколений. Человек с момента его рождения
является индивидом, т. е. единичным природным
существом, носителем индивидуально-своеобразных
черт. Индивидом обычно называют единичного
конкретного человека, рассматриваемого
в качестве биосоциального существа. Понятие
«человек», как правило, употребляют, желая
показать принадлежность какого-либо
лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также
тот факт, что данное лицо обладает всеобщими,
свойственными всем людям чертами и качествами.
От этих двух понятий необходимо отличать
понятие «личность».
Биологическое и
социальное в природе человека.
Появление человека явилось
логической ступенью эволюции животного
мира на Земле. В нем воплотилось все то
лучшее, что за время своего развития накопила
природа. Вместе с тем человек явился принципиально
новым явлением в природе, что сразу же
поставило его над всеми остальными представителями
животного мира. Суть отличия человека
от последних можно свести к следующим
положениям.
Переход обезьяны к прямохождению
освободил от несения опорных функций
передние (теперь верхние) конечности.
Благодаря этому человек смог придать
им новое назначение, в частности изготовление
орудий труда. Выполняемые при этом руками
тонкие дифференцированные движения дали
толчок к развитию полушарий головного
мозга, в особенности лобных долей. Дальнейшее
развитие человечества сопровождалось
стремлением к образованию сообществ,
способных более успешно противостоять
стихиям природы, агрессии других людей
и животного мира, выполнять совместную
трудовую деятельность. Необходимость
координации совместных действий привела
человека к потребности общения и к возникновению
речи. Это в свою очередь сказалось на
структурно-функциональной организации
мозга, в коре которого появились центры,
отвечающие за восприятие, осознание и
воспроизведение слова как «сигнала сигналов»
(И.П. Павлов). Освоение речевого общения
способствовало возникновению у человека
новой, второй сигнальной системы, позволившей
ему в отличие от животных не только воспринимать
непосредственные сигналы действительности,
но и абстрагироваться от них. Последнее
дало возможность человеку: