- Индивид и индивидуальность
Как часто о человеке заметном,
выделяющемся среди других приходится
слышать: «Он – индивидуальность!».
Близко по звучанию к этому
слову и понятие индивид.
В бытовой речи эти слова
употребляют как равнозначные. Однако наука
различает их по смыслу.
Понятие индивид в первые использовал
в своих сочинениях древнеримский
ученый и политик Цицерон.
Так он перевел с греческого
слова «атом», что означало неделимый
и относилась к мельчайшим и неделимым, по мнению древних
философов, слагаемым окружающего мира.
Термин «индивид» характеризует человека
как одного из людей. Этот термин означает
и то, на сколько типичными являются признаки
определенной общности для разных ее представителей
(царь Иван Грозный).
Оба значения термина «индивид»
взаимосвязаны и описывают человека
с точки зрения его самобытности,
особенности. При этом имеется
ввиду, что особенности зависят
от общества, от условий, в которых
формировался тот или иной
представитель рода человеческого.
Термин «индивидуальность» дает
возможность характеризовать отличия
человека от других людей, подразумевая
не только внешний облик, но
и всю совокупность социально
значимых качеств. Индивидуален
каждый человек, хотя степень этой самобытности
может быть различной. Живописца, скульптора,
архитектора, ученого , инженера Леонардо
да Винчи, государственного деятеля, историка,
поэта, военного теоретика Никколо Макиавелли
отличало своеобразие, оригинальность,
яркая самобытность. Их можно отнести
к индивидуальностям, и личностям.
Близкое по значению слово « личность»
обычно сопровождается эпитетами «сильная»,
«энергичная». Тем самым подчеркивается
самостоятельность, способность проявлять
энергию, не терять своего лица.
Понятием «индивидуальность» в биологии
обозначают специфические черты, присущие
определенной особи, организму в силу
сочетания наследственных и приобретенных
свойств. В психологии под индивидуальностью
понимают целостную характеристику определенного
человека через его темперамент, характер,
интересы, интеллект, потребности и способности.
Философия рассматривает индивидуальность
как неповторимое своеобразие
какого-либо явления, включая
и природные, и общественные.
Если индивид
рассматривается как представитель
общности, то индивидуальность – как своеобразие
проявлений человека подчеркивающая неповторимость,
многосторонность и гармоничность, естественность
и непринужденность его деятельности.
Таким образом, в человеке воплощается
в единстве типичное и неповторимое.
Чтобы уяснить различие между
терминами «индивид» и «индивидуальность»,
обратимся к примеру. 20 марта
1809 года в Сорочинцах в семье
помещика Василия Гоголя –
Яновского родился сын, крещенный
именем Николай. Это был один из родившихся
в этот день помещичьих сыновей, нареченных
Николаями, то есть индивид. Если бы он
скончался в день рождения, то так и остался
бы в памяти своих близких как индивид.
Новорожденного отличали признаки, характерные
только для него (рост, цвет волос, глаз,
строение тела). По свидетельству знавших
Гоголя с рождения, он был очень худ и слаб.
Позднее у него появились черты, связанные
с взрослением, обучением, индивидуальным
стилем жизни - он рано начал читать,
с 5 лет писал стихи, прилежно учился в
гимназии, стал литератором, за творчеством
которого следила читающая Россия. В нем
проявилась яркая индивидуальность, то
есть те черты, свойства, признаки, которые
отличали именно Гоголя.
Однако личность Гоголя проявилась
не только в своеобразии индивидуальных
черт. Он воплощал определенный тип личности
и сам был личностью незаурядной.
3. Индивид и общество
Пытаясь открыть законы общества,
выяснить законы, по которым живет
и развивается человек, социология
интересуется отношением, существующим
между обществом и индивидом.
Существуют различные теории, которые
сводят общества к индивидам
или рассматривают индивида как
всего лишь часть, «молекулу»
общества. Человек и общество
диалектически взаимосвязаны.
Они не могут рассматриваться изолировано,
отдельно друг от друга: нет общества без
человека, но и человек существует только
в обществе. Человек в своим отношением
к природе создает себя как общественное
существо и творит при этом историю, отчего
и история есть не что иное, как деятельность
человека, реализующего свои цели. По сути
отношения между человеком и обществом
в своей основе определяется тем, что человек
как человеческое существо проявляет
себя, раскрывая свою родовую сущность
в процессе труда, что возможно лишь в
условиях общества, то есть тогда, когда
поведение многих индивидов взаимосвязано,
в процессе производства, когда люди изменяют
существующее и создают новое, воздействуя
друг на друга и создавая друг друга и
себя самих.
Сущность общества заключается
во взаимных отношениях и взаимной
деятельности индивидов, а сущность
человека есть совокупность общественных
отношений. Индивид и общество
являются двумя сторонами одного
явления – социальной истории
человечества.
Отношение между человеком и
обществом является сложным. Эта
сложность воздействия человека
на общества и общества на
человека проистекает из того,
что человек как отдельный
индивид появляется на свет
с определенными психическими склонностями, которые
лишь в обществе в продолжение жизни в
общественном коллективе развиваются
и через развития которых индивид становится
личностью.
4.Личность
Понятие «личность» неразрывно
связано с общественными свойствами человека.
Вне общества индивид не может стать индивидуальностью
( ибо тогда не с чем и не с кем сравнивать
его свойства), а тем более личностью.
Философская энциклопедия определяет
личность следующим образом: это человеческий
индивид как субъект отношений и сознательной
деятельности. Другое значение – это устойчивая система социально
значимых черт, характеризующий индивида
как члена того или иного общества.
В обоих определениях подчеркиваются
связи индивида, личности и
общества. В науке проявляются два подхода
к личности.
Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания
человека) характеристики. Здесь личность
выступает как активный участник свободных
действий, как субъект познания изменения
мира. Личностными при этом признаются
такие качества, которые определяют образ
жизни и самооценку индивидуальных особенностей.
Другие люди непременно оценивают личность
через сопоставление с установленными
в обществе нормами. Человек, обладающий
разумом, постоянно сам себя оценивает.
При этом самооценка может меняться в
зависимости от проявления личности и
общественных условий, в которых она действует.
Второе направление изучения
личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя
в обществе проявляет себя в самых разных
обстоятельствах, в зависимости не только
от индивидуальных черт, но и от общественных
условий. Например, взаимоотношения
в семье требуют от старших ее членов одних
действий при родовом строе, других –
в современном обществе.
Человек может одновременно осуществлять
действия, выполняя разные роли
– работника, семьянина, спортсмена
и т.д. Он совершает поступки,
проявляет себя деятельно и
сознательно. Он может быть более или
менее умелым тружеником, заботливым или
равнодушным членом семьи, упорным или
ленивым спортсменом и т.д. Для личности
характерно проявление активности, тогда
как безличное существование допускает
«плавание по воли случая».
Личность как единство особенностей, свойств,
формируется в результате взаимодействия
организма и общественной среды. Важнейшими
свойствами личности является ее творческая способность,
которая проявляется в способности изменить
внешний мир, а также во внутренней потребности
в творчестве, социальность, которая отражает
включенность в социальный коллектив
и общественный характер человеческой
природы, субъективность - выражение
своеобразной индивидуальности и целостность, в которой
выражается организация со всеми психосоцальными
характеристиками и которые обеспечивают
относительное единство поведения в различных
ситуациях. Люди устанавливают взаимоотношения
и согласуют между собой свое поведение
как личности, и в этом взаимосвязанном
поведении проявляются личные качества
индивида такие, как совесть, характер,
отношения к общественным ценностям. Таким
образом, то, что отдельные люди представляют
собой как личности, индивидуальности,
имеет большое значение для характера
отношений, которые они устанавливают
в обществе своим взаимосвязанным поведением.
С другой стороны и общество,
более или менее организовано,
через специальные институты
оказывает влияние на всякого
индивида, т.е. на формирование
личности. Именно в обществе развертывается процесс превращения биологического
индивида в личность. Этот процесс называется
социализацией.
5.Социализация
личности.
Известно, сто младенец вступает
в большой мир как биологический
организм и его основной заботой в этот
момент является собственный физический
комфорт. Через некоторое время ребенок
становится человеческим существом с
комплексом установок и ценностей, с симпатиями
и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами
поведения и ответственности, а также
с неповторимо индивидуальным повторением
мира. Человек достигает этого состояния
с помощью процесса, который называется
социализацией. В ходе этого процесса
индивид превращается в человеческую
личность. Социализация – процесс посредством
которого индивидом устанавливаются нормы
его группы таким образом, что через формирование
собственного Я проявляются уникальность
данного индивида как личности.
Социализация есть процесс неорганизованного
и организованного воздействия
общества на индивида с целью формирования
личности, которая отвечает потребностям
данного общества.
Обособление личности сначала
от физического мира, а затем
от социального – довольно
сложный процесс, который продолжается
всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия
между другими людьми по именам. Он сознает,
что мужчина – это папа, женщина – это
мама. Так постепенно его сознание движется
от имен, которые характеризуют статусы
(например, статус мужчины), к специфическим
именам, обозначающих отдельных индивидов,
включая его самого. В возрасте около полутора
лет ребенок начинает использовать понятие
Я, осознавая при этом, что становится
отдельным человеческим существом. Продолжая
накапливать социальный опыт, ребенок
формирует образы различных личностей
и в том числе образ собственного Я. Все
дальнейшее формирование человека как
личности – это построение собственного
Я на основе постоянного сопоставления
себя с другими личностями. Таким образом
осуществляется постепенное создание
личности с уникальными внутренними качествами
и одновременно с воспринятыми общими
для ее социального окружения качествами,
которые постигаются через групповое
общение.
Если ребенок в детстве был
лишен человеческого окружения
и воспитывался в среде животных то, как показало изучение
восприятия подобными индивидами себя
как отдельного существа в окружающем
мире, они не имеют собственного Я. У них
полностью отсутствует представление
о себе как об обособленном, отдельном
существе в ряду других подобных им существ.
Тем более такие индивиды не могут воспринимать
свое различие и сходство с другими индивидами.
В данном случае человеческое существо
не может считаться личностью.
Известный американский психолог
Ч. Кули поставил перед собой
задачу исследовать процесс постепенного
понимания личностью отличая своего Я
от других личностей. В результате многочисленных
исследований он определил, что развитие
концепции собственного Я происходит
в ходе длительного, противоречивого и
запутанного процесса и не может осуществляться
без участия других личностей, т.е.
без социального окружения. Каждый человек,
по предположению. Ч. Кули, строит свое
Я, основываясь на воспринятых им реакциях
других людей, с которыми он вступает в
контакт. Например, девушке ее родители
и знакомые говорят, что она хороша собой
и прекрасно выглядит. Если эти утверждения
повторяются достаточно часто, более или
менее постоянно и разными людьми, то девушка,
в конечном счете, ощущает себя хорошенькой
и действует как красивое создание. Но
даже хорошенькая девушка будет чувствовать
себя гадким утенком, если с раннего возраста
ее родители или знакомые будут разочаровывать
ее и относится к ней, как к некрасивой.
Такие рассуждения привели Ч.
Кули к мысли о том, что
личностный Я - образ не рождается только
в связи с объективными факторами. Самый
обычный ребенок, усилия которого оцениваются
и вознаграждаются, будет ощущать чувство
уверенности в своих силах и собственном
таланте, в то время как поистине способный
и талантливый ребенок, усилия которого
воспринимаются ближайшим окружением
как неудачные, ощущает мучительное чувство
некомпетентности и его способности
могут практически парализованы. Именно
через отношения с другими людьми, через
их оценки каждый человек устанавливает,
умный он или глупый, привлекательный
или некрасивый, достойный или никчемный.
Профессор Чикагского университета,
философ, социолог и социальный
психолог Дж. Мид разработал теорию,
в которой объясняется сущность
процесса восприятия индивидом
других личностей и развита
концепция «обобщенного другого», в известной
степени дополняющая и развивающая теорию
зеркального Я. В соответствии с концепцией
Дж. Мида «обобщенный другой» представляет
собой всеобщие ценности и стандарты поведения
некоторой группы, которые формируют у
членов этой группы индивидуальный Я –
образ. Индивид в процессе общения как
бы встает на место других индивидов
и видит себя другой личностью. Он оценивает
свои действия и наружность в соответствии
с представляемыми оценками его «обобщенного
другого».