Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 19:17, статья
Проблема чтения - одна из острых проблем в условиях влияния всемирной информационной паутины , которая оторвала огромную часть молодежи от чтения литературы. Автор сделал попытку раскрыть функционирующую роль чтения в социализации молодежи.
Молодежная проблематика является одной из наиболее стратегически значимых для успешного развития современного общества.
Современная ситуация в российском обществе характеризуется состоянием определенного идейно-мировоззренческою вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие еще не сформировались.
УДК 316.6
ЧТЕНИЕ - КАК ИНСТИУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Х.А. Заурбекова,
студентка 4 курса юридического факультета ЧГУ
Аннотация. Проблема чтения
- одна из острых проблем в условиях
влияния всемирной
Молодежная проблематика является одной из наиболее стратегически значимых для успешного развития современного общества.
Современная ситуация в российском
обществе характеризуется состоянием
определенного идейно-
Отсутствие идеалов и целей в жизни отрицательно сказывается на становлении молодежи, которая всегда критически относится к различного рода идеалам, даже в стабильной социальной ситуации, а с другой стороны - для нее обязательно должны быть определенные идеалы и цели с тем, чтобы осуществлять свое личностное развитие, особенно в сфере профессионального становления и гражданственности. [1]
Жизнь молодого человека, во
многом, определяется набором разнообразных
качеств, они формируются под
влиянием различных факторов окружающей
среды, к которым относятся условия
формирования личности молодого человека
в процессе. Комплексное изучение
этих факторов позволит определить специфику
адаптационных качеств
Актуальностью является тот факт что за последние годы значительно изменился читательский мир молодого поколения. Специалисты делают выводы о падении престижа чтения, изменение мотивации и круга чтения, снижение читательской культуры. Также показатель кризиса в чтении является и модернизация образования, направленная на преодоление разрыва между объемом учебной информации и психофизиологическими возможностями ученика.
Чтение как институт социализации занимает особое место в структуре формирования личности. Чтение формирует мыслительную деятельность, является основой развития, обучения и воспитания человеческогоиндивида.
Чтение является результатом
культурного опыта, степень
Читатель-пользователь
Таким образом, особенности читательской деятельности обусловлены социально, т.к. читатель принадлежит к той или иной общности и социальной группе. Поэтому важно выявить связанные с изменением и конкретными условиями социокультурной ситуации общие тенденции в чтении современного человека, изучить специфику чтения различных социальных слоев и факторы, влияющие на их читательскую активность.
Проблема заключается в том что, происходящие в обществе процессы информатизации, распространения новых информационных технологий, средств связи, формирование рыночной экономики, социально-политические изменения, коммерциализация сферы культуры приводят к трансформации, системы духовно-ценностных ориентаций практически всех слоев общества, а следовательно, и изменению структуры их информационных и культурных потребностей.
Чтение в современной культуре выступает как традиционная ценность, но в контексте происходящих в современном обществе социокультурных изменений трансформируются его характер, содержание и функции. Понятие «социальная ценность» характеризует социально-исторический смысл для общества и личностный смысл для индивида определенных процессов или явлений действительности. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира.
Идеал гармонично развитой личности приводит к утверждению ценности книги как средства духовного развития; успешной в социальном плане личности – как способа освоения успешных образцов поведения, практического опыта и т.д.
Начитанность пока остается важной положительной характеристикой человека в современном обществе для молодого поколения. Это безусловно важная характеристика.
На отношение к чтению влияют сформированные в жизни навыки чтения, умение обрабатывать проглатывать и обращаться с информацией. Пристрастие к чтению формируется уже в раннем возрасте и основным фактором оказывающим влияние на это, является семья ребенка и его ближайшее окружение. И поэтому позже они трудно поддаются корректировке и изменению.
Ценностное отношение к чтению, определяющее его важность, нужность в жизни отдельного человека оказывает существенное влияние на формирование читательской культуры и развитие интеллектуального потенциала личности. Такое отношение формируется на основе сочетания социальной, групповой и личностной системы ценностей.
Утверждение что население
России по-прежнему самое читающее
вызывает сильные сомнения. Формировавшийся
ранее на государственном уровне
стереотип разрушен, и люди скептически
воспринимают подобное утверждение, чему
способствует и отсутствие активной
государственной поддержки
Иногда бытует мнение, что чтение – это уход от реальной жизни, люди, много читающие, как бы отстранены от жизни, творчества. К сожалению в настоящее время чтение утратило свои престижные, интеллектуальные функции среди молодого поколения, и количество активных, постоянных читателей снижается. Происходит смена ценностей в обществе – духовная сфера становится не престижной, уступает место технической «информационной», следствием чего стало то, что чтение теряет статус престижного занятия.
Ценность, престиж чтения, демонстрируемые в СМИ, во властных структурах влияют на формирование отношения к чтению молодого поколения и населения в целом.
На процесс чтения сильно влияет развитие электронных СМИ и информационных технологий, досуг становится визуальным, чтение как вид досуга уходит.
Нынешние потенциальные активные читатели делятся на две группы:
1. молодые люди которые учатся, получают образование, т.е они имеют потребности в книгах на время прохождения учебного курса;
2. пожилые люди, чьи читательские установки сформировались в период преобладания книжной культуры.
Среди населения
снижается процент людей
Мотивы чтения молодых людей в школьные годы:
Собственные интересы,увлечения – 22,7%
Учебные задания – 22%
Познавательный интерес – 19,7%
Мотивы чтения молодых людей юности:
Собственные интересы,увлечения – 20,2%
Учебные задания –16,6%
Познавательный интерес – 13,0% [2]
Молодежь до 20 лет однозначно считает, что чтение – это удел пожилых. В пожилом возрасте все кроме самих пожилых выделяют такие мотивы как досуг, занять свободное время, скуку и на втором месте личный интерес. Авторитет чтения, его престиж, с одной стороны сохраняются в сознании людей, а с другой – уверенно относят чтение к престижным занятиям, т.е. наблюдается двойственность сформированных ранее стереотипов престижности чтения и новых, характерных для общества электронных коммуникаций, визуальной массовой культуры, в котором чтение как бы отходит на второй план.
Чтение – это творчество и труд, требующий усилий. Наиболее часто при чтении пропускают такие места как
• описания, описания природы
• если становится скучно, неинтересные долгие скучные размышления автора,философские отступления.
Очень важными для читателей являются доступность языка, простота, сюжетная, понимание контекста. Эти данные говорят о том, что даже в среде любителей чтения, активных читателей наблюдается стремление к упрощению читательской деятельности, к минимизации собственных интеллектуальных усилий при чтении, развитию пассивности мышления поскольку аспекты связанные именно с интеллектуальными усилиями, собственным творчеством, мышлением (возникающие ассоциации и мысли, возможность самостоятельно домыслить ситуацию, сравнение, аналогии с другими текстами и ситуациями, оригинальность, новизна идей) очень важны .для гораздо меньшего числа читателей.
Аспекты, связанные с оформлением книги и текста, за исключением размера и качества шрифта, мало важны, или на них вообще не обращает внимание большинство людей. Это – качество бумаги, количество иллюстраций, оформление обложки. Аура книги как особого предмета культуры в той или иной степени важна не более чем для 30% людей. Это дает основания предположить, что отношение к книге как сакральному предмету уходит, и становится неважно в каком виде, на каком носителе представлены текст, информация.
Общий уровень и глубину читательской культуры современного человека косвенно характеризуют ответы «не знаю что это» по каждому пункту:
• возникающие ассоциации, собственные мысли по поводу, проекция на себя;
•сравнение, аналогии с другими текстами, героями, жизненными ситуациями;
• возможность самостоятельно домыслить ситуацию, недосказанность;
• специфичный запах книги, ее аура;
• понимание контекста.
Это подтверждает тенденцию сведения к минимуму собственных творческих усилий при чтении, и возрастания прагматической, потребительской ценности чтения.
Итак, в современных
условиях даже в среде
Наблюдаются тенденции изменения отношения к чтению и книжной культуре.
Чтение еще сохраняет статус высокой духовной деятельности, способствующей развитию, мышлению и творчеству, но на лицо тенденции усиления его репродуктивности, желания свести к минимуму интеллектуальные усилия при чтении. Даже среди любителей чтения, оно все больше рассматривается как отдых, релаксация. В условиях информатизации чтение выполняет как бы две основные социальные функции – познавательную и релаксационную, постепенно утрачивая имевшийся ранее статус престижного в общественном мнении занятия.
В общественном мнении выделяется четыре комплексных фактора, описывающих ценностное отношение к чтению. Первый - социальная ценность чтения как творческого занятия и престижной характеристики для ближайшего окружения человека. Второй – самоценность внешнего вида, оформления книги, как особого предмета культуры, не связываемую с ее содержанием. Третий - ценность чтения как средства повышения профессиональной компетентности, т.е. ценность «делового» чтения. Четвертый фактор отражает ценность чтения как вида семейного отдыха
На формирование ценности чтения и сохранение читательских традиций важное влияние оказывает ближайшее окружение человека, учителя, родители, родственники и друзья; важную роль в этом играют также сами книги и СМИ.
Думаю чтобы сформировать будущие поколения читателей, необходимо обратить внимание на формирование семейных ориентаций чтения и политику СМИ в отношении развития читательской культуры. Начитанность остается важной положительной характеристикой человека в современном обществе для молодого поколения.
Литература:
1. Акмеологическая концепция чтения «Учительская газета», №24 от 14 июня 2005 года
2. Исследования в Липецкой области. Липецкая областная научная библиотека, Липецкая областная юношеская библиотека и ЦБС Липецкой области. [2]
3. Семёнов, В.Е. Ценностные
ориентации современной
4. Стефановская Н.А. «Чтение как духовная ценность (по итогам исследования в липецкой и тамбовской областях)»
5. Чтение в современной России : некоторые наблюдения и размышления // Б-ка в эпоху перемен / Информкультура. – 2004. – Вып. 2 (22). – C. 115-136.
научный руководитель С.А. Дауев,
зав. каф. технологии социальной работы ЧГУ
Информация о работе Чтение - как институт социализации молодого поколения в условиях глобализации