Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 23:25, контрольная работа
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.
Введение……………………………………………………………………3
1.Что такое социальный институт?.........................................................4
2.Основные функции социального института………………………...7
2.1.Функция закрепления и воспроизводства общественных
отношений……………………………………………………………...…..7
2.2.Регулятивная функция……………………………………………….7
2.3.Интегративная функция……………………………………………..8
2.4.Транслирующая функция……………………………………………9
2.5.Коммуникативная функция…………………………………………9
2.6.Латентные функции…………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………….11
Список литературы……………………………………………………...13
МИНОБРНАУКИ
РОССИИ
Федеральное
государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования
«Юго-Западный государственный
университет»
Кафедра
философии и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По
дисциплине: Социология
На
тему: Что такое социальный
институт? Каковы его
основные функции?
студент группы СТ-91з
Ячменев Ю.В.
Проверил:
Авилова
Н.А.
Курск,
2012 г.
Содержание
Введение……………………………………………
1.Что
такое социальный
институт?.....................
2.Основные функции социального института………………………...7
2.1.Функция
закрепления и воспроизводства
общественных
отношений…………………………………………
2.2.Регулятивная функция……………………………………………….7
2.3.Интегративная функция……………………………………………..8
2.4.Транслирующая функция……………………………………………9
2.5.Коммуникативная функция…………………………………………9
2.6.Латентные функции…………………………………………………10
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.
Практика закрепления
Системы
ролей, статусов и санкций создаются
в виде социальных институтов, которые
являются наиболее сложными и важными
для общества видами социальных связей.
Именно социальные институты поддерживают
совместную кооперативную деятельность
в организациях, определяют устойчивые
образцы поведения, идеи и стимулы.
1.Что такое социальный институт?
Социальный институт представляет собой устойчивую форму организации и регулирования общественной жизни. Его можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Любое общество формируется и развивается с помощью социальных институтов общества.
Социальный институт является одной из основных категорий социологии. В ней отражаются определенные организационные формы социальных действий и процессов, общие роли социальных общностей и групп. Простейшие виды и взаимодействия - это то, из которого складываются сложные социальные институты. Возникновение социальных институтов прямо детерминировано образованием коллективов, общностей, групп. Это потребность всего социума, связанная с гарантиями непрерывной социальной жизни, с коммуникацией, производством продуктов и услуг, их распределением, с защитой граждан, их размещением по социальным позициям, с поддержанием социального порядка и сплоченностью социальных групп.
Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные функции, которые, осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или если они и признаны, считаются побочным продуктом. Люди со значительными и высокими институциональными ролям часто недостаточно реализуют латентные эффекты, которые могу повлиять на их деятельность и на деятельность связанных с ними людей. В качестве положительного примера использования патентных функций в американских учебниках чаще всего приводится деятельность Генри Форда - основателя кампании, носящей его имя. Он искренне ненавидел профсоюзы, большие города, крупные кредиты и покупки в рассрочку, но по мере своего продвижения в обществе он больше чем кто-либо другой стимулировал их развитие, понимая, что латентные, скрытые, побочные функции этих институтов работают на его бизнес. Однако латентные функции институтов могут как поддерживать признанные цели, так и превращать их в неуместные. Они могут даже приводить к нанесению значительного ущерба нормам института.
Структуру социального института образуют:
- социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;
- совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
- система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
- идеологические обоснования деятельности социального института;
- социальные ресурсы, используемые в деятельности института.
К признакам социального института относятся:
- совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;
- система культурных образцов, норм, ценностей, символов;
- система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
- материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
- общественно признанная миссия, цель, идеология.
Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно включает в себя:
- преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;
- нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;
- сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;
- здания, аудитории, учебные пособия;
- миссию — удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием.
В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:
экономические институты – разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.;
политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;
институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;
институты
культуры — школа, высшая школа, среднее
профессиональное образование, театры,
музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество,
исповедь.
2.Основные функции социального института
Если
рассматривать в самом общем виде
деятельность любого социального института,
можно считать, что его основной функцией
является удовлетворение социальных потребностей,
ради чего он и был создан и существует.
Однако для осуществления этой функции
каждый институт выполняет в отношении
своих участников функции, обеспечивающие
совместную деятельность людей, стремящихся
к удовлетворению потребностей. Это прежде
всего следующие функции.
2.1.Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений
Каждый институт обладает
2.2.Регулятивная функция
Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности не упорядочен и не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать его. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.
2.3.Интегративная функция
Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов, или необходимых требований:
- консолидация или совмещение усилий;
- мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей;
- конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы.
Интегративные
процессы, осуществляемые те с помощью
институтов, необходимы для скоординированной
деятельности людей, осуществления
власти, создания сложных организаций.
Интеграция - это одно из условий выживания
организаций, а также один из способов
соотнесения целей его участников.
2.4.Транслирующая функция
Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше новых членов.
Информация о работе Что такое социальный институт? Каковы его основные функции?