Что я знаю о становлении профессиональной социальной работы в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 09:57, творческая работа

Описание работы

С целью ослабления социальных тягот перехода к рынку российская власть предпринимала ряд мер упреждающего характера, которые были направлены прежде всего на усиление социальной защищённости малообеспеченных слоев населения.
Становление в нашей стране новой профессии «социальный работник», развертывание широких сетей учреждений, оказывающих разностороннюю помощь пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями, семьям, детям, лишенным попечения родителей, и другим категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обусловили необходимость расширения подготовки соответствующих специалистов, которые к тому же должны быть наделены такими профессиональными и духовно-нравственными качествами, как милосердие, сострадание, эмпатия, чувство гражданской и социальной справедливости, умение работать с людьми.

Файлы: 1 файл

Эссе.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

                  Министерство образования и науки Российской Федерации  

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

ПЕТРОЗАВОДСККИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Что я знаю о становлении  профессиональной социальной работы в современной России 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Эссе студента I курса

                                                                           Иванов Иван Иванович 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Петрозаводск

                                              2011

Введение 

      Тема  данной работы посвящена становлению  профессиональной социальной работе в  современной России.

      С начала 90-х гг. XX в. В нашей стране стала складываться социальная работа как профессиональная деятельность.

      С января 1992 г. независимая Россия приступила к либерально-радикальным реформам, в ходе которых рычаги государственного регулирования экономики были сведены  до минимума. Началось разрушение не только существовавшей экономической системы, но и гарантированной системы социального обеспечения. Предполагалось, что вхождение России в рынок будет молниеносным, а возникшие трудности «быстро проходимыми»

      С целью ослабления социальных тягот перехода к рынку российская власть предпринимала ряд мер упреждающего характера, которые были направлены прежде всего на усиление социальной защищённости малообеспеченных слоев населения.

      Становление в нашей стране новой профессии  «социальный работник», развертывание широких сетей учреждений, оказывающих разностороннюю помощь пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями, семьям, детям, лишенным попечения родителей, и другим категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обусловили необходимость расширения подготовки соответствующих специалистов, которые к тому же должны быть наделены такими профессиональными и духовно-нравственными качествами, как милосердие, сострадание, эмпатия, чувство гражданской и социальной справедливости, умение работать с людьми.  

      Российской  Федерации была введена принципиально  новая для нашей страны профессия  - социальный работник. Специалистов для  этой сферы готовят на курсах, в  средних специальных и высших учебных заведениях. Сеть высших учебных заведений, приступивших к подготовке специалистов, неуклонно расширяется – это, как мне кажется, один из показателей, который подчеркивает актуальность для нашего общества такой сферы деятельности как профессиональная социальная работа.  

      Социальная работа — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину. 

      Как следует из определения социальной работы «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия.» 

       Основная  часть 

      После распада СССР в стране появилась  социальная напряженность, которая  отрицательно повлияла на самые различные социальные группы населения. О серьёзности социальной напряженности в России свидетельствует следующие факты. После либерализации цен в январе 1992 года до 70-80% населения (по разным источникам) находятся на грани нищенского существования. В первые за многие годы после Великой Отечественной Войны смертность превысила рождаемость на большей части территории Российской Федерации. Растёт число детей, рожденных вне брака, увеличивается количество детей сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остается без одного из родителей около 1 миллиона детей. Доля неполных семей достигает 15% по стране. По числу производимых абортов (4 миллиона абортов в год) Россия значительно опередила высокоразвитые страны. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждаются в материальной, психологической и юридической помощи. Число страдающих психологическими заболеваниями достигло примерно 4,5 миллиона человек. Растёт преступность (ежегодно совершается более 2 миллионов преступлений) и, что особенно опасно, число преступлений, совершенных подростками. Примерно треть виновных в грабежах, кражах и изнасилованиях – подростки. Россия не только вышла «на передовые рубежи» по количеству алкоголиков (около 20 миллионов человек), но и уверенно догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. Также ежегодно растёт процент молодёжи употребляющей наркотики (возрастная категория наркоманов – 13-25 лет); в 6-8 раз возросла наркомания среди школьников и студентов в больших городах. Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной роста насилия над детьми, заболеваний,  самоубийств (до 50-80 тысяч в год), проституции (только в крупных городах более 120 тысяч проституток).

              

      Отмечая положительный опыт  становления  и развития социальной работ, отдавая  должное некоторым позитивным явлениям в области социальной защиты, всё  же нужно признать, что пока здесь  сохраняются и негативные тенденции. Среди них следует прежде всего выделить: ослабление государственной поддержки сферы социальной защиты, и снижение объемов её финансирования; нарастание сложностей в пенсионном реформировании; развертывание процесса децентрализации системы социальной защиты без обеспечения необходимыми государственными гарантиями; наращивание усилий по коммерциализации социальной сферы и расширению платности социальных услуг в условиях массовой бедности населения; усиление рестрективной направленности политики в сфере занятости; слабое развитие организованной благотворительности, направленной на оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся.   Несмотря на определённые позитивные сдвиги в деле социальной защищенности населения, в организации профессиональной социальной работы, российским властям так и не удалось существенно изменить к лучшему положение в социальной сфере . 
 

      В основной части работы хотелось бы подробнее остановиться на рассмотрении становления системы социальной защиты населения, которая помогает решать проблемы вышеперечисленных социальных групп. 

      В 1991 году Комитет по социальному обеспечению  пенсионеров и инвалидов преобразован в Министерство социальной защиты Российской Федерации, чьи функции были гораздо  шире и включали реализацию Конвенции  о правах ребёнка, а поэтому социальную защиту семьи, женщин и детей. Организационная структура этого министерства дает полное представление о том, какие объекты и направления социальной политики видела исполнительная власть, как она идентифицирует  свою область деятельности.  

      Структура министерства: 

       Департаменты: 

    • Департамент по вопросам пенсионного  обеспечения;
    • Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приёма населения;
    • Департамент по делам детей, женщин и семьи;
    • Департамент по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
    • Управление социально-демографической политики и развития социальной защиты.
 

В 1996 году Минсоцзащиты вошло в состав Министерства труда и социального развития РФ, на которое правительство возложило:

 

    •   Проведение государственной политики и управления в области социальной защиты населения;
    • Координацию деятельности в этом направлении других федеральных органов исполнительной власти  и других органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    • Другие функции, связанные с государственным управлением социально-трудовых отношений и социального развития.
 

      В настоящее время структура этого  Министерства имеет следующий вид: 

    1. Правовой  департамент.
    2. Департамент занятости населения.
    3. Департамент кадров и профессионального образования.
    4. Департамент по вопросам государственной службы.
    5. Департамент по вопросам пенсионного обеспечения.
    6. Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнёрства.
    7. Департамент по делам детей, женщин и семьи.
    8. Департамент финансово экономического обеспечения.
    9. Департамент управления делами.
    10. Департамент условий охраны труда.
    11. Департамент доходов населения и уровня жизни.
    12. Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
 

      Управления: 

    1. Управление профессионального обучения и развития человеческих ресурсов.
    2. Управление по взаимодействию с законодательными органами, информации и региональной политики.
    3. управление по работе с обращениями граждан.
    4. управление международного сотрудничества.
    5. управление международной гуманитарной помощи.
    6. управление социально-демографической политики и развития социальной защиты.
 

      Также хотелось бы привести нормативно-правовые акты в соответствии с которыми развиваются социальные службы в РФ – это федеральные законы «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» и «О социальном обслуживание пожилого возраста и инвалидов». Оба закона приняты в 1995 году.  

      Следует уделить внимание подготовке специалистов по социальной работе. Социальная работа в любой стране предполагает обучение тех, кто собирается ею заниматься. Характер и формы этого обучения чрезвычайно разнообразны, что делает акцент на специфику социальной работы как профессиональной деятельности. Кадры – главная составляющая социальной работы. Холостова Е. И. дает следующие, по-моему мнению достаточно спорные, кадровые характеристики:

    • Социальный работник – лицо, закончившее среднее специальное учебное заведение по профилю социальной работы.
    • Специалист по социальной работе – лицо, закончившее высшее учебное заведение по профилю социальной работы. Специальность введена постановлением  Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 23 апреля года №92 «О дополнении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих – специалист по социальной работе».
 

      Кадры социальной работы можно классифицировать по признакам трудовой занятости  в определённой структуре и занимаемым должностям.

            Социальная работа – многопрофильная деятельность. Подготовка специалистов в этой области базируется на комплексе предметов. Студенты в обязательном порядке изучают социологию, психологию, педагогику, основы медицины, управление. Помимо этих дисциплин, важная роль относится изучению таких дисциплин как философия, экономика, история, культурология, политология, иностранные языки, информационные технологии, социальная экология и т.п. Стоит выделить то, что каждая из перечисленных дисциплин работает на базовую (т.е. социальную работу), углубляя её различные разделы и подразделы. 

      Подготовкой специалистов в области социальной работы занимаются 120 вузов и свыше 60 их филиалов почти в 80 регионах страны. В них обучаются около 30 тысяч студентов и работают более 3 тысяч преподавателей, свыше 80% которых имеют ученые степени кандидатов или докторов наук.

      Подготовкой специалистов социальной работы занимаются, например, Петрозаводский, Санкт-Петербургский, Нижегородский, Ростовский, Красноярский, Орловский и т.д. государственные университеты. Все вузы, занимающиеся подготовкой специалистов в области социальной работы, объедены с 1992 г. в государственно-общественную организацию – Учебно-методическое объединение (УМО) вузов страны в области социальной работы на базе Российского государственного социального университета (РГСУ). РГСУ является федеральным научным и методическим центром в области социальной работы. В его составе только по специальности «социальная работа» обучается около 3000 студентов, а внутри университета работает на правах внутреннего подразделения специализированная академия социальной работы.

Информация о работе Что я знаю о становлении профессиональной социальной работы в современной России