Cоциальная мобильность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 14:02, контрольная работа

Описание работы

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют такие перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях, установках, интересах и ориентациях.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………

1. Социальная мобильность: понятие, типы, виды, основные каналы……………………………………………………………………………….

2. Основные показатели социальной мобильности……………………………

3. Практическое задание…………………………………………………………...

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

        Политические организации, начиная с правительства и кончая политическими партиями, также играют роль лифта. Человек, поступивший на должность или ставший служащим у влиятельного правителя, поднимается при помощи этого лифта, так как во многих странах существует автоматическое продвижение лиц по службе с течением времени. Чиновник или клерк всегда имеют шанс быстрого продвижения, если их служба оказывается более ценной. Исторически большое количество людей, рожденных в слоях прислуги, крестьянства или ремесленников, поднялись до заметных общественных позиций.

 

Политические организации сейчас играют особенно важную роль. Многие функции, которые раньше принадлежали церкви, правительству и другим социальным организациям, берут на себя политические партии. Подавляющее большинство политических лидеров, правителей, государственных деятелей, сенаторов и прочих должностных лиц современных стран достигли своих позиций по каналу политических партий. Особенно это относится к тем из них, кто родился в нижнем социальном слое.

 

Некоторые из профессиональных организаций также играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные, творческие институты и организации. Поскольку вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице. Многие ученые, писатели, юристы, актеры, певцы, архитекторы, скульпторы, врачи и прочие творцы простого происхождения поднялись социально благодаря этому каналу. То же можно сказать и о представителях средних слоев, достигших еще больших социальных позиций. “4% наиболее известных ученых России (академиков), достигших высокого социального положения, вышли из крестьянской среды”.[9] Здесь также нужно упомянуть печать, особенно газеты, СМИ, как специфический вид профессиональных институтов, как важный канал вертикальной циркуляции.

 

          Следующим каналом являются организации по созданию материальных ценностей. Они всегда выполняли роль канала подъема или падения в вертикальной социальной плоскости. Уже во многих первобытных племенах лидерами становились те, кто был богат. Накопление богатств приводило к социальному продвижению людей. Такова была ситуация среди дописьменных племен. Такова она и в наше время.

Одновременно с возрастанием роли денег в средневековой Европе люди простого происхождения, но которые “делали деньги”, начали подниматься по социальной лестнице. Средний класс, и особенно процветающие предприниматели, быстро продвигался и вытеснил аристократию по крови, церковную и интеллектуальную элиту. Нет необходимости говорить, что в настоящее время накопление богатств – один из самых простых и действенных способов социального продвижения.

Среди других каналов вертикальной циркуляции можно упомянуть семью и брак (особенно с представителем другого социального статуса). Такой брак обычно приводит одного из партнеров или к социальному продвижению, или к социальной деградации. Таким образом, некоторые люди сделали себе карьеру, другие же – разрушили ее.

В прошлом брак со слугой или с членом низшей касты приводил к “социальному падению” одного из партнеров, ранее занимавшего более высокое положение.

Помимо этих каналов, без сомнения, существует множество других, но они менее значимы. Чем все предыдущие. Во все периоды каждый их вышеупомянутых институтов играл в той или иной степени важную для определенного общества и в конкретный момент истории роль. Изменяя свою форму и масштабы, каналы вертикальной циркуляции существуют в любом стратифицированном обществе, и они столь же необходимы ему, как сосуды для кровообращения человеческому организму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные показатели  социальной мобильности

 

Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности. Под скоростью или всеобщностью (как называет скорость великий классик социологии П. Сорокин) мобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или число страт - экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени». Например, некоему индивиду в течение трех лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с ним, должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у первого индивида, так как за указанный промежуток времени он преодолел больше статусных уровней. С другой стороны, если какой-либо индивид в результате сложившихся обстоятельств или личной слабости с высокого общественного положения скатывается на дно общества, то говорят, что у него высокая скорость социальной мобильности, но направленная вниз по статусной иерархии.

 

Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность. Например, если учитывать число индивидов до 30 лет, разведенных и перешедших в другие семьи, то здесь абсолютная интенсивность горизонтальной мобильности в данной возрастной категории. Если рассматривать отношения числа перешедших в другие семьи к численности всех индивидов в возрасте до 30 лет, то это уже относительная социальная мобильность в горизонтальном направлении.

Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом случае используется совокупный индекс мобильности для социальной общности. Таким путем можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в каком из них или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой индекс может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной или политической области деятельности.

Но П. Сорокин рассматривает всеобщность перемещений, исходя из числа индивидов, которые изменили свои социальные позиции в вертикальном направлении за определенный период времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности среди данного населения, а отношение этих индивидов ко всему данному населению представляет относительную всеобщность вертикальной мобильности. Сорокин отмечает, что интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности меняются от общества к обществу. Различия в этих характеристиках приводят к различиям во внутренней структуре стратифицированного общества. Интенсивность и всеобщность меняются не только в социальных группах, но и флуктуируют во времени.

 

Следовательно, рассуждает Сорокин, возможно существование стратифицированного общества, в котором вертикальная циркуляция отсутствует и социальные страты закрыты. Такой тип общества Сорокин назвал абсолютно закрытым или немобильным, отмечая лишь теоретическое существование закрытого общества, поскольку в истории такого общества не было. Другие общества, так называемые открытого типа или мобильные, где нет непроницаемых "перегородок" между стратами и возможен переход из одной в другую имеются в истории в достаточном количестве. Они различаются лишь по степени их открытости, что в свою очередь зависит от возможностей инфильтрации, "просеивания" индивидов, позволяя подниматься одним и задерживать других. Под таким "ситом" Сорокин понимает механизм социального отбора и распределения индивидов по социальным стратам в мобильном обществе. На базе богатого эмпирического материала Сорокин показывает, что в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их распределение осуществляются не по воле случая, а по необходимости и строго контролируются разнообразными институтами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическое задание

Приведено суждение: «Социальные барьеры -это социальные фильтры, отбраковывающие засоренную воду и пропускающие на верх общества, где принимаются жизненно важные для него решения, чистую воду. Так должно быть в идеале. Но фильтры часто ломаются: титулы и должности покупают, аттестаты об образовании подделывают, капиталы воруют; семейное положение не учитывают».

 

Как вы думаете, в каком обществе закрытом или открытом чаще ломаются фильтры?

 

Ответ.

Я думаю, что чаще ломаются фильтры в открытом обществе, чем в закрытом, потому что открытое общество это мобильное общество, где проходит много процессов и движений вверх, вниз или по горизонтали. А в закрытом обществе, я думаю, если и ломаются фильтры, то очень редко. Потому что закрытое общество существует только теоретически, как сказал П.Сорокин, соответственно движений по социальной лестнице практически нет или нет вообще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, анализ иерархической структуры общества показывает, что она не является застывшей, в ней постоянно происходят колебания и перемещения как по горизонтали, так и по вертикали. Когда мы говорим об изменении социальной группой или индивидом своей социальной позиции, мы имеем дело с социальной мобильностью. Она может быть горизонтальной (при этом используется понятие социального перемещения), если осуществляется переход в другие профессиональные либо иные, но равные по статусу группы. Вертикальная (восходящая) мобильность означает переход индивида или группы на более высокую социальную позицию с большим престижем, доходом, властью. Возможна также нисходящая мобильность, предполагающая движение к более низким иерархическим позициям.

В периоды революций, социальных катаклизмов происходит коренное изменение социальной структуры, радикальная замена высшего слоя с низвержением прежней элиты, появление новых классов и социальных групп, массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в периоды структурной перестройки экономики. При этом важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность, выступает образование, роль которого возрастает в условиях перехода от индустриального общества к информационному.

 

Социальная мобильность является достаточно достоверным показателем уровня «открытости» или «закрытости» общества. Ярким примером «закрытого» общества может служить кастовый строй в Индии. Высокая степень закрытости характерна для феодального общества. Напротив, буржуазно-демократические общества, будучи открытыми, характеризуются высоким уровнем социальной мобильности.

Однако следует отметить, что и здесь вертикальная социальная мобильность не является абсолютно свободной и переход из одного социального слоя в другой, более высокий осуществляется не без сопротивления.

Социальная мобильность ставит индивида в условия необходимости адаптации в новой социокультурной среде. Процесс этот может быть весьма непростым. Человек, утративший привычный для него социокультурный мир, но не сумевший воспринять нормы и ценности новой группы, оказывается как бы на грани двух культур, становится маргиналом. Это характерно также для мигрантов, как этнических, так и территориальных. В таких условиях человек испытывает дискомфорт, стрессы. Массовая маргинальность порождает серьезные социальные проблемы. Она, как правило, отличает общества, находящиеся на крутых переломах истории. Именно такой период переживает в настоящее время Россия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.М. Общая социология. Учебное пособие/под ред. Голенковой З.Т.-  М, Гардарики, 2005.

2. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в диалектически меняющемся мире. – М., 2007.

3.Козырев Г.И. Социология: учеб. пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010.

4.Сорокин П.А. Система социологии. – М.: Астрель, 2008.

5. Социология. Учебник для вузов (А.И. Кравченко и В.Ф. Анурин).- СПб.:  Питер, 2007.

6. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М.:  Проспект,  2010.

         7. Сорокин П.А. Социальная и культурная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992

 

        8. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. - СПб.: Питер, 2006. : ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

 

       9. Фролов С.С. Социология: Учебник. - М.: Гардарики, 2006.

 

 


Информация о работе Cоциальная мобильность