Делинквентное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение особенностей делинквентного поведения.
Задачи:
1)изучение истории делинквентного поведения;
2)определение понятия «делинквентное поведение»;
3)рассмотрение отдельных форм делинквентного поведения;
4)определение мер социального воздействия социального педагога на делинквентов.

Содержание работы

Введение........................................................................................................... 2
Глава 1. История изучения и содержание понятия «делинквентное поведение». 4
Глава 2. Причины делинквентного поведения.............................................. 11
Глава 3. Особенности отдельных форм делинквентного поведения............ 14
3.1. Преступность........................................................................................... 14
3.2. Наркомания.............................................................................................. 16
3.3. Проституция............................................................................................ 17
Глава 4. Особенности делинквентного поведения подростков и принципы работы социального педагога.................................................................................... 20
Заключение..................................................................................................... 29
Список литературы........................................................................................ 31

Файлы: 1 файл

Тема.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Тема: Делинквентное поведение

Работа  социального педагога с подростками  с делинквентным поведением

 
 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение........................................................................................................... 2

Глава 1. История изучения и содержание понятия «делинквентное поведение».      4

Глава 2. Причины делинквентного поведения.............................................. 11

Глава 3. Особенности отдельных  форм делинквентного поведения............ 14

3.1. Преступность........................................................................................... 14

3.2. Наркомания.............................................................................................. 16

3.3. Проституция............................................................................................ 17

Глава 4. Особенности делинквентного поведения подростков и принципы работы социального педагога.................................................................................... 20

Заключение..................................................................................................... 29

Список литературы........................................................................................ 31

 
Введение

 

Актуальность  темы обусловлена тем, что делинквентное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм с тенденцией к правонарушению, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие  это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных  вопросов, среди которых вопросы  о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».[1]

Социальная  норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины».

Но в реформируемом  обществе, где разрушены одни нормы  и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно  сложным делом. Можно понять полное горечи высказывание А. Солженицына: «Какая это реформа, если результат ее – презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало доблестным?»[2]. Полемизирующий с А. Солженицыным по ряду вопросов, связанных с оценкой нынешней ситуации в России, Г. Померанц тоже приходит к близкому по сути выводу: «Вышла не свобода как в Германии или Франции, т.е. жизнь по закону, а воля – бандитам убивать, ворам – воровать, интеллигентам – свободно высказывать, что на душе. К сожалению, достаточно духовной силы, чтобы перевесить, переупрямить хаос, не оказалось, не надо ее собирать»[3].

Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Делинквентное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Цель курсовой работы: изучение особенностей делинквентного поведения.

Задачи:

1)изучение истории делинквентного  поведения;

2)определение понятия  «делинквентное поведение»;

3)рассмотрение отдельных  форм делинквентного поведения;

4)определение мер социального  воздействия социального педагога  на делинквентов.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. История изучения и содержание понятия «делинквентное поведение».

 

Во все времена  общество пыталось подавлять, устранять  нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального «зла» всегда привлекали внимание ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи рассматривали и оценивали различные виды социальной патологии: преступность, пьянство и алкоголизм, наркотизм, проституцию, самоубийства и т.п.

В становлении социологии как науки исследование негативных явлений (Г. Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле  и Г. Зиммель, П. Сорокин и Р. Мертон) сыграло свою роль.

В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная (частная) социологическая теория – социология делинквентного (отклоняющегося) поведения  и социального контроля. Именно под  таким названием функционирует  один из 40 исследовательских комитетов Международной социологической ассоциации. У истоков социологии делинквентного поведения стоял Э. Дюркгейм, а конституированию в качестве самостоятельного научного направления она обязана – прежде всего Р. Мертону и А. Коэну.

В бывшем СССР отклоняющееся поведение длительное время изучалось преимущественно в рамках специальных дисциплин: криминологии, наркологии, суицидологии и т.д. Социологические же исследования начали в  Ленинграде в конце 60-х – начале 70-х гг. В.С. Афанасьев, А.Г. Здравомыслов, И.В. Маточкин, Я.И. Гилинский. В развитии и институализации социологии делинквентного поведения большая заслуга принадлежит академику В.Н. Кудрявцеву.

Динамизм социальных процессов  в период перестройки, кризисная  ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций, проявляющихся в поведенческих формах, отклоняющихся от норм. Наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливаются девиации негативные – насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая делинкветность, аморальность. Растет социальная незащищенность граждан. В этих условиях объективно повышается спрос (не всегда и не всеми субъектами социального управления осознаваемый) на научные исследования девиаций, их форм, структуры, динамики взаимосвязей. Тем более, что социальная патология – чуткий барометр общественной жизни.

Специальные социологические  теории исследуют отдельные социальные феномены как подсистемы конкретной общественной системы, зависимости объекта изучения от социального целого и взаимосвязи с другими социальными процессами (подсистемами).[4]

Предметом подобных теорий могут социальные явления  и институты в определенной сфере  общественного бытия (труд, политика, быт, досуг) или же «сквозные», присущие различным сферам.

Функционально частные социологические  теории служат методологией познания отдельных социологических процессов, общностей, институтов и методологической основой эмпирических исследований.

Социология делинквентного поведения относится к «сквозным» теориям. Специфика ее предмета состоит  в том, что круг изучаемых явлений исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе социальных норм.

Однако прежде чем сформулировать суть делинквентного поведения, сделаем  небольшое «метафизическое» отступление.

Существование каждой системы (физической, биологической, социальной) есть динамическое состояние, единство процессов сохранения и изменения. Девиации (флуктуации в неживой природе, мутации – в живой) являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а, следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы. Чем выше уровень ее организации (организованности), чем система динамичнее, тем больше значат изменения как средство сохранения (по выражению И. Пригожина – «порядок через флуктуации»).[5]

Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано  с человеческой жизнедеятельностью (предметной коллективной сознательной деятельностью общественного человека), социальные девиации реализуются в  конечном счете также путем делинквентного поведения.

Делинквент  – это подросток, совершивший  уголовное преступление, или, другими  словами, несовершеннолетний преступник.

Серьезность преступных деяний, охватываемых понятием «делинквентное поведение», колеблется от магазинных краж и вандализма до вооруженного ограбления, изнасилования и убийства. К сожалению, в последние годы, на долю несовершеннолетних преступников приходится огромная часть всех совершаемых преступлений.

В тот или  иной момент жизни многие подростки, если не большинство, оказываются замешанными в чем-то таком, что можно расценить как делинквентное поведение. Кражи в магазинах, например, - обычное явление, так же как и совершаемые подростками акты вандализма (ущерб, причиняемый собственности ради получения удовольствия от разрушения). Возможность официально квалифицировать подростков как делинквентов зависит от того, подвергались ли они аресту.

Делинквентность связана с социальным и экономическим  статусом семьи. Особенно часто в  разряд делинквентов попадают подростки из неблагополучных семей, из неполных семей (живущие только с матерями). Некоторые психологи объясняют это отсутствием ролевой модели мужского поведения в опыте подростка: ему просто не с кого брать положительный пример.

Но не все  подростки из неблагополучных семей становятся делинквентами. Точно также, и дети из благополучных семей нередко проявляют признаки делинквентного поведения. Психологические теории утверждают, что одними только влияниями среды нельзя объяснить, почему те или иные люди совершают преступления. Юноши и девушки не становятся преступниками только потому, что их родители – алкоголики. Это происходит скорее потому, что они, как личности, не смогли или не захотели приспособиться к жизни в обществе или развить в себе умение контролировать собственные импульсы и справляться с гневом и раздражением.

Делинквентность – эта форма приспособления подростка  к социальным и психологическим  реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемые обществом за свой экстремизм. Делинквентность удовлетворяет некоторые специфические потребности подростка – например, в самоуважении. Она также обеспечивает признание внутри группы сверстников и чувство самостоятельности. Для некоторых несовершеннолетних преступников нервное возбуждение при рискованном поведении само по себе обладает непреодолимой притягательной силой, и они не могут ей сопротивляться. [6]

Безусловно, нельзя не учитывать и роль средств массовой информации в развитии делинквентного поведения подростков. Просмотры фильмов с «крутыми» киногероями могут вызвать у особо восприимчивые подростков желание идентифицировать себя с ними, во всем им подражать, включая и совершаемые ими акты насилия.

Социальная  норма – это набор правил поведения, это социальное давление, при помощи которого осуществляется регуляция поступков и намерений индивидов в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).

Различают следующие  наиболее общепринятые виды норм:

*   формализованные правила (все, что официально записано)

*   правила морали (связаны с представлениями людей)

*   образцы поведения (мода)

Поскольку понятие  нормы относится, главным образом, к социальным экспектациям (ожиданиям) "правильного" или "надлежащего" поведения, нормы подразумевают наличие какой-то законности, несут в себе оттенок согласия и предписания, т.е. требования выполнить что-либо или, напротив, запрет, налагаемый на какое-то действие.

Отклонение  от норм, или девиация, охватывает огромный спектр человеческих поступков. Само слово "девиация"- это прямая русскоязычная "калька" позднелатинского deviatio, т.е. отклонение. Заглянув в энциклопедические словари общего характера, мы обнаружим, что этот термин является общепринятым прежде всего в таких науках, как физика и биология. В социологию он пришел сравнительно недавно и используется главным образом для обозначения различных типов поведения, отклоняющихся от нормального.

При этом необходимо учитывать то, что девиация может  быть как позитивной (геройство), так и негативной (преступление, душевная болезнь, алкоголизм и пр.). Чаще всего под девиацией понимается только негативное отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм, т.к. именно это поведение угрожает подрывом соц. стабильности. В реальной жизни практически невозможно обеспечить полное соблюдение всех соц. норм. Поэтому девиации допускаются в определенных пределах, не нарушающих функционировании и целостность соц. систем. Одно дело, когда она проявляется в правонарушении, преступлении, нарушении не только моральных, но и правовых норм, а другое, когда речь идет об отклонении лишь от моральных норм. [7]

В зависимости  от амплитуды отклонения, а также  от характера нарушаемых норм можно выделить три его степени:

*   Незначительные отступления от норм морали и этикета; собственно девиация

*   Нарушения норм права, но также не столь значительные, чтобы за них наступала ответственность, называются в социологииделинквентностью.

*   Серьезные нарушения норм, - преступления.

Понятие "делинквентное  поведение" охватывает довольно широкий  спектр нарушений правовых и социальных норм. А.И.Кравченко проводит такое  разграничение между собственно девиантным и делинквентным поведением: "Первоеотносительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы - отклонение, то для другого или других может быть привычкой... Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам данной страны". Речь идет о том, что, к примеру, такая группа, как уличная шайка хулиганов может расценивать отказ любого из своих членов участвовать в какой-то очередной проделке в качестве девиации. Сами же эти проделки рассматриваются как девиантное поведение и милицией, и большинством жителей этой улицы.

Информация о работе Делинквентное поведение подростков