Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 16:28, доклад
Состояние социального обеспечения зависит от демографической структуры населения, особенностей демографических процессов, в связи с чем, выделяется демографическая функция, свидетельствующая о влиянии социального обеспечения на демографические процессы (предоставление пособий гражданам, имеющим детей, трудовых пенсий и др.). Демографическая функция направлена на воспроизводство на¬селения, необходимого для нормального развития страны.
В современной социально-демографической ситуации (естественной убыли населения России, низком уровне жизни семей с детьми) институты семьи, материнства, отцовства и детства приобретают повышенную публичную значимость, что настоятельно требует формирования законодателем системы социального обеспечения, учитывающей потребности родителей и детей.
Состояние социального обеспечения зависит от демографической структуры населения, особенностей демографических процессов, в связи с чем, выделяется демографическая функция, свидетельствующая о влиянии социального обеспечения на демографические процессы (предоставление пособий гражданам, имеющим детей, трудовых пенсий и др.). Демографическая функция направлена на воспроизводство населения, необходимого для нормального развития страны.
В современной социально-демографической ситуации (естественной убыли населения России, низком уровне жизни семей с детьми) институты семьи, материнства, отцовства и детства приобретают повышенную публичную значимость, что настоятельно требует формирования законодателем системы социального обеспечения, учитывающей потребности родителей и детей. Значение социального обеспечения семей с детьми возрастает вследствие низкого размера оплаты труда и, как следствие, парадоксальной ситуации, когда зачастую двое работающих не могут прокормить двоих детей. Именно демографическая функция социального обеспечения должна являться инструментом активной социальной политики инвестиций в человеческий капитал.
В то же время действующее российское законодательство не содержит конкретных гарантий уровня социального обеспечения, адресованных семье и позволяющих достойно содержать и воспитывать детей. Современная система социального обеспечения не способна эффективно защитить семью с детьми в состоянии социального риска: в законодательстве о социальном обеспечении явно доминирует публичный интерес государства, что выражается в преобладании мер, стимулирующих принятие решения о рождении ребенка1, при этом меры, поддерживающие благосостояние семей с несовершеннолетними детьми, развиты недостаточно. Прямым следствием сложившейся ситуации является отказ семьи от выполнения воспитательной функции, из-за преимуществ бездетности дети вытесняются из семьи, с каждым годом нарастают тревожные тенденции увеличения социального сиротства. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года2 выявило три направления воздействия на общественные отношения: 1) сокращение уровня смертности и увеличение продолжительности жизни населения, 2) рост рождаемости, 3) регулирование внутренней и внешней миграции.
Одной из характеристик современного российского общества является низкая продолжительность жизни, основной причиной которой выступает высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Тревожная тенденция роста смертности населения Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что гарантированное Конституцией РФ и международными актами право на жизнь, не обеспечивается надлежащим образом. Сократить уровень преждевременной смертности возможно, улучшив условия жизни людей, обеспечив их жильем, создав безопасные рабочие места, модернизировав систему здравоохранения, повысив доходы от занятости.
Уровень рождаемости в России недостаточен для обеспечения воспроизводства населения. На рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин, условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число абортов. В то же время большинство россиян не полностью реализуют свои установки на детность, и государству необходимо создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы граждане смогли воплотить в жизнь свои репродуктивные планы.
Приоритетным направлением решения демографической проблемы должно стать создание условий для роста рождаемости и продолжительности жизни посредством поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.
Исследование демографической функции права социального обеспечения позволяет выявить мощный потенциал и низкую эффективность воздействия норм этой отрасли права на процессы смертности, рождаемости и миграции. При невозможности обеспечить высокий доход от занятости в виде оплаты труда возрастает востребованность инструментов социального обеспечения, которое является эффективным механизмом жизнеобеспечения нетрудоспособных граждан и противодействия неравенству.
Система социального страхования, обеспечивая возмещение утраченного заработка застрахованным гражданам, служит цели увеличения продолжительности жизни и улучшения ее качества. В отличие от государственного социального обеспечения страховые механизмы позволяют соотносить выплаты с заработком застрахованного лица и не ограничиваются минимальным уровнем удовлетворения жизненно необходимых потребностей.
Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы – на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Учитывая государственную значимость воспроизводства населения России и поиска путей предотвращения демографической катастрофы, необходимо разработать целевую программу улучшения материального благополучия семей с детьми.
Список литературы:
Издательство БЕК, 2004.
1 Налог на бездетность. РПЦ протоиерей Дмитрий Смирнов 11 января 2013.
2 Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года: указ Президента РФ от 9 октября 2007 года № 1351 // СЗ РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.