Результаты демографической
политики
Реализация демографической
политики Российской Федерации на период
до 2025 года будет осуществляться в три
этапа.
На первом этапе (2007-2010
годы) будут реализованы меры, направленные
на преодоление сложившихся негативных
тенденций демографического развития,
в том числе осуществлена основная часть
мероприятий по снижению уровня смертности
населения в результате дорожно-транспортных
происшествий и от сердечно-сосудистых
заболеваний, по повышению качества оказания
медицинской помощи женщинам в период
беременности и родов, по развитию перинатальных
технологий, уменьшающих риск неблагоприятного
исхода беременности и родов, по оказанию
государственной адресной материальной
поддержки семьям, имеющим детей, включая
проведение индексации пособий с учетом
темпов роста потребительских цен, по
подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей, по психолого-педагогическому
и медико-социальному сопровождению и
материальной поддержке замещающих семей.
Предусматривается разработать
специальные меры по профилактике и своевременному
выявлению профессиональных заболеваний,
улучшению условий труда, содействию занятости
женщин, имеющих малолетних детей, и повышению
их конкурентоспособности на рынке труда,
по развитию инфраструктуры дошкольного
образования, обеспечению местами в дошкольных
образовательных организациях в приоритетном
порядке детей работающих женщин, а также
разработать долгосрочные программы,
направленные на популяризацию здорового
образа жизни, повышение миграционной
привлекательности важных в геополитическом
отношении регионов Российской Федерации.
На первом этапе в субъектах
Российской Федерации будут также разработаны
региональные демографические программы,
направленные на улучшение демографической
ситуации, учитывающие специфику каждого
региона (долю сельского населения, сложившуюся
модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные
с реализуемыми мероприятиями приоритетных
национальных проектов в сфере образования,
здравоохранения, жилищной политики и
сельского хозяйства.
При разработке указанных программ
первоочередное внимание будет уделяться
наиболее острым проблемам народонаселения,
характерным для конкретного региона
субъекта Российской Федерации. Программы
должны быть обеспечены необходимым финансированием,
методическим и информационным сопровождением.
На первом этапе будут созданы
условия, позволяющие уменьшить остроту
демографического кризиса, сформировать
правовую, организационную и финансовую
базу для наращивания дальнейших усилий
по поддержке и закреплению позитивных
тенденций к началу 2011 года.
В результате реализации мероприятий
первого этапа предполагается снизить
темпы естественной убыли населения и
обеспечить миграционный прирост.
На втором этапе (2011-2015
годы) будет продолжено осуществление
мероприятий по стабилизации демографической
ситуации. Основной акцент будет сделан
на внедрении программы здорового образа
жизни, реализации специальных мер по
содействию занятости женщин, имеющих
детей, проведении мероприятий по профилактике
и своевременному выявлению профессиональных
заболеваний, осуществлении программы
поэтапного сокращения рабочих мест с
вредными или опасными для репродуктивного
здоровья населения условиями труда.
К 2015 году предусматривается
существенно улучшить здоровье населения,
создать условия для комфортной жизнедеятельности
семей, воспитывающих детей.
В связи с реализацией с 2010 года
дополнительных мер государственной поддержки
семей, имеющих детей, в форме предоставления
материнского (семейного) капитала будут
разработаны меры по расширению строительства
доступного семейного жилья, развитию
дополнительных образовательных услуг.
По итогам реализации второго
этапа предполагается к 2016 году:
- стабилизировать численность
населения на уровне 142-143 млн. человек;
- увеличить показатель ожидаемой
продолжительности жизни до 70 лет;
- увеличить в 1,3 раза по сравнению
с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости,
на треть снизить уровень смертности населения;
- уменьшить отток квалифицированных
специалистов, увеличить объемы привлечения
на постоянное место жительства в Российскую
Федерацию соотечественников, проживающих
за рубежом, квалифицированных иностранных
специалистов и молодежи, обеспечить на
этой основе миграционный прирост на уровне
не менее 200 тыс. человек ежегодно.
На третьем этапе
(2016-2025 годы) предусматривается на основе
оценки влияния реализуемых проектов
и программ на демографическую ситуацию
проводить мероприятия по упреждающему
реагированию на возможное ухудшение
демографической ситуации в стране.
В связи со значительным уменьшением
к началу третьего этапа численности женщин
репродуктивного возраста потребуется
принять дополнительные меры, стимулирующие
рождение в семьях второго и третьего
ребенка.
В целях замещения естественной
убыли населения в результате возможного
сокращения уровня рождаемости предстоит
активизировать работу по привлечению
на постоянное место жительства в Российскую
Федерацию иммигрантов трудоспособного
возраста.
К 2025 году предполагается:
- обеспечить постепенное увеличение
численности населения (в том числе за
счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;
- увеличить ожидаемую продолжительность
жизни до 75 лет;
- увеличить в 1,5 раза по сравнению
с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости,
снизить уровень смертности в 1,6 раза;
- обеспечить миграционный прирост
на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.
Проблемы демографической
политики4
Проблема резонансного
всплеска рождаемости
Неграмотная политика, направленная
на повышение рождаемости и ориентированная
на достижение скорого и зримого эффекта,
приводит к смещению «календаря рождений». Такое положение
дел оборачивается ростом стоимости инфраструктур
детства (детских и дошкольных медицинских,
досуговых, реабилитационных, образовательных
учреждений). Из-за неравномерного распределения
нагрузки на них, в результате скачущей
численности возрастных групп, инфраструктуры
детства оказываются незагруженными в один
период, и перегруженными — в другой, и,
следовательно, требуют то консервации,
то реанимации и постоянных дополнительных
инвестиций.
Проблема возрастающей
стоимости демографической политики
Демографическая политика,
основанная на принципе экономического
стимулирования рождаемости, обречена
на возрастающую стоимость. Причем рост
расходов, скорее всего, будет происходить
в геометрической прогрессии. Такое положение
дел вызвано:
- привыканием семей к размерам выплат (через некоторое
время размеры выплат перестанут стимулировать
поощряемое ими репродуктивное поведение,
и потребуется очередное весомое увеличение
размера выплат);
- стоимостью инфраструктур для подрастающих детей (расходы
на детей только увеличиваются
по мере их взросления и семья
нуждается в последующих формах поддержки
(ясли, детсады, поликлиники, дошкольное
образование, семейный отдых и т.д.), не получая которых, она отказывается
от вторых, третьих и последующих
рождений).
Грядущая сверх нагрузка
на женскую половину населения России
Легко прогнозируется конфликт
представителей двух точек зрения: сторонники
одной будут отстаивать приоритет демографических
задач, а значит изымать женщин трудоспособного
возраста (ведь он одновременно и репродуктивный)
с рынка труда в семью. Сторонники другой
точки зрения будут требовать мобилизации
человеческих ресурсов в ситуации очередной
модернизации, а значит вовлекать женщин
в рынок труда, требовать новых компетенций,
знаний и отвлекать от семейных и материнских
обязанностей.
Совмещение же двух позиций
представляется желательным, но пока мало
реалистичным. Кстати, ни Демографическая
концепция, ни разработанная под нее Программа
про это ничего не говорят и ориентиры не предлагают.
Более того, на это же самое поколение
возрастет нагрузка со стороны пожилого
контингента. Заложенный в Концепции рост
продолжительности жизни до 75 лет серьезно
ускорит процесс старения нации, в то же
время, отечественную пенсионную систему
по-прежнему спасает лишь низкая продолжительность
жизни населения.
Как следствие, нашим женщинам
придется не только учиться, работать и
растить детей, но и ухаживать за престарелыми
родителями. Одновременно их семьям придется
не только инвестировать во все более дорогостоящее
и продолжительное образование, но и перенаправлять
часть средств в сторону старшего иждивения,
ведь коэффициент замещения пенсией утраченной
зарплаты в стране на позорно низком уровне.
1
Министерство труда и социальной защиты
РФ: Демографическая политика РФ на период
до 2025 года. http://www.rosmintrud.ru/
2 Кравченко Л. Демографическая
ситуация в России. http://rusrand.ru/forecast/demograficheskaja-situatsija-v-rossii
3Концепция
демографической политики. Российской
Федерации на период до 2015 года. http://www.demography.ru/xednay/demography/opinions/gpp.html#5
4
Сергей Градировский. Десять проблем управления
демографической политикой. http://www.archipelag.ru/ru_mir/ostrov-rus/demography-position/concept_demography_2025/dempolitic/