Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 13:15, реферат
Влияние ислама на жизнь большинства стран обозначился и на демографических показателях: прослеживается быстрый рост населения, «демографический взрыв».
Показатели рождаемости очень высокие — 20-35 % на год. Средние ежегодные темпы прироста населения — 2,8 %. Максимальные значения наблюдаются в Катаре и ОАЕ (5,8 %), Иордании (4,7 %), Омане (4,5 %), Саудовской Аравии (4,3 %), Йемене (4,2 %), что есть одними из высочайших уровней в мире; минимальные — в Грузии (0,2 %), Кувейте (0,3 %), Азербайджане, Армении, Турции (1,7 %), на Кипре (1,2 %). Смертность за последние десятилетия снизилась, а средняя продолжительность жизни выросла. Уровень детской смертности в отдельных странах еще очень высокий, например в Афганистане (один из высочайших в мире).
Мужчины численно преобладают над женщинами — 53 % населения
Демографические особенности Юго-Западной Азии.
Влияние ислама на жизнь большинства
стран обозначился и на демографических
показателях: прослеживается быстрый
рост населения, «демографический взрыв».
Показатели рождаемости очень высокие
— 20-35 % на год. Средние ежегодные темпы
прироста населения — 2,8 %. Максимальные
значения наблюдаются в Катаре и ОАЕ (5,8
%), Иордании (4,7 %), Омане (4,5 %), Саудовской
Аравии (4,3 %), Йемене (4,2 %), что есть одними
из высочайших уровней в мире; минимальные
— в Грузии (0,2 %), Кувейте (0,3 %), Азербайджане,
Армении, Турции (1,7 %), на Кипре (1,2 %). Смертность
за последние десятилетия снизилась, а
средняя продолжительность жизни выросла.
Уровень детской смертности в отдельных
странах еще очень высокий, например в
Афганистане (один из высочайших в мире).
Мужчины численно преобладают над женщинами
— 53 % населения. Во всех мусульманских
странах дети и молодежь в возрастной
структуре населения составляют 33 %. Количество
пожилых людей в регионе незначительное
(5 %), но наблюдается тенденция к ее увеличению
за счет роста продолжительности жизни.
У мужчин она составляет 67 лет, у женщин
— 71 год.
Демографический взрыв и демографическая
политика Индии
Учет населения в Индии налажен очень
хорошо. Первая перепись в этой стране
состоялась еще в годы британского владычества
— в 1872 г., вторая — в 1881 г., с тех пор и в
колониальной, и в независимой Индии они
проводятся регулярно, через каждые 10
лет. Всего таких переписей было 14, последняя
— в 2001 г. Материалы этих переписей содержат
необходимые сведения о динамике населения
страны. Данные таблицы и несложные расчеты
позволяют сделать интересные выводы.
Они показывают, что в первой половине
XX в. население страны выросло примерно
в 1,5 раза. И абсолютный, и относительный
рост его за отдельные десятилетия был
довольно значительным, но все же не превышал
4,5 млн человек, или 1,5% в год. Более того,
в 1911—1921 гг. отмечалась и абсолютная, и
относительная убыль населения, явившаяся
следствием Первой мировой войны, а также
эпидемий чумы, холеры и оспы. Во второй
половине XX в. рост населения значительно
ускорился. Индия вступила во вторую фазу
демографического перехода, означавшую
начало демографического
взрыва.
Механизм этого взрыва был таким же, как
в других развивающихся странах. С одной
стороны, благодаря распространению довольно
простых и недорогих средств массовой
вакцинации, применению антибиотиков
для борьбы с инфекционными и паразитарными
заболеваниями произошло резкое сокращение
показателя смертности: с 27,4‰ в 1951 до 8,9‰
в 2000 г. За этот же период средняя ожидаемая
продолжительность жизни для обоих полов
выросла с 32 до 62 лет. С другой стороны,
показатели рождаемости, хотя и снизились
с 43 до 24,8‰, все же остаются еще весьма
высокими, примерно соответствующими
среднемировому уровню. В результате показатель
естественного прироста даже вырос.
Можно добавить, что по отношению к Индии
абсолютные цифры впечатляют еще больше,
чем относительные. Статистика свидетельствует
о том, что в 70—80-е годы ежегодный абсолютный
прирост населения в стране достигал 16—17 млн человек.
Это означает, что за каждые сутки оно
возрастало на 46—47 тыс. человек, а за каждый
час — примерно на 1900 человек. В мае 2000 г.
здесь торжественно отметили знаменательное
событие — рождение миллиардного гражданина
Индии; им оказалась девочка, которую назвали
Аста, что на языке хинди означает «вера».
Таким образом, Индия стала второй после
Китая страной в мире, перешагнувшей рубеж
в 1 млрд жителей.
Известно, что демографический взрыв тормозит
социально-экономическое развитие стран
Азии, Африки и Латинской Америки. Но в
Индии его абсолютные масштабы оказались
такими, которые сделали подобное торможение
особенно ощутимым. Достаточно сказать,
что средняя плотность населения страны
за вторую половину XX в. возросла со 110 до
308 человек на 1 км2, a это, соответственно,
увеличило и так называемую демографическую
нагрузку на обрабатываемые земли. Нельзя
забывать и о том, что половину населения
страны составляют дети и молодежь до
18 лет, и по мере их взросления государство
должно было бы каждую неделю строить
10 тыс. новых домов и создавать 100 тыс. рабочих
мест, а это практически невозможно. Индия
не в состоянии также ежегодно строить
130 тыс. новых школ и подготавливать 400 тыс.
учителей. И это не говоря уже о такой сверхпроблеме,
как обеспечение быстро растущего населения
продовольствием.
Тем не менее статистика говорит о том,
что пик демографического взрыва Индия
уже прошла. Хотя абсолютный прирост населения
за десятилетия с 1981 по 1991 и с 1991 по 2001 г.
оставался еще на уровне 160—180 млн человек
(что сравнимо со всем населением Бразилии!),
среднегодовой прирост начал уже постепенно
уменьшаться. То же относится и к важному
коэффициенту фертильности (показывающему
число детей, приходящихся на одну женщину
в детородном возрасте), который в 2000 г.
составил 3,1, по сравнению с 6,0 в 1950 г. Можно
утверждать, что подобные изменения объясняются
в известной мере осуществлением государственной
демографической политики.
Индия первой из развивающихся стран приступила
к осуществлению национальной программы
планирования семьи в качестве официальной
государственной политики. Это произошло
еще в 1951 г., когда началось выполнение
первого пятилетнего плана развития народного
хозяйства страны. Важно подчеркнуть,
что с самого начала программа семейного
планирования не сводилась только к ограничению
рождаемости, а имела главной целью укрепление
при помощи подобных мер благосостояния
семьи как основной ячейки общества.
Политика планирования семьи в Индии предусматривает
самые различные пропагандистские, медицинские,
административно-правовые и другие меры.
По всей стране созданы тысячи центров
семейного планирования, занимающихся
преимущественно его координационно-
Сначала демографическая политика ставила
задачу перехода от традиционной многодетной
к двух-трехдетной семье. Она проводилась
под лозунгами: «Два или три ребенка —
достаточно!», «Повремени заводить второго
ребенка, а после третьего остановись!»,
«Малая семья — счастливая семья!» и т.д.
При этом средства контроля за рождаемостью
оставались традиционными и заключались
либо в стерилизации, либо в предупреждении
беременности. Стерилизация, хотя и не
была принудительной, но активно поощрялась
властями: согласившийся на нее мужчина
мог получить денежную премию или... транзисторный
радиоприемник. В апреле 1976 г. в стране
была принята новая, гораздо более жесткая
программа планирования семьи, в которой
основная роль отводилась уже принудительной
стерилизации мужчин (а численность их
в Индии намного больше численности женщин).
По выражению тогдашнего премьер-министра
Индии Индиры Ганди, «некоторыми привилегиями
личности можно пренебречь во имя человеческих
прав нации: права на жизнь, права на прогресс».
Тогда стерилизации подверглись мужчины,
имевшие двух и более детей. В 1978 г. правительство
предприняло попытку юридически увеличить
возраст вступления в брак. В 50-е годы возраст
вступления в брак для мужчин составлял
22 года, а для женщин 15 лет, но уже в 60-е годы
он был повышен соответственно до 23 и 17 лет,
а в 1978 г. для женщин — до 18 лет.
После того как перепись 1981 г. показала
больший прирост населения, чем это ожидалось,
активность программ планирования семьи
возросла.
В 1986 г. правительством Индии была разработана
новая программа сокращения роста населения,
которая предусматривала охват различными
средствами контрацепции до 60% супружеских
пар.
По опыту Китая были созданы 2 млн женских
добровольческих бригад, каждая из которых
должна была «взять шефство» над 60 супружескими
парами. Была установлена более жесткая
норма — два ребенка на семью. Соответственно
изменились и демографические лозунги:
«Имейте лишь двух детей — первого и последнего»,
«Два ребенка — достаточно!»
В середине 90-х годов в соответствии с
рекомендациями Конференции ООН по народонаселению
в Каире (1994) программы планирования семьи
в Индии подверглись новым изменениям.
Правительство решило отказаться от общенациональных
ориентиров и заданий в этой области, итоги
таких программ перестали публиковать.
Акцент был сделан на укрепление здоровья
женщин в репродуктивном возрасте, а также
на снижение младенческой и детской смертности.
Женщинам было предоставлено право самим
решать, какой метод контрацепции выбрать.
В конце 90-х годов доля женщин, применявших
контрацептивные препараты, превысила
уже 40%.
Но в 2000 г. была подготовлена новая Национальная
программа демографической политики,
основная цель которой заключается в достижении
к 2010 г. уровня фертильности, соответствующего
простому воспроизводству населения,
а к 2045 г. — стабилизации его численности.
Главное отличие этой программы от предыдущих
состоит в ее акценте на пропаганду улучшения
качества жизни в результате сокращения
размеров семьи.
Значительно меньшие успехи демографической
политики в Индии по сравнению с Китаем
в первую очередь объясняются социально-экономическими
факторами. Во-первых, крайней нищетой
значительной части населения страны,
где более 1/3 всех жителей пребывают за
чертой бедности. Во-вторых, низким образовательным
уровнем населения. Хотя грамотность поднялась
с 18% в 1951 до 65% в 2000 г., все же у мужчин и ныне
составляет 76%, а у женщин — 54%; на женщин
приходится 2/3 всех неграмотных в стране.
(Как отмечает Г.В. Сдасюк, штат Керала,
имеющий самый высокий в стране уровень
грамотности мужчин и женщин (91%), отличается
и самыми низкими темпами прироста населения.
Добавим, что в штате Керала на одну женщину
приходится менее двух детей, тогда как
в штате Уттар-Прадеш — пять.)
В-третьих, играют роль некоторые догматы
индуизма, с которыми связана тысячелетняя
традиция ранних браков, а также разного
рода семейных обрядов.
Так уж повелось в Индии, что роль женщины
в выборе спутника жизни в большинстве
случаев остается ограниченной. Соблюдение
религиозных и социальных норм и традиций
делает знакомство и помолвку непосредственно
между женихом и невестой, как это принято
на Западе, весьма трудным, а зачастую
и невозможным делом. Подавляющее большинство
браков и до сих пор организуется родителями,
которые стремятся обеспечить передачу
по наследству не только собственности,
но и общественного положения, кастовых
и религиозных традиций клана. Да обычно
и сам молодой человек доверяет своим
родителям, считая, что они примут мудрое
решение или, по крайней мере, предложат
ему на выбор несколько достойных кандидатур.
Сам отбор этих кандидатур обычно осуществляется
с помощью газет, которые публикуют целые
полосы брачных объявлений. Можно добавить,
что выбор невесты во многом зависит от
размеров приданого, которое могут предложить
за нее. Да и сам свадебный обряд — весьма
дорогостоящее мероприятие; обычно он
длится несколько дней при участии многочисленных
родственников и знакомых.
Все это крайне затрудняет проведение
государственной демографической политики.
Возглавлявшаяся Индирой Ганди партия
Индийский национальный конгресс в 1977 г.
впервые за всю свою историю проиграла
парламентские выборы, причем едва ли
не главной причиной этого неожиданного
ее поражения стала жесткая демографическая
политика, вызвавшая сильное недовольство
многих слоев населения.
Трудно предвидеть, насколько результативной
окажется новая демографическая политика
Индии. Что же касается прогнозов ООН,
сделанных в конце 90-х годов, то в соответствии
с ними численность населения страны к
2015 г. может составить 1212 млн человек, к
2025 г. — 1330 млн и к 2050 г. — 1535 млн человек. Если
такой прогноз оправдается, то в середине
XXI в. Индия по численности жителей обгонит
Китай. Но есть и прогнозы, согласно которым
к 2050 г. число жителей в Индии может достигнуть
1,7 и даже 1,9 млрд человек!
Демографические проблемы современного Китая.
Проблемы, связанные с ростом количества
населения
С 50-х годов в Китае наблюдались два всплеска
рождаемости. Первый происходил с 1954 г.
по 1957 г. Тогда количество новорожденных
ежегодно превышало 20 млн. Второй – с 1962
г. по 1975 г. Данные третьей переписи населения
Китая показывают, что и в 1981 г. после 10
лет применения планового деторождения
количество новорожденных за год составляло
20,7 млн. человек. При очень низкой смертности
населения в возрасте от 0 до 14 лет – с
конца 70-х годов до 1996 г. – в Китае ежегодно
более 20 млн. человек входило в трудоспособный
возраст.
В итоге здесь уже в 1990 г. численность трудовых
ресурсов составила 754,5 млн. человек, 65,6%
от всего населения; среди них социально
занятые – около 614 млн. человек. В 1996 г.
количество лиц трудоспособного возраста
возросло до 850 млн. чел и к концу прошлого
века превысило 900 млн. человек. По абсолютной
численности экономически активного населения
КНР находиться на первом месте. Населению
трудоспособного возраста в Китае присущи
следующие особенности: масштабность;
быстрый рост; значительная доля в общей
численности населения; длительный период
продолжающегося увеличения.
Большое количество трудоспособных имеет
положительную сторону только при соответствии
численности трудящихся уровню социально-экономического
развития страны и при условии, что общество
имеет достаточно средств, ресурсов и
оборудования для обеспечения трудоустройства.
В Китае же, где этих условий еще нет, оно
является обузой, «бомбой» для общества.
Здесь на рынке труда предложение постоянно
превышает спрос. Очевидно, перед Китаем
еще довольно длительный период будет
стоять проблема трудоустройства. Ее «давление»
будет обострять противоречие между «равенством»
и «эффективностью», мешать реформам в
общественной экономике.
Вопрос социального равенства является
очень важным и чувствительным. Малейшая
неосмотрительность при решении этого
вопроса может вызвать беспорядки в обществе.
С другой стороны, если Китай хочет построить
систему рыночной экономики, нужно использовать
механизм конкуренции и экономической
эффективности. Необходимо создание единого
рынка рабочей силы, чтобы осуществить
достаточное освоение, правильное и эффективное
распределение трудовых ресурсов. Но в
условиях, когда рыночная экономика только
развивается, не происходит пока оздоровления
систем рынка рабочей силы и социального
обеспечения. Поэтому на пути осуществления
вышеназванных целей еще существуют большие
преграды.
Давление со стороны проблемы трудоустройства
в основном вызвано избытком рабочей силы
в деревне. Решение вопроса, связанного
с излишней рабочей силой в сельской местности,
уже стало важнейшим фактором, определяющим
успех реформ в деревне. Это привело к
выбору: либо пустить крестьян в города,
что вновь приведет к проблемам, либо ограничить
сюда их переселение и, в конечном счете,
ограничить развитие деревни.
Проблемы образования населения
Немало проблем, существующих в Китае,
в значительной мере вызвано низким уровнем
образования.
В первые годы народной власти достигнуты
большие успехи в области образования.
Была близка к полной ликвидации неграмотность.
Большое развитие получила общеобразовательная
и высшая школа. Однако политика «большого
скачка», «культурная революция» отрицательно
сказались на образовании. Хотя в последнее
время многое исправлено, положение остается
тяжелым. По данным статистики, 23,5% жителей
страны неграмотны и полуграмотны. К 1982
г., через 32 года после создания КНР, количество
населения увеличилось на 566 млн., и только
325,2 млн. человек получили образование:
157,1 млн. – на уровне начальной школы, 52,5
млн. – второй ступени средней школы, 5,8
млн. – на уровне техникума, 3,18 млн. – высшее.
По данным четвертой переписи населения
Китая, на 1 июля 1990 года население в возрасте
старше 12 лет в среднем имело образование
на уровне 5,5 лет обучения. Неграмотных
и полуграмотных в возрасте 15 лет и старше
было 182 млн. человек, из которых подавляющее
большинство проживало в сельской местности.
Число неграмотных женщин составляет
70% общего числа неграмотных. 350 млн. человек
имели начальное образование, что составляло
47% от общей численности населения страны.
170 млн. получили среднее образование.
Доля лиц, имеющих высшее образование,
составила только 0,6%, студентов вузов
– 0,12% от всего населения. Это значит, что
процент лиц, поступающих из начальной
школы в среднюю невысок, а из средней
школы в вуз еще ниже.
Нынешнее отставание в образовании, несомненно,
будет влиять на дальнейшее развитие экономики
и общества в целом. По данным зарубежных
исследований, половина национального
дохода США является результатом повышения
образования рабочей силы. Согласно исследованиям,
проведенным в Японии, степень образования
работников влияет на техническое преобразование:
если уровень образования рабочих поднимается
на один класс, то уровень техники – на
6%. Обычно, чем ниже уровень образования,
тем меньше национальный доход страны.
Таким образом, низкий образовательный
уровень населения является важным фактором,
отрицательно влияющим на социально-экономическое
развитие Китая. Быстрый рост численности
населения помешал накоплению материальных
средств и вложению капитала в образование.
В 1965 г. в Китае расходы на одного учащегося
начальной школы составляли 19,96 юаней
в год, на одного учащегося средней школы
– 88,89 юаней. К 1978 г. из-за увеличения численности
населения ежегодные расходы уменьшились
соответственно до 12,61 и 37,57 юаней.
Обострение продовольственной проблемы
В связи с обострением демографической
проблемы ухудшается обеспечение населения
продовольствием и товарами широкого
потребления. После создания КНР уже за
короткий период времени она вошла в число
стран-лидеров по производству основных
сельскохозяйственных продуктов. На сегодняшний
день по количеству производимого зерна,
мяса, рапса Китай уже занимает первое
место в мире. Объем производства зерна
в Китае с 113,2 млн. тонн в 1949 г. возрос до
394 млн. тонн в 1988 г., т.е. в 2,5 раза. Производство зерна с одного
гектара за этот период также увеличилось
в 2,5 раза. Это огромные темпы развития.
Объем же производства основных сельскохозяйственных
продуктов на одного человека увеличился
незначительно. Это зависит от численности
жителей страны.
Из-за невысокого объема производства
на душу населения основная часть зерна
идет на питание людей. И это создает сложности
для скотоводства. Объем производства
свинины, говядины и баранины на 22,4% меньше
среднемирового уровня. Производство
куриных яиц на 17,2% ниже, чем среднемировой
уровень. Объем производства продуктов
водного промысла на 60,5% ниже среднемирового
уровня. В дальнейшем будет трудно сохранить
даже такой низкий уровень, потому что
количество населения страны стабильно
увеличивается примерно на 15 млн. человек
в год, а вместе с этим увеличивается и
потребность в зерне. При небольшой площади
непаханых земель, которые еще возможно
обрабатывать, решение вопроса о зерне
начинает все больше зависеть от увеличения
объемов производства с единицы площади.
Но потенциально возможное увеличение
объемов производства с единицы площади
не беспредельно.
Сегодня на Китай приходится более 20% всего
населения земного шара. Однако на его
территории всего около 7% мировых пахотных
земель. Положение усугубляется еще и
тем, что в последние годы общий объем
производства зерна в стране не растет
и в течение ряда последних лет не превышает
500 млн. тонн, а население продолжает увеличиваться
с каждым годом. На «едока» приходиться
370 килограммов зерна в год. Между тем еще
несколько лет назад этот показатель равнялся
400 килограммам. Более того, обрабатываемые
площади ежегодно сокращаются на 300-400
тысяч гектаров.
Полвека назад, когда была провозглашена
КНР, в стране насчитывалось 600 млн. жителей.
Ныне их стало вдвое больше. А посевные
площади сократились со 130 до110 млн. гектаров.
Их теперь приходится менее, чем по десять
соток на человека. Причины этого заключаются
в следующем.
Во-первых, все больше земель отводиться
под строительство. Рост населения обязательно
ведет к увеличению количества домов.
Тем более, что дом – это важнейшее имущество
и капиталовложение крестьян Китая. По
данным 1985 г., общая площадь крестьянских
домов по всей стране занимала 0,97 млн.
га, что уменьшило пахотные земли на 5,6%.
В южных провинциях страны с 1978 по 1980 года
свыше 2/5 земли было выведено из пахотной
площади и пошло под строительство. В провинции
Гуандун, например, за 10 лет площадь пахотной
земли уменьшилась на 266800 га, и сейчас
на одного человека здесь приходится 0,04
га. Согласно предварительным расчетам,
ежегодная площадь, занятая под строительство,
в следующее десятилетие составит около
6670 га. Кроме строительства, в стране значительные
площади отводятся под кладбища, которые
занимают свыше 66700 га.
Во-вторых, наблюдается перевод пахотной
земли под луга и леса, что также является
одним из важных факторов, влияющих на
уменьшение ее площади. В 1985 г. по всей
стране 933800 га пахотной земли были отведены
под леса и луга; в 1987 г. – 366183 га; в 1989 г.
– 233249,9 га. В-третьих, позабывшие о голоде
крестьяне сокращают посевы зерновых
ради более доходных культур. Богатые
приморские провинции, являвшиеся житницей
страны, стали ввозить зерно из внутренних
районов. Наконец, в-четвертых, от трети
до половины посевных площадей в Китае
периодически страдают от засух, наводнений
и других стихийных бедствий.
Из-за того, что в Китае почти не осталось
непахотных земель для освоения, уменьшение
площади пахотной земли будет чистой потерей,
которая не будет восстановлена никогда.
Проблема «старения» населения
Политика контроля над ростом населения,
в частности политика «планирования семьи»,
вызвала еще одно явление в демографии
КНР: происходят изменения в возрастной
структуре. Увеличивается доля взрослого
и трудоспособного населения. Резкое «постарение»
населения ожидается в предстоящие 40 лет.
В конце 1996 года в Китае было около 130 млн.
человек в возрасте 60 лет и старше – примерно
10% от общей численности населения. Согласно
оценке ООН, если количество людей в возрасте
60 лет и старше составляет свыше 10% от общей
численности населения, то данная страна
является «страной с пожилым населением».
Таким образом, Китай входит в число подобных
стран. В течение следующих 40 лет количество
пожилых китайцев будет увеличиваться
ежегодно более чем на 3%,. К 2025году оно
составит свыше 300 млн. человек, или более
20% от общей численности населения. В 2035
году доля пожилых людей поднимется до
27%, т.е. каждый четвертый человек в стране
будет пожилым.
Вместе с увеличением доли пожилых людей
в общей численности населения увеличивается
и коэффициент их иждивенческой нагрузки,
что означает и увеличение экономической
нагрузки. В 1988 году количество пенсионеров
составляло 18 млн. Человек (14% от численности
работающих), а расходы на пенсии – 18 млрд.
юаней. В 2000 году пенсионеров стало 40 млн.,
или 17% от численности работающих. Таким
образом, расходы на них возросли до 50
млрд. юаней. В промышленно развитых городах
старение население уже сегодня является
серьезной проблемой. Например, в Шанхае
в конце 1986 года количество пенсионеров
превышало 1,38 млн., что составляло около
28,3% от работающих горожан. Сумма пенсий
составляла 20% от общего фонда заработной
платы.
Государство много делает, чтобы обеспечить
спокойную и безбедную старость граждан
КНР. Почти во всех провинциях, автономных
районах и городах центрального подчинения
создана сеть домов престарелых. Китайские
власти, особенно на местах, стремятся,
заботясь о пенсионерах, не изолировать
их от общества. Прежде всего они вовлекают
их в различные формы общественно-полезной
деятельности. Для них создан ряд предприятий
«с облегченным способом производства»,
также они принимают участие в поддержании
общественного порядка, воспитании подрастающего
поколения, помогают советом и консультациями
на местах своей прежней работы.
Старение населения повлияет на распределение
и перераспределение национального дохода,
на экономическую систему и ее развитие
в целом. В 1984 году китайские пенсионеры
в среднем получали пенсию в сумме 769 юаней
ежемесячно. Эти расходы в 5 раз больше,
чем расходы на детей в городах Китая.
Также изменяются пропорции между расходованием
и накоплением капитала.
В Китае в основном традиционная структура
семьи. На сегодняшний день только 4% лиц
в возрасте 60 лет и старше живут отдельно.
Но со старением населения семейная структура
измениться: увеличится количество отдельных
семей пожилых людей и семей типа 4:2:1, где
4 – люди пожилых возрастов, 2 – трудоспособное
население, 1 – несовершеннолетние. Так
политика «одна семья – один ребенок;
породила своего рода демографический
капкан. Создалась ситуация, когда максимальное
социальное бремя должно лечь на поколение,
минимально для этого подготовленное.
На «маленьких императоров», как окрестили
китайцы эгоистичное племя своих единственных
сыновей и единственных дочерей, которые
выросли без братьев и сестер, не привыкли
ни с кем делиться и еще меньше – чем-либо
жертвовать.
Обострение кризиса, связанного с миграцией
и урбанизацией
В последнее время в демографической области
возникла еще одна сложная проблема, которая
вызывает серьезное беспокойство. Это
огромная масса мигрирующего населения.
Как считают в Китае, ее возникновение
связано с осуществлением в деревне аграрной
реформы. Переход на систему семейной
подрядной ответственности высвободил
значительное количество крестьян. Большинство
бывших земледельцев устроилось на местные
волостные не поселковые предприятия,
сеть которых быстро развивается в сельских
районах, часть же двинулась в города в
поисках работы на стройплощадках, промышленных
предприятиях, в сфере обслуживания. Наплыв
мигрантов оборачивается большими хлопотами
для городских властей: усугубляется и
без того напряженное положение на общественном
транспорте, в здравоохранении.
Мобильное и поэтому трудно поддающееся
контролю мигрирующее население затрудняет
реализацию демографической установки
«одна семья – семья, один ребенок». Обследование,
проведенное в ряде городов, показало,
что 70% женщин из числа приезжих «не следует
государственной политике «планирования
семьи», имея по двое и более детей. Местные
власти принимают меры, чтобы контролировать
положение. В ряде провинций муниципалитеты
требуют, чтобы перебирающиеся в города
местные крестьяне предъявляли специальные
«сертификаты планирования семьи», удостоверяющие
их семейное положение и наличие детей.
Без таких документов их не принимают
на работу.
Миграция значительно осложняет ускорившийся
в последнее время процесс урбанизации
в КНР. Проведение хозяйственной реформы
привело резкому увеличению числа мигрантов,
изменению характера процессов урбанизации
в стране. Если за 27 лет, с 1949 по 1976 год,
численность городского населения возросла
на 106 млн. чел, то за десятилетие реформы
(1976-1986 гг.) она увеличилась на 278 млн., с
163 до 441 млн. человек. В последнее время
заметно растет число городов-миллионеров
и других крупных городов, в которых проживает
подавляющее большинство жителей, что
характерно для процесса урбанизации
в Китае. Почти 79% горожан проживает в городах
с населением более 500 тыс. человек, 48% –
с населением свыше 1 млн. человек. Доля
малых и средних городов с числом жителей
50-100 тыс. человек невелика.
Крупные города все больше сталкиваются
с проблемой чрезмерной скученности, нехватки
источников энергии и сырья, транспорта,
недостатками системы образования, вопросами
занятости обеспечения жильем, обострения
экологической ситуации. Именно поэтому
одним из основных направлений политики
в области урбанизации было жесткое ограничение
чрезмерного роста крупных городов. Плотность
населения в крупнейших городах КНР достигает
2,1 тыс. человек на 1 кв. км в Пекине, 19,9 тыс.
– в Шанхае. Население неравномерно концентрируется
и в границах городской территории. При
общей площади Пекина 16 тыс. кв. км на 2%
его территории сосредоточено 45% жителей.
Такая скученность населения обостряет
обеспеченность горожан жильем и коммунальными
услугами. В 1989 году на одного городского
жителя приходилось 6,6 кв. м жилья, на одного
сельского жителя – 17,2 кв. м. В крупных
городах обеспеченность жильем гораздо
хуже, чем в малых. Качество жилых помещений
в городах не отвечает современным требованиям.
Зимой дома отапливаются очень плохо (в
Пекине имеет центральное отопление 10%
жилого фонда). Для обогрева квартир используются
печи и небольшие котельные, что усиливает
загрязнение воздушного бассейна городов.
Вода в городах плохого качества, ее недостаточно;
более 150 городов страны остро страдают
от постоянной нехватки воды, ее не хватает
как городскому населению, так и промышленным
предприятиям. Размеры потребления воды
в Пекине в 1949 году составляли 6,5 млн. т,
а в 1978 году – 18,9 млн. т.
Рост числа городских жителей на передний
план выдвигает и проблему городского
транспорта, который в течение многих
лет почти не обновлялся; используются
в основном старые, изношенные машины.
Нагрузки на транспорт огромны – в Пекине
перевозится в среднем 10 млн. пассажиров
в день. Многие городские жители из-за
ужасной скученности и давки в общественном
транспорте предпочитают пользоваться
велосипедом. В Пекине с 1969 года работает
метро.
Слабо контролируемые темпы урбанизации
способствуют росту преступности. Удельный
вес уголовных правонарушений, совершаемых
приезжими в крупных и средних городах
КНР, составляет уже около 40%, что вызывает
у властей закономерную тревогу. Центральные
власти приняли ряд законодательных актов,
предусматривающих жесткие ограничения
«дальнейшего разбухания городов-гигантов»,
создание вокруг них населенных пунктов
с надлежащей инфраструктурой.
Обострение экологической проблемы
Непрерывный рост населения оказывает
огромное давление на окружающую среду.
Уже заметны признаки, которые показывают,
что сегодняшнее количество жителей КНР
приближается к пределу. А в некоторых
районах страны даже превышает предел
«выносливости» экологической системы.
Вместе с увеличением численности людей
возрастают и их суммарные потребности.
Чтобы уменьшить несоответствие между
потребностями человека и их обеспечением
окружающей средой требуется новое усиленное
освоение природы. Результат предсказуем
– широкомасштабное разрушение экологии
и серьезное загрязнение окружающей среды.
Среди экологических бедствий эрозия
почв является самым серьезным. На сегодняшний
день площадь земель Китая, подверженных
эрозией почв, составляет 1,6 млн. км² или
1/6 общей площади страны. Площадь земель,
ежегодно превращающихся в пустыни, составляет
около 2100 км². Сокращение лесов, лугов,
чрезмерная добыча полезных ископаемых
вызвали разрушение экологической системы
и стихийные бедствия, которые ежегодно
наносят прямой экономический ущерб в
размере 40-60 млрд. юаней. Это заметно влияет
на экономическое развитие и социальную
стабильность в стране.
Загрязненность окружающей среды усиливается
с каждым днем. Ее подразделяют на жизненное
и производственное загрязнение, а производственное
еще разделяется на индустриальное и сельскохозяйственное.
Возьмем, к примеру, индустриальное загрязнение.
После создания КНР ежегодно рождалось
15-20 млн. человек, увеличивалась численность
рабочей силы. Существующие тогда около
400 тыс. предприятий не могли обеспечить
работой массы новых граждан, и поэтому
в городах и деревнях появилось множество
новых предприятий. Их общее количество
достигло 1,5 млн. Эти предприятия, имеющие
обычно отсталые технологии и оборудование,
не в состоянии принять какие-либо меры
по охране окружающей среды. В стране 85%
промышленной сточной воды и 80% промышленных
отходов, а также большинство отработанного
газа прямо, без отчистки выпускается
в окружающую среду, что создает очень
серьезную ситуацию. В 1981 г. отработанные
газы содержали 42 млн. тонн разных ядовитых
и вредных веществ, сточные воды – 30,3 млрд.
тонн подобных веществ. Ежегодное количество
различных промышленных отходов составляет
около 430 млн. тонн. В целом за все годы
после создания КНР количество промышленных
отходов составило более 5 млрд. тонн, которые
занимают 400 км². Сегодняшняя ситуация
в Китае по загрязнению окружающей среды
крупными и средними предприятиями еще
не получила должной оценки, а загрязнение
малыми предприятиями продолжает увеличиваться.
Этнолингвистический и религиозный состав населения Азии.
В зарубежной Азии живет более тысячи народов – от мелких племенных этносов, насчитывающих несколько сотен человек, до крупнейших по численности народов мира. Четыре народа этого региона (китайцы, хиндустанцы, бенгальцы и японцы) насчитывают более 100 млн человек каждый. Еще восемь народов (панджабцы, бихарцы, яванцы, корейцы, телугу, маратхи, тамилы и вьеты) насчитывают от 50 млн до 100 млн человек. Всего же народов – «миллионеров» здесь 107, и на них приходится 98 % населения региона.
Народы зарубежной Азии относятся примерно к 15 языковым семьям; такого лингвистического разнообразия также нет ни в одном другом крупном регионе планеты. Самая большая из них по численности людей – сино-тибетская семья, резко преобладающая в Восточной Азии. На втором месте стоит индоевропейская семья, народы которой расселены главным образом в северной части Южной Азии, в Иране и Афганистане. Третье место принадлежит австронезийской семье, представленной прежде всего в островном мире Юго-Восточной Азии, четвертое – дравидийской семье, на языках которой говорят народы южной части Южной Азии, пятое – австроазиатской семье, представленной некоторыми народами Индокитая. Далее следует алтайская семья, народы которой как бы окаймляют северную границу региона от Черного моря до Тихого океана, тайская (паратайская) семья в Индокитае, афразийская (семито-хамитская) семья, представленная родственными арабскими народами Юго-Западной Азии.
В зависимости от национального состава и характера этнических взаимоотношений видный отечественный этнограф и этногеограф С. И. Брук подразделил страны зарубежной Азии на четыре группы. К первой из них он отнес однородные в национальном отношении, где основной народ составляет более 95 % всего населения. Во вторую группу были включены те, где основной народ составляет 70–95 % всего населения, в третью – страны, где основному народу принадлежит лишь около половины или несколько больше (но не свыше 70 %) всего населения. Наконец, четвертую группу образуют страны, населенные многими крупными народами, ни один из которых не составляет большинства населения. Все эти группы приведены в таблице 29.
В первую группу входят Япония, обе Кореи, Бангладеш, относящиеся к числу наиболее типичных однонациональных государств в мире, а также некоторые арабские страны Юго-Западной Азии.
Вторая группа, самая большая, включает в себя все остальные арабские страны Юго-Западной Азии – в общем также почти однонациональные, где инородные национальные меньшинства связаны главным образом с трудовыми миграциями населения. Некоторое исключение составляет только Ирак со значительной прослойкой курдов. Из неарабских стран Юго-Западной Азии во вторую группу входят также Турция, Израиль и Кипр. В Турции главное национальное меньшинство также образуют курды, в Израиле – арабы-палестинцы, доля которых из-за более высокого прироста населения возросла с 10 % в 1950 г. до 19 % в наши дни. Население Кипра состоит из двух основных этнических общин: греков-киприотов и турок-киприотов.
Страны Южной Азии представлены во второй группе Шри-Ланкой, государства Юго-Восточной Азии – Вьетнамом, Камбоджей, Мьянмой, Таиландом и Сингапуром, а Центральной и Восточной Азии – Монголией и Китаем. В большинстве своем эти страны относятся уже к многонациональным, но с резким преобладанием главной нации. Наиболее ярким примером такого рода может служить Китай, где национальные меньшинства составляют менее 9 % населения, но это соответствует 115 млн человек. Из 56 меньшинств 16 насчитывают более 1 млн человек. А районы их распространения (пять автономных районов Китая и провинции Гуаньсу, Цинхай, Гуйчжоу и Хайнань) занимают 6 млн км2, или 63 % территории страны. Таиланд – многонациональная страна, населенная более чем 30 народами, которые относятся к четырем языковым семьям.
Во Вьетнаме и в Мьянме вьеты и бирманцы также довольно резко преобладают, но они концентрируются соответственно в бассейнах Меконга и Иравади, тогда как обширные горные районы заселены многочисленными (от 30 до 50) более мелкими народами.
В третью группу входят пять стран Юго-Восточной и Южной Азии. Наиболее типичен из них Пакистан – также многонациональное государство, но с более однородным составом, поскольку все четыре главных населяющих его народа принадлежат к индоевропейской семье.
В четвертую группу входят еще пять государств. Это две страны Юго-Восточной Азии – Индонезия и Филиппины, сходные тем, что при очень большом числе народов (в Индонезии от 100 до 350, на Филиппинах примерно 75) в большинстве своем они принадлежат к австронезийской семье и родственны друг другу. Что же касается Афганистана, то это, очевидно, одна из стран зарубежной Азии с наиболее сложным национальным (этническим) составом. Весь юг и северо-восток Афганистана заселен ираноязычными (афганцы-пуштуны, таджики, хазарейцы), а северо-запад – тюрко-язычными (узбеки, туркмены) народами. Общее же число народов превышает 30. Часть из них еще сохраняет родоплеменное деление. Это также Иран – сложное в этническом отношении государство Юго-Западной Азии, населенное более чем 40 народами. И это, наконец, Индия – самая многонациональная страна мира, которую населяют более 500 наций, народностей и племенных групп, говорящих на языках четырех языковых семей. 29 народов Индии насчитывают более 1 млн человек.
Обобщая все сказанное, можно, видимо, утверждать, что более однородный национальный состав населения характерен в первую очередь для Восточной и Юго-Западной Азии, за исключением Ирана и Афганистана. В Юго-Восточной Азии полиэтнический состав населения преобладает в странах-архипелагах (Индонезия, Филиппины), а также в горном Индокитае – одном из самых сложных в этническом отношении районов мира.
Для многих стран Юго-Восточной
Азии характерно наличие сравнительно
большой китайской диаспоры. Общее
число таких этнических китайцев,
или, как их здесь принято называть, хуацяо
Естественно, что такой сложный состав населения стран зарубежной Азии не мог не привести к острым межнациональным конфликтам, которые обычно подогреваются также экономическими, политическими, религиозными противоречиями, давними территориальными спорами, о чем уже говорилось выше. Характерно, что резкое ухудшение экономической обстановки в Юго-Восточной Азии в 1997–1998 гг. в связи с финансовым кризисом сопровождалось, например в Индонезии, массовыми выступлениями против хуацяо.
Информация о работе Демографические особенности Юго-Западной Азии