Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 21:38, реферат
Проблема демографического кризиса в современной России с каждым годом становится все более актуальной и привлекает все большее внимание не только ученых, но и политиков и общественных деятелей. C начала 90-х годов прошлого столетия Россия вошла в фазу «открытой депопуляции», когда естественный прирост населения сменился его убылью, и с тех пор эта тенденция не менялась: численность снижается ежегодно.
Сейчас написано много работ, в которых анализируется как нынешняя демографическая ситуация, так и ее развитие до сегодняшнего дня. Приведем лишь некоторые данные наиболее наглядно иллюстрирующие результат.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ ДЛЯ РОССИИ 4
1.1. ПРОБЛЕМА СОКРАЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.2. УХУДШЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ДИАГНОЗ ГОСУДАРСТВА 8
2. ДИНАМИКА И ПРОГНОЗ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ 10
2.1. ДИНАМИКА РОЖДАЕМОСТИ 13
2.2. ДИНАМИКА СМЕРТНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ 15
2.3. МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ 16
2.4. СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
Учитывая эту определяющую роль рождаемости, более подробно остановимся на сценариях её изменения, принятых в WPP-2004.
По среднему варианту специалистами ООН прогнозируется повышение к 2050 г. суммарного коэффициента рождаемости (СКР) в России до величины 1,85 рождений на 1 женщину репродуктивного возраста. Верхний и нижний варианты отличаются от среднего ровно на 0,5 в большую и меньшую стороны. В итоге получается следующая картина (таблица 2).
Таблица 2 – Динамика суммарного коэффициента рождаемости в России, WPP-2004, 2005–2050 гг., все варианты.
Период |
Варианты прогноза | |||
Средний |
Верхний |
Нижний |
Постоянной | |
2005–2010 |
1,40 |
1,65 |
1,15 |
1,33 |
2010–2015 |
1,44 |
1,84 |
1,04 |
1,33 |
2015–2020 |
1,51 |
2,01 |
1,01 |
1,33 |
2020–2025 |
1,58 |
2,08 |
1,08 |
1,33 |
2025–2030 |
1,65 |
2,15 |
1,15 |
1,33 |
2030–2035 |
1,72 |
2,22 |
1,22 |
1,33 |
2035–2040 |
1,79 |
2,29 |
1,29 |
1,33 |
2040–2045 |
1,85 |
2,35 |
1,35 |
1,33 |
2045–2050 |
1,85 |
2,35 |
1,35 |
1,33 |
Рост рождаемости, прогнозируемый, во всех трех вариантах вызывает большие сомнения. Понятно, что прогнозы ООН зеркально отражают те тенденции изменения чисел родившихся, которые имели место в период подготовки очередного пересмотра. Так, прогнозы пересмотров 2000 и 2002 гг. исходили из значения СКР в 1,14 для периода и 2000–2005 гг. для 2050 г. давали увеличение СКР до 1,75, учитывая некоторый рост чисел родившихся после 2000 года.
Пересмотр 2004 г. СКР 1,33 для периода 2000–2005 гг., когда числа родившихся, общие и суммарные коэффициенты рождаемости чуть подросли, и прогнозирует на 2050 г. значение СКР 1,85. Однако подобная ориентация на конъюнктурные колебания рождаемости гарантирует, что прогноз для стран с крайне низкими значениями СКР будет заведомо неверным.
Всё дело в неадекватности самой
методологии прогнозирования
Во-первых, это — молчаливое следование концепции «прямой» связи между уровнем благосостояния и уровнем рождаемости. В большинстве прогнозов предполагается, что повышение уровня благосостояния в странах с низкой и сверхнизкой рождаемостью непременно приведет к её росту. При этом никого ничуть не смущает тот факт, что минимальные показатели рождаемости в настоящее время имеют место там, где достигнуты максимальные на сегодня уровни благосостояния.
Во-вторых, специалисты ООН совершенно не учитывают данных социолого-демографических исследований о постоянном снижении репродуктивных установок среди новых поколений, не учитывают инерционное действие сложившихся социальных норм малодетности.
Нет никаких оснований надеяться, на то, что рождаемость в России начнет повышаться без специальной демографической политики и достигнет к середине столетия уровня, близкого к уровню простого воспроизводства.
Следует признать, что картина, нарисованная специалистами ООН, далека от реальности и дезориентирует общественное мнение.
Что касается смертности, то здесь в принципе особых возражений прогноз специалистов ООН не вызывает. Можно рассчитывать, что в ближайшие десятилетия, если не произойдет ничего чрезвычайного и если правительство будет проводить более или менее взвешенную и разумную политику в области охраны здоровья населения, смертность будет постепенно снижаться, ожидаемая продолжительность жизни расти, и Россия, хотя и будет, как и сегодня, отставать от развитых и не очень стран мира, всё-таки несколько приблизится к ним.
Но для этого предстоит
Таблица 3 - Динамика средней ожидаемой
продолжительности жизни
Период |
Оба пола |
Мужчины |
Женщины |
2005–2010 |
65,0 |
58,7 |
71,8 |
2010–2015 |
65,6 |
59,6 |
71,9 |
2015–2020 |
66,9 |
61,3 |
72,6 |
2020–2025 |
68,2 |
62,9 |
73,4 |
2025–2030 |
69,2 |
64,3 |
73,9 |
2030–2035 |
70,1 |
65,5 |
74,4 |
2035–2040 |
71,0 |
66,7 |
75,0 |
2040–2045 |
71,9 |
67,8 |
75,7 |
2045–2050 |
72,9 |
68,9 |
76,5 |
Средняя ожидаемая продолжительность жизни новорожденного, согласно WPP-2004, вырастет с нынешних 65 лет до 72,9 лет к середине столетия, в т.ч. с 58,7 года до 68,9 для мужчин, и с 71,8 до 76,5 года для женщин. Этот рост мог бы быть ещё более значительным, если бы не прогнозируемые демографические последствия ВИЧ/СПИД, которые, к сожалению, уже начинают проявляться в нашей стране.
Авторы WPP-2004 ожидают, что в период до 2015 г. уровень распространения эпидемии ВИЧ/СПИД в нашей стране повысится с 1,1% до 1,7% от численности населения в возрасте 15–49 лет. В результате, по мнению авторов WPP-2004, за 2015–2020 гг. потери продолжительности жизни составят 3,2 года против нынешних 0,9 года, что следует признать колоссальной величиной. Отсюда видно значение борьбы с этой чумой XXI в. и факторов и причин, её порождающих.
Общий прогнозируемый рост средней
ожидаемой продолжительности
Возможно, это излишне пессимистический взгляд на тенденции данного показателя, поскольку для текущего периода ООН дает более высокие значения КМС, чем Росстат (16,9‰ против примерно 12‰). Вероятно, специалисты ООН учитывают тот факт, что младенческая смертность в России снижается гораздо более низкими темпами, чем во многих других странах и поэтому по уровню младенческой смертности наша страна опускается всё ниже и ниже, всё дальше и дальше отставая от наиболее передовых в этом отношении стран мира.
Если в конце XX в. мы занимали 70 место в мире по величине КМС, то в настоящее время — уже 75, а к середине текущего столетия прогнозируется, что Россия опустится на 91 место среди 192 стран, данные о которых приводятся в WPP-2004. Минимальное значение КМС прогнозируется к 2050 г. в Исландии (2,2‰), максимальное в Сьерра Леоне (101,7‰) .
Казалось бы, со своими 12‰ мы гораздо ближе к Исландии, чем к Сьерра Леоне, однако в действительности дорога, которую предстоит пройти, чтобы достичь уровня передовых стран, является гораздо более длинной и трудной, чем то расстояние, которое мы уже преодолели на пути снижения младенческой смертности.
Тем не менее, именно со снижением младенческой смертности связываются основные надежды на рост средней ожидаемой продолжительности жизни новорожденного. Ситуация со смертностью в других возрастах, прежде всего в трудоспособных, является более проблемной, и здесь трудно ожидать каких-то радикальных перемен к лучшему, учитывая состояние российского здравоохранения и специфику самосохранительного поведения значительной части взрослого населения нашей страны.
Впрочем, даже если произойдет чудо, и каким-то фантастическим образом смертность в нашей стране резко снизится, а средняя ожидаемая продолжительности жизни новорожденного сравняется с показателями, например, Японии, это ни в коей мере не остановит депопуляции, население России будет продолжать сокращаться.
Только повышение рождаемости как результат просемейной демографической политики может развернуть ситуацию на 180º и позволит нашей стране выбраться из депопуляционной ямы.
Главным демографическим последствием описанной выше динамики демографических процессов в России будет, помимо сокращения численности населения, его дальнейшее старение. Уже в настоящее время население России является демографически старым2: доля лиц в возрасте 60 лет и старше, по данным переписи населения 2002 г., превышает 15%.
Специалисты ООН оценивают этот показатель по состоянию на 1 июля текущего года в 17,1%. К 2050 г., по всем вариантам WPP-2004, показатель старения населения России будет только расти (график 3).
График 3 — Прогноз старения населения России на период до 2050 г.,
WPP-2004, все варианты [7].
Особенно быстрый рост доли лиц в возрасте 60 лет и старше прогнозируется по нижнему варианту прогноза и по варианту постоянной рождаемости: специалисты ООН прогнозируют более чем двукратное её увеличение (до 37,6% и 35,4% соответственно).
В результате резко возрастет и средний возраст населения. Если в настоящее время, по оценке ООН, средний возраст населения нашей страны равен 37,3 года, то к 2050 г. он увеличится до 50,9—43,5—48,5 лет по нижнему, среднему и варианту постоянной рождаемости соответственно. И лишь по верхнему варианту средний возраст населения останется прежним и равным 37,3 года.
Старение населения будет
Чисто демографически старение населения означает ухудшение условий его воспроизводства, уменьшение при прочих равных условиях брачности и рождаемости и рост смертности, а, следовательно, углубление депопуляции и рост усилий общества, направленных на её преодоление (если, разумеется, общество всё-таки сочтет, что выход из депопуляции необходим).
Старение населения ведет к обострению и углублению разнообразных проблем в области экономики и в социальной сфере. Старение населения — это, прежде всего старение населения трудоспособного возраста. Если в настоящее время, по оценке ООН, средний возраст трудоспособного населения равен 36,6 года, то к середине столетия он вырастет до 37,8— 39,8 —39,1 года соответственно по среднему, нижнему и варианту постоянной рождаемости. И лишь по верхнему варианту средний возраст трудоспособного населения несколько снизится (до 36,2 года. См. также график 4).
График 4 — Динамика среднего возраста трудоспособного населения России, WPP-2004, все варианты
С экономической точки зрения старение
населения трудоспособного
Рост доли населения пожилых и старых возрастов требует уделять больше внимания и ресурсов профилактике и лечению заболеваний, свойственных пожилым людям, прежде всего заболеваниям сердечно-сосудистой системы и новообразованиям.
Таким образом, все варианты прогноза ООН 2004 г. оказались депопуляционными, хотя исходные допущения большей частью, как было показано выше, излишне оптимистичны.
Между тем выход из депопуляции и преодоление её негативных последствий возможны только на путях проведения совершенно новой семейной и демографической политики, ориентированной на стимулирование рождаемости через возрождение семейных ценностей и потребности в нескольких (трех-четырех) детях.
Проблема демографического кризиса в современной России с каждым годом становится все более актуальной и привлекает все большее внимание не только ученых, но и политиков и общественных деятелей. C начала 90-х годов прошлого столетия Россия вошла в фазу «открытой депопуляции», когда естественный прирост населения сменился его убылью, и с тех пор эта тенденция не менялась: численность снижается ежегодно.
Сейчас написано много работ, в
которых анализируется как
Так за последние 15 лет (1992-2007) открытой депопуляции население России сократилось на 7 605,9 тыс. человек, а ежегодные «потери» составляли до 800 тыс. человек. Здесь следует также принять во внимание влияние положительного сальдо миграции, которое наблюдалось в течение всего этого периода и в существенной мере компенсировало естественные потери населения.
Так, за те же 15 лет положительный миграционный обмен составил 4 318,2 тыс. человек, что компенсировало почти половину естественной убыли населения. Если говорить о естественной убыли населения, которая обусловлена превышением уровня смертности над уровнем рождаемости, то потери России составили 11 924,1 тыс. человек и ежегодно у нас рождается на 700-900 тыс. человек меньше, чем умирает.