Выступление
Евгения Юрьева,
сопредседателя,
члена Генсовета
«Деловой России»,
на
заседании Генсовета 5 апреля 2005 г.
Демографический
кризис в России:
его последствия
и пути преодоления
Реальность депопуляции
Последние 13 лет Российская
Федерация переживает беспрецедентный демографический
кризис. Ежегодно россиян рождается на
700 тыс.- 1 млн. меньше, чем умирает. По прогнозам
демографов, при сохранении темпов кризиса,
к 2014 г. население РФ составит 138 млн. человек
–
т.е. на 7 миллионов
меньше, чем по переписи 2002 года. При тех
же темпах, к 2040-м годам население России
достигнет послевоенного уровня РСФСР
– около 100 млн. человек.
Парадоксальный
характер демографического кризиса
в России заключается в том, что населения
рождается так же мало, как в «стареющих»
странах Запада, а умирает так же много,
как в государствах Экваториальной Африки.
Такие потери
населения в невоенное время
– абсолютно аномальное явление, противоречащее всем
мировым демографическим тенденциям.
На фоне падения
рождаемости наблюдается общее старение
населения страны. Уже к 2016 году каждый
четвертый житель РФ будет пенсионером.
В 2 раза сократится число тех, кто вступает
в трудоспособный возраст.
2. Последствия кризиса для экономики и
обороноспособности страны
Демографический кризис чреват вполне конкретными
рисками для экономики и обороноспособности
страны:
Сокращение кадровой базы российской экономики. Приблизительно половина демографических потерь населения приходится на трудоспособную его часть. Темпы сокращения трудовых ресурсов явно превышают рост производительности труда, что означает невозможность увеличения ВВП в самой ближайшей перспективе. Уже сейчас резкое сокращение кадровой базы (до 500 тыс. человек ежегодно) означает до $3,2 млрд. долларов потерянного ВВП в год и около $500 млн. долларов бюджетных потерь от несобранных налогов.
Ухудшение возрастной структуры рабочей силы в России. Наиболее адекватная современным экономическим условиям часть трудоспособного населения в возрасте до 35 лет вскоре перестанет пополняться в связи с низкой рождаемостью.
Увеличение нагрузки на социальный бюджет и рост налогообложения. Старение населения означает изменение пропорции работающие - пенсионеры с 2:1, как сейчас, на 1:1 к 2025-му году и 1:2 к 2050-му. Для выполнения обязательств по выплате пенсий правительство будет вынуждено многократно повысить социальное налогообложение. Это противоречит объективной необходимости снижения налогов для развития производства. Из-за старения населения существенно возрастет нагрузка на бюджет, не рассчитанный на дополнительные медицинские, социальные и другие выплаты.
Проблема удержания экономически важных территорий. Основные природные богатства России сосредоточены в отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока. Плотность населения там – одна из самых низких в обитаемом мире. Сохранение и дальнейшее освоение стратегического запаса полезных ископаемых требует поддержания определенного уровня заселенности этих территорий.
Депопуляция «оголяет»
эти районы. В результате мы не имеем
там постоянного, многочисленного и лояльного
населения.
«Оголение» происходит на фоне все увеличивающегося демографического дисбаланса – соотношения численности и плотности населения в этих регионах России и соседних странах. Это обуславливает инфильтрацию активных соседних народов, «демографическое давление» на границы.
Проблема комплектации Вооруженных сил и охраны государственной границы. К концу первого десятилетия XXI века комплектование вооруженных сил станет одной из труднейших задач. Если в 2002-2006 гг. численность лиц, достигших призывного возраста, включая и женщин, ежегодно составит 2,3-2,4 млн. человек, то, начиная с 2010 г., она снизится до 1,3-1,4 млн., причем, годных к службе мужчин окажется менее полумиллиона. Такое численное сокращение армии препятствует эффективной охране государственной границы России – самой протяженной в мире.
Очевидно, что
демографический кризис является прямой угрозой государственной
безопасности Российской Федерации.
Демографический кризис в современной политической жизни России: почему нет прогресса?
Первый раз
тема демографического кризиса была
поднята Президентом в Обращении
к Федеральному Собранию РФ в 2000-м году.
В частности, Президент
отметил:
«Нас, граждан
России, из года в год становится
все меньше и меньше. Уже несколько лет численность
населения страны в среднем ежегодно уменьшается
на 750 тысяч человек. И если верить прогнозам,
а прогнозы основаны на реальной работе
людей, которые в этом разбираются, этому
посвятили всю свою жизнь, уже через 15
лет россиян может стать меньше на 22 миллиона
человек. Я прошу вдуматься в эту цифру:
седьмая часть населения страны. Если
нынешняя тенденция сохранится, выживаемость
нации окажется под угрозой. Нам реально
грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня
демографическая ситуация - одна из тревожных».
Ответом власти
на запрос главы государства стало
принятие 24.09.2001 Правительством «Концепции
демографической политики РФ на период
до 2015 года». Концепция содержала в себе
общую постановку проблемы и основные
направления преодоления кризиса. Дальнейшей
конкретизации данной Концепции на уровне
государственных инициатив не последовало,
несмотря на то, что Президент с тех пор
еще дважды, в 2002 и 2003 в Обращениях к Федеральному
Собранию возвращался к этому вопросу.
Отсутствие
прогресса в борьбе с депопуляцией
обусловлено тремя факторами:
Дефицит бюджета на момент принятия Концепции, что не позволило сделать преодоление демографического кризиса приоритетной государственной программой.
Отсутствие представлений об эффекте от реализации Концепции, что делало неочевидным необходимость ее скорейшего запуска.
Долгосрочность демографической проблематики. Даже в случае принятия экстренных мер и практической реализации «Концепции демографической политики» первые ощутимые результаты будут лишь через одно поколение – т.е. через 20-25 лет. Такие сроки намного превышают традиционные политические циклы (4 и 8 лет), которыми мыслят многие чиновники, ответственные за улучшение демографических показателей. Отсутствие формального результата в течение нескольких лет, предмета отчетности заставляет их отодвигать проблему депопуляции на периферию собственной деятельности.
Миф о непреодолимости кризиса. Во властных кругах и в общественном мнении сформировалось устойчивое мнение о непреодолимости демографического кризиса – якобы «объективной», «природной» тенденции. Такой психологический фон препятствует консолидации усилий, тормозит любые начинания в этой области.
Парадоксальная государственная политика РФ в области стимулирования деторождения. Несмотря на имеющийся международный опыт борьбы с депопуляцией, государственная политика России в этой области больше напоминает политику стран, страдающих от перенаселения (Китай, Индия, Пакистан) и сознательно сокращающих собственную рождаемость:
А) уровень выплат, связанных с рождением и воспитанием
детей в РФ катастрофически низок. Единовременное
пособие при рождении ребенка составляет
$147, ежемесячное - $16. Это не только меньше,
чем в западных странах, но и чем в некоторых
бывших республиках СССР (учитываются
только выплаты на федеральном уровне).
Б) в РФ на федеральном
уровне нет дополнительных прогрессивных
компенсаций многодетным семьям;
В) в РФ не развита государственная
политика в области льготной ипотеки
для многодетных.
Г) аборты в России являются одной из услуг в рамках гарантированного
бесплатного медицинского обслуживания,
т.е., по сути, государство финансирует
до 3 миллионов абортов в год.
Д) в школах РФ до сих пор осуществляется
преподавание т.н. «полового воспитания»,
т.е. основам контрацепции и искусственного
прерывания беременности.
Суммируя вышеприведенные
факты, можно сделать парадоксальный
вывод: государственная политика РФ в области
деторождения направлена на сокращение
рождаемости и, следовательно, численности
населения.
Разрозненность государственных и общественных инициатив. В настоящее время демографической проблематикой в той или иной степени занимаются сразу несколько государственных институтов: Министерство здравоохранения и социального развития, МВД, профильные комитеты в Государственной Думе и Совете Федераций. Существует также широкий круг научных и общественных организаций, имеющих ценные наработки по борьбе с депопуляцией. Однако отсутствие единой институциональной площадки (структуры) и идеологии преодоления демографического кризиса делают все эти инициативы разрозненными, не увязанными в одну цельную и эффективную антикризисную программу.
Демографический кризис – преодолим
В настоящее
время существует весь арсенал средств
для запуска антикризисной программы:
Политическая воля государства, трижды озвученная Президентом в Обращениях к Федеральному Собранию РФ, и отраженная в правительственной «Концепции демографической политики».
Объективные предпосылки преодоления кризиса. Анализ причин демографического кризиса – падение рождаемости и увеличение смертности – однозначно говорит об их неестественном характере. Депопуляция в России – не объективное явление, как глобальное потепление или образование озоновых дыр. Это означает, что ежегодно теряемый 1 миллион человек может остаться жив, если будут приняты комплексные меры по снижению смертности и повышению рождаемости.
Богатый арсенал методик и практических рекомендаций по преодолению различных аспектов демографического кризиса, программы комплексного решения проблемы на уровне отдельных регионов в государственных институтах, научной и экспертной среде.
Общественная инициатива: Понимание масштабов и последствий демографического кризиса объединило наиболее ответственных представителей российского бизнеса, общественных деятелей и ученых вокруг задачи борьбы с депопуляцией. Успешными плодами этой деятельности можно назвать вновь создающуюся рабочую группу по трудовым ресурсам в рамках Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ, Фонд демографического возрождения России – возможная форма частно-государственного партнерства в сфере преодоления кризиса, а также Церковно-общественный Форум «Духовно-нравственные основы демографического развития России» 18-19.10.2004.
Меры по преодолению демографического кризиса
5.1. Конкретизация
правительственной «Концепции демографической политики
РФ на период до 2015 года», выработка
плана работ по ее реализации.
5.2. Программа
«Спасти миллион»
Концептуальной
основой реализации правительственной
«Концепции демографической политики
РФ на период до 2015 года» может стать программа
народосбережения «Спасти миллион».
Во-первых, речь идет о сокращении количества
смертей по каждому из основных факторов
неестественной смертности:
наиболее смертоносные заболевания (болезни сердечно-сосудистой системы, туберкулез) – свыше 1 300 тыс. смертей в год;
несчастные случаи (ДТП, утопления, производственные травмы) – свыше 50 тыс. смертей в год;
прямые отравления алкоголем и передозировки наркотиками – примерно 110 тыс. смертей в год1;
аборты (смерть не родившихся младенцев) – около 3 млн. в год.
Практически
по каждому из этих факторов (из расчета
смертей на 100 тыс. населения) Россия
занимает одно из первых мест в мире.
Сокращение
уровня смертности возможно за счет:
принятия на уровне соответствующих ведомств программ профилактики смертоносных заболеваний и несчастных случаев;
усиления борьбы с некачественным алкоголем и наркоманией;
социальной рекламы здорового образа жизни;
приведения законодательства по абортам в соответствие с нормативными актами цивилизованных стран (невозможность госфинансирования прерывания беременности, право врача на отказ от аборта, уголовная ответственность за массовую рекламу абортов, за искусственное прерывание беременности против воли женщины, за принуждение женщин к аборту без медицинских противопоказаний, за предоставление женщине материалов для самостоятельного проведения аборта, обязательные психологические консультации перед абортом с установкой на сохранение плода и т.п.).
Если статистика по каждому
из данных факторов будет улучшена хотя
бы 20% (не говоря уже о приведении их к среднеевропейским
нормам), это может дать до 900 тыс. спасенных
жизней в год.