Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:12, реферат
Стиль управления – это система сложившихся и постоянно применяемых принципов, манер поведения, правил, процедур, реакций на возникающие ситуации, методов, свойственных для определенного государства, организации и личности.
Введение………………………………………………………………………..……………….. …3стр.
Демократический стиль управления …………………………..……..4стр.
Заключение……………………………………………………………..9стр.
Список литературы…………………………………………………....10стр.
Введение…………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Стиль
управления – это система сложившихся и постоянно
применяемых принципов, манер поведения,
правил, процедур, реакций на возникающие
ситуации, методов, свойственных для определенного
государства, организации и личности.
Успех любого предприятия зависит
от многих факторов, таких как решение
финансовых вопросов, организация производственного
процесса, подбор персонала, но не менее
важное значение имеет стиль управления,
выбранный руководителем.
Основу для классификаций
• Демократический стиль (коллегиальный);
• Либеральный стиль (попустительский
или анархический).
В настоящее время существует целый ряд теорий об основах формирования управленческих стилей. Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить «одномерные» (обусловленные одним каким-то фактором), и «многомерные» (учитывающие два и более обстоятельств при построении взаимоотношений «руководитель—подчиненный»), стили управления.
«Одномерные» стили управления: авторитарный, демократический и либеральный.
Рассмотрим более подробно один из стилей управления – демократический.
Демократический стиль управления.
Демократический стиль управления осуществляется через демократические нормы, правила, процедуры, которые регламентированы конституцией и законами. Это стиль основан на соблюдении прав и свобод личности, на широком привлечении людей к управлению (развивает самоуправление) и предполагает подготовку и принятие решений с заинтересованным участием членов коллектива, наиболее подготовленных специалистов и способных организаторов. Организациям, где доминирует демократический стиль, характерна высокая степень децентрализации полномочий. Руководитель такого стиля лично занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчиненным решать самостоятельно все остальные соразмерно их квалификации и выполняемым функциям. Управление через влияние и опору на сотрудников является характерной чертой демократического стиля управления, поэтому данный стиль считается наиболее эффективным. Демократический, или коллегиальный, стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке решений, распределению полномочий и ответственности между руководителем и подчиненными. Руководитель коллегиального стиля обсуждает с заместителями и сотрудниками наиболее важные производственные проблемы, и на основе обсуждения вырабатывается решение. При этом всячески стимулирует инициативу со стороны подчиненных. Регулярно и своевременно информирует коллектив по важным для него вопросам. Общение с подчиненными ведет доброжелательно и вежливо. Позиция руководителя – внутри группы, т.е. руководитель, ведет себя как один из членов группы; каждый сотрудник может при нем свободно выражаться по разным вопросам. По своему складу такой руководитель толком не может ставить цели, слишком мягкий по характеру, коммуникативный, но слабый организатор. При осуществлении контроля демократ обращает внимание на конечный результат. Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у них развивается самостоятельность, что способствует восприятию достижения целей организации как своих собственных. Такое взаимодействие руководителя и подчиненных можно определить как сотрудничество. При таком стиле руководства в коллективе создается благоприятный психологический климат.
Демократический стиль управления характеризуется активным участием сотрудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается привлекательным, а достижение успеха служит для них вознаграждением.
Выделяют две разновидности
демократического стиля: консультативную и партисипати
Обычно демократический стиль управления применяется в том случае, когда исполнители хорошо, иногда даже лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее новизну и творчество. Обстановка, создаваемая руководителем-демократом, носит также воспитательный характер и позволяет достигать цели с малыми издержками. Происходит положительный резонанс власти: авторитет должности подкрепляется личным авторитетом.
Демократический стиль предпочтительнее для руководства сложными видами деятельности, где на первом месте выступает качество.
При этом стиле управления руководитель прислушивается к мнению коллектива и принимает решение на этой основе. Когда используется такой стиля управления, в коллективе образуется положительный климат для работы.
Этот стиль в максимальной степени
сочетает в себе методы убеждения
и принуждения, помогает каждому
работнику четко сформулировать
его личные цели, установить эффективную
коммуникацию между руководителем
и подчиненным. К негативным последствиям
использования демократического стиля
следует отнести дополнительные
затраты времени на обсуждение проблемы,
что в экстремальных условиях
можно резко снизить
- мотивирует сотрудников к диалогу;
- легкая форма контроля, что может повлечь
брак или недобросовестное выполнение
своих обязанностей отдельными сотрудниками;
- решения принимают не сразу, а после
обсуждения, что занимает некоторое время.
Многообразные управленческие стили
редко выступают в чистом виде, наблюдаются
различные особенности проявления и формы
их смешения.
«Правильный» стиль руководства не может быть определен
заранее, поскольку жизненные управленческие ситуации не стандартны, а качества личности руководителя и подчиненных имеют свойство изменяться адекватно изменениям управляемой среды.
Руководителю приходится работать с людьми весьма различными по культурному и образовательному уровню, взглядам на жизнь, эмоциональному и личностному складу. В соответствии со сложившейся ситуацией и степенью зрелости коллектива, как правило, применяются отдельные методы из всех стилей. Чем ниже квалификация и культура работника, тем легче он воспринимает авторитарный стиль руководства и, наоборот, люди демократичные по своей натуре, эмоциональные и открытые в поведении не смогут сработаться с жестким руководителем, требующим беспрекословного подчинения.
1. Becнин В.Р. Многомерные стили управления./ Практический менеджмент персонала./ Учебник. – М.: Книжный дом, 2008.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2006.
3. Ильенкова С.Д. Кузнецов В.И. Менеджмент. /Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.: Интерпресс-сервис, 2008.
4. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005.
5.
Кошечкин С.А. Экономика предприятием.
/Электронный учебник. – Интернет ресурс:
http://www.businesscom.biz/
6. Носырев И.И. Стиль управления как основа взаимодействия руководителя и подчиненных. - Кадровый менеджмент, №7, 2005.
7. Травин В.В. Стили управления и руководства. Навыки деятельности. / Кадровый менеджмент, №8, 2006
8. Управление персоналом организации Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2005.
9. Филина Ф.Н. Самый лучший стиль управления. - Новый менеджмент, №5, 13.03.2007