Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:29, курсовая работа
Объект исследования – процесс развития механизмов деонтологии в современном обществе. Предмет исследования – деонтологические основания, нормы и позиции, их содержание и специфика.
Цель исследования: выявить влияние современных теонтологических тенденций на процессы в обществе.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность понятия «деонтология»
Изучить историю деонтологии в обществе
Проанализировать основные деонтологические процессы
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
История развития понятия «Деонтология» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Сущность понятия «Деонтология» в социальной работе. . . . . . . . .. 5
Медицинская деонтология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Деонтология в современном мире . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Деонтологические аспекты научной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
4. “социальный работник – клиент”
Ответственность социального работника перед клиентом и его близкими
В силу своего профессионального долга
специалист заинтересован в укреплении
и совершенствовании отношений
с клиентом и его близкими. Однако
формирование благоприятных взаимоотношений
не всегда зависит от социального работника
– играют роль и субъективные характеристики
клиента. Во всяком случае, клиент знает,
что, как бы ни относился он к социальному
работнику, тот все равно обязан будет
выполнять свой профессиональный долг
(соцработник не выбирает клиента, тот
же вправе требовать замены специалиста,
если для этого есть основания). Поэтому,
несмотря на то, что между социальным работником
и клиентом существуют партнерские отношения,
по силе влияния на партнера более активной
стороной, безусловно, является социальный
работник.
Профессиональный долг социального работника
по отношению к клиенту заключается в
содействии наиболее полной самореализации
личности клиента. Социальный работник
обязан попытаться понять внутренний
мир своего клиента и деликатно помочь
человеку почувствовать уверенность в
себе, раскрыть свой потенциал, увидеть
возможности и перспективы позитивного
изменения. Профессиональная этика социальной
работы не считает безнравственным выполнение
в отдельных случаях своего долга без
удовольствия и по внутреннему принуждению.
Социальная работа относится к тем видам
деятельности, где наиболее часто происходит
столкновение со злом, несправедливостью,
унижением, болью. Далеко не все виды услуг
отличаются эстетичностью – большей частью
это неимоверно трудная работа. Как любой
нормальный человек в определенных случаях
социальный работник может почувствовать
нежелание делать что-либо, брезгливость,
отвращение. Однако, умея управлять своими
эмоциями, ответственный социальный работник
будет выполнять свои обязанности, преодолевая
негативные чувства и не демонстрируя
их клиенту.
Внимание к социальному окружению клиента,
уважение к нему, привлечение к сотрудничеству
на благо клиенту – важный аспект профессионального
долга социального работника. Контакт
должен быть постоянным на протяжении
всего периода работы с клиентом, а не
только в экстремальных ситуациях. Вместе
с тем следует помнить, что сотрудничество
со стороны окружения клиента – желательное
обстоятельство, но специалист не имеет
права упрекать родных и близких клиента
в равнодушии, делать категоричные заключения.
Следует тактично пробудить интерес к
совместным действиям, аргументировать
важность их добровольного участия в судьбе
клиента.
Долг социального работника перед самим собой
Творческое выполнение социальным работником своих профессиональных обязанностей, постоянное профессиональное и духовно-нравственное совершенствование; поддержание своих профессиональных чести и достоинства; завоевание высокого авторитета в общественном мнении, основанного на действительных достоинствах и заслугах как профессионального, так и личностного порядка – долг социального работника перед самим собой.
Медицинская деонтология прошла большой и сложный путь развития. Ее история богата яркими, порой драматическими событиями и фактами. Истоки деонтологии уходят в глубокую древность. Можно думать, что первый человек, который оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства сострадания, стремления помочь в несчастье, облегчить его боль, иначе говоря, из чувства гуманности. Вряд ли нужно доказывать, что именно гуманность всегда была особенностью медицины и врача – ее главного представителя. Врачей всегда глубоко интересовали вопросы о том, кто есть врач, каким должно быть его поведение, отношение к больным, их родственникам, взаимоотношения врачей между собой.
О поисках, размышлениях (да и спорах) врачей многих стран и народов свидетельствуют, в частности, вавилонские, египетские, индийские, китайские, русские и др. рукописные памятники старины. Они содержат важные мысли и высказывания о многих качествах, необходимых истинному врачу.
Величие Гиппократа заключается прежде всего в его гуманизме, в том, что он считал человека венцом природы. Эти взгляды пронизывают весь текст «Клятвы Гиппократа».По выражению У. Пенфилда, в ней «заключены вечные истины, которые не может изменить время».Конечно, исторические и социальные условия, классовые и государственные интересы сменявшихся эпох, многократно трансформировали «Клятву». Но и сегодня она читается как вполне современный, полный нравственной силы документ. Знаменательно, что участники I Международного конгресса по медицинской этике и деонтологии (Париж, 1969) сочли возможным дополнить ее только одной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь».
Термин «деонтология» введен
в обиход сравнительно недавно – в начале
прошлого столетия английским философом И.
Бентамом как обозначение науки о
Близкие к этому идеи проповедывал английский экономист Мальтус. По его теории, население Земли увеличивается в геометрической прогрессии, а средства обеспечения существования людей могут увеличиваться лишь в арифметической. Следовательно, невозможно удовлетворить потребности всех людей, а отсюда и нищета, и голод заключаются не в социальных причинах, а в биологических – некоем законе безграничного размножения живых существ. Природа же сама регулирует количество населения и в ее «естественный порядок» нельзя вмешиваться. Он считал противоестественной врачебную деятельность, т.к. спасение «лишних людей» препятствует природному регулированию численности населения.
В настоящее время в медицине
в понятие «деонтология»
Имеется определенная внутренняя связь деонтологии с этикой, и это понятно, ибо долг, справедливость, совесть и честь, представление о добре и зле, наконец, счастье и смысле жизни есть категории этические. П.А. Гольбах определял этику как науку об отношениях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отношений. Следовательно, этика представляет собой одно из направлений воспитания, тесно связанного с деонтологией, ее целями и практической их реализацией.
Определенные деонтологические нормы и правила, конечно, присущи и другим профессиям. Но трудно найти такой вид деятельности человека, как медицина, где врач в буквальном смысле слова «держит в руках» жизнь и смерть человека и связан с его личностью духовными, нравственными представлениями, отношениями в семье и обществе.
Известный хирург-онколог Н.Н.
Петров писал: «Основная задача всякой
медицинской деонтологии лежит в том, чтобы постоянно
напоминать медицинским работникам, что медицина
должна служить пользе больных людей, а не
больные люди – пользе медицины. На первый
взгляд, такие напоминания просто излишни
– до такой степени дело ясно само собой.
Однако опыт показывает, что подобные
напоминания важны не только в медицине,
но и во всех отраслях человеческой деятельности,
ибо любые специалисты слишком легко и часто переоценивают роль
своей специальности, забывая тех, кому
она должна служить».
Несмотря на существенные успехи
в разработке проблем деонтологии, на конференциях,
многочисленных международных симпозиумах
и встречах ученых, в статьях и публикациях,
затрагивающих в той или иной степени вопросы медицинской
этики и деонтологии, отмечается недостаточность теоретической
разработки отдельных аспектов деонтологии,
сдерживающих (наряду с другими факторами)
ее широкое использование в
Человек - высшая ценность из всех ценностей мира – таков принцип гуманизма, важнейший принцип медицинской деонтологии.
Особенно сложными в правовом и деонтологическом отношениях являются вопросы, связанные с новыми активными и рискованными методами диагностики и лечения, не вошедшие в широкую практику, операциями пересадки органов от одного человека другому, а также от трупа и т.д.
Жизнь не стоит на месте. Она предъявляет к медицине, врачам все новые требования. Во всем мире сегодня широко обсуждается вопрос о том, что бурное развитие медицинской науки и техники не только порождает новые успехи и надежды, но и заставляет перестраивать систему всей медицинской помощи населению, вынуждает к серьезному пересмотру некоторых норм не только врачебной тактики, но и этико-деонтологических основ.
Специализация и интеграция
медицинской помощи, оснащение крупных комплексов
современной техникой, высокая квалификация
и воспитание медицинского персонала
– все это приносит хорошие плоды в лечении,
обеспечивает его большую эффективность.
Но, с одной стороны, новые средства диагностики
и лечения, а с другой – узкая специализация
и технификация медицины, при несоблюдении
правил деонтологии, могут вызвать определенную
склонность к технизации, поставить как
бы преграду между врачом (математиком)
и больным. Это нередко мешает психологическому
контакту, чрезвычайно необходимому во
врачебной деятельности. Порой за лабораторно-инструментальными
данными врач не видит личности больного,
становится как бы бездушным «диспетчером»,
направляющим пациента от машины (прибора)
к машине, а дальше – консультантам. Из
его поля деятельности выпадает подход
к больному как к единому организму, к
вопросам психотерапии и, сам того не желая,
он может стать источником тяжелых переживаний
больного. Врач всегда должен контролировать
свое поведение и свои действия по принципу
«психологии обратной связи» и по малейшим
реакциям больного обязан быстро оценивать
и правильно корректировать их.
Сегодня организационную структуру
Нравственные отношения внутри
таких коллективов, если учесть, что наука в наше
время не прерогатива одиночки, представляют
достаточно сложную проблему и не в последнюю очередь с
Моральный фактор стал одним из ведущих в решении проблемы эффективности научного труда, ускорения научного прогресса. Особое значение приобрели, в частности, личные профессиональные и нравственные качества научного руководителя. Это определяется тем, что каждый научный коллектив, как правило, имеет общую научную цель (научная стратегия коллектива) и различные пути решений этой общей проблемы каждым научным сотрудником (научная тактика специалиста). Возникает проблема общего и индивидуального в творчестве коллектива. Здесь переплетаются весьма сложные отношения: субординация, личные симпатии и антипатии, разделение научного труда и необходимость его кооперации, а также отношения между старшими и младшими коллегами. Это далеко не простой вопрос, как иногда кажется. И возникает он не только, например, при защите диссертации или опубликовании открытия или изобретения. История науки показывает: от того, насколько и как ладят между собой научные поколения, в очень многом зависит и окончательный продукт научного творчества. Нельзя противопоставлять технику и технический прогресс врачебному мышлению, его опыту и психологическому подходу к больному его качествам, особенностям личности.
Каждый врач в своей повседневной деятельности должен исходить из личной и коллективной ответственности перед пациентами и, в конечном счёте, перед обществом. Личная ответственность врача опирается на его собственный опыт, человеческие качества, глубокое знание больного и его заболевания, индивидуальный подход к каждому. Коллективную ответственность можно трактовать как проведение в жизнь идей, концепций и традиций лечебного (или научного) учреждения, накопленных и обобщённых учителями и старшими коллегами, в свете основных принципов здравоохранения. Личная ответственность должна исходить из постоянного стремления врача к углублению теоретических знаний и совершенствованию практических навыков, непрерывному повышению профессиональной классификации на основе критического анализа своих наблюдений, изучения ошибок, учебы у старших коллег и чтения литературы, воспитания этикодеонтологических норм.