Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:45, реферат
Глобальные преобразования в России в конце XX века привели к серьезному обострению социально-экономических проблем, к усилению социальной дифференциации, изоляции, исключению или ограничению доступа социально незащищенных групп населения к полноправному участию в реальной общественной жизни Дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, умственного, психического развития и жизненного опыта, всегда нуждались и будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления - в социальной защите.
Введение……………………………………………………………..……………2
1.Дети и подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, как объект социальной защиты……………………………………………………..………..5
2.Социальная защита детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации ……………………………………………………………………….…6
3 .Сущность и содержание социально-правовой защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»…………………………………………..……10
Заключение…………….……………………………………………………..…..17
Список литературы………………………………………………………………19
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Дети и подростки,
попавшие в трудную жизненную
ситуацию, как объект социальной
защиты……………………………………………………..……
2.Социальная защита детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации ……………………………………………………………………….…6
3 .Сущность и содержание социально-правовой
защиты детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации»…………………………………………..……
Заключение…………….……………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Глобальные
преобразования в России в конце
XX века привели к серьезному обострению
социально-экономических
1.Уточнить и конкретизировать
содержание понятия «дети в трудной жизненной
ситуации». 2.
Дети и подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, как объект социальной защиты
Подходы к феномену «трудная жизненная ситуация» различны. Главным фактором, нарушающим условия нормальной жизнедеятельности ребенка, является отсутствие заботы о нем со стороны взрослого человека. Дефицит заботы ведет к формированию особых форм жизнедеятельности ребенка, проявляющихся в деструктивном поведении. Изучая эмоциональные переживания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, ученые установили, что все они переживают состояния стресса, конфликта и кризиса, которые оставляют значимый след в психике. Исследуя возрастные особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отечественные психологи выявили личностные характеристики, которые не позволяют ребенку стать субъектом жизнедеятельности. Это проявляется в нарушении коммуникативных способностей, задержке эмоционального развития, в искажении социальных потребностей, в проявлении предрасположенности к невротическим срывам, в повышенном уровне агрессивности, в формировании базового недоверия к миру, утрате чувства ответственности за свое будущее, веры в себя и социальное окружение, в закреплении чувства страха, одиночества. Опираясь на вышесказанное, мы определяем трудную жизненную ситуацию детей как ситуацию, порождающуюся совокупностью факторов объективного и субъективного характера, специфических для данной возрастной группы. Отсутствие объективных возможностей проявляется в нарушении ценностного отношения к ребенку со стороны взрослых, ослаблении необходимых социальных связей. Проблема наличия в обществе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, актуализировала задачу осмысления социально-правовой защиты, обеспечивающей возможность оказания помощи таким детям.
Социальная защита детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Помощь ближнему всегда была характерной чертой славянских народов. Первый опыт общественной заботы о наименее защищенных детях - сиротах и оставленных родителями - на Руси возникает в родовой общине славян. Эта забота и помощь «всем миром» постепенно становятся одной из характерных черт и традиций славянского и затем российского менталитета, проявляясь в форме создания специальных «домов», где «всем миром» кормили и обслуживали сирот и брошенных малюток. Собиравшиеся там же бездомные старики и старухи становились их своеобразными воспитателями. Все там было убого: жилище, содержание, воспитание, но это уже был зародыш элементов социальной защиты детства. Переход к малой семье, состоящей из супругов и своих детей, приводит к тому, что дети стали получать все больше родительской заботы. Совершенствуется система общественного призрения детей. Забота о детях постепенно все более включается в древнерусское право, в церковные каноны, в государственную политику. Заметную роль в создании начал социальной защиты детства сыграли русские князья. Великий князь Владимир издал «Устав», в котором возложил общественное призрение сирых и убогих на духовенство и учредил училища для детей разных сословий. Великий князь Ярослав Владимирович учредил сиротское училище, в котором содержал и обучал детей на своем иждивении. Великий князь Владимир Мономах также считал призрение бедных и страждущих одной из важнейших своих обязанностей. «Избавьте обидимого, защитите сироту, оправдайте вдовицу», - завещал он своим детям. Государственная забота о детях приобрела все более сословный характер, для детей «неблагородного» происхождения организованной системы призрения практически не существовало. В то же время нищета русской деревни, неурожайные годы, эпидемии холеры и другие невзгоды приводили к значительному росту числа бездомных детей, детей-сирот среди городского и сельского населения. Единичные воспитательные дома до предела переполнились. В начале XIX века встал вопрос об открытии в губернских и других городах детских приютов. К концу XIX века в России был открыт 161 детский приют. В них на полном содержании находилось более шести тысяч детей и числилось приходящих более тринадцати тысяч. Позднее стали создаваться детские приюты с целью приютить и организовать первичное обучение детей, остававшихся без присмотра на время работы их родителей, и при приютах стали создаваться сиротские отделения. Традиционно заметную роль в социальной защите детства играло российское духовенство. Священнослужитель Иоанн II Добрый Киевский заслужил у народа титул отца вдов и сирот. Новгородский митрополит Иов организовал на собственные средства в Холмовской Успенской обители заведения для призрения сирот и зазорно («незаконно») рожденных детей. В Новгороде Иов основал десять сиропитальниц, где воспитывалось до трех тысяч человек. Часто брали беспризорных детей на воспитание монастыри. Заметную роль в организации социальной защиты детства играли и многие лучшие представители имущих классов, прогрессивная интеллигенция. Каждое сословие российских граждан в рамках самоуправления стремилось создавать собственные сословные приюты с училищами. Ряд крупных приютов находился в подчинении московского городского управления. Таким образом, во второй половине XIX века приюты в России стали наиболее массовой формой общественного призрения детей-сирот, детей бедных родителей, брошенных детей. И государственные, и частные приюты ставили своей целью воспитание граждан, способных обеспечить себе средства к существованию и вести достойный образ жизни. С учетом сословной принадлежности и способностей приюты готовили своих воспитанников к самым различным профессиям: крестьянина-хлебопашца, рабочего, ремесленника, прислуги, гувернантки, учительницы, офицера и другим. Таким образом, к концу XIX века детские приюты стали наиболее массовой формой социальной защиты детей-сирот и детей бедных родителей. Их деятельность регламентировалась Положением о детских приютах от 18 мая 1891 года и включала призрение детей, принимаемых на полное иждивение; открытие ремесленных училищ и классов; попечение своих выпускников; предоставление мальчикам льгот по воинской повинности. Число приютов в стране возрастало. К началу ХХ века в стране насчитывалось 538 детских приютов, в них воспитывались 29650 детей. В 1887 году возникла новая форма детского призрения - летние колонии московских городских начальных училищ. Эти колонии давали возможность организовать летний отдых детей в общении с природой. В подмосковном имении князя Н.С. Голицына была организована колония для ослабленных детей. Городские школьники имели право ездить в колонии бесплатно. В 1903 году в 33 колониях отдыхали свыше пяти тысяч детей из московских начальных училищ. Постепенно государственная забота о социальной защите детей становилась более разнообразной. В 1894 году в России открылся первый бесплатный детский сад для детей из бедных семей. На средства фабрикантов начали создаваться фабричные детские сады для детей рабочих. В 1882 г. запрещена ночная работа для детей до 12 лет, введено обязательное посещение школы работающими подростками, с 1894 г. обучение малолетних тружеников включалось в их рабочее время, детский труд ограничен восемью часами, с 1914 г. началась выплата пособия на детей лиц родителей, погибших на фронте. В 1892 г. в Обществе попечения о бедных и больных детях создан отдел зашиты детей от жестокого с ними обращения, от эксплуатации, от вредного, в том числе развращающего влияния взрослых. На отдел возлагался надзор за правильным исполнением материальных и нравственных обязанностей лицами, от которых малолетние находились в зависимости. Отношение государства и общества к институту усыновления детей-сирот в досоветский период было сдержанным: законом устанавливались различные ограничения. При наличии своих детей, например, усыновление других было вообще запрещено. Особенно значительный опыт социальной защиты детства накоплен в советский период истории российского общества и государства. Именно в советский период отдельные идеи, формы, методы и структурные элементы социальной защиты детства складываются в стройную систему. Осенью 1918 года принят первый советский Семейный кодекс, в котором впервые законодательно закреплено положение о том, что родительские права осуществляются в интересах детей. В Декабре 1918 г. Правительством издается декрет о правовом положении детей. В феврале 1919 года под председательством А.В. Луначарского Учрежден Государственный совет защиты детей. В числе других мероприятий госсовет провел эвакуацию беспризорных детей из городов в южные хлебородные районы России, члены Совета занимались организацией общественного питания бездомных детей и снабжением детских домов продовольствием. Широкий размах во время войны приняло усыновление детей. Возрождается практика передачи детей-сирот в семьи. Под опеку и патронирование было передано за военные годы 270 тысяч детей-сирот. В пятидесятые годы для детей-сирот, детей одиноких матерей, инвалидов войны и труда, пенсионеров стали создаваться школы-интернаты, в шестидесятые годы в школы-интернаты преобразовывались и детские дома.
Во все годы советской власти много внимания уделялось организации летнего отдыха детей. Главная форма этого отдыха - пионерские лагеря, в которых отдыхали дети и допионерского, и пионерского, и послепионерского возраста. Широкая сеть пионерских лагерей дополнялась летними оздоровительными площадками на базе общеобразовательных школ, где приходящие дети под присмотром воспитателей могли и поиграть, и пообедать, и отдохнуть, причем тоже за символическую плату.
Сущность и содержание социально-правовой защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Во исполнение
рекомендаций международного сообщества
в России принят ряд государственных решений
- указов Президента, постановлений Правительства
РФ, законов Российской Федерации. Этими
документами проблемы детства объявлены
приоритетными, определены основные направления
государственной политики в области защиты
прав и интересов несовершеннолетних,
определены группы детей, требующих особого
внимания государства, утверждены конкретные
программы мероприятий по социальной
защите детства. Особенно детально разработана
Президентская программа «Дети России»,
в которой названы десять категорий детей,
особенно нуждающихся в социальной защите,
и сформулированы основные направления
работы по реализации каждой из десяти
подпрограмм. В соответствии с международными
обязательствами Правительством РФ принят
Национальный план действий в интересах
детей Российской Федерации (1995 г.). В нем
указаны приоритетные направления по
социальной защите детства, обязательные
для всех государственных органов при
формировании и реализации социально-экономического
развития страны. План способствует координации
усилий субъектов социальной защиты детства
- правительственных и неправительственных
организаций, образовательных учреждений
и семей - в деятельности по улучшению
положения детей и защите их законных
прав и интересов. В соответствии с Национальным
планом действий и в целях координации
усилий исполнителей этого плана образована
специальная правительственная комиссия.
В числе ее функций - вопросы усыновления
детей, в том числе иностранными гражданами,
опеки и попечительства, приемных семей,
детских учреждений, летнего отдыха и
оздоровления детей, занятости несовершеннолетних.
Состояние социально-правовой защиты детства в настоящее время не может быть признано достаточным. Несмотря на меры, принимаемые органами власти по созданию условий выживания, защиты и развития детей, реализация их законных прав и интересов обеспечивается не в полной мере. Требуется кардинальная активизация государственной политики в интересах детей. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, наряду с Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ, определяются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Подобные законы приняты в Челябинской, Тюменской, Пензенской, Пермской, Свердловской областях и в Алтайском крае. В целях создания и развития института приемной семьи в Челябинской области был внесен законопроект об оплате труда приемных родителей. В связи с введением в действие с марта 1996 года Семейного кодекса РФ, законодательно закрепившего статус приемной семьи как одной из приоритетных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, Правительством Российской Федерации принято постановление, утвердившее Положение о приемной семье. В соответствии с названными актами "размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации". Такие законы приняты в Челябинской, Московской, Пермской, Калужской, Мурманской, Ленинградской, Пензенской областях. Наш проект закона определяет порядок оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье, проживающей в Челябинской области. В настоящее время в области создано более 20 приемных семей, в которых воспитываются дети. Небольшое количество приемных семей в Челябинской области объясняется, в том числе, нерешенностью вопроса об оплате труда приемных родителей. Законопроект основывается на том, что труд приемных родителей является добровольной и нелегкой нагрузкой, которая лишь в определенной части компенсируется государством. Полагаем, что принятие законопроекта позволит реализовать гражданам их право на принятие ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, а детям, лишенным родительского попечения, реализовать их право на приобретение новой семьи. Комитету Законодательного собрания по социальной политике, который я возглавляю, предстоит учесть все замечания и предложения по доработке законопроектов и внести их на рассмотрение Законодательного собрания во втором чтении.
Заключение
Глобальные
преобразования в России в конце
XX века привели к серьезному обострению
социально-экономических пробле
В соответствии
с пунктом 1 ст. 121 Семейного кодекса
Российской Федерации дети в случаях
смерти родителей, лишения их родительских
прав, ограничения их в родительских
правах, признания родителей
Информация о работе Дети и подростки попавшие в трудную жизненную ситуацию