Дети и подростки попавшие в трудную жизненную ситуацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:45, реферат

Описание работы

Глобальные преобразования в России в конце XX века привели к серьезному обострению социально-экономических проблем, к усилению социальной дифференциации, изоляции, исключению или ограничению доступа социально незащищенных групп населения к полноправному участию в реальной общественной жизни Дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, умственного, психического развития и жизненного опыта, всегда нуждались и будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления - в социальной защите.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..……………2
1.Дети и подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, как объект социальной защиты……………………………………………………..………..5
2.Социальная защита детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации ……………………………………………………………………….…6
3 .Сущность и содержание социально-правовой защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»…………………………………………..……10
Заключение…………….……………………………………………………..…..17
Список литературы………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Дети и подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, как объект социальной защиты.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………2

1.Дети и подростки,  попавшие в трудную жизненную  ситуацию, как объект социальной  защиты……………………………………………………..………..5

 2.Социальная защита детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации ……………………………………………………………………….…6

3 .Сущность и содержание социально-правовой защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»…………………………………………..……10

Заключение…………….……………………………………………………..…..17

Список литературы………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Глобальные  преобразования в России в конце XX века привели к серьезному обострению социально-экономических проблем, к  усилению социальной дифференциации, изоляции, исключению или ограничению доступа социально незащищенных групп населения к полноправному участию в реальной общественной жизни Дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, умственного, психического развития и жизненного опыта, всегда нуждались и будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления - в социальной защите. Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей защита от невзгод и опасностей всегда были и остаются естественной потребностью и обязанностью человека, общности людей человеческого общества, государства. Возникнув в качестве мощного инстинкта продолжения человеческого рода, элементарные составляющие заботы о детях постепенно развиваются, обогащаются, совершенствуются и складываются в многоплановую, многоуровневую, многоаспектную систему социальной защиты детства. Сегодня в России насчитывается около 30 миллионов детей, и практически все они в разной степени, в разных аспектах нуждаются в социальной защите. Обусловливается это многими факторами. Ежегодно численность населения России сокращается на 600-800 тысяч человек, в значительной степени - за счет превышения смертности над рождаемостью населения. Расходы на рождение содержание, обучение и воспитание детей все более превышают материальные возможности родителей и все больше влияют на планирование семьи.                                600 тысяч российских детей - сироты. Из них 90 процентов - социальные сироты, то есть дети, лишенные родительского попечения при живых родителях. Ежегодно более 30 тысяч родителей решением судов лишаются родительских прав. Другие отказываются от своих детей, подкидывают их или просто бросают на произвол судьбы. Есть пример, когда родители хотели продать своего ребенка!      Многие дети живут, и воспитывается в неблагополучных семьях - у родителей, которые ведут асоциальный образ жизни: пьянствуют, воруют, не работают, бродяжничают и т.п. Отношение родителей к детям в таких семьях зачастую потребительское - эксплуатируется детский труд, государственная забота о детях и т.п., либо безразличное - к содержанию, образованию и воспитанию детей.          Два миллиона российских детей считаются беспризорными; они не учатся и не работают. Более 800 тысяч детей считаются без вести пропавшими. Количество сирот, беспризорников и без вести пропавших могло бы быть меньше при более активной политике усыновления обделенных родительской заботой детей. Но в очереди на усыновление стоят более 6 тысяч российских семей, в то время как только во второй половине 90-х годов из России вывезены в другие государства для усыновления 16 тысяч российских детей.        Нередки случаи жестокого обращения взрослых с детьми, попрание их прав и законных интересов, унижения достоинства детей, физического и психического насилия над ними, что влечет за собой побеги из семей и детских учреждений, а порой и суициды.       Дети и подростки часто вовлекаются в криминогенную сферу и организованную преступность. Примерно третья часть виновных в кражах, грабежах, изнасилованиях и убийствах - подростки. Полтора миллиона несовершеннолетних россиян содержатся в следственных изоляторах, а 21 тысяча - в колониях для несовершеннолетних.      К числу промышляющих на городских улицах педагогически запущенных детей в последние годы присоединились тысячи подростков в возрасте 14-18 лет из-за ограничения приема в 9-11-е классы. На рынке труда они неконкурентоспособны. Более половины из них хотели бы получить профессиональные знания и навыки, позволяющие достойно содержать себя и будущую семью, но вероятность получения таких знаний и навыков бесплатно весьма проблематична.       Объект исследования: Дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации         Предмет исследования: социально -правовая защита детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию   Исходя из цели, объекта, предмета были определены следующие задачи исследования:

1.Уточнить и конкретизировать содержание понятия «дети в трудной жизненной ситуации».        2.Рассмотреть социальную защиту детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в дореволюционной России     3. Рассмотреть социальную защиту детства в Советской России   4. Изучить сущность и содержание социально-правовой защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»       5. Проанализировать социальное обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети  и подростки, попавшие в трудную  жизненную ситуацию, как объект социальной защиты

Подходы к феномену «трудная жизненная ситуация» различны. Главным фактором, нарушающим условия нормальной жизнедеятельности ребенка, является отсутствие заботы о нем со стороны взрослого человека. Дефицит заботы ведет к формированию особых форм жизнедеятельности ребенка, проявляющихся в деструктивном поведении. Изучая эмоциональные переживания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, ученые установили, что все они переживают состояния стресса, конфликта и кризиса, которые оставляют значимый след в психике. Исследуя возрастные особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отечественные психологи выявили личностные характеристики, которые не позволяют ребенку стать субъектом жизнедеятельности. Это проявляется в нарушении коммуникативных способностей, задержке эмоционального развития, в искажении социальных потребностей, в проявлении предрасположенности к невротическим срывам, в повышенном уровне агрессивности, в формировании базового недоверия к миру, утрате чувства ответственности за свое будущее, веры в себя и социальное окружение, в закреплении чувства страха, одиночества.     Опираясь на вышесказанное, мы определяем трудную жизненную ситуацию детей как ситуацию, порождающуюся совокупностью факторов объективного и субъективного характера, специфических для данной возрастной группы. Отсутствие объективных возможностей проявляется в нарушении ценностного отношения к ребенку со стороны взрослых, ослаблении необходимых социальных связей.      Проблема наличия в обществе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, актуализировала задачу осмысления социально-правовой защиты, обеспечивающей возможность оказания помощи таким детям.

Социальная защита детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Помощь ближнему всегда была характерной чертой славянских народов. Первый опыт общественной заботы о наименее защищенных детях - сиротах и оставленных родителями - на Руси возникает в родовой общине славян. Эта забота и помощь «всем миром» постепенно становятся одной из характерных черт и традиций славянского и затем российского менталитета, проявляясь в форме создания специальных «домов», где «всем миром» кормили и обслуживали сирот и брошенных малюток. Собиравшиеся там же бездомные старики и старухи становились их своеобразными воспитателями. Все там было убого: жилище, содержание, воспитание, но это уже был зародыш элементов социальной защиты детства.    Переход к малой семье, состоящей из супругов и своих детей, приводит к тому, что дети стали получать все больше родительской заботы. Совершенствуется система общественного призрения детей. Забота о детях постепенно все более включается в древнерусское право, в церковные каноны, в государственную политику.      Заметную роль в создании начал социальной защиты детства сыграли русские князья. Великий князь Владимир издал «Устав», в котором возложил общественное призрение сирых и убогих на духовенство и учредил училища для детей разных сословий. Великий князь Ярослав Владимирович учредил сиротское училище, в котором содержал и обучал детей на своем иждивении. Великий князь Владимир Мономах также считал призрение бедных и страждущих одной из важнейших своих обязанностей. «Избавьте обидимого, защитите сироту, оправдайте вдовицу», - завещал он своим детям.  Государственная забота о детях приобрела все более сословный характер, для детей «неблагородного» происхождения организованной системы призрения практически не существовало. В то же время нищета русской деревни, неурожайные годы, эпидемии холеры и другие невзгоды приводили к значительному росту числа бездомных детей, детей-сирот среди городского и сельского населения. Единичные воспитательные дома до предела переполнились. В начале XIX века встал вопрос об открытии в губернских и других городах детских приютов. К концу XIX века в России был открыт 161 детский приют. В них на полном содержании находилось более шести тысяч детей и числилось приходящих более тринадцати тысяч. Позднее стали создаваться детские приюты с целью приютить и организовать первичное обучение детей, остававшихся без присмотра на время работы их родителей, и при приютах стали создаваться сиротские отделения.  Традиционно заметную роль в социальной защите детства играло российское духовенство. Священнослужитель Иоанн II Добрый Киевский заслужил у народа титул отца вдов и сирот. Новгородский митрополит Иов организовал на собственные средства в Холмовской Успенской обители заведения для призрения сирот и зазорно («незаконно») рожденных детей. В Новгороде Иов основал десять сиропитальниц, где воспитывалось до трех тысяч человек. Часто брали беспризорных детей на воспитание монастыри. Заметную роль в организации социальной защиты детства играли и многие лучшие представители имущих классов, прогрессивная интеллигенция. Каждое сословие российских граждан в рамках самоуправления стремилось создавать собственные сословные приюты с училищами. Ряд крупных приютов находился в подчинении московского городского управления. Таким образом, во второй половине XIX века приюты в России стали наиболее массовой формой общественного призрения детей-сирот, детей бедных родителей, брошенных детей. И государственные, и частные приюты ставили своей целью воспитание граждан, способных обеспечить себе средства к существованию и вести достойный образ жизни. С учетом сословной принадлежности и способностей приюты готовили своих воспитанников к самым различным профессиям: крестьянина-хлебопашца, рабочего, ремесленника, прислуги, гувернантки, учительницы, офицера и другим.            Таким образом, к концу XIX века детские приюты стали наиболее массовой формой социальной защиты детей-сирот и детей бедных родителей. Их деятельность регламентировалась Положением о детских приютах от 18 мая 1891 года и включала призрение детей, принимаемых на полное иждивение; открытие ремесленных училищ и классов; попечение своих выпускников; предоставление мальчикам льгот по воинской повинности. Число приютов в стране возрастало. К началу ХХ века в стране насчитывалось 538 детских приютов, в них воспитывались 29650 детей. В 1887 году возникла новая форма детского призрения - летние колонии московских городских начальных училищ. Эти колонии давали возможность организовать летний отдых детей в общении с природой. В подмосковном имении князя Н.С. Голицына была организована колония для ослабленных детей. Городские школьники имели право ездить в колонии бесплатно. В 1903 году в 33 колониях отдыхали свыше пяти тысяч детей из московских начальных училищ.       Постепенно государственная забота о социальной защите детей становилась более разнообразной. В 1894 году в России открылся первый бесплатный детский сад для детей из бедных семей. На средства фабрикантов начали создаваться фабричные детские сады для детей рабочих. В 1882 г. запрещена ночная работа для детей до 12 лет, введено обязательное посещение школы работающими подростками, с 1894 г. обучение малолетних тружеников включалось в их рабочее время, детский труд ограничен восемью часами, с 1914 г. началась выплата пособия на детей лиц родителей, погибших на фронте. В 1892 г. в Обществе попечения о бедных и больных детях создан отдел зашиты детей от жестокого с ними обращения, от эксплуатации, от вредного, в том числе развращающего влияния взрослых. На отдел возлагался надзор за правильным исполнением материальных и нравственных обязанностей лицами, от которых малолетние находились в зависимости. Отношение государства и общества к институту усыновления детей-сирот в досоветский период было сдержанным: законом устанавливались различные ограничения. При наличии своих детей, например, усыновление других было вообще запрещено.   Особенно значительный опыт социальной защиты детства накоплен в советский период истории российского общества и государства. Именно в советский период отдельные идеи, формы, методы и структурные элементы социальной защиты детства складываются в стройную систему.  Осенью 1918 года принят первый советский Семейный кодекс, в котором впервые законодательно закреплено положение о том, что родительские права осуществляются в интересах детей. В Декабре 1918 г. Правительством издается декрет о правовом положении детей. В феврале 1919 года под председательством А.В. Луначарского Учрежден Государственный совет защиты детей. В числе других мероприятий госсовет провел эвакуацию беспризорных детей из городов в южные хлебородные районы России, члены Совета занимались организацией общественного питания бездомных детей и снабжением детских домов продовольствием. Широкий размах во время войны приняло усыновление детей. Возрождается практика передачи детей-сирот в семьи. Под опеку и патронирование было передано за военные годы 270 тысяч детей-сирот.     В пятидесятые годы для детей-сирот, детей одиноких матерей, инвалидов войны и труда, пенсионеров стали создаваться школы-интернаты, в шестидесятые годы в школы-интернаты преобразовывались и детские дома.

Во все годы советской власти много внимания уделялось организации летнего  отдыха детей. Главная форма этого отдыха - пионерские лагеря, в которых отдыхали дети и допионерского, и пионерского, и послепионерского возраста. Широкая сеть пионерских лагерей дополнялась летними оздоровительными площадками на базе общеобразовательных школ, где приходящие дети под присмотром воспитателей могли и поиграть, и пообедать, и отдохнуть, причем тоже за символическую плату.

 

 

Сущность и  содержание социально-правовой защиты детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации

Во исполнение рекомендаций международного сообщества в России принят ряд государственных решений - указов Президента, постановлений Правительства РФ, законов Российской Федерации. Этими документами проблемы детства объявлены приоритетными, определены основные направления государственной политики в области защиты прав и интересов несовершеннолетних, определены группы детей, требующих особого внимания государства, утверждены конкретные программы мероприятий по социальной защите детства. Особенно детально разработана Президентская программа «Дети России», в которой названы десять категорий детей, особенно нуждающихся в социальной защите, и сформулированы основные направления работы по реализации каждой из десяти подпрограмм. В соответствии с международными обязательствами Правительством РФ принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации (1995 г.). В нем указаны приоритетные направления по социальной защите детства, обязательные для всех государственных органов при формировании и реализации социально-экономического развития страны. План способствует координации усилий субъектов социальной защиты детства - правительственных и неправительственных организаций, образовательных учреждений и семей - в деятельности по улучшению положения детей и защите их законных прав и интересов.    В соответствии с Национальным планом действий и в целях координации усилий исполнителей этого плана образована специальная правительственная комиссия. В числе ее функций - вопросы усыновления детей, в том числе иностранными гражданами, опеки и попечительства, приемных семей, детских учреждений, летнего отдыха и оздоровления детей, занятости несовершеннолетних.       Разрабатывая и совершенствуя Уголовный кодекс Российской Федерации, специалисты, государственные органы уточнили особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, усилили защиту ребенка от физического, психического и полового насилия, от жестокости взрослых и эксплуатации детей, от пренебрежения их законными интересами.  В Семейный кодекс Российской Федерации впервые включена глава о правах несовершеннолетних. Ныне действующий кодекс законодательно гарантирует право ребенка жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защиту, право выражать свое мнение, имущественные и другие права ребенка. Постоянно совершенствуется правовая база выплаты пособий на детей. Этому, в частности, посвящены указы Президента РФ «О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан». Указ о дополнительных пособиях и выплатах. Правительством РФ установлен порядок назначения и выплат единого ежемесячного пособия на каждого ребенка и пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Заботясь о здоровье подрастающего поколения, Правительство РФ приняло постановление «О государственной поддержке медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» , которым установило бесплатную выдачу всех лекарственных средств по рецептам врачей при амбулаторном лечении детей первых трех лет жизни детям из многодетных семей в возрасте до шести лет, детям инвалидам до 16 лет, детям и подросткам в возрасте до восемнадцати лет, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы. Этим же постановлением органам государственной власти субъектов Федерации за счет средств соответствующих бюджетов и иных источников предложено увеличивать ассигнования на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для детских дошкольных учреждений, детских домов и других учреждений здравоохранения и социальной сферы. Важным компонентом системы социальной защиты детства является, защита прав детей в области образования. Конституция Российской Федерации гарантирует российским детям общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, то есть неполного среднего, и среднего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование для детей является обязательным, а родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить его получение детьми. Конституционные положения о праве детей на образование получили дальнейшее развитие и детализацию в Законе РФ «Об образовании» и многих других нормативно-правовых актах федерального, регионального и муниципального уровней. После длительного перерыва, обусловленного постсоветскими реформами, Российское государство в конце девяностых годов обратилось к проблемам детского досуга. В марте 2007 года Правительство РФ приняло постановление «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2007 году». Постановление ориентировано на детей, нуждающихся в особой заботе государства: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из приемных, многодетных и неполных семей, детей-инвалидов, детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии, детей безработных граждан, детей-жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, детей, проживающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностям; других категорий. Постановлением предусмотрены: инвентаризация материально-технической базы учреждений отдыха и оздоровления детей и меры по ее улучшению; подготовка педагогических, медицинских и других работников для учреждений отдыха и оздоровления детей; бесплатный проезд детей к месту отдыха и обратно, обеспечение полноценного питания, безопасности жизни и здоровья детей; контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой в местах отдыха и оздоровления детей. Постановлением поощряется создание палаточных лагерей, лагерей труда и отдыха для старшеклассников; развитие сети оборонно-спортивных и спортивно-оздоровительных лагерей; расширение детского туризма и другие мероприятия. Предусмотрена также частичная оплата стоимости путевок, выделяемых работающим гражданам для детей в возрасте до 15 лет включительно в детские оздоровительные лагеря различных типов, санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного и сезонного действия, другие выплаты. В июне 2000 рода Правительство РФ рассмотрело проекты сразу десяти целевых программ в области социальной защиты детства на 2001-2002 годы. Все вместе они составляют внушительный комплекс мер по существенному улучшению положения детей, созданию условий для их нормального физического, психического и культурного развития, адекватной интеграции в общество. Для данного постановления характерен объемный, комплексный подход к детским проблемам и стремление объединить для решения этих проблем усилия многих министерств и ведомств. На эту работу выделяется 5 миллиардов рублей, источниками денежных средств будут и федеральный, и региональные бюджеты. В интересах развития системы социальной защиты детства Правительством РФ разработаны и продолжают разрабатываться специальные целевые программы и подпрограммы, о которых речь пойдет в следующих главах пособия. Эти программы и подпрограммы готовятся, рассматриваются, а главное - реализуются все более комплексно, все чаше - усилиями нескольких министерств и ведомств. Наиболее тесно в реализации программ социальной зашиты детства сотрудничают министерства: образования, труда и социального развития, здравоохранения, внутренних дел Российской Федерации и экономического блока. Примерами таких комплексных мероприятий являются программы «Дети России» и «Развитие всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан». В целом же наиболее характерной тенденцией развития российской системы социальной зашиты детства является переход от советской системы социального обеспечения всех детей, т.е. их максимального охвата социальными благами преимущественно за счет государства, к адресной системе социальной защиты конкретных детей, находящихся в наиболее неблагоприятной ситуации. Исторический обзор возникновения, становления и развития российской системы социальной защиты детства приводит к следующим выводам. В дореволюционной России был накоплен значительный опыт государственного и общественного призрения детей, оставшихся по разным причинам без попечения родителей. В этом благородном деле участвовали члены царской семьи, государственные органы и общественные организации, церковь и монастыри, меценаты из числа крупных предпринимателей и прогрессивной интеллигенции, супруги высокопоставленных государственных чиновников. В Советской России предпочтение отдавалось социальному обеспечению всех детей, составной частью такого обеспечения была и их социальная защита. Системой социального обеспечения и социальной зашиты детей было охвачено практически все подрастающее поколение страны, все дети, независимо от доходов их родителей. Решением наиболее острых задач активно занимались партийные и государственные органы, профсоюзные и комсомольские организации, образовательные учреждения, трудовые коллективы города и деревни.   Сегодня материальные и другие возможности социального обеспечения детей резко сократились. Соответственно значительно снизились возможности семей по реализации прав ребенка на жизнь, здоровье и разностороннее развитие. Сегодня завершается переход от социального обеспечения всех детей к социальной защите детей, попавших в неблагоприятную ситуацию. Мероприятия социальной защиты становятся все более адресными и индивидуализированными.      В Челябинской области в 1998 году выявлено и учтено 3180 таких детей. Увеличивается количество учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время их более 50. Растет число детей, выявленных, но неустроенных, большая часть которых помещается в приюты и больницы.

Состояние социально-правовой защиты детства в настоящее время  не может быть признано достаточным. Несмотря на меры, принимаемые органами власти по созданию условий выживания, защиты и развития детей, реализация их законных прав и интересов обеспечивается не в полной мере. Требуется кардинальная активизация государственной политики в интересах детей.           Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, наряду с Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ, определяются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Подобные законы приняты в Челябинской, Тюменской, Пензенской, Пермской, Свердловской областях и в Алтайском крае.          В целях создания и развития института приемной семьи в Челябинской области был внесен законопроект об оплате труда приемных родителей. В связи с введением в действие с марта 1996 года Семейного кодекса РФ, законодательно закрепившего статус приемной семьи как одной из приоритетных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, Правительством Российской Федерации принято постановление, утвердившее Положение о приемной семье. В соответствии с названными актами "размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации". Такие законы приняты в Челябинской, Московской, Пермской, Калужской, Мурманской, Ленинградской, Пензенской областях.   Наш проект закона определяет порядок оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье, проживающей в Челябинской области.           В настоящее время в области создано более 20 приемных семей, в которых воспитываются дети. Небольшое количество приемных семей в Челябинской области объясняется, в том числе, нерешенностью вопроса об оплате труда приемных родителей. Законопроект основывается на том, что труд приемных родителей является добровольной и нелегкой нагрузкой, которая лишь в определенной части компенсируется государством. Полагаем, что принятие законопроекта позволит реализовать гражданам их право на принятие ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, а детям, лишенным родительского попечения, реализовать их право на приобретение новой семьи. Комитету Законодательного собрания по социальной политике, который я возглавляю, предстоит учесть все замечания и предложения по доработке законопроектов и внести их на рассмотрение Законодательного собрания во втором чтении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Глобальные  преобразования в России в конце XX века привели к серьезному обострению социально-экономических проблем, к усилению социальной дифференциации, изоляции, исключению (эксклюзии) или ограничению доступа социально незащищенных групп населения к полноправному участию в реальной общественной жизни. В качестве тревожных симптомов осложненной социальной ситуации жизни, в первую очередь в детском населении нашего общества, выступают растущие масштабы асоциального поведения среди подростков, серьезное увеличение численности детей, проживающих в трудных жизненных ситуациях. Общество ощущает острую необходимость в оказании помощи таким детям, являющимся, как правило, воспитанниками социальных и образовательных учреждений и оказанию им социально-правовой поддержки.  Помощь ближнему всегда была характерной чертой славянских народов. Первый опыт общественной заботы о наименее защищенных детях- сиротах и оставленных родителями - на Руси возникает в родовой общине славян. Эта забота и помощь «всем миром» постепенно становятся одной из характерных черт и традиций славянского и затем российского менталитета, проявляясь в форме создания специальных «домов», где «всем миром» кормили и обслуживали сирот и брошенных малюток. Собиравшиеся там же бездомные старики и старухи становились их своеобразными воспитателями. Все там было убого: жилище, содержание, воспитание, но это уже был зародыш элементов социальной защиты детства.     В международном сообществе вопрос об отдельном рассмотрении проблем социально-правовой защиты детства возник сравнительно недавно - в результате массовых движений за демократические реформы XIX века. Под влиянием этих демократических движений ряд государств, в том числе Россия, приняли на себя обязательства по социальной защите детей от рабства и торговли ими, от вовлечения в проституцию, от эксплуатации детей работодателями, от произвола родителей и от других невзгод.

В соответствии с пунктом 1 ст. 121 Семейного кодекса  Российской Федерации дети в случаях  смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного  отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения нуждаются в защите со стороны государства. Такую функцию призваны осуществлять органы опеки и попечительства.

 

 

Информация о работе Дети и подростки попавшие в трудную жизненную ситуацию