Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:56, реферат
Детская беспризорность — социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам.
Детская беспризорность — социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Понятие беспризорности отличается от понятия безнадзорности. В Федеральном законе от 25 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[2] даны следующие определения:
Т.о. в соответствии
с законом, отличие беспризорного
от безнадзорного состоит в
ПРИЧИНЫ
Беспризорность
вызывается причинами социально-
Росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, конфликтная обстановка в семьях, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Выделяются также медико-психологические причины (склонность некоторых несовершеннолетних к асоциальному поведению)[3].
ПСИХОЛОГИЯ БЕСПРИЗОРНИКОВ
Беспризорные дети отличаются более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, склонностью к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т. п.), так же у них обострено чувство справедливости и сострадания, они очень ярко и искренно выражают свои эмоции. Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь[4]. Они также отличаются выносливостью, активностью, солидарностью в групповых действиях[5].
Криминалисты отмечают, что у беспризорников жизненные цели могут смещаться в сторону психологического комфорта, получения «сиюминутных удовольствий»[6].
ДЕТСКАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ В СССР И РОССИИ
Беспризорник Ванька (1924) холст, масло А. А. Кокель
Резко увеличилось число беспризорных детей после Первой мировой войны и Гражданской войны. По одним данным в 1921 году в России насчитывалось 4,5 млн беспризорников, по другим — в 1922 году было 7 млн беспризорников[7][8].
Решение проблемы беспризорности
было объявлено политической задачей.
В 1919
году образован Государственный
совет защиты детей во главе с А. В. Луначарским, 27 января 1921
года была создана Комиссия по улучшению
жизни детей — «Деткомиссия
ВЦИК» во главе с Феликсом
Дзержинским. Решением проблемы занимались
другие организации — Народный комиссариат
просвещения РСФСР, социальные инспекции
на местах, «Фонд
имени В. И. Ленина для оказания помощи
беспризорным детям». В 1926
году приняты Положение о мероприятиях
по борьбе с детской беспризорностью в
РСФСР и Постановление ЦИК и СНК
СССР «О мероприятиях по борьбе с
детской беспризорностью». Содействие
оказывали профсоюзы, комсомол, партийные
организации. Милиция, ГПУ и уг
Были организованы детские воспитательные учреждения интернатного типа — детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки. В 1919 году в детских домах воспитывалось 125 тыс. детей, в 1921—1922 годах — 540 тыс. детей[10]. Кроме того, мероприятия по борьбе с беспризорностью включали и помощь на дому, помещение детей в крестьянские семьи и к кустарям, организация опеки, районных мастерских с школами и клубами при них для детей.[8]
В 1925 году в СССР была создана общественная организация «Друзья детей». В задачи общества входило: ликвидация неграмотности среди беспризорных, оказание содействия в розыске родителей и родственников, предотвращение жестокого обращения с детьми, содействие деткомиссиям и детским домам и т. д[11].
К началу 1928 года по всему СССР насчитывалось около 300 тысяч беспризорных,[8] а 31 мая 1935 года в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» было заявлено, что в стране ликвидирована массовая беспризорность. Наличие беспризорности признавалось, но объяснялось отдельными недостатками.
С ликвидацией беспризорности связана деятельность известного педагога А. С. Макаренко, автора «Педагогической поэмы», важнейшего произведения, правдиво рассказывающего о проблеме и грамотных подходах в её решении (по сию пору в России на деле не используемыми, поскольку, по Макаренко, предполагают расширение ответственности учебно-воспитательных учреждений за итоги своей деятельности на весь период жизни своих выпускников (а не только до школьного порога) и соответствующие изменения в подходах, прежде всего к воспитанию, затем — к обучению).
С началом Великой Отечественной войны вновь начался рост численности безнадзорных и беспризорных детей, выросла детская преступность.
Были приняты постановления СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» от 23 января 1942 года и «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» от 15 июня 1943 года. Постановления определяли меры по решению проблемы беспризорности. На органы НКВД возлагались обязанности по открытию детских колоний для содержания в них несовершеннолетних преступников (в возрасте от 11 до 16 лет). К концу 1943 года число подростков в этих колониях достигло 50 тыс. человек.
В 1950 году насчитывалось 6543 детских дома, в которых воспитывалось 637 тыс. детей. В 1952 году Совет Министров СССР принял постановление «О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР» от 8 апреля 1952 года. В 1960 году в школах-интернатах обучалось около 1 млн несовершеннолетних.
Новый рост числа беспризорных наблюдается в России с начала 1990-х годов. Факторами детской беспризорности являются экономический кризис, бедность, безработица, ослабление семейных устоев, морально-психологический кризис, распространение психических заболеваний[1].
В документах Совета Федерации причинами возникновения и роста беспризорности называются разрушение государственной инфраструктуры социализации и воспитания детей, а также кризис семей (рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей)[12].
Другими причинами
являются криминализация общества, широкое
распространение новых для
В настоящее время отсутствует полная и достоверная статистика численности беспризорных детей[источник?]. Экспертные оценки обнаруживают значительный разброс в цифрах, что может быть связано с используемыми методами и скрытостью самого явления[источник?].
В. С. Демина, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике называла на 2003 год цифры: более 100 тыс. беспризорных детей, безнадзорных — около 1 млн[14], председатель Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны В. Озеров на 2002 год — от 2 до 5 млн беспризорников[15]. Борис Грызлов в 2002 годуназвал цифру в 2,5 млн беспризорников[источник?]. По данным Генерального прокурора Владимира Устинова, в 2002 году в России насчитывалось от 2 до 3 млн беспризорных[источник?].
Согласно официальной статистике в 2003 году количество беспризорных детей составляло 7,5 тысяч, в 2005 году — 4,27 тысячи человек[16].
ПОСЛЕДСТВИЯ
Беспризорность влечёт за
собой тяжёлые общественные последствия,
такие как рост правонарушений и
преступлений среди несовершеннолетних, прос
С 1994 по 2002 годы в 1,9 раза выросло число детей, больных алкоголизмом, в 3,3 раза — токсикоманией, в 17,5 раз — наркоманией. Значительно увеличилось количество детей, больных сифилисом, другими венерическими заболеваниями, СПИДом[12].