Детский алкоголизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:19, контрольная работа

Описание работы

Объектом исследования выступает несовершеннолетние как особая социальная категория населения.
Предметом исследования является алкоголизм как социальная проблема молодого поколения.
Среди задач, поставленных при проведении исследования, можно выделить следующие:
- проанализировать научную литературу;
- выявить основные проблемы современной молодежи;
- определить особенности и причины алкоголизма в молодежной среде;
- обобщить опыт субъектов РФ по борьбе с молодежным алкоголизмом;
- исследовать мнение молодежи относительно употребления алкоголя.

Содержание работы

Введение
1 Понятие и особенности детского алкоголизма
1.1 Понятие “Детский алкоголизм”
1.2 Тяжкие последствия "легких" напитков. Влияние алкоголя на организм ребенка
1.3 Психология приобщения к алкоголю среди несовершеннолетних
2 Проблема детского алкоголизма в Росси и за рубежом и способы борьбы с «ним»
2.1 Детский алкоголизм в России
2.2 Результаты исследования проблемы детского алкоголизма
в разных странах мира
2.3 Борьба с детским алкоголизмом. Особенности психотерапии при лечении алкогольной зависимости в подростковом и детском возрасте
Заключение

Файлы: 1 файл

Полная работа.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

НЕФТЕКАМСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 
 
 

                                                                

                                                                   
 
 
 
 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология»

на  тему «Детский алкоголизм» 
 
 
 

                                                                         Выполнил: студент 3 курса

                                                                         очной формы обучения 

                                                                         группы  Э-32

                                                                         Зайнуллина А.Р  

                                                                         Проверил:  

                                         

                                             

                                                                                  

                                          Нефтекамск 2011

Содержание:

Введение 

1 Понятие и особенности детского алкоголизма

     1.1   Понятие “Детский алкоголизм”

     1.2 Тяжкие последствия "легких" напитков. Влияние алкоголя на организм ребенка

     1.3 Психология приобщения к алкоголю среди несовершеннолетних

2 Проблема детского алкоголизма в Росси и за рубежом и способы борьбы с «ним»

          2.1  Детский алкоголизм в России

     2.2 Результаты исследования проблемы детского алкоголизма

в разных странах мира

     2.3 Борьба с детским алкоголизмом. Особенности психотерапии при лечении алкогольной зависимости в подростковом и детском возрасте

Заключение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Алкоголизм  – неумеренное потребление спиртных напитков, оказывающее пагубное влияние на здоровье, быт, труд человека и благосостояние общества. Похититель рассудка – так отзывались об алкоголе с древних времен!!! Алкоголизм формируется постепенно на фоне достаточно продолжительного злоупотребления спиртными напитками, всегда сопровождается многообразными социальными последствиями, неблагоприятными как для самого больного, так и для общества.

     Эта тема является самой актуальной на сегодняшний день т.к проблема детского алкоголизма гораздо серьезнее таковой у взрослых людей, поскольку в период формирования и становления всех физиологических функций болезнь протекает в злокачественной форме, происходит быстрая деградация личности, развиваются тяжелые сопутствующие заболевания, затормаживается общее развитие - логическое и абстрактное мышление, эмоциональная сфера, интеллект, память.

     Объектом  исследования выступает несовершеннолетние как особая социальная категория населения.

     Предметом исследования является алкоголизм как  социальная проблема молодого поколения.

     Среди задач, поставленных при проведении исследования, можно выделить следующие:

     -    проанализировать научную литературу;

     -     выявить основные проблемы современной молодежи;

     - определить особенности и причины алкоголизма в молодежной среде;

     - обобщить опыт субъектов РФ по борьбе с молодежным алкоголизмом;

     -   исследовать мнение молодежи относительно употребления алкоголя.

     К методам, с помощью которых будет  проводиться исследование, относятся  анализ научной литературы, опрос, обобщение опыта.

1 ПОНЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО АЛКОГОЛИЗМА  

1.1   Понятие “Детский алкоголизм” 

     О детском алкоголизме говорят  в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд  характерных особенностей:

     - быстрое привыкание к спиртным  напиткам (это объясняется анатомо-физиологическим  строением детского организма);

     - злокачественное течение болезни  (в подростковом возрасте организм  находится в стадии формирования  и устойчивость центральной нервной  системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения);

     - принятие ребенком больших доз  алкоголя (принятие алкоголя детьми  не одобряется обществом, поэтому  подростки, как правило, пьют  тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно);

     - быстрое развитие запойного пьянства (для подростков становится нормой  пить по любому поводу, при  этом в состоянии легкого опьянения  они начинают чувствовать себя  неуверенно);

     - низкая эффективность лечения. 

     Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма - он резко ослабляет самоконтроль.

     Наиболее  часто в состоянии опьянения  совершаются насильственные преступления. Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и  юношеского возраста.

     Первый  период - раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

     Второй  период - дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными  причинами являются две - педагогическая неграмотность родителей, которая  приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные  традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

     Педагогическая  неграмотность родителей проявляется  в существующих предрассудках и  заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает  прорезывание зубов. Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

     Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое  составляют пьющие ближайшие родственники.

     Биологическими  исследованиями доказано, что сам  алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

     Третий  период - подростковый и юношеский  возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама  в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

     Алкоголизм, формирующийся в подростковом и  юношеском возрасте

(от 13 до 18 лет), обычно называют ранним  алкоголизмом. Считается, что в  этом возрасте клинические проявления  алкоголизма развиваются быстрее,  чем у взрослых, а болезнь протекает  более злокачественно.

     Анатомо-физиологические  особенности организма в период возрастных кризов, пубертатный период являются своеобразной благоприятной  почвой, на которой алкоголь может  обусловить быстрое развитие болезни. Большое значение имеет степень  алкоголизации и формы употребления спиртных напитков, в частности, частота, дозы, концентрация алкоголя, реакция организма на его прием [Бабаян Э. А., Гонопольский М. Х., 1987].

     В организме ребенка или подростка  алкоголь прежде всего проникает  в кровь, печень, мозг. В связи с незрелостью центральной нервной системы она наиболее уязвима для действия этанола. Результатом такого действия является нарушение дифференцирования и созревания нейронов, вследствие чего страдает личность подростка, нарушается логическое абстрактное мышление, интеллект, память, эмоциональное реагирование. При воздействии алкоголя поражаются практически все системы организма подростка. Согласно статистике, 5-7% отравлений у детей приходится на долю алкогольных интоксикаций. Явления опьянения у детей и подростков развиваются быстро и могут завершиться оглушенностью и даже комой. Артериальное давление и температура тела повышаются, уровень глюкозы в крови, количество лейкоцитов падает. Кратковременное возбуждение, вызванное приемом алкоголя, быстро переходит в глубокий интоксикационный сон, нередки судороги, даже летальный исход. Иногда регистрируют психические нарушения с бредом и галлюцинациями.

     Основными психологическими механизмами употребления алкоголя в детском, подростковом и  юношеском возрасте считают психологическое подражательство, уменьшение или снятие астенических проявлений (состояний) и деформацию личности со склонностью к употреблению спиртных напитков.

     Выделяют  несколько этапов в развитии алкоголизма  в этих возрастных группах.

     На первом, начальном, этапе происходит своеобразная адаптация (привыкание) к алкоголю. Большое значение при этом имеет микросоциальная среда, особенно семья, школа, сверстники. Продолжительность этого периода составляет до 3-6 мес.

     Второй  этап характеризуется относительно регулярным приемом спиртных напитков. Растут доза, кратность приема алкоголя. Меняется поведение подростка. Данный период продолжается до 1 года. Считается, что прекращение употребления алкоголя в этот период может дать хороший терапевтический результат.

     На  третьем этапе развивается психическая  зависимость, которая может длиться  в течение нескольких месяцев  или лет. Подросток сам является активным пропагандистом приема алкогольных  напитков в любое время, в любых  количествах и любого качества. Теряется количественный и ситуационный контроль. Толерантность к этанолу возрастает в 3-4 раза. Появляются многодневные, недельные, иногда постоянные употребления спиртных напитков, это начальная стадия хронического алкоголизма.

     Четвертый этап определяется как хроническая стадия болезни. Сформирован абстинентный синдром, преимущественно с преобладанием психического компонента. Иногда абстинентный синдром выражен слабо в форме вегетативно-соматических нарушений. Абстиненция менее продолжительна, чем у взрослых, наступает после приема больших доз алкоголя.

     Далее, на пятом этапе, развитие алкоголизма  соответствует закономерностям, описанным  для взрослых. Существенным отличием является быстрое формирование слабоумия (деменции). Дети, страдающие алкоголизмом быстро опускаются, становятся асоциальными, грубыми, дисфоричными, сексуально расторможенными, интеллектуально деградированными, с грубыми нарушениями памяти и эмоций.

     Алкоголизм  у подростков формируется в среднем  в течение 3-4 лет. Абстинентный синдром появляется спустя 1-3 года после начала постоянного употребления алкоголя. Отличительная особенность раннего алкоголизма - его большая зависимость от преморбидных особенностей, в частности от типа акцентуации характера [Личко А. Е., 1988]. При эпилептоидном типе быстро нарастают эксплозивность, злобность, склонность сочетать алкоголь с другими дурманящими средствами (ацетон, клей), употреблять суррогаты. Нередко присоединяются гашишизм, барбитуромания.

Информация о работе Детский алкоголизм