Девиация и конформизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

В свете данной проблемы я считаю необходимым рассмотреть становление, формирование и развитие такой отраслевой социологии, как социология девиантного поведения, которая как специальная социологическая дисциплина складывается в недрах структурного функционализма. Ее объектом является отклоняющееся поведение, а предметом-девиантное поведение в различных социальных группах (характер, виды, формы).

Содержание работы

Введение
1. Биологическое объяснение
2. Психологическое объяснение
3. Социологическое объяснение
3.1. Теория аномии
3.2. Теория аномии Мертона
4. Культурологическое объяснение
4.1. Теория стигматизации (наклеивания ярлыков или клеймения)
5. Конфликтологический подход
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

cоциология.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Концепция Беккера и подобные ей названы теорией стигматизации (наклеивания ярлыков), т.к. они объясняют девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо "девиантов" членам менее влиятельных групп. С человеком могут обращаться так, словно он или она нарушили правило (даже если это и не соответствует действительности), только потому, что другие люди утверждают, что это правило нарушено. Именно так поступали с неграми в Америке. Они подвергались преследованию и иногда линчеванию по ложным обвинениям в изнасиловании белых женщин. Короче говоря, Беккер высказал мысль, что "суждение о том, является ли тот или иной поступок девиантным, обусловлено его характером (речь идет о том, связан ли он с нарушением какого-то правила), а также тем, как его оценивают другие люди".

5. Конфликтологический подход

Еще более ярко выраженный политический подход к девиации выбран группой социологов, которые называют себя "радикальными криминологами". Они отвергают все теории преступности, трактующие ее как нарушение общепринятых законов; утверждают, что такие концепции характеризуют общество как абсолютно единое целое. Согласно их точке зрения, создание законов и подчинение им является частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами. Чтобы пояснить суть этой концепции, Остин Турк (1969) привел следующий довод: когда возникает конфликт между властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно избирают вариант принудительных мер. Например, сотрудники полиции с большей готовностью применяют законы, соответствующие их собственной субкультуре (скажем, запрещающие гомосексуализм), чем те, которые противоречат ей (например, защищающие гражданские права). Кроме того, полиция в первую очередь применяет законы, направленные против бедняков и не причастных к власти, тех, кого можно подавлять, не встречая сопротивления.

Квинни (1977) рассматривает данную проблему с марксистской точки зрения. Он утверждает, что законы и деятельность правоохранительных органов - это орудие, которые правящие классы (владеющие  средствами производства) используют против тех, кто лишен власти. Например, в XII в. были приняты законы, запрещающие бродяжничество, что было обусловлено стремлением землевладельцев, заставить бедняков работать, ибо в то время каждый десятый работник погибал от чумы или его забирали в отряды крестоносцев (Чемблисс, 1964). Далее Квинни подчеркивает, что даже законы, якобы противоречащие интересам правящих классов (например, принятое в 30-е и 40-е г. XX в. законодательство, поддержавшее требование профсоюзов), в действительности служат этим интересам. Ведь если бы такое законодательство не было принято, мог произойти революционный взрыв, что привело бы к коренным изменениям социального строя.

Таким образом, "радикальная криминология" не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы. Более того, сторонники этой теории рассматривают "девиантов" не как нарушителей общепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится "изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множество своих членов, якобы нуждающихся в контроле" (Тэйлор и др., 1973).

 

Заключение

Современная Россия являет собой идеальную  совокупность всех девианотогенных  факторов (состоянии аномии, резкая социальная дифференциация, глубокий экономический кризис, социальная дезорганизация, “смена всех” в идеологии). В этих тяжелых для страны условиях население различных форм девиантного поведения приобретает особенную теоретическую и прикладную значимость.

К сожалению, объективный  социальный заказ не совпадает с реальной востребованностью: ни властные структуры, ни руководители науки, ни ведомства или же коммерческие структуры не предъявляют спрос на девиантологические исследования и не очень охотно реагировали на соответствующие предложения.

Отечественная социология испытывает те же трудности, что и  социология в целом: кризис общесоциологической теории, существенное отставание от мирового уровня технического и методического арсенала, низкое качество профессиональной подготовки кадров. Тем не менее, реальными видятся следующие пути:

  1. Дальнейшая “фундаментализация”, рассмотрения объекта социологии девиантного поведения как момента Единого мирового процесса самодвижения материи.
  2. Изучение социальных девиаций в кризисные, бифуркационные периоды, переживаемые отдельными странами и человеком в целом, когда от структуры, соотношения различных форм негативных и позитивных девиаций зависит будущее.
  3. Интеграция различных концепций девиантного поведения как дополнительных при описании объекта.
  4. Комплексные сравнительные и панельные региональные эмпирические исследования форм как негативно, так и позитивно отклоняющегося поведения во взаимодействии с экономическими, социальными, демографическими, культурологическими и др. процессами. Проверка ранее выдвинутых гипотез и поиски новых закономерностей.
  5. Активизация социологических исследований творчества как элемента девиантного поведения.
  6. Разработка на основе выявленных закономерностей математических моделей пространственно-временного распространения различных форм социальных девиаций и создание долгосрочных региональных прогнозов.
  7. Исследование, обоснование и рекомендации предпочтительных (адекватных генезису и закономерностям девиантного поведения) форм социального контроля.
  8. Социальное  проектирование, в первую очередь по программам профилактики и социальной помощи.
  9. Организация в профильных исследовательских и учебных центрах подготовки специалистов по социологии девиантного поведения
  10. Расширение зарубежных контактов, включая совместные исследования и публикации.

 

Список используемой литературы:

  1. Ю.Г.Волкова, Социология-М.: Гардарики, 2000 г.-474 с.
  2. Социальные отклонения / под ред. Кудрявцева В.Н. М.: Юрид. лит., 1984г.
  3. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс.- М.: Прометей, 1994-384 с.
  4. Социологический энциклопедический словарь // под ред. академика РАН Г.В.Осипова.-М.: Издат. группа ИНФРА-М-НОРМА,1998г.-488 с.
  5. Социология в России / под ред. В.А.Ядова- 2-е издание, перераб. и дополн.-М.: Издательство Института социологии РАН, 1998г.-696с.
  6. Социологические исследования 1992 №1 стр.128
  7. Социологические исследования  1995№3 стр.72
  8. Социологические исследования  1991 №4 стр. 72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Девиация и конформизм