Девиантное поведение детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения.

Содержание работы

Введение..............................................................................................................3
РАЗДЕЛ 1 Вопросы терминологии...................................................................6
РАЗДЕЛ 2 Нарушения поведения....................................................................9
РАЗДЕЛ 3 Типология агрессивного поведения современных
подростков...................................................................................14
РАЗДЕЛ 4 Причины и специфика проявления агрессивности детей
на разных стадиях подросткового возраста.................................. 18
РАЗДЕЛ 5 Половозрастные особенности проявления агрессивности
в поведении детей подросткового возраста................................. 25
Заключение................................................................................................27
Список использованной литературы.........................................29

Файлы: 1 файл

Kursovik1.docx

— 82.64 Кб (Скачать файл)

  При этом на первый план  у них выходит вербальная агрессивность,  что на 20% превышает показатели 12-13 лет и почти на 30% в 10-11 лет.  Агрессивность физическая и косвенная  повышаются несущественно, также  как и уровень негативизма.24

Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют подростков, близких по уровню развития, интересам. Группа закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их поведения. Утрачиваемое подростками чувство дистанции, ощущение допустимого и недопустимого приводит к непредсказуемым событиям. Существуют особые группы, для которых характерна установка на немедленное удовлетворение желаний, на пассивную защиту от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличает пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия, подобные подростки оказываются перед лицом большого количества "лишнего времени". Но для этих подростков характерно именно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках. Они не посещают выставки и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не выходит за рамки приключенческо-детективного жанра. Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых "острых ощущений ". Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного как бы отмечают свои "заслуги": удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи.25  Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости.26

Установлено, что среди подростков, осуждённых за агрессивные преступления, 90% совершили преступления в нетрезвом  состоянии.27

На всём протяжении подросткового  периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности:

Таблица 1

Проявления различных форм агрессивности  у подростков 10-15 лет.28

Возрастные группы

Формы агрессивности, %

физическая

косвенная

вербальная

негативизм

10-11 летние подростки

49 %

32 %

44 %

45 %

12-13 летние подростки

56 %

48 %

51 %

64 %

14-15 летние подростки

61 %

51 %

72 %

65 %


 

Анализ  приведённых данных (приложение 1) свидетельствует  о том, что у 10-11- летних детей преобладают  физические формы агрессивности. Особенно быстрыми темпами с возрастом растёт негативизм. По мере взросления у подростков всё сильнее проявляется вербальная агрессия.

Дети  подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов  микросреды в отношениях формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, – а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. Установлено, что уровень физической формы агрессивного поведения наиболее выражен у детей из рабочей среды, а наиболее агрессивными являются дети из среды сельских механизаторов. Вместе с тем у подростков этой группы отмечается минимальный уровень негативизма.  Вербальные формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков из семьи служащих среднего звена. В то же время эти подростки отличаются сравнительно невысоким уровнем физической формы агрессивного поведения. По уровню косвенной агрессии на первом месте подростки из семей подсобных работников и семей руководящих служащих. Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Проявления  различных форм агрессивности 

у подростков из разных социальных слоёв  населения.29

Социальные слои

Формы агрессивности, %

физическая

косвенная

вербальная

негативизм

Из рабочей среды

70%

45%

50%

30%

Из среды строителей

65%

55%

60%

40%

Из среды сельских тружеников

67%

60%

65%

20%

Из среды малоквалифицированных  подсобных работников

(прачки, уборщицы)

30%

65%

75%

50%

Из среды служащих среднего звена

40%

45%

75%

60%

Из среды руководящих работников

60%

67%

35%

90%

Из среды торговых работников, коммерсантов

20%

30%

25%

10%

Из среды интеллигенции

(учителя, врачи, инженеры)

25%

40%

55%

80%


Приведённые данные проявлений разных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоёв населения и их анализ (приложения 2-10) имеют не только психолого-теоретическое, но и практическое значение, позволяя ориентироваться в характере  личности подростка, учитывая особенности  влияния социальной ситуации, воздействия  семьи.

 

РАЗДЕЛ 5 Половозрастные особенности проявления

агрессивности в поведении детей подросткового возраста.

 

 

В педагогической практике многие годы не учитывались половые различия детей. Между тем, половые различия не ограничиваются половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития.

Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. В подростковом возрасте процесс  психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3-4 лет, а не 4-5 лет. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьёзную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами феминности и маскулинности, принятыми в обществе. Данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. 30

Между тем, агрессивное поведение подростков нередко связано с алкоголизацией. Поскольку подростки алкоголизируются, как правило, в группе, то подогретое алкоголем стремление «не отставать от других» и «жажда подвига» часто приводят к демонстративным асоциальным поступкам. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола. Нередко они же являются и организаторами противоправных действий. Причём, по сравнению с подростками мужского

пола, у них отмечается более выраженное «огрубление» личности. При этом можно  отметить агрессивные проявления.31

Имеются значительные различия в проявлении агрессивности мальчиками и девочками  подросткового возраста.Таблица 3

Проявления  различных форм агрессивного поведения

у мальчиков и девочек подросткового  возраста.32

Возрастные группы

Формы агрессивности, %

физическа

косвенная

вербальная

негативизм

 

10-11 лет

мальчики

70%

40%

62%

68%

девочки

30%

25%

38%

36%

 

12-13 лет

мальчики

59%

49%

52%

69%

девочки

38%

41%

49%

62%

 

14-15 лет

мальчики

61%

39%

81%

82%

девочки

59%

59%

60%

52%


 

Анализ  приведённых в таблице данных (приложения 11-15) показывает, что наибольшей агрессивностью отличаются 10-11-летние подростки-мальчики, у которых преобладает  физическая агрессия. У мальчиков  с возрастом происходит затухание  физической агрессии, а у девочек  наблюдается рост этой формы агрессивности. При спаде косвенной агрессии у мальчиков, идёт значительное увеличение её у девочек. В 12-13 лет отмечается снижение вербальной агрессии у мальчиков, при постоянном нарастании этой агрессии у девочек. К 14-15 годам у мальчиков  так же происходит всплеск вербальной агрессии. Негативизм значительно сильнее  проявляется у мальчиков на всех возрастных периодах подросткового  возраста. У девочек негативизм несколько  затухает при переходе с 13 к 14-15 годам. На основании анализа приведённых  данных проистекает необходимость более детального изучения агрессивности девочек. За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе развития и проявления различных форм агрессивности.

Рис.1. Малая модель человеческого потенциала33

 

Заключение

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения  является агрессивное поведение, нередко  принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение  себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми  конфликтами. Снижается возраст  проявления агрессивных действий. Всё  чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и  физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного  воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность  – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.

Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия  и коррекции, применяемыми непосредственно  к несовершеннолетнему.

 Социального  оздоровления и социально-педагогической  коррекции требует неблагоприятная  среда, которая вызывает социальную дезадаптацию совершеннолетнего. Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость  в проведении системного анализа  индивидных, личностных, социально-психологических  и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться  и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих  проблем у подростков, системный  анализ характера их возникновения  и адекватная воспитательно-коррекционная  работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

 

ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской   Федерации  от  12 декабря 1993 г. //  http://www.constitution.ru/.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (в последней редакции) //  http://base.consultant.ru.
  3. Федеральный закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции от 28 июля 2012г. №133-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133382/

Информация о работе Девиантное поведение детей