Девиантное поведение как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:48, реферат

Описание работы

Процесс социализации процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса статус, определяющий положение человека в обществе.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………..3
Основные причины возникновения девиантного поведения и его социологическое объяснение ……………………………………….3
Девиантное поведение и его типы ………………………………....6
Особенности аномии в современном российском обществе ……..9
Темпоральные характеристики самоубийств ..................................12
Заключение…………………………………………………………..17
Литература …………………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

готовая контр.docx

— 44.69 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации.

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования.

Сибирский государственный  аэрокосмический университет  имени академика М.Ф.Решетнева

Кафедра истории  и гуманитарных наук

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Социология»

                         Тема: «Девиантное поведение как социальная проблема»

 

 

 

 

                   

Выполнила студентка  группы БМРЗУ 12-01 Титова Д.

                                   Проверил преподаватель: Кобцева М.А.

 

 

 

Красноярск 2012г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  ……………………………………………………………..3

Основные причины возникновения девиантного поведения и его социологическое объяснение ……………………………………….3 

Девиантное поведение и его типы ………………………………....6

Особенности аномии в современном российском обществе ……..9

Темпоральные характеристики самоубийств ..................................12

Заключение…………………………………………………………..17

Литература …………………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Процесс социализации процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе достигает определенной

степени завершенности при достижении личностью  социальной зрелости, которая характеризуется  обретением личностью интегрального  социального статуса статус, определяющий положение человека в обществе. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков  социализации является отклоняющееся  поведение - это различные формы  негативного поведения лиц, сфера  нравственных пороков, отступление  от принципов, норм морали и права.

Социологи называют отклоняющееся поведение  девиантным от латинского deviatio - уклонение. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писанным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных поступках, сурово карались. Все находилось под контролем длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V в. до н.э.

Как правило, социологи стараются выработать беспристрастное отношение к  тому, что они исследуют. Нейтральная, позиция избегающая морализирования особенно важна при изучении девиации. Поскольку девиантное поведение стало ассоциироваться со многими негативными проявлениями оно является олицетворением зла в религиозном мировоззрении. симптомом болезни с точки зрения медицины, в частности психиатрии, и незаконным, в соответствии с правовыми нормами, возникла тенденция считать его ненормальным

В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная социологическая теория - социология девиантного поведения. У истоков социологии девиантного отклоняющегося поведения стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм 1858-1917 - создатель французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.

Основные причины возникновения девиантного поведения и его социологическое объяснение

Если девиация и конформизм - две стороны одной медали, почему первой уделяется больше внимания Вероятно, она особо привлекательна и, в то же время является источником повышенного беспокойства для окружающих, В прошлом веке социальные исследователи предложили множество объяснений девиации мы рассмотрим основные теории, объясняющие девиацию. Неудивительно, что в них придатся особое значение одному из трех

факторов  человеку, норме и группе. Социологическое  объяснение учитывает социальные и  культурные факторы, на основе которых  людей считают девиантными Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в теории аномии, разработанной Эмилем Дюркгеймом. Дюркгейм использовал эту теорию в своем классическом исследовании сущности самоубийства. Он считал одной из причин самоубийства явление, названное аномией буквально разрегулированность. Объясняя это явление, он подчеркивал, что социальные правила играют важную

роль  в регуляции жизни людей. Нормы  управляют их поведением, они знают, чего следует ожидать от других и  что ждут от них. Жизненный опыт людей.т.е. их удовольствия и разочарования более или менее соответствует ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами. Однако во время кризисов или радикальных социальных перемен, например в связи со спадом деловой активности и безудержной инфляцией, жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных

нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Чтобы продемонстрировать воздействие аномии на поведение людей, Дюркгейм показал, что во время неожиданных экономических спадов и подъемов уровень самоубийств, как правило, становится выше обычного. Он считал, что неожиданные упадок и процветание связаны с нарушениями коллективного порядка. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию и - все это способствует

девиантному поведению Дюркгенм, 1897. Хотя теория Дюркгейма подверглась критике, основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, и в наши дни считается общепризнанной. Термин социальная дезорганизованность состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Это может быть, например, результатом смешения религиозных, этнических и расовых групп, имеющих различные

верования, проявляющих верность различным  идеалам, в частности, по-разному  относящихся к азартным играм, употреблению спиртных напитков и другим типам  поведения Это может наблюдаться при высоком уровне миграции членов поселенческих общностей, что также приводит к неоднородности и неустойчивости социальных В своем классическом исследовании Шоу и Маккай 1942 установили, что официальный уровень правонарушении среди подростков особенно высок

в городских районах, где проживают  люди различного происхождения и наблюдается высокая степень текучести населения. Для жизни таких районов характерен не только конфликт между культурными ценностями, что привадит к отсутствию единой совокупности ожиданий, но возникают трудности в связи с контролем за соблюдением любых стандартов, и должностные лица даже не пытаются его осуществлял, Коэн, Шорт, 1961. Противоречивые критерии оценки поведения людей и слабый контроль

СО  стороны властей в значительной мере способствуют росту правонарушений. Сравнительно недавно теория аномии нашла новое выражение в понятии  социальных обручей, введенном Трэвисом Хирши 1969. Хирши утверждает, что, чем больше люди верят в ценности, принятые обществом например, в правильность законов, чем активнее они стремятся к успешной учебе, участию в социально одобряемой деятельности например, во внешкольных занятиях и чем глубже их привязанность к родителям, школе и сверстникам,

тем меньше вероятность, что они совершат девианнтные поступки. Исследование 1300 юношей с белым цветом кожи в возрасте от 12 до 18 лет в некоторой степени подтвердило точку зрения Хир-ши.Например, среди подростков, которые стремились быть полностью похожими на своих отцов измерение степени привязанности к родителям, 64 процента имеют низкий уровень правонарушений среди тех, кто не проявили желания быть похожими на отцов, этот показатель составил 41 процент.

Однако  этот вывод не подтвердило исследование, проведенное Хинделангом 1973, который обнаружил, что слишком глубокая привязанность к сверстникам способствует правонарушениям. Это означает, что группы сверстников действительно регулируют поведение своих членов, но они же могут поощрять преступное поведение. Роберт К. Мертон 1938 внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально

одобряемыми средствами их достижения. В качестве примера можно привести противоречивое отношение американцев к проблеме богатства. Они с восхищением  относятся к финансовому успеху, достижение богатства является общепринятой в американской культуре целью. Социально  одобряемые или институционализированные средства достижения этой цели подразумевают такие традиционные методы, как получение хорошего образования, устройство на работу в торговую или юридическую фирму. Но когда мы сталкиваемся с реальным положением дел в американском

обществе, становится ясно, что эти социально одобряемые средства недоступны для большинства населения. Многие люди не могут платить за хорошее образование, а лучшие предприятия принимают на работу лишь ограниченное количество специалистов. Согласно Мертону, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегнуть к незаконным способам, например, рэкету, спекуляции на скачках или торговле наркотиками.

Девиантное поведение и его типы

Типологизация девиантного поведения связана с трудностями, поскольку любые ело проявления - осуществление аборта, пристрастие к спиртным напиткам, употребление в пищу свинины и т.д можно считать как девиантными, так и недевизнтными все определяется нормативными требованиями, на основе которых они оцениваются. Поэтому, наверное нет смысла пытаться составить точную классификацию типов абсолютно девиантного поседения, хотя некоторые из них, например изнасилование и кровосмешение,

большинство людей но не все считают девиантными. Каким же образом типологизировать девиантное поведение По-видимому, классификация девизнтных поступков, предложенная Мертоном, наиболее удачна из всех разработанных до сих пор. Мы уже знакомы с его концепцией - девиация возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения.

Исходя  из этого Мертон строит типологию девиантных поступков. Она представлена в таблице В системе Мертона, тотальный конформизм предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Молодой человек или девушка, которые получают хорошее образование, находят престижную работу и успешно продвигаются вверх по служебной лестнице - олицетворение конформизма они ставят перед собой цель скажем, финансовый успех, и достигают е законными средствами.

Следует учитывать, что конформизм представляет собой единственный тип недевиантного поведения. Вторая возможная реакция называется инновацией она предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицательно одобряемые способы их достижения. Инноватор будет использовать новые, но незаконные средства достижения богатства - он занимается рэкетом, шантажом или совершает так называемые преступления белых воротничков вроде растраты чужих денег.

Третья  реакция, названная ритуализмом, предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие порой доведенное до абсурда использовать социально одобряемые средства. Бюрократ, фанатически предан своему делу, настаивает, чтобы каждый бланк был тщательно заполнен, дважды проверен и подшит в четырех экземплярах. В конце концов он становится жертвой жестокой бюрократической системы и спивается от отчаяния. Происхдит это именно потому, что обнаруживается забвение цели деятельности

- для чего вс это делается. Четвертая реакция, названная бегством от. действительности ретреатизм, наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения. Наиболее ярким проявлением ретреатиз-ма становятся маргиналы бродяги, пропойцы, душевнобольные, наркоманы и т.п. Наконец, бунт, подобно бегству от действительности, тоже одновременно отрицает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Но он приводит к замене старых целей и средств на новые

развивается новая идеология она может быть революцией. К примеру, систему социалистической собственности, вытесняющую частную собственность, революционер считает более законной, чем существующую. Концепция Мертона важна прежде всего потому, что она рассматривает конформизм и девиацию как две чаши одних весов, а не как отдельные категории. В ней также сделан упор на то, что девиация не является продуктом абсолютно

негативного отношения к общепринятым стандартам, как часто предполагают многие люди. Вор не отвергает социально одобряемую цель достижения материального благополучия. Он может так же восторженно относиться к этой цели, как и молодой человек, успешно продвигающийся вверх по служебной лестнице. Бюрократ, олицетворяющий ритуализм, не отказывается от общепринятых правил работы, но исполняет их слишком буквально, чем доводит до абсурда.

Однако  оба эти человека проявляют девиантное поведение. типология девиации Мертона способ адаптации одобряемые обществом целисоциально одобряемые средстваконформизминновация-ритуализм-ре триатизм бегство от действительности бунт Как считает Дэвид Матца 1964, в большинстве случае, когда девиация наблюдается в течение длительного времени, она выходит за рамки поведения отдельного индивида и становится коллективной на основе единичных девиантных

поступков формируется образец поведения, который усваивается многими  людьми. Такой образец может привести к созданию новой субкультуры, основные принципы которой стимулируют нарушение  правил. При этом субкультура преступного  мира заимствует свои нормы из господствующей культуры, но переворачивает их с ног  на голову. Преступное поведение считается  правильным в соответствии со стандартами  этой субкультуры именно потому, что  оно противоречит нормам господствуюещей культуры.

Хесен 1955, р.28. Наиболее ярким проявлением этой тенденции является поведение преступных банд, а также бунтовщиков согласно концепции Мертона. Ритуализм, о котором писал Мертон, может также стать коллективным. Чья-то индивидуальная привычка слишком буквально следовать правилам может стать стилем работы группы служащих, которые доводят до абсурда выполнение любого, даже самого незначительного, распоряжения, что приводит к замедлению работы.

Информация о работе Девиантное поведение как социальная проблема