Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:40, контрольная работа
Проблему отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология, психология и другие науки.
Объяснить причины, условия и факторы стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль общественных и межличностных отношений.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Содержание понятия девиантного поведения……………………………….4
2. Теоретические объяснения причин девиантного поведения……………….6
3. Конкретные формы девиантного поведения………………………………….9
4. Аддитивные формы девиантного поведения…………………………….….13
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………………..16
Как отмечают исследователи, основные качественные показатели роста преступности в России приближается к общемировым. Нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую.
Преступность – отражение пороков человечества, и до сих пор искоренить её не удалось ни одному обществу. Поэтому необходимо сосредоточиться на реальной задачей – снижение темпов прироста и удержание преступности под контролем на социально терпимом уровне.
Алкоголизм. Опьяняющие напитки известны человечеству с давних пор. Они изготавливались из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества.
Изучение различных аспектов потребление алкоголя и его последствий представляет большую сложность. При анализе алкогольной ситуации и её динамики, как правило, используют три группы социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: 1) уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления; 2) характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; 3) ущерб, причинённый пьянством экономике и обществу.
В модели алкогольного потребления
учитываются следующие
В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления: 1) ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений; 2) усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.
Крайний вариант первого направления – попытки введения «сухого закона» на территории некоторых стран (Англия, США, Финляндия, Россия), но они не достигли своих цели, потому что наличие алкоголя – не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Успешное решение проблемы преодоление пьянства и алкоголизма требует учёта экономического, социального, культурного, психологического, демографического, юридического и медицинского аспектов.
Данные государственной
статистики свидетельствуют о значительных
масштабах алкоголизации
Наркомания (от греч. narke – оцепенение и mania – бешенство, безумие). Это заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящему к глубокому истощению физических и психических функций организма. Наркомания (наркотизм) как социальное явление характеризуется степенью распространённости потребления наркотиков или приравненных к ним веществ без медицинских показаний, и включает злоупотребление наркотиками и болезненное (привычное) их потребление. Более 60% наркоманов впервые пробуют наркотики в возрасте до 19 лет. Таким образом наркомания – это прежде всего молодежная проблема, тем более, что значительная часть наркоманов, особенно тех, кто употребляет так называемые, радикальные наркотики (производные опийного мака), не доживает до зрелого возраста.
Современная учащаяся молодежь хорошо информирована о наркотических средствах. Уже в 5-м классе многие знают о препаратах Каннабиса, наркотических средствах опийной группы и наркотических стимуляторах. В 6-м классе растёт доля информированных об ЛСД и «самоделках», а к 9-му классу – об экстази и эфедрине.
Суицид. Суицид – намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых жизненных проблем, от самой жизни.
В разные эпохи и в разных культурах существовали свои оценки этого явления: часто самоубийство осуждали (с точки зрения христианской морали самоубийство считается тяжким грехом), иногда же допускали и считали в определённых ситуациях обязательным (например, самосожжения вдов в Индии (обычай сати) или харакири самураев). При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, особенностей личности. Исследования свидетельствуют, что суицидальное поведение провоцирует специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение.
Дюркгейм выделяет 3 основных типа самоубийства, обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и аномическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабого воздействия социальных (групповых) норм на индивида, остающегося наедине с самим собой и утрачивающего в результате смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот, вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т.е. видящего её смысл вне её самой. Наконец, аномическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивида (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т.е. аномия.
Суициды в большей степени характерны для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция увеличения их числа. Соотношение между мужчинами и женщинами-самоубийцами примерно 4:1 при удавшихся самоубийствах и 4:2 при попытках, т. е. суицидное поведение мужчин чаще приводит к трагическому исходу. Отмечено, что вероятность проявления этой формы отклонений зависит и от возрастной группы; так, самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10 -12-летние дети.
Проституция. Сам термин "проституция" происходит от латинского слова "выставлять публично" (prostituere). Обычно под проституцией понимают внебрачные половые отношения за плату, не имеющие в своей основе чувственного влечения. Проституция не тождественна ни корыстным супружеским отношениям, ни внебрачным сексуальным связям, если они основаны на личных симпатиях. Проституция начала зарождаться вместе с общественным разделением труда, появлением городов. Примечательно, что даже в средневековой Европе церковь была вынуждена мириться с этим явлением, признавая если не полезность, то, во всяком случае, неизбежность существования проституции.
Сегодня в числе проституток – учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. В объятия клиентов "девочек из бара" толкает не голод, а стремление к скорейшему материальному благополучию и "красивой жизни".
Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. В истории существовали три основные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Запреты оказались бессильны. Как показал исторический опыт, ни правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему. Практика свидетельствует: социально-духовные преобразования в обществе радикально меняют ситуацию.
В отечественной социологии до настоящего времени малоисследованной остаётся проблема аддикции (пагубной склонности к чему-либо). Но без понимания механизма возникновения и протекания этого явления трудно анализировать алкоголизм, наркоманию и некоторые другие формы деструктивного поведения.
Суть аддитивного поведения индивида заключается в стремлении изменить своё психическое состояние посредством приёма некоторых веществ или фиксации внимания на определённых предметах или видах деятельности. Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к преодолению аддикции. Такая форма поведения характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Люди с аддиктивным типом поведения с целью самозащиты используют механизм, называемым в психологии «мышлением по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, соответствует их желаниям. В итоге нарушаются межличностные отношения, человек отчуждаются от общества.
Для людей с аддитивной формой поведения в качестве вещества, предмета или действия могут выступать – наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (включая компьютерные), длительное прослушивание ритмичной музыки, полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека.
Аддитивное поведение формируется постепенно. Начало отклонения связано с переживанием человеком интенсивного острого изменения психического состояния благодаря принятию определённых веществ или с помощью определённых действий, возникновением понимания того, что существует определённый способ изменить своё психологическое состояние, испытать чувство подъёма, радости, экстаза. Далее формируется устойчивая последовательность прибегания к средствам аддикции. Сложные жизненные ситуации, состояния психологического дискомфорта провоцирует аддитивную реакцию. Постепенно такое поведение становится привычным типом реагирования на требования реальной интегральной части личности, т. е. возникает другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю.
Итак, в данной работе мы рассмотрели наиболее важные теоретические проблемы, возникающие при изучении психологии отклоняющегося поведения.
Мы постарались выяснить, что же такое отклоняющееся поведение, каковы его причины. Рассмотрели, что понимается под отклоняющимся поведением сегодня.
Как было сказано выше, под девиантным (отклоняющимся) поведением можно понимать: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
Отклонения могут происходить
в сфере индивидуального
Значение изучения этих проблем очевидно: отклоняющееся поведение представляет собой социальное и психологическое явление, которое имеет некоторые отклонения от признанных норм и законов, а иногда связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Сами отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д.
Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения можно только при глубоком изучении психологии отклоняющегося поведения.
Список использованной литературы:
1. Маркович Д. Ж. Общая социология: учебник – 3-е изд., – М.: Владос, 1998 г. – 432с.
2. Соколов В. М. Социология нравственного развития личности: учебное пособие – М.: Политиздат, 1986 г. – 240с.
3. Лаврененко В. П. Социология: учебник – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002 г. – 407с.
4. Волков Ю. Г. Социология в вопросах и ответах: учебное пособие – М.: Гардарики, 1999 г. – 374с.
5. Арефьев, А. Девиантные явления в среде учащейся молодёжи -Народное образование. 2003 г. - с. 193 -199.
Информация о работе Девиантное поведение личности: показатели, состояние, основные причины