Девиантное поведение несовершеннолетних, как проблема социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы – является изучения девиантного поведения несовершеннолетних, как проблема социальной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и типологию девиантного поведения;
рассмотреть причины и особенности девиантного поведения несовершеннолетних;
рассмотреть формы социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением.

Содержание работы

Введение 3
1 Девиантное поведение несовершеннолетних, как проблема социальной работы 6
1.1Сущность и типология девиантного поведения 6
1.2 Причины и особенности девиантного поведения несовершеннолетних 10
1.3 Формы социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением 19
Заключение 25
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.docx

— 77.58 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1 Девиантное поведение несовершеннолетних, как проблема социальной работы 6

   1.1Сущность и типология девиантного поведения 6

   1.2 Причины и особенности девиантного поведения несовершеннолетних 10

   1.3 Формы социальной работы с детьми и подростками с девиантным       поведением 19

Заключение 25

Список использованной литературы 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Происходящие в стране процессы демократизации охватывают самые  разнообразные социально-экономические  и общественно-политические сферы и структуры нашего общества. В настоящее время, среди решаемых проблем социально-экономического оздоровления, важное место занимает создание принципиально новой модели государственной системы социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Существовавшая прежде карательно-административная политика должна быть заменена на защитно-охранную, представленную комплексом мер адекватной медико-психологической, социально-психологической, социально правовой и социально-педагогической помощи и поддержки семье, детям и подросткам. Необходимость такой стратегии объясняется, прежде всего, теми крайне неблагоприятными тенденциями, которыми характеризуется динамика асоциальных проявлений в подростково-юношеской среде.

Ситуация в мире современного детства тревожна и опасна как  для детей, так и для будущего общества. В нынешних условиях значительная часть детей с девиантным поведением в прямом смысле этого слова оказались «ничейными». Нельзя сказать, что государство не уделяет внимания этим проблемам: подписана Международная Конвенция о правах ребенка, принят новый Семейный кодекс, отвечающий общепринятым международным нормам. Приняты законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних, дополнения к Федеральному Закону «Об основах социального обслуживания населения РФ».

Несмотря на это, ведомственная  разобщенность, а также отсутствие современных механизмов в управлении социальной сферы приводит к низкой эффективности использования этих средств. Отсутствуют структуры, которые бы отслеживали весь процесс реабилитации дезадаптированного ребенка и отвечали бы за конечные результаты.

Актуальность данной темы заключается в том, что  остается проблема девиантного поведения несовершеннолетних. Молодежная среда становится опасной криминогенной средой. Нарастают такие неблагоприятные тенденции, как «омоложение» преступности, усиление ее группового характера. Удельный вес в общем, числе лиц, состоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Из года в год растет число женских преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к омоложению женской преступности.

Растет число отклонений в нервно-психическом здоровье детей  и их физическом развитии. Особое беспокойство вызывает социальное сиротство, и, как  следствие, массовый характер приобретают  попрошайничество, беспризорность детей; нарастание таких негативных явлений в детской и подростковой среде, как наркомания и токсикомания, повышение криминальной активности детей. Растет насилие в семье. По-прежнему остается сложным положение детей из семей-беженцев.

 Социальные проблемы  детей имеют как общие, так  и региональные особенности, что  определяет региональную специфику  деятельности социальных структур и центров социальной защиты и поддержки детей. Сложность и комплексность проблем современного детства обуславливает настоятельную потребность в расширении центров социальной поддержки.

Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии - социальные работники.

Объектом исследования выступает  социальная помощь.

Предметом исследования являются основные формы социальной помощи несовершеннолетним с девиантным поведением по российскому законодательству.

Целью данной курсовой работы – является изучения девиантного поведения несовершеннолетних, как проблема социальной работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность и типологию девиантного поведения;
  • рассмотреть причины и особенности девиантного поведения несовершеннолетних;
  • рассмотреть формы социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением.

Методологической основой  структуры работы и логической связи  в ней вышеперечисленных вопросов послужили разработки отечественных  и зарубежных ученых в области социальной теории, психологии и теории управления. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по социальной теории, монографии и научные статьи в периодических изданиях, Указы Президента РФ, Федеральные Законы, Кодексы РФ, инструктивно-методический материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Девиантное поведение несовершеннолетних, как проблема

социальной работы

1.1Сущность и типология девиантного поведения

Поведение является важнейшей  социальной характеристикой личности. В зависимости от формы выражения, оно может быть вербальным и реальным. Первое складывается из различных высказываний, оценок, суждений и дает нам представление о внутреннем мире человека. Второе содержит определенные действии людей.

На основании сопоставления  этих действий с представлениями  о должном и неправильном, которые зафиксированы в моральных правилах, эстетических канонах, в иных социальных предписаниях, человеческое поведение расценивается положительно, если оно не противоречит общепринятым эталонам поступков, а человек руководствуется ими в своей повседневной жизни. И, наоборот, поведение людей, не совпадающее с нормами "нарушающее общественные правила, трактуется как девиантное (отклоняющееся) и антиобщественное1.

Одним из факторов, которые  определяют место индивида в обществе, является его отношение к праву, социально-правовой действительности, о характере действий человека в  правовой сфере можно судить по оценкам, которые зафиксированы в юридических нормах. Нормы поведения определяются условиями социальной жизни. На каждом этапе исторического развития, по мнению французского социолога Эмиля Дюркгейма, эти нормы – нечто внешнее и объективное. Личности необходимо найти способ адаптироваться к соответствующей системе норм. Когда же индивид эти нормы нарушает или идет нарушение в обществе в целом, возникают процессы дезорганизации 2.

Девиантное поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.

В соответствии с теорией  аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер3.

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам  личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения:

1.Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.

2.Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3.Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Девиантное поведение может выражаться в форме:

а) поступка (ударить человека по лицу);

б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или  проституцией);

в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной  группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).

Существует и иная трактовка  видов девиантного поведения:

1. Преступность - нарушение законов.

Более серьезные - караются заключением в тюрьму, а менее серьезные - штрафом. Больше всего преступлений в экономике, против личности и собственности.

2. Преступления без жертв. 

Проституция, наркомания, гомосексуализм, азартные игры.

Население к ним – более  терпимо. Усиливается тенденция  декриминализации этих преступлений, чтобы больше сил концентрировать на серьезной преступности.

3. Молодежная преступность

Молодежь - специфическая группа, отличающаяся особенностями в преступлениях. Важно не только наказывать, но и создавать систему реабилитации, где надо оптимально сочетать мягкость со строгостью. Воспитание - часто неэффективно.

Социально-активное поведение. Представляет собой наиболее высокий  уровень правомерного поведения, проявляющийся  в общественно полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере. Выражается в инициативном поведении, определяется развитым правосознанием4.

Привычное поведение выбирая вариант поведения, человек, обычно, действует избирательно. Используя метод "проб и ошибок", привыкает повторять те действия, за которыми следует устраивающий его результат. Таким образом вырабатывается привычка.

Правовые привычки, как  поведенческие регуляторы, играют существенную роль в процессе становления правомерного поведения. Осознанное усвоение правовых ценностей обеспечивает достаточно высокий уровень развития личности, если исполнение требований права происходит, хотя и привычно, но не бездумно, а со знанием дела5.

Конформистское поведение  представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих.

Мотивы такого поведения  характеризуют гражданскую несформированность личности. В свою очередь, это приводит к поведению ситуативному, зависящему от подчиненности внешнему признаку и примеру. Конформистская позиция индивида не позволяет ему сопротивляться внушаемым указаниям, отстаивать свой выбор поведения.

Маргинальное поведение, следование праву людей, правосознание  которых расходится с требованием правовых норм, относится к такому формально правомерному поведению как маргинальное, т.е. пограничное, выражает состояние индивида, находящегося на грани антиобщественного поведения, ведущего к правонарушению, но оно таким не становится по ряду причин.

Мотивами поведения могут  быть: угроза возможного наказания, собственные выгоды от правомерности и т.д. В правовом гране маргинальность характеризуется особым, "промежуточным", переходным между правомерным и противоправным состоянием личности, поведение которой вызывается как собственной социально-психологической деформированностью, так и определенным (вольным или невольным) провоцированием со стороны государственных институтов и общества в целом 6.

1.2 Причины и особенности девиантного поведения

несовершеннолетних

Отклоняющееся поведение  имеет сложную природу, обусловленную  самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.

Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской7.

К ним относятся:

- генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

- психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

Информация о работе Девиантное поведение несовершеннолетних, как проблема социальной работы