Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 14:16, контрольная работа
Проблема исследования: Основные причины девиантного поведения, определяются в настоящее время социальными факторами. В последнее время одним из доминирующих факторов девиантного поведения является системный кризис государства, экономики, общества в целом. Свое выражение он получил в виде достаточно высокого уровня социальной напряженности из-за невозможности отдельных слоев населения адаптироваться к низкому уровню жизни и социальным изменениям. Все это сопровождается криминализацией социальных институтов, отношений и общностей.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие девиантного поведения………………………….…………………...…4
2.Основные виды и формы проявления девиантного поведения, их характеристика…………………………………………………………………….....6
3. Причины девиантного поведения……………………........................................11
Заключение………………………………………………………………..…..…….17
Список использованной литературы…………………………………………..….19
3.Причины девиантного поведения
Девиантное поведение – это поступок человека или группы людей, который не соответствует общепринятым нормам. Причем определение такого поведения очень абстрактно, ведь любое общество имеет свои нормы и то, что в преступном мире считается общепринятой нормой – заработок на грабеже, то в ином обществе называется девиантом.
Виды и причины девиантного поведения могут быть позитивными и негативными. Позитивный девиант – это преодоление социальных норм для качественного изменения социального строя. А негативное девиантное поведение способствует разрушению, деградации.
Отклоняющееся поведение имеет
сложную природу, обусловленную самыми
разнообразными факторами, находящимися
в сложном взаимодействии взаимовлиянии.
Человеческое развитие обусловлено взаимодействием
многих факторов: наследственности, среды,
воспитания, собственной практической
деятельности человека. Можно выделить
пять основных факторов, обусловливающих
девиантное поведение.
Биологические факторы
Биологические факторы выражаются
в существовании неблагоприятных физических
или анатомических особенностей организма
человека, затрудняющих его социальную
адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно,
не о специальных генах, фатально обусловливающих
девиантное поведение, а лишь о тех факторах,
которые наряду с социально-педагогической
коррекцией требуют также и медицинской.
К ним относятся:
- генетические, которые передаются по
наследству. Это могут быть нарушения
умственного развития, дефекты слуха и
зрения, телесные пороки, повреждения
нервной системы. Данные поражения приобретаются,
как правило, еще во время беременности
матери в силу неполноценного и неправильного
питания, употребления ею алкогольных
напитков, курения; заболеваний матери
(физические и психические травмы во время
беременности, хронические и инфекционные
соматические заболевания, черепно-мозговые
и психические травмы, венерические заболевания);
влияние наследственных заболеваний,
а особенно наследственности, отягощенной
алкоголизмом;
- психофизиологические, связанные с влиянием
на организм человека психофизиологических
нагрузок, конфликтных ситуаций, химического
состава окружающей среды, новых видов
энергии, приводящих к различным соматическим.
аллергическим, токсическим заболеваниям;
- физиологические, включающие в себя дефекты
речи, внешнюю непривлекательность, недостатки
конституционно-соматического склада
человека, которые в большинстве случаев
вызывают негативное отношение со стороны
окружающих, что приводит к искажению
системы межличностных отношений в коллективе,
особенно у детей в среде сверстников.
Психологические факторы
Психологические факторы включают в себя наличие у ребенка психопатии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции. Люди с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.
Люди с акцентуированнными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. Например, у подростка наблюдается два направления развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.
Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей человека, сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких людей характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.
Эгоцентрическая позиция с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.
Социально-педагогические факторы
Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации.
Учебная дезадаптация школьника
проходит в своем развитии следующие стадии:
- учебной декомпенсации - состояние ребенка,
характеризующееся возникновением затруднений
в изучении одного или нескольких предметов
при сохранении общего интереса к школе;
- школьной дезадаптации - состояние ребенка,
когда наряду с возрастающими трудностями
в обучении на первый план выступают нарушения
поведения, выраженные в виде конфликтов
с педагогами, одноклассниками, пропусков
занятий;
- социальной дезадаптации - состояние
ребенка, когда отмечается полная утрата
интереса к учебе, пребыванию в школьном
коллективе, уход в асоциальные компании,
увлечение спиртными напитками, наркотиками;
- криминализации среды свободного времяпровождения.
Так, например, отчисление из школы детей
15-летнего возраста, что позволяется Законом
об образовании, выбрасывает детей на
улицу, где они не могут реально трудоустроиться.
Принимая во внимание, что такие дети как
правило, из малообеспеченных семей, можно
с уверенностью утверждать, что основные
и реальные способы добывания средств
существования у них будут носить криминальный
характер.
Важным фактором отклонений
в психосоциальном развитии ребенка является
неблагополучие семьи. Следует выделить
определенные стили семейных взаимоотношений,
ведущих к формированию асоциального
поведения:
- дисгармоничный стиль воспитательных
и внутрисемейных отношений, сочетающий
в себе, с одной стороны, потворство желаниям
ребенка, гиперопеку, а с другой - провоцирование
ребенка на конфликтные ситуации; или
характеризующийся утверждением в семье
двойной морали: для семьи - одни правила
поведения, для общества - совершенно другие;
- нестабильный, конфликтный стиль воспитательных
влияний в неполной семье, в ситуации развода,
длительного раздельного проживания детей
и родителей;
- асоциальный стиль отношений в дезорганизованной
семье с систематическим употреблением
алкоголя, наркотиков, аморальным образом
жизни, криминальным поведением родителей,
проявлениями мало мотивированной «семейной
жестокости» и насилия.
Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением) называют широкий спектр действий, наносящих вред ребенку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нем. Эти действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребенка.
Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно - ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и адаптации.
Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Для детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию (или посягательству), характерно также и нарушение полоролевой идентификации, страх перед любыми видами проявления сексуальности и др. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.
Социально-экономические и
морально-этические факторы
Социально-экономические факторы включают
социальное неравенство; расслоение общества
на богатых и бедных; обнищание значительной
массы населения; ограничение социально
приемлемых способов получения достойного
заработка; безработицу; инфляцию и, как
следствие, социальную напряженность.
Морально-этические факторы проявляются с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой - в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Не удивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.
Заключение.
Исходя из проблемы данной работы, мы рассмотрели множественные причины возникновения различных форм девиации в обществе.
Определение причин отклоняющегося поведения тесно связано с пониманием структуры и самой природы этого явления.
Социальная практика показывает, что форма и характер девиантного поведения обусловлены сочетанием разных причин - биологических, психических, социально-педагогических, социально-экономические и морально-этических.
В той или иной форме девиации в качестве главной может выступать каждая из этих причин или их сочетание.
Таким образом, существуют различные концепции в объяснении причин девиации.
Можно выделить общие, рассматривающие в качестве причин отклоняющегося поведения все те факторы, которые действуют одинаковым образом на всех членов общества. Но есть и специальные, пытающиеся учесть специфику личности, включая ее биологические, психические, социокультурные стороны.
Нельзя отбрасывать ни одну из них, поскольку поведение имеет сложный индивидуальный характер, а характер девиации всегда носит сугубо конкретную форму. Нет какого-то общего шаблона, применяя который можно было бы одинаково объяснить, например, причины возникновения наркомании и, одновременно, совершаемых преступлений.
Характер девиантного поведения, направленность энергетического потенциала человека зависят, во-первых, от того, как он научен отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, во-вторых, - от того, каким образом общество стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности.
Подчеркнем еще раз, девиантное поведение - естественная реакция человека на возникающее в обществе противоречие между социальной целью и социальными нормами ее достижения. Созидательные девиации выполняют важнейшие позитивные социальные функции. Они необходимы, чтобы общество было гибким и готовым к переменам. Девиантное и нормативное поведение - две равноценные составляющие социально-ролевого поведения. Для нормального протекания социогенеза девиантное поведение человека имеет не меньшее значение, чем его нормативное поведение.
Библиографический список использованной литературы
1. Агрессия: причины, следствия, контроль. Берковиц Л. - М.: 2002,- 257с.
2. Девиантное поведение детей и подростков. Шнейдер Л.Б. - М.: 2005,-336с.
3. Классическая социальная психология. Рогов Е.И. - М.: 2008,-215с.
4. Психология девиантного поведения.Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 192 с.
5. Психология девиантного поведения. Сыромятников И.В.: - М.:2000,-9с.
6. Социально – психологические особенности профилактики девиантного поведения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. Львова М. В. -Ярославль, 2000. – 94с.
7. Социология. Смелзер Н.Дж.- М.:2002.-132с.
8. Социальная психология агрессии. Крэйхи Б:. – СПб.:2003,-104с.
Информация о работе Девиантное поведение: сущность, классификация, причины