Девиантное поведение в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:30, реферат

Описание работы

В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства.

Содержание работы

1. Введение. Понятие девиантности
2. Основные виды девиантного поведения
3. формы девиантного поведения
3.1. Проституция
3.2. Алкоголизм
3.3. Наркомания
4. Заключение

Файлы: 1 файл

девиантное поведение в России.docx

— 42.07 Кб (Скачать файл)

Фактически алкоголь вошел  в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных  церемоний, праздников, способов времяпрепровождения  и решения личных проблем. Однако эта социокультурная традиция дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90 % случаев хулиганства, 90 % изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40 % других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70 % случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50 % всех разводов также связаны с пьянством.

Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий  представляет большую сложность. При  анализе алкогольной ситуации и ее динамики, как правило, используют три группы социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране:

  • уровень употребления алкоголя на душу населения и структура потребления;
  • характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного;
  • ущерб, причиняемый пьянством экономике и обществу.

 

В модели алкогольного потребления  учитываются следующие характеристики:

  • показатель уровня потребления алкоголя в сочетании с данными о структуре потребления;
  • регулярность потребления, длительность, связь с приемом пищи;
  • численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно;
  • распределение потребления алкоголя между мужчинами и женщинами, по возрастам и другим социально-демографическим признакам;
  • поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения в социокультурных и этнических группах.

 

В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления:

    1. ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений;
    2. усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.

Крайний вариант первого  направления – попытки введения «сухого закона» на территории некоторых  стран (Англия, США, Финляндия, Россия), но они не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя – не единственная и не главная причина существования  алкоголизма. Успешное решение проблемы преодоления пьянства и алкоголизма  требует учета экономического, социального, культурного, психологического, демографического, юридического и медицинского аспектов.

Алкогольная зависимость  формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется  в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, «потирание рук», эмоциональная приподнятость. Чем больше «алкогольный стаж» тем меньше удовольствия приносит выпивка.

На формирование алкоголизма  влияет несколько факторов: наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. К факторам способствующим алкоголизации  можно отнести низкий уровень  материального положения и образование.

Развитию алкоголизма  у подростков способствует ранее  приобщение к спиртному и формирование «алкогольного мышления». В Тюмени при обследовании детских садов  было установлено, что 30% девочек и 40% мальчиков уже пробовали пиво, а каждая пятая девочка и каждый четвертый мальчик пробовали  вино.

Если человек страдает какой-то формой олигофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности.

Для молодежи алкоголь средство для раскрепощения и преодоления  застенчивости, от которой страдают многие подростки.

 

Наркомания 

 

Наркомания от греч. narke – оцепенение и mania – бешенство, безумие. Это заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощению физических и психических функций организма. Всего насчитывается около 240 видов наркотических веществ растительного и химического происхождения. Наркомания (наркотизм) как социальное явление характеризуется степенью распространенности потребления наркотиков или приравненным к ним веществ без медицинских показаний; злоупотреблением наркотиков и болезненным (привычным) их потреблением. Международная Конвенция о психотропных веществах 1977 г. в качестве наркотиков рассматривает вещества, вызывающие зависимость (привыкание) на основе возбуждения или угнетения центральной нервной системы, нарушение моторных функций, мышления, поведения, восприятия, галлюцинации или изменение настроения.

К распространенным наркотическим веществам относятся:

  • Морфий и героин – алколойды опиума;
  • Снотворные средства, включающие так называемые барбитураты;
  • Гашиш (анаша, план, марихуана);
  • Стимулирующие средства, обладающие эффектом возбуждения нервной системы;
  • Кокаин – алколойд растения кока.

 

Точное количество россиян, злоупотребляющих наркотиками в  нашей стране, определить вряд ли возможно из-за несовершенства системы социального  контроля; но по некоторым оценкам, в 2006 г. их число могло составить от 1,5 до 6 млн человек, т. е. от 1 до 3 % всего населения. Подавляющее большинство наркоманов (до 70 %) – молодые люди в возрасте до 30 лет. Соотношение мужчин и женщин составляет примерно 10:1. Более 60 % наркоманов впервые пробуют наркотики в возрасте до 19 лет. Таким образом, наркомания – это прежде всего молодежная проблема, тем более что значительная часть наркоманов, особенно тех, кто употребляет так называемые «радикальные» наркотики (производные опийного мака), не доживает до зрелого возраста.

Наркомания имеет  социальные последствия. Для преступных элементов это легкий путь добывания  денег. Злоупотребление наркотиками  ведет к росту смертности, особенно среди молодежи и развитию целого “букета” соматических и психических  заболеваний.

На почве наркомании совершаются преступления, так как  в состоянии “ломки” наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для  совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими  и психологическими отклонениями, что  в свою очередь ведет к распаду  семьи. Наркоман деградирует как  личность, так как рабская зависимость  от наркотиков заставляет его совершать  аморальные поступки.

Одной из психологических  субъективных причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи  с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, неустроенный досуг, социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами в учебе или на работе, разочарование в людях.

Значительное  место в этнологии причин наркомании занимает личность наркомана. Имеются  в виду демографические, возрастные и социально-медицинские аспекты. Среди наркоманов преобладают мужчины. Другое важное обстоятельство – то, что этим недугом поражена, главным  образом, молодежь.

Мотивы наркомании:

  • удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;
  • испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой;
  • выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;
  • познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;
  • достижение “ясности мышления” или “творческого вдохновения”;
  • достижение чувства полного расслабления;
  • уход от чего-то гнетущего.

Питательной почвой для наркомании является микросреда. Большое значение играет семья, уличное  окружение. Появление хотя бы одного наркомана во дворе, на улице, в школе  на работе, пагубно влияет на окружающих. Первоначально наркотики дают как  угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги.

 

Заключение

 

Даже в самом  высокоорганизованном обществе не удается  достичь такого положения, когда  бы все его члены строго следовали  утвердившимся в нем нормам и  правилам, неукоснительно выполняя предписанные им социальные роли. В результате происходит нарушение этих норм, с которыми общество не может мириться и использует для этого механизм контроля. Такие  социальные отклонения, такое поведение  в социологии называется девиацией.

Развитие и  распространение девиации ведет  общество к аномальному состоянию  – социальной аномии, а эта последняя  в свою очередь становится почвой для новых девиаций.

Коррекционно-воспитательная деятельность - это деятельность направленая на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения подростка и формирование новых с целью достижения самореализации личности в обществе. Посредством коррекционно-воспитательной деятельности возможно успешно решить возникший конфликт личность—общество.

Необходимость в  коррекционно-воспитательной деятельности возникает в случаях отклонения в поведении подростка.

Среди основных направлений профилактики девиантного поведения важное место занимает медико-биологический подход. Его сущность — в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, патологией на биологическом уровне.

Социально-педагогический подход заключается в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

Особенности воспитательной работы классного руководителя с  учащимися девиантного поведения предполагает комплекс мероприятий направленных на изучение личности подростка девиантного поведения и разработку адекватных мер по его перевоспитанию.

Знание данных аспектов содержания работы с подростками  девиантного поведения поможет будущим учителям добиться эффективности в работе по их обучению и воспитанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М.: Гардарика, 1998.
  2. Гуревич П.С. Психология. - М.: Знание,1999.
  3. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. - М., 1982.
  4. Хасан Б.И., Дюндик Н.Н. и др. «Образование в области профилактики аддиктвных форм поведения».- М.: «Просвещение»,2001 .

 


Информация о работе Девиантное поведение в России