Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 23:17, реферат
Происходящие в стране процессы демократизации охватывают самые разнообразные социально-экономические и общественно-политические сферы и структуры нашего общества. В настоящее время, среди решаемых проблем социально-экономического оздоровления, важное место занимает создание принципиально новой модели государственной системы социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Существовавшая прежде карательно-административная политика должна быть заменена на защитно-охранную, представленную комплексом мер адекватной медико-психологической, социально-психологической, социально правовой и социально-педагогической помощи и поддержки семье, детям и подросткам. Необходимость такой стратегии объясняется, прежде всего, теми крайне неблагоприятными тенденциями, которыми характеризуется динамика асоциальных проявлений в подростково-юношеской среде.
Введение
Глава 1. Девиантное поведение как проблема социальной работы
1.1 Понятие и причины девиантного поведения
1.2 Формы проявления девиантного поведения
Глава 2. Социальная работа с подростками девиантного поведения
2.1 Основные направления работы с детьми девиантного поведения в государственных учреждениях
2.2 Социальный контроль девиантного поведения
Заключение
Список используемой литературы
2. Существенное сужение
репрессивных мер воздействия. Лишение
свободы приводит личность к
социальной и нравственной
3. Создание гибкой и
разветвленной системы
4. Нравственное возрождение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы слова и совести, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни - важнейший фактор девиантного поведения). Создание «институтов согласия» и «институтов посредничества», которые принимали бы на себя функции уголовного и административного правоприменения сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.
5. Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и откровенного секса. Ориентация молодежи на продукцию черного рынка, где проповедуется культ насилия, формирует криминальные установки и ущербное самосознание.
6. Изменение менталитета
российских граждан, выросших в
условиях тоталитаризма. Формирование
средствами массовой
7. Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями социального «дна»: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников - всех тех, кто уже сегодня работает с девиантами.
Заключение
Проблема девиантного поведения детей и подростков является сложной социальной реальностью, требующей координации усилий теоретиков и практиков. В настоящее время взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, деформации межличностных связей, разнообразия поколений, утраты многих традиций. Нестабильность ситуации в обществе, отторжение значительного количества населения от общественно значимых форм деятельности обуславливает значительный рост социальных девиаций, особенно среди несовершеннолетних. Чтобы устранить нависшую над обществом угрозу девиантного поведения несовершеннолетних необходимо как можно быстрее централизовать и четко скоординировать программы непрерывного, целенаправленного действия, которые включала бы в себя:
- привлечение государственные
структурами и, прежде всего органами
исполнительной власти всех
- организацию работы по
месту жительства в
- обеспечение востребованности
услуг, связи молодежи с подростково-
- принятие мер не только
по недопущению сокращения
- оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
- гуманизация социальной среды.
Для российского общества, существенным является объединение усилий ведомств, интеграция всех форм и направлений социальной работы в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям, которая соответствует прогрессивному развитию общества и формированию благоприятной для личности общественной ситуации в целом. [14, с.48-50]
Современный этап требует обобщения опыта в целях создания в социуме условий и механизмов оптимальной социализации молодежи.
Современный этап - это переход к новому уровню социальной работы: от отдельных и традиционных технологий к государственный межведомственной политике социальной работы, созданию системы подрастково-молодежных клубов и социальных служб в социуме с разветвленной инфраструктурой.
Деятельность клубов направлена на развитие личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг, оказание социальной помощи в интересах личности, общества, государства.
При этом должны решаться следующие задачи:
- создание необходимых
условий для личностного
- социальная адаптация подростков и молодежи;
- предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних;
- профилактика наркомании и разных форм зависимостей;
- оказание социально-
- другие виды услуг, вытекающие
из уставной деятельности
Для реализации этих задач немаловажно определение идеологии работы, отработка современной нормативно-правовой базы, информационно-методическое и кадровое обеспечение.
Следующий этап требует выделения приоритетных направлений, конструирование авторских программ, внедрение, апробирования и отработку различных форм работы.
На уровне региона должна функционировать система организаций и служб, осуществляющих социальную диагностику девиантного поведения. Некоторые из этих организаций уже созданы, однако недостатками их деятельности является нарушение принципа системности в работе по профилактике девиантного поведения, отсутствие ориентации на конечный профилактический результат в деятельности всех органов, преобладание карательных мер применительно как к детям, так и их родителям.
В целом необходима дальнейшая разработка государственной системы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.
В современных условиях молодой человек, перестав быть только объектом воздействия со стороны государства, становится субъектом такого взаимодействия, что требует от него новых качеств, способности к саморазвитию, самореализации.
Частью научного обоснования профилактики девиантного поведения является практика проведения научно-практических конференций по проблемам девиантного поведения межрегионального, регионального масштабов с участием теоретиков и практиков. Необходимо продолжить и расширить данное направление изучения процесса девиантного поведения.
Список используемой литературы
1. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России. М., 1995. № 2.
2. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 1988.
3. Гендерные аспекты социальной трансформации/Отв. Peд. M.А. Малышева. - М-. Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, 1996.
4. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. Пособие. СПб., 1993.
5. Иванников В.А. Задачи социальной службы помощи детям // Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекиция. М., 1992.
6. Менеджмент социальной работы: Учеб.пос. для студентов вузов/под ред. Е.И. Комаровой. - М.: изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с
7. Мельников В.П. История социальной работы в России: Учеб. пособие. - М.: Изд-во «Маркетинг», 2001. - 344 с
8. Научно-популярный журнал «Социальная работа» №3 2005
9. Научно-популярный журнал «Социальная работа» №8 2004
10. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо и зло // Социс. - 1998.-№9.
11. Общественно-информационный
журнал «Социальное
12. Общественно-информационный
журнал «Социальное
13. Основы социальной работы: Учеб./отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд, - М.: ИНФРА-М, 2001. - 395 с.
14. Принцип активизации в социальной работе/под ред. Ф.Парслоу; пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 223 с.
15. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку/Отв. Ред. - П.Д. Павленок. - М.: ГАСБУ, 1994.
16. Просветительский журнал
по социальным вопросам «
17. Просветительский журнал
по социальным вопросам «
18. Работа с детьми «группы риска». Методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Хананашвили. М., 1999.
19. Социальная защита населения:
опыт организационно-
20. Социальная работа/ под ред. проф. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 576 с.
21. Социальная реабилитация
безнадзорных детей и
22. Теория социальной работы: Учебник/ под ред. проф. Е.И. Холостова. - М.: Юристъ, 1999, - 334 с.