Девиантое поведение и причины девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 03:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ теоретических основ девиантного поведения.
Для достижения цели рассмотрим следующие задачи:
1. Определим сущность и содержание девиантного поведения.
2.Выявим основные причины девиантного поведения.
3. Проанализируем основные виды девиантного поведения.

Содержание работы

Введение 4
1Теоретические основы изучения девиантного поведения 6
1.1 Сущность и содержание девиантного поведения 6
1.2 Причины девиантного поведения 8
2 Основные виды девиантного поведения 15
2.1 Преступность, как вид девиантного поведения 15
2.2 Алкоголизм, наркомания 17
2.3 Проституция – вид социально-отклоняющегося поведения 20
2.4 Суицид, как пассивный вид девиантного поведения 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

План, Введение.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 4

1Теоретические основы изучения девиантного поведения  6

1.1 Сущность и содержание девиантного поведения  6

1.2 Причины девиантного поведения  8

2 Основные виды девиантного поведения 15

2.1 Преступность, как вид девиантного поведения 15

2.2 Алкоголизм, наркомания  17

2.3 Проституция – вид социально-отклоняющегося поведения 20

2.4 Суицид, как пассивный вид девиантного поведения 22

Заключение 26

Список использованной литературы 28

 

Введение

 

Практически вся  жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку. Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.

Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что  девиантное поведение, понимаемое как  нарушение социальных норм, приобрело  в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие  это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля.

Проблема девиантного  поведения является одной из важнейших  для будущего России и всего человечества, т.к. через некоторое время, получив поверхностное и однобокое образование, невоспитанное поколение без достаточного понимания, а порой и при полном отсутствии морально-нравственных норм станут руководителями различных уровней и рангов, вплоть до руководства страной. Отсюда вытекает необходимость самого пристального внимания к этой проблеме и срочных мер для ее решения.

Предмет исследования - понятие, причины, виды девиантного поведения.

Объект исследования – девиантное поведение.

Целью данной курсовой работы является анализ теоретических основ  девиантного поведения.

Для достижения цели рассмотрим следующие задачи:

1. Определим сущность и содержание девиантного поведения.

2.Выявим основные  причины девиантного поведения.

3. Проанализируем основные виды девиантного поведения.

Методологической  основой исследования выступают  труды следующих ученых:  Вихрев М.Н. Проблемы девиантного поведения в современном обществе, Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория, Змановская Е.В. Девиантология, Зубенко В. Девиантное поведение: сущность, причины, профилактика, Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения, Ланцова Л.А. Социологическая теория девиантного поведения.

Методы исследования:

1.Диалектический метод.

2.Историко-правовой метод.

3.Сравнительно-правовой  метод.

4.Формально-логический  метод.

5.Статистический метод.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

1Теоретические основы изучения девиантного поведения

1.1 Сущность и содержание девиантного поведения

 

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного  функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личного социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права [30, с.52].

Отклоняющееся поведение, отмечает Вихрев М.Н., «это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако, девиантное отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед» [4, с.63].

Нормы - правила  поведения, принятые в том или  ином обществе и существующие как  в законодательных актах, так и на уровне бытового сознания. Таким образом, нормы - это не только предписания, указывающие на социально одобряемые алгоритмы поведения и наказания за нарушения данных алгоритмов, но и отражение фактического поведения.

Соответственно, любое поведение, отклоняющееся от существующих общественных правил, девиантное поведение, трактовалось как недопустимое. Следовательно, девиация - это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением.

У истоков изучения девиантного поведения стоял  французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как «состояние общества, когда старые нормы и  ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились» [9, с.122].

Конституированию  в качестве самостоятельного научного направления теория девиантного  поведения обязана, прежде всего, Р. Мертону и А. Коэну. Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению.Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое «идет вразрез с институционализированными ожиданиями», а Д. Уолш утверждает, что «социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус» [17, с.69]. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присуще определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства.

Более широкую  трактовку определения девиации дает Г.А. Аванесов: «Под отклоняющимся  поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам» [1, с.28], то есть речь идет о нарушении любых социальных норм.

Отклонения  могут происходить в сфере  индивидуального поведения, они  представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.

Как пишет профессор Калифорнийского  университета в Беркли (США) Нейл Джозеф Смелзер, «девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий» [26, с.99]. Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет 3 основных компонента девиации:

1) человека, которому свойственно  определенное поведение;

2) норму или ожидание, являющееся критерием оценки  поведения как девиантного;

3) другую группу  или организацию, реагирующую  на данное поведение [26, 101].

Таким образом, под девиантным поведением понимают:

1) поступок, действия  человека, не соответствующие официально  установленным или фактически  сложившимся в данном обществе  нормам (стандартам, шаблонам);

2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

 

 1.2. Причины девиантного поведения

 

В социологии девиантного  поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения. Так, Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия» (состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения [25, с.22]. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.

В современной  отечественной социологии несомненный  интерес представляет позиция Я.И. Гилинского, считающего источником девиации «наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп» [6, с.69].

Каждая из позиций  имеет право на существование, т.к. дает срез реально действующих общественных отношений. В то же время их авторов  объединяет стремление найти единый источник причинности для различных форм девиаций. Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти взаимосвязи могут носить вид индукции нескольких форм социальной патологии, когда одно явление усиливает другое. К примеру, алкоголизм способствует усилению хулиганства. В других случаях, наоборот, установлена обратная корреляционная зависимость (уровни убийств и самоубийств).

Существует  и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация  прежних норм поведения. Устоявшиеся способы деятельности не приносят желаемых результатов. Рассогласование между ожидаемым и реальностью повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля.

Профессор В.Н. Иванов выделяет такие причины девиации как: те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализация», т.е. его неустойчивость, «промежуточность», «переходность», распространение различного рода социальных патологий. «Главный признак маргинализации, - пишет Е. Стариков, - разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи». Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую же очередь восстанавливаются. Медленнее всего восстанавливаются  духовные связи, ибо они зависят от известной «переоценки ценностей» [27, с.52].

Одной из характерных  социального поведения маргиналов является снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Одним из самых тяжелых последствий этого для общества является его примитивизация, проявляющаяся в производстве, в быту, в духовной жизни. Основным социальным источником усиления маргинализации общества является растущая безработица в ее явных и скрытых формах.

Под влиянием происходящих в обществе изменений, вызванных рыночными реформами, часть маргиналов будет продолжать движение по нисходящей, т.е. опускаться на социальное дно (люмпенизироваться). Вторая часть маргиналов находит постепенно способы  адаптации к новым реальностям, обретает новый социальный статус, новые социальные связи и качества. Они заполняют новые ниши в социальной структуре общества, начинают играть более активную, самостоятельную роль в общественной жизни.

Другая группа причин связана с распространением различного рода социальных патологий. В частности, ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения. Нельзя не отметить, что среди различных видов социальных отклонений широкое распространение получил в последнее время социальный паразитизм в форме бродяжничества, попрошайничества и проституции. Для него характерна прогрессирующая устойчивость, превращающая подобное социальное отклонение в образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация сугубо на нетрудовые доходы).

Опасность этого  паразитизма, отмечает Змановская Е.М., опасна в любой форме. Так, например, люди, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи, помогают сбыть краденое. Девиантность возникает уже в процессе первичной социализации человека. Она связана с формированием мотивации, социальных ролей и статусов человека в прошлом и настоящем, которые противоречат друг другу. Например, роль школьника не совпадает с ролью ребенка. Мотивационная структура человека носит амбивалентный характер, в ней находятся как позитивные (конформные), так и негативные (девиантные) мотивы действий [12, с.97].

Информация о работе Девиантое поведение и причины девиантного поведения