Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 03:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ теоретических основ девиантного поведения.
Для достижения цели рассмотрим следующие задачи:
1. Определим сущность и содержание девиантного поведения.
2.Выявим основные причины девиантного поведения.
3. Проанализируем основные виды девиантного поведения.
Введение 4
1Теоретические основы изучения девиантного поведения 6
1.1 Сущность и содержание девиантного поведения 6
1.2 Причины девиантного поведения 8
2 Основные виды девиантного поведения 15
2.1 Преступность, как вид девиантного поведения 15
2.2 Алкоголизм, наркомания 17
2.3 Проституция – вид социально-отклоняющегося поведения 20
2.4 Суицид, как пассивный вид девиантного поведения 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Содержание
Введение 4
1Теоретические основы изучения девиантного поведения 6
1.1 Сущность и содержание девиантного поведения 6
1.2 Причины девиантного поведения 8
2 Основные виды девиантного поведения 15
2.1 Преступность, как вид девиантного поведения 15
2.2 Алкоголизм, наркомания 17
2.3 Проституция – вид социально-отклоняющегося поведения 20
2.4 Суицид, как пассивный вид девиантного поведения 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Введение
Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку. Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля.
Проблема девиантного поведения является одной из важнейших для будущего России и всего человечества, т.к. через некоторое время, получив поверхностное и однобокое образование, невоспитанное поколение без достаточного понимания, а порой и при полном отсутствии морально-нравственных норм станут руководителями различных уровней и рангов, вплоть до руководства страной. Отсюда вытекает необходимость самого пристального внимания к этой проблеме и срочных мер для ее решения.
Предмет исследования - понятие, причины, виды девиантного поведения.
Объект исследования – девиантное поведение.
Целью данной курсовой работы является анализ теоретических основ девиантного поведения.
Для достижения цели рассмотрим следующие задачи:
1. Определим сущность и содержание девиантного поведения.
2.Выявим основные причины девиантного поведения.
3. Проанализируем основные виды девиантного поведения.
Методологической основой исследования выступают труды следующих ученых: Вихрев М.Н. Проблемы девиантного поведения в современном обществе, Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория, Змановская Е.В. Девиантология, Зубенко В. Девиантное поведение: сущность, причины, профилактика, Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения, Ланцова Л.А. Социологическая теория девиантного поведения.
Методы исследования:
1.Диалектический метод.
2.Историко-правовой метод.
3.Сравнительно-правовой метод.
4.Формально-логический метод.
5.Статистический метод.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1Теоретические основы изучения девиантного поведения
1.1 Сущность и содержание девиантного поведения
Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личного социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права [30, с.52].
Отклоняющееся поведение, отмечает Вихрев М.Н., «это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако, девиантное отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед» [4, с.63].
Нормы - правила поведения, принятые в том или ином обществе и существующие как в законодательных актах, так и на уровне бытового сознания. Таким образом, нормы - это не только предписания, указывающие на социально одобряемые алгоритмы поведения и наказания за нарушения данных алгоритмов, но и отражение фактического поведения.
Соответственно, любое поведение, отклоняющееся от существующих общественных правил, девиантное поведение, трактовалось как недопустимое. Следовательно, девиация - это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.
О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением.
У истоков изучения девиантного поведения стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как «состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились» [9, с.122].
Конституированию в качестве самостоятельного научного направления теория девиантного поведения обязана, прежде всего, Р. Мертону и А. Коэну. Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению.Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое «идет вразрез с институционализированными ожиданиями», а Д. Уолш утверждает, что «социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус» [17, с.69]. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присуще определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства.
Более широкую трактовку определения девиации дает Г.А. Аванесов: «Под отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам» [1, с.28], то есть речь идет о нарушении любых социальных норм.
Отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.
Как пишет профессор
1) человека, которому свойственно определенное поведение;
2) норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного;
3) другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение [26, 101].
Таким образом, под девиантным поведением понимают:
1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
1.2. Причины девиантного поведения
В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения. Так, Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия» (состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения [25, с.22]. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.
В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я.И. Гилинского, считающего источником девиации «наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп» [6, с.69].
Каждая из позиций
имеет право на существование, т.к.
дает срез реально действующих
Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Устоявшиеся способы деятельности не приносят желаемых результатов. Рассогласование между ожидаемым и реальностью повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля.
Профессор В.Н. Иванов выделяет такие причины девиации как: те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализация», т.е. его неустойчивость, «промежуточность», «переходность», распространение различного рода социальных патологий. «Главный признак маргинализации, - пишет Е. Стариков, - разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи». Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую же очередь восстанавливаются. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от известной «переоценки ценностей» [27, с.52].
Одной из характерных
социального поведения
Под влиянием происходящих в обществе изменений, вызванных рыночными реформами, часть маргиналов будет продолжать движение по нисходящей, т.е. опускаться на социальное дно (люмпенизироваться). Вторая часть маргиналов находит постепенно способы адаптации к новым реальностям, обретает новый социальный статус, новые социальные связи и качества. Они заполняют новые ниши в социальной структуре общества, начинают играть более активную, самостоятельную роль в общественной жизни.
Другая группа причин связана с распространением различного рода социальных патологий. В частности, ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения. Нельзя не отметить, что среди различных видов социальных отклонений широкое распространение получил в последнее время социальный паразитизм в форме бродяжничества, попрошайничества и проституции. Для него характерна прогрессирующая устойчивость, превращающая подобное социальное отклонение в образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация сугубо на нетрудовые доходы).
Опасность этого паразитизма, отмечает Змановская Е.М., опасна в любой форме. Так, например, люди, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи, помогают сбыть краденое. Девиантность возникает уже в процессе первичной социализации человека. Она связана с формированием мотивации, социальных ролей и статусов человека в прошлом и настоящем, которые противоречат друг другу. Например, роль школьника не совпадает с ролью ребенка. Мотивационная структура человека носит амбивалентный характер, в ней находятся как позитивные (конформные), так и негативные (девиантные) мотивы действий [12, с.97].
Информация о работе Девиантое поведение и причины девиантного поведения