Деятельность общеобразовательных школ Республики Хакасия в оценках местных жителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:50, статья

Описание работы

Школа как социальная организация создана государством, однако её существование обусловлено институциональными характеристиками. Она существует для удовлетворения потребности общества в передачи знаний и социализации. Нормативно-подушевое финансирование ставит школу перед проблемой выживания в конкурентной борьбе. Администрации школы приходится искать дополнительные средства и ресурсы для реализации функций. Это заставляет директоров выходить в общественность, поддерживать связи не только с другими образовательными учреждениями, Управлением и Министерством образования, Институтами повышения квалификации педагогических работников, ей необходимо налаживать отношения также с так называемым местным сообществом.

Файлы: 1 файл

Костюнина_10.docx

— 20.22 Кб (Скачать файл)

Костюнина А.А.

Деятельность общеобразовательных школ Республики Хакасия

в оценках местных жителей

 

Школа как  социальная организация создана  государством, однако её существование  обусловлено институциональными характеристиками. Она существует для удовлетворения потребности общества в передачи знаний и социализации. Нормативно-подушевое финансирование ставит школу перед проблемой выживания в конкурентной борьбе. Администрации школы приходится искать дополнительные средства и ресурсы для реализации функций. Это заставляет директоров выходить в общественность, поддерживать связи не только с другими образовательными учреждениями, Управлением и Министерством образования, Институтами повышения квалификации педагогических работников, ей необходимо налаживать отношения также с так называемым местным сообществом. Под местным сообществом школы мы понимаем группу людей, проживающих на одной территории, а именно в непосредственной близости от школы (микрорайон школы, село или несколько смежных сел района). [1]

По  данным проведенного исследования1 выяснилось, что местное сообщество школ Республики Хакасия нельзя оценить как активное, жизнеспособное. Это происходит по причине отсутствия идентификации себя с ней. Ему не хватает сплоченности, заинтересованности, рационального взаимодействия со школой с целью совместного развития. Местное сообщество школы имеет зачастую скудные представления о ней и ее деятельности. В особенности это касается выпускников и социального окружения школы, редко посещающих ее и не заинтересованных информацией о ней. Высокая частота и положительный характер посещений по эффектам повторения и социального контекста [2] создают благоприятное впечатление о школе и воздействуют на стремление взаимодействовать с ней дальше.

Городское население  характеризуется отсутствием интересов  по отношению к школе, рыхлостью как взаимодействий, так и стереотипов о ней. Существуют лишь стереотипы о конкретном классе, учителе, ученике. Это говорит и о незаинтересованности местного сообщества школой, отсутствием идентификации себя с ней.

В сплоченном сельском сообществе стереотип формируется  быстрее в силу более частых, многосторонних контактов жителей друг с другом. Школа взаимодействует с населением в большей степени, приглашая  на проведение мероприятий, участвуя в  жизни села. Мнения здесь основаны на более содержательной и регулярной информации, что делает их достоверными, лишенными вымыслов. Однако и здесь школы стараются поддерживать контакты только с малочисленным активным населением, не привлекая внимание остальных. В большей степени это касается населенных пунктов, смежных селу, в котором располагается школа.

Школа должна осознать, что теперь она самостоятельный  и самодостаточный организм. Если есть необходимость привлечения  сообщества к решению школьных проблем, то именно ей должна принадлежать инициатива побуждения его к этому. Городские  школы практически бездейственны  здесь. Сельская школа всегда осознавала жизненную потребность в налаживании  контактов между школой и селом, по возможности укрепляла эту  связь. Но директора таких школ ориентированы  скорее на поддержку существования, чем на развитие. В новых условиях перехода к автономности им будет  так же тяжело, как и городским. Там, где сотрудничество школы и  местного сообщества состоится и  станет нормой взаимодействия, там  произойдет понимание и узнавание  друг друга, что положительно скажется на деятельности школы в будущем.

 

Список литературы:

  1. Зеленецкая Т.И., Костюнина А.А., Мараева И.В. Механизмы взаимодействия школы и местного сообщества в процессе государственно-общественного управления. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2010. – 118 с.
  2. Змановская Е. В. Имидж и стереотипы [Электронный ресурс]. – URL: http://www.treko.ru/ show_article_ 528 (дата посещения 14.10.2012).
  3. Пискунов, М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования / М.С. Пискунов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 1999. – №5. – С.–45-55.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в 2010г. Было опрошено местное сообщество 13 школ Республики Хакасия. Нас интересовало мнение различных социальных групп: выпускников, родителей учащихся и остального окружения школы.


Информация о работе Деятельность общеобразовательных школ Республики Хакасия в оценках местных жителей