Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:17, контрольная работа
Проанализировать структуру производственной группы, указать тип группы, её поведение, роли которые исполняют другие члены группы, а также составить ролевой набор для руководителей группы (можно по отдельности успешного и неуспешного руководителя).
Составить (описать) социальный портрет коллектива, по месту трудовой деятельности.
При выполнении задания использовать следующие критерии:
1. Внутригрупповая интеграция
1) Отсутствие (наличие) конфликтов, их степень проявления в коллективе.
2) Развитость контактов в группе.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
«Национальный исследовательский
Томский политехнический
Институт
дистанционного образования
Менеджмент
Диагностика производственной группы
Индивидуальное домашнее задание № 1
по дисциплине:
Социология управления
Исполнитель: |
|||||
студент группы |
З-3А11/17 |
Юдаева Ирина Юрьевна |
01.05.2013 | ||
Руководитель: |
| ||||
преподаватель |
|||||
Томск ¾ 2013
Вариант 7
Проанализировать структуру производственной группы, указать тип группы, её поведение, роли которые исполняют другие члены группы, а также составить ролевой набор для руководителей группы (можно по отдельности успешного и неуспешного руководителя).
Составить (описать) социальный портрет коллектива, по месту трудовой деятельности.
При выполнении задания использовать следующие критерии:
1. Внутригрупповая интеграция
1) Отсутствие (наличие) конфликтов,
их степень проявления в
2) Развитость контактов в группе.
3) Основные групповые нормы.
2. Стабильность группы
1) Текучесть кадров.
2) Сменяемость руководства.
3. Самоуправляемость (Принятие коллективом решений).
4. Кадровый состав коллектива
1) Уровень квалификации.
2) Возраст, стаж работы.
Выбранная организация по своим функциям и целям относится к производственным. Организация занимается экономической деятельностью, производством и реализацией собственной продукции. Организация по своим масштабам, по численности достаточно велика, потому что включает в себя и разработку продукции, её изготовление, реализацию продукции через федеральную сеть розничных магазинов. Поэтому предметом исследования будет является одно из отделений розничной сети.
Выбранная производственная группа по своему типу относится к малым группам. Она является звеном, соединяющим человека со всей организацией. Группа немногочисленна, в составе 6 человек, члены которой объединены общей деятельностьюи находятся в непосредственном личном общении. Все члены группы объединены общей целью, заданной организацией, выполнением планов , повышением качества обслуживания, наращиванием производственных мощностей (увеличением товарооборота компании). Члены группы постоянно находятся в контакте с друг другом, происходит обмен информацией как на профессиональном уровне, так и на межличностном.
Группа имеет совместно-
Управляющий -1 человек
Страший консультант — 2 человека
Продавец-консультант — 3 человека
В свою очередь должность имеет разные категории, они присваиваются на основании личных и групповых показателей. Категории выражены в денежном эквиваленте и сохраняются до следующей аттестации. Группе присуща «ясность» и «приемлемость» ролей, т. е. все члены группы четко представляют свою трудовую деятельность, понимают её содержание и способы осуществления и готовы к её сознательному выполнению. В приведенной ниже таблице более подробно рассмотрим роли Старшего консультанта и Продавца-консультанта.
Старший консультант |
Продавец-консультант |
Исполнитель |
Исполнитель |
Наставник |
Ученик |
Психолог |
Психолог (в работе с покупателями) |
Дипломат |
Актер (в работе с покупателями) |
Воспитатель |
|
Психолог (в работе с покупателями) |
|
Актер (в работе с покупателями) |
|
Координатор |
В пределах одной группы члены этой группы могут выполнять функциональных ролей, которые определяются должностными инструкциями. Инструкция служит средством внутреннего контроля ( самоконтроля) и внутренней регуляции деятельности личности. Ответственность является ориентацией на выполнение определенных требований, норм, образцов. Но члены группы выполняют не только функциональные роли, но и определенные роли в системе неформальных отношений. Они являются следствием индивидуальных особенностей личности.
Индивид в группе занимает определенную позицию, место - статус. Он с одной стороны соответствует формальной структуре, а с другой — неформальной. Так например Старший продавец полностью заменяет Управляющего (на время отпуска), принимая на себя ответственность соответствующей должности управляющего. Статус Старшего Консультанта формальный переходит в неформальный ( по возвращении Управляющего). Вв процессе замещения Управляющего члены группы находятся в подчинении у Старшего консультанта и воспринимают его как руководителя. В дальнейшем Старший консультант возвращается к своим обязанностям, но члены группы прислушиваются к его мнению, т. к. статус этого индивида изменился.
От выполнения различных статусных
ролей ожидается выполнение некоторых
функций определенного
Рассмотрим более подробно деятельность руководителя группы — управляющего. Деятельность руководителя напрвлена на успешное выполнение поставленных перед группой задач ( выполнение плановых показателей, повышение ККО), что является одной из важнейших составляющих эффективности всей организации.
Рассмотрим на примере таблице ролевой набор для эффективного руководителя и неэффетивного.
Эффективный руководитель |
Неэффективный руководитель | ||
Роль |
Личностные качества |
Роль |
Личностные качества |
Наставник |
Лидерство |
Интраверт | |
Координатор |
Самодисциплина |
Исполнитель |
|
Учитель |
Самостоятельность |
Ученик |
Инфантильность |
Психолог |
Исполнительность |
Необязательность | |
Дипломат |
Ответственность |
Агрессор |
Безответственность |
Судья |
Инициативность |
Прокурор |
Безынициативность |
Мотиватор |
Коммуникабельность |
Демотиватор |
Необщительный |
Дипломатичность |
Прямолинейный | ||
Гибкость |
Консервативный | ||
Решительность |
Нерешительность |
В исследуемой группе руководителя можно отнести к эффективным руководителям. Сочетание личностных качеств, присущих руководителю, выполнение формальных и неформальных ролей в процессе трудовой деятельности, уважительное отношение подчиненных говорит об эффективном управлении исследуемой группы.
В исследуемой группе присутствуют правила регуляции поведения членов группы на основе представления о должном и желательном. Официальные нормы прописаны в виде требований организации, а неофициальные возникли в процессе становления группы. Нарушение установленных групповых норм влечет за собой применение групповых санкций как формальных(например -штраф), так и неформальных (напрмер — осуждение со стороны остальных членов группы). Действуют и поощрительныйе групповые санкции: награды, премии, одобрение, уважение членов группы.
Все члены группы приблизительно одного возраста, образования, пола, что безусловно способствует развитию межличностных отношений. Группу можно назвать гомогенной.
В процессе трудовой деятельности периодически возникают конфликты. Данный конфликт можно назвать: конфликтом между личностью и группой. Возникает он из-за невыполнения или несоответствия какого-либо члена группы нормам принятым в коллективе (ошибки в документации, понижение качества обслуживания ). В ситуации возниконовения конфликта решающая роль отводится руководителю. Управляющий в силу своих способностей и полномочий разрешает конфликтную ситуацию.
Исследуемая группа стабильна в плане текучести кадров. Группа создана в октябре 2011г. И успешно работает — 19 мес. Текучесть кадров была в первые месяцы работы организации на момент становления коллектива. В данный момент самый «молодой» член группы отработал 15 мес. Руководство с момента создания организации не менялось. Следовательно можно сказать, что в исследуемой группе отсутствует текучесть кадров.
В ситуации возникновения каких либо вопросов, касающихся непосредственно группы, Управляющий созывает собрание на котором все члены группы высказываются и принимают решение. В ситуациях отсутствия руководителя - решения принимает заменяющий его сотрудник. В отсутствие Управляющего группа может самостоятельно успешно функционировать. Руководитель регулярно делегирует полномочия Старшим Консультантам, те в свою очередь занимаются обучением Продавцов-Консультантов.
Уровень профессиональных знаний всех членов группы достаточно высок. В организации 3 раза в год проходят треннинги с привлечением высококвалифицированных специалистов. Регулярно проводятся обучения, треннинги непосредственно на рабочих местах. Все члены группы — высококвалифицированные специалисты в области своей трудовой деятельности. Имея за плечами опыт работы в различных сферах, применяют с успехом свои навыки и знания в своей сегодняшней трудовой деятельности. Все члены группы ежемесячно, ежеквартально поощряются организацией за свои успехи и достижения. Средний возраст группы — 26 лет, стаж от 10лет.
В исследуемой группе наблюдается групповая динамика. Группа постоянно двигается в перед увеличивая показатели, повышая свой профессионализм. Это показывает, что в группе у всех членов — общие цели, нормы. Группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, поскольку являет собой объединение равно полезных друг-другу членов. Каждый их них находит пребывание в данной группе больше пользы, чем в любой другой.